БОЛЬШОЙ КРУИЗ НА ТЕПЛОХОДЕ "АМСТЕРДАМ"

20 января. Остров Пасхи


Четыре полных дня от Перу до острова Пасхи мы провели в Тихом океане, и за это время мы ни разу не увидели ни землю, ни любое другое судно. Нас окружала только вода. Перестали приниматься спутниковые каналы телевидения (никто не ведет вещание на ту часть планеты, где нет людей), практически прекратил работу интернет. Мы были одни среди огромной водной пустыни.

Однако Тихий океан - все же не пустыня, а вполне обитаемое место: на его островах проживает множество людей, а острова эти раскиданы почти по всему огромному океану. Делятся они на три группы: в западной части океана это Микронезия (севернее) и Меланезия (южнеее). Центральную и южную часть Тихого океана занимает Полинезия, и именно на некоторых островах Полинезии нам предстояло побывать в этом круизе.

Полинезия начала заселяться людьми предположительно в II веке до нашей эры. Миграции происходили из разных мест, но в основном со стороны Азии. Для европейцев же эта часть света долгое время оставалась неизвестной, а потом неизученной. Изучение этого региона во многом связано с именем английского мореплавателя Джеймса Кука, который совершил две кругосветных экспедиции, во время которых были открыты многие острова Тихого океана. Точная действующая копия парусника Endevaour, на котором Кук совершил первое кругосветное плавание, находится в Сиднее, и полтора года назад я писал о визите на этот парусник.

Третья кругосветная экспедиция Джеймса Кука была необычной: ему была поставлена задача открыть Северо-Западный проход - водный путь из Тихого в Атлантический океан в северном полушарии. Даже сейчас очень немногие суда проходят через этот водный путь, большую часть времени покрытый непроходимыми льдами. А тогда был 1776 год! Корабли Кука преодолели Берингов пролив, но в Чукотском море были остановлены льдом. Джеймс Кук решил переждать зиму в более теплых районах. Следуя на юг, Кук провел дополнительные исследования Алеутских островов, причем много уточнений к существовавшим картам он получил от русских промышленников. Оттуда Кук проследовал на Гавайские острова, и ему повезло прибыть туда именно в тот день, когда по местной легенде из моря должно было выйти божество. Аборигены решили, что Кук - это и есть божество, и приняли его и его товарищей на соответствующем уровне. Однако через некоторое время трагически погиб один из членов команды Кука, местные жители задумались: как может умереть существо из божественной свиты? С того момента отношения между Куком и местным населением стали портиться, и дело закончилось вооруженным столкновением, в котором Кук был убит. Этот эпизод так и не получил однозначного объяснения, учитывая, что обычно Куку удавалось находить общий язык с аборигенами. Как бы то ни было, его тело было через какое-то время возвращено членам экспедиции в виде корзины с мясом. Останки Джеймса Кука захоронили в океане. Кругосветное плавание закончилось без него.

Практически все места, через которые будет теперь проходить "Амстердам", так или иначе связаны с именем этого мореплавателя.

Первый остров на нашем пути - остров Пасхи, или, как называют его местные жители, Рапа-Нуи (Большой Нуи, из-за схожести с другим островом, называвшимся Нуи). Это остров вулканического происхождения. Предполагается, что до I века до нашей эры он был необитаемым; впоследствии его заселили мигранты с других островов Полинезии. С 1883 года остров принадлежит Чили. Сегодня население острова Пасхи составляет три с половиной тысячи человек.

Мы подошли к острову ранним утром и встали на рейд напротив единственного города - Ханга-Роа. Как и обычно, туристы с экскурсионными билетами собрались в теплоходном театре, чтобы разбиться на группы, сесть в мотоботы и отправиться на берег на экскурсию. Но тут прозвучало объявление капитана: из-за сильного волнения высадка на мотоботы небезопасна. Будем ждать уменьшения волны.

По залу прокатился вздох разочарования, но ничего не поделаешь - стали ждать. А остров Пасхи - вот он, совсем рядом.

Прошло еще некоторое время, когда капитан снова вышел на связь, и сообщил, что поскольку в течение дня волнение может не уменьшится, мы попробуем подойти к другому, более защищенному месту острова, и произвести высадку там. Но поскольку этого до нас никто не делал, гарантии, что все получится, нет. Но почему не попробовать?

"Амстердам" снялся с якоря, и двинулся вдоль побережья острова Пасхи к его северной оконечности. Этот импровизированный круиз вдоль живописного острова занял сорок минут и очень понравился присутствовавшим на борту. На палубах было как никогда много людей.

И вот мы уже стоим на рейде у возможного места высадки, куда переехали из города экскурсионные микроавтобусы. Но безопасно ли здесь высаживать туристов? На воду был спущен мотобот, и несколько членов экипажа во главе с капитаном отправились на берег исследовать новое место. Осмотр места показал, что несмотря на волнение, высадка туристов возможна. А вот маневры мотоботов у маленького причала - нет: со всех сторон стоянку окружают камни. Что делать? Выход нашелся: один мотобот аккуратно завели к причалу, чтобы остальные мотоботы швартовались к нему, избегая таким образом маневров в опасном месте.

Все это заняло около трех часов. В это время многие туристы ожидали решения капитана на палубе; члены команды разносили им воду и лимонад.

Наконец начали высадку, попросив перед этим людей с ограниченной мобильностью (на борту было много туристов в инвалидных колясках) воздержаться в этот день от выхода на берег - для них, к сожалению, обеспечить безопасность так и не стало возможным. Остальные туристы стали переправляться на берег мотоботами.

Это был тот самый случай, когда компания сделала все возможное для выполнения программы круиза, а капитан проявил инициативу и взял на себя ответственность за возможные последствия нестандартного решения. Это хороший пример для многих "капитанов", боящихся подумать шире своих привычек, и панически избегающих любой ответственности.

Место высадки оказалось довольно живописным и засаженным пальмами. Надо сказать, что пальмы появились на острове уже в последние пару столетий. Когда-то остров был покрыт густыми лесом, тоже пальмовым, но в средние века местные жители вырубили все деревья, что привело к экологической катастрофе: остров остался без растительности, в результате чего была уничтожена и плодородная почва. До сих пор растительность на острове не восстановлена.

Остров известен гигантскими каменными статуями - моао. Как только умирал вождь или какой-нибудь выдающийся человек, в честь него изготавливали статую. Согласно местным поверьям, статуи хранили духовную силу умерших, и могли охранять эти земли от разных бед. Статуи изготавливались из спрессованного вулканического пепла ближе к центру острова, и доставлялись на побережье. Учитывая размеры статуй, до сих пор идут дискуссии, каким образом их транспортировали по острову к местам установки. По местным же легендам, статуи шли до своих мест самостоятельно.

Возникает ощущение, что статуи выставлены здесь уже в наше время в качестве памятников, но ощущение обманчиво. Они стояли здесь рядком в течение столетий, хотя все они были опрокинуты, и подняты на свои места уже в наши дни.

Изначально у всех статуй были глаза и головные уборы. Глаза не сохранились ни у одной статуи (хотя кое-где они восстановлены), а головные уборы можно увидеть на некоторых истуканах и сейчас - например, посмотрите на вторую статую справа.

Как я сказал, статуи были опрокинуты, причем опрокинуты людьми. Это произошло уже после открытия острова голландцами в 1722 году, и после присоединения острова к Испании в 1770 году. И в 1722, и в 1770 году на острове не было ни одной опрокинутой статуи, но прибывший сюда в 1774 году Джеймс Кук обнаружил некоторые статуи опрокинутыми. Опрокидывание статуй продолжалось до 1838 года, когда на острове не осталось ни одного стоящего вертикально истукана.

Чем были вызываны такие действия местных жителей, мы никогда не узнаем; как, вероятно, и не сможем расшифровать письменность племен острова Пасхи. Во второй половине XIX века на остров прибыли корабли из Перу, и население острова Пасхи было вывезено на материк для каторжных работ. Несмотря на то, что под давлением международной общественности пленников через четыре года отпустили домой, живых среди них к тому времени почти не осталось. Среди вывезенных жителей острова были прямые потомки строителей статуй моаи и те, кто знал местную письменность. Они не смогли передать свои знания никому.

Существуют две теории, почему статуи были опрокинуты. Первая теория заключается в том, что жившие на острове племена непрерывно враждовали (эта часть утверждения официально доказана), и победители опрокидывали статуи побежденных племен. Это продолжалось до тех пор, пока все статуи на острове не были опрокинуты. Вторая теория гласит, что свержение статуй было сродни сегодняшним свержениям президентов и правительств. Жители острова Пасхи буквально довели себя до крайности, отдавая все силы изготовлению бесчисленных статуй, их транспортировке и установке на платформы. Но междоусобные войны не прекращались, жизнь только ухудшалась. И люди обрушили свой гнев на "богов" - моаи.

Что-то во всем этом есть похожее на модель большого мира...

В результате этой "революции" множество статуй остались недоделанными - в разной стадии изготовления. У подножия одного из вулканов можно увидеть большое количество таких статуй, наполовину занесенных землей, но все равно впечатляющих своими размерами.

На некоторых фотографиях вдали видны люди, что позволяет оценить размеры статуй.

Изготовление самой большой на острове статуи высотой более двадцати метров было остановлено на ранней стадии.

Не была завершена и единственная на острове статуя, имеющая ноги. Из-за уникальности этого истукана вокруг него сооружено ограждение.

Вокруг доделанных и недоделанных истуканов бродят табуны диких лошадей.

А у этого истукана восстановлены глаза.

На знакомство со столицей острова Ханга-Роа времени почти не осталось. Город напоминает небольшой благоустроенный курортный поселок. Кстати, туризм на острове Пасхи процветает, несмотря на его удаленность от мира. Собственно, туризм - это и есть основная статья дохода местной экономики.

Остров Пасхи считается самым удаленным в мире обитаемым островом от ближайшего человеческого жилья (острова Питкэрн, что в 1819 километрах от острова Пасхи). Географически все так и есть, но в наши дни удаленность места диктуется не географическим его положением, а наличием аэропорта. Например, на острове Святой Елены в Атлантическом океане аэропорта нет до сих пор, и это действительно удаляет остров от цивилизации. На острове Пасхи аэропорт есть; сюда регулярными рейсами из Чили и Перу прилетают туристы. Поэтому ощущения удаленности этого места от мира не возникло.

Остров славится своими марками. Зашел и я в местное почтовое отделение отправить открытки с уникальными марками своим друзьям. Но, как это часто бывает, уникальных марок в наличии не оказалось, а оказались в наличии только стандартные чилийские марки с самолетами. Зато на каждое письмо ставятся два фирменных штампа с изображением статуй моаи.

Местные ресторанчики зазывали поужинать у них. Это звучало заманчиво, но, к сожалению, времени на это уже не оставалось: надо было еще добраться до теплохода, находящегося у другого конца острова.

Место стоянки "Амстердама", кстати, оказалось рядом с курортной зоной, куда к вечеру приехали на пляж многие местные жители. По мнению бывавших здесь ранее туристов, это место стоянки гораздо приятнее, чем обычное, рядом с городом.

На закате мы покинули остров Пасхи и ушли в море.

Следующий остров, на котором нам предстояло высадиться - Таити. Это уже почти середина Тихого океана. Впереди - пять морских дней. Но, впрочем, третий морской день будет не совсем морским...

 

<----- Назад ----- К оглавлению ----- Вперед ----->

---------------------

Александр Соснин

Infoflotforum.ru