БОЛЬШОЙ КРУИЗ НА ТЕПЛОХОДЕ "АМСТЕРДАМ"

23 января. Остров Питкэрн


Так мы шли и шли все дальше на запад по кристально чистым водам Тихого океана. Никакой земли поблизости не было, и вместо чаек нас сопровождали летучие рыбы.

Дни в море бегут быстро. Не успеешь оглянуться, и уже заканчивается очередной морской день. На борту в такие дни - полное спокойствие и расслабление. И на берег выходить не надо. Люблю морские дни.

Каждое утро в каюту приносили дайджест газеты New York Times. Чтение это для неамериканца довольно скучное, хотя попадались и примечательные места. В одной из заметок рассказывалось о выступлении президента США Обамы по поводу того, что не надо слишком расслабляться. "В России выделяется больше средств на ремонт дорог, чем в США", - возмущается Обама. А по-моему, учитывая особенности российского освоения средств, выделенных на что угодно, это неудивительно. Мне тоже, как и Обаме, стало от этого грустно, но за Россию. "В Китае строят более современные самолеты, чем в США", - продолжает Обама. А вот это сущая правда, и не только самолеты. Конечно, такое трудно терпеть, и поэтому в приносимом в каюту дайджесте при первом удобном случае рассказывалось про нарушение прав человека в Китае. Один корреспондент даже завел в китайской блогосфере блог на антиправительственные темы, дабы осветить в газете New York Times процесс закрытия этого блога китайскими властями. Но, к несчастью, блог не закрыли. На этот случай был готов другой вариант концовки статьи, который и был использован, что-то вроде: "Я убедился, что даже нарушающим права человека китайским властям не под силу помешать свободе слова в интернете!"

Все это кругосветные путешественники с интересом читали за завтраком в ресторане "Лидо".

Утром 23 января на горизонте показался крошечный островок. Это был остров Питкэрн.

В декабре 1787 года английское правительство направило на остров Таити небольшое судно "Баунти". Командовал судном капитан Уильям Блай, который до этого хорошо зарекомендовал себя в одной из экспедиций Джеймса Кука. Перед командой Баунти стояла задача загрузиться на Таити плодами хлебного дерева, и доставить их в Вест-Индию (Карибский бассейн). Планировалось, что хлебное дерево будет выращиваться в Вест-Индии, и его питательными плодами будут кормить рабов.

Поначалу плавание шло хорошо. Первая неудача произошла, когда "Баунти" пытался обогнуть Южную Америку через пролив Дрейка. Из-за непрекращающихся свирепых штормов капитан Блай после многих попыток преодолеть пролив решил повернуть в другую сторону, и достичь Таити через Индийский океан. Это удлиннило путь, и лишь в октябре 1788 года "Баунти" прибыл в порт назначения, где находился несколько месяцев. За это время многие члены команды обзавелись местными женами-таитянками, которых пожелали взять с собой в Англию.

В апреле 1788 года "Баунти" с грузом хлебного отправился из Таити в Вест-Индию. Но вскоре на борту корабля произошло восстание. Часть экипажа во главе с помощником капитана Флетчером Кристианом захватила власть на корабле. Почему это произошло? Вопреки распространенному мнению, Уильям Блай не был жестоким человеком, и не применял на своем судне физических наказаний больше, чем в то время это делали другие капитаны. Более того, в течение первых нескольких месяцев плавания после выхода из Англии на "Баунти" вообще не было произведено ни одного наказания. Скорее всего, роль сыграли личные амбиции, и, возможно, не вполне адекватное состояние помощника капитана Флетчера Кристиана, в совокупности с тем, что многие члены команды привыкли к спокойной жизни на Таити, и долгое обратное плавание было им в тягость.

Капитан Блай был высажен посреди океана на небольшую шлюпку. С ним на верную смерть отправилась большая часть команды - еще одно свидетельство того, что большинство людей поддерживали своего капитана. Несмотря на отсутствие каких-либо навигационных приборов, Блай привел свою шлюпку в нынешнюю Джакарту, а позднее вернулся в Англию, где прожил достойную и интересную жизнь с новыми дальними плаваниями.

"Баунти" же вернулся на Таити, где часть команды пожелала остаться. Флетчер Кристиан с остатком команды, понимая, что рано или поздно на Таити прибудут англичане, которые их арестуют и казнят за бунт на корабле, отправился на "Баунти" на восток, на поиски острова, пригодного для жизни. Действительно, позднее все оставшиеся на Таити члены команды "Баунти" были пойманы, погружены в ящик корабля "Пандорра", и не без приключений ("Пандорра" по пути утонула, напоровшись на риф) доставлены в Англию, где были казнены.

В январе 1790 года Флетчер Кристиан с товарищами и их новыми женами высадились на необитаемом острове Питкэрн, где основали поселение. Чтобы не обнаружить себя на случай, если мимо будет проходить английский корабль, они сожгли "Баунти", который затонул рядом с островом. Конец истории был почти закономерен: в конце концов почти все бунтовщики перебили друг друга. Потомки нескольких оставшихся в живых составляют нынешнее население острова.

Сейчас Питкэрн находится под протекторатом Великобритании. Всего на острове проживают 45 человек, и среди них есть несколько человек с фамилией Кристиан - это прямые потомки Флетчера Кристиана. На острове нет аэропорта, и лишь один раз в два месяца сюда заходит небольшое грузопассажирское судно из Французской Полинезии, высаживая людей на моторную лодку с рейда. Жители острова живут натуральным хозяйством; каждый островитянин обязан отрабатывать часть времени на общественно-полезных работах. Возникшая в XIX веке среди команд проходящих мимо острова кораблей традиция оставлять на острове некоторое количество продовольствия действует и в наши дни.

Останки затонувшего "Баунти" сохранились, и представляют интерес для тех немногих дайверов, которые каким-то образом добираются до этих изолированных от мира мест.

Вот к такому не совсем обычному месту теплоход "Амстердам" подходил утром 23 января 2011 года. Кстати, 23 января у островитян - праздничный день под названием "День "Баунти": 23 января 1790 года корабль был сожжен и затоплен, что стало символом прекращения связи островитян с внешним миром.

Причала, способного принять хотя бы мотобот с нашего теплохода, на острове нет, поэтому мы на нем не высаживаемся. Зато население острова Питкэрн в полном составе прибывает на борт "Амстердама"!

Лодка с островитянами приближается к теплоходу...

Чтобы подняться на борт "Амстердама", островитяне карабкаются по веревочной лестнице.

И вот все на борту. Представители острова проводят в театре встречу с туристами, рассказывая о своей истории и своей жизни. Мэр острова Питкэрн дарит капитану "Амстердама" модель корабля "Баунти".

А на восьмой палубе тем временем кипит торговля: островитяне продают местные сувениры, и тут же работает филиал местной почты: все желающие могут отправить открытку с острова Питкэрн. Кстати, когда в 1999 году теплоход компании Holland America Line впервые подошел к острову Питкэрн, в честь этого события на острове была выпущена памятная марка. Такую марку с изображением теплохода "Роттердам" (брат-близнец нашего "Амстердама") получили все туристы нашего теплохода - правда, только по одной на каждого человека, ведь таких марок уже нет в продаже даже на самом острове Питкэрн.

Подрастает новое поколение питкэрнцев:

Жители острова оказались очень дружелюбными и веселыми людьми.

А тем временем "Амстердам" не стоял на месте, а медленно вращался вокруг острова, давая туристам возможность рассмотреть его со всех сторон.

Но вот настала пора провожать жителей острова Питкэрн домой. По традиции, команда "Амстердама" снабдила островитян запасами продуктов, а также, как добавил капитан, "... и моим любимым пивом".

А мы отправились дальше в сторону острова Таити.

Океан огромен. Несколько раз ловил себя на странной непроизвольной мысли: зачем в этой части мира нужны облака, если здесь нет людей? В человека заложен изрядный запас эгоцентризма.

Но, впрочем, люди в этой части планеты все же есть - это туристы нашего "Амстердама", жизнь на борту которого идет своим чередом. В этот вечер на палубе было организовано барбекю в монгольском стиле. Это когда можно выбрать разного мяса, рыбы, овощей, и так далее на свой вкус, и все это для тебя зажарят на сковороде, снабдят приправами, и подадут тебе в горячем виде.

 

<----- Назад ----- К оглавлению ----- Вперед ----->

---------------------

Александр Соснин

Infoflotforum.ru