Часть 5. ОСТРОВ БАЛИ

5-й день круиза


Сегодня Volendam стоит на рейде Паданг Баи. Это индонезийский остров Бали.

Имеющий славу райского места Бали популярен у обеспеченных россиян, некоторые из которых проводят на острове большую часть времени. Для них существует "другой Бали" - застроенные пятизвездочными отелями и роскошными виллами районы в южной части острова. Мы же в этот день совершим путешествие по востоку Бали.

Традиционная встреча на берегу, и - по автобусам.

Комплекс Клунгкунг Кертагоса - в прошлом одно из мест общественной жизни балийцев. Здесь в специально предназначенной для этого беседке король Бали вершил правосудие.

Он и его помощники сидели в нарядных креслах и рассматривали многочисленные судебные дела.

В расположеннном рядом изящном павильоне посреди пруда проходили многочисленные церемонии, например свадьбы.

Потолок павильона расписан сценами из жизни балийцев.

В отличие от остальной, мусульманской Индонезии, религией Бали является индуизм. Иногда говорят, что на острове больше индуистских храмов, чем жилых домов. Конечно, это преувеличение, но храмов на острове действительно немало, и в одном из них, открытом для посещения в любое время дня и ночи, мы побывали. Этот индуистский комплекс, построенный в XI веке, называется Пура Кехен. Такие комплексы служат для того, чтобы защищать Бали от злых духов и исцелять людей, посещающих эти места.

А напротив храма идет торговля. Торгуют здесь везде, куда ступает нога иностранца. И делают это очень активно. Иностранцы для местных жителей - это богачи, с которых за проданную им вещь можно взять во много раз больше, чем она стоит. И когда эти богатые и доверчивые люди приближаются, а особенно когда их привозят в больших количествах, этим надо пользоваться!

Обед в местном ресторане в окружении прекрасных балийских видов. Мои друзья, большие специалисты по Бали, когда-то говорили мне, что все эти рестораны для иностранцев - безумная трата денег: в ресторанчиках для местных жителей подают то же самое и во много раз дешевле. Вероятно, они правы, но этот обед все равно включен в стоимость экскурсии, да и расположен ресторан очень удачно: отсюда хорошо любоваться окружающей природой.

Приехав на Бали, принято выпить змеиной крови: по местным представлениям, она прибавляет жизненных сил. Таков обычай.

Кстати, когда речь зашла об обычаях разных народов, гид рассказал об интересном обычае у русских. Они пьют змеиную кровь, считая, что это прибавляет им сил. По словам гида, многие русские, даже приезжая на Бали, соблюдают свой национальный обычай и пьют змеиную кровь, причем он не встречал такого обычая больше ни у одного другого народа, включая балийцев.

Спору нет, Бали - действительно райское место для отдыха. Но в мире есть и другие райские места, почему же именно Бали удалось так раскрутиться? Одной из причин стала традиционная одежда местных женщин, точнее ее отсутствие. До 1970-х годов балийки ходили по улицам и торговали на рынках топлесс. Это привлекало на остров многих туристов. Сейчас обнаженных красавиц на улицах Бали не увидишь (а может быть, я не там смотрел), но популярность места осталась.

Однако в последнее десятилетие туризм на Бали пережил два серьезных спада из-за произошедших здесь террористических актов. Были годы, когда туристов на острове практически не было. Сейчас доверие к Бали постепенно возвращается. Кстати, сюда приезжают отдохнуть не только иностранцы, но и индонезийцы, в основном из Джакарты, откуда самолетом до столицы Бали, города Денпасара, лететь всего час. Жители Джакарты любят проводить здесь выходные дни.

Попасть обратно в свой автобус - дело, требующее в этих местах некоторой сноровки и хладнокровия. Целый автобус "богатых" дойных коров привлекает к нему толпы балийцев, желающих им что-то продать. И пробиться ко входу в автобус - дело порой весьма непростое. Тебя будут хватать за руки, показывая свой товар. На тебя будут вешать бесплатные местные безделушки - и тебе их действительно подарят бесплатно, но после этого отбиться от предложений что-то купить у этого продавца станет практически нереально. Так что если не собираетесь ничего у него покупать, не принимайте и бесплатных подарков.

А для тех, кто намерен совершить покупку, совет один - торгуйтесь! Мои способности торговаться далеки от совершенства, но все же мне удавалось сбивать цену на сувениры, одежду местного производства, открытки в четыре раза, и это далеко не предел. Отбросьте мысли о том, что вам этот лишний доллар погоды не сделает, а местным бедным людям он станет большим подспорьем. Здесь другие правила. Если вы не будете торговаться, вас не будут уважать. И если вы не будете торговаться, следующие приезжающие на остров туристы будут платить все больше и больше - с иностранцев надо брать столько, сколько они готовы заплатить.

Торгуйтесь, не боясь назвать смехотворно малую цену. И имейте при себе много долларовых и пятидолларовых купюр, чтобы давать продавцам точную сумму без сдачи. Потому что ее вы получите только в том случае, если успешно отобъетесь от многочисленных и очень настойчивых предложений взять вместо сдачи что-то еще. "Что-то еще" вместо сдачи будут безапеляционно совать вам в руки и говорить "окей" с видом взаимовыгодно завершенной сделки. Проявляйте настойчивость, и через некоторое время вы получите свои деньги, только не забудьте их сразу пересчитать.

Окруженная горами деревня Тенганан - это что-то вроде "ремесленной слободы", где производятся изделия из дерева и хлопка. Цены здесь гораздо выше, чем в остальных местах Бали, и это неудивительно - Тенганан предназначен для посещения экскурсионными автобусами с иностранными туристами. Пройти по деревне, познакомиться с бытом местных жителей и даже зайти в их дома здесь можно, а вот покупать что-то смысла нет. Кстати, жители в этой деревне не совсем обычные, а по местным меркам весьма зажиточные, и многие владеют своим бизнесом.

Путешествуя по острову, мы и не подозревали, что в это время один за другим выходят из строя двигатели мотоботов, доставляющих туристов с судна на берег и обратно. Причина - мелководье: взвесь с морского дна быстро забивает фильтры, двигатели останавливаются, и мотобот становится неработоспособным. К нашему приезду из шести мотоботов остались исправными лишь два, и очередь на посадку в них превысила все мыслимые и немыслимые масштабы. На помощь было срочно привлечено небольшое местное судно, но особой погоды оно не сделало.

Представьте себе: на сильной жаре стоит огромная и почти неподвижная очередь, атакуемая со всех сторон, в том числе изнутри, местными торговцами. Ситуация хотя и не смертельная, но малоприятная.

Представители компании тем временем делали все, что могли, а именно - снабжали всех желающих водой и прохладительными напитками в любых количествах. Люди терпеливо ждали.

Но два мотобота - это лучше, чем когда их нет вообще. Несколько лет назад произошел такой случай с одним из судов компании Holland America Line на Фольклендских островах. Пока туристы гуляли по небольшому местному городку Стэнли, поднялась настолько сильная волна, что возвращение на мотоботах на борт судна стало невозможным. Где ночевать тысяче человек в маленьком городке, в котором и гостиниц-то почти нет? Горожане, включая местного мэра, разобрали людей по домам. А кого-то разместили в местной школе. Лишь наутро волнение успокоилось, и люди смогли попасть на борт. Вот это было приключение!

А тут - всего лишь медленная очередь и явная задержка отправления теплохода в рейс.

Местная детвора сбежалась поглядеть на такое невиданное скопление белых людей, и некоторые, чтобы было лучше видно, даже залезли в воду. Стоящие в очереди изредка одаривали их долларовыми купюрами, которые они немедленно сворачивали в трубочку и прятали в щель в стоящем рядом суденышке. Туристам какое-никакое развлечение, да и дети не в накладе.

От соседнего причала бесперебойно отправлялись и прибывали паромы, связывающие разные острова страны. Этот вид транспорта в Индонезии популярен и доступен, хотя состояние многих таких судов оставляет желать лучшего.

Два с половиной часа в очереди - и вот он, наш мотобот. Наконец-то. По пути к "Фолендаму" нас обдала волна, да так, что я и те, кто сидел рядом, в одно мгновение сделались промокшими до нитки. Ну ничего, "дом" уже почти рядом!

От момента высадки из экскурсионного автобуса до попадания на борт прошло три часа. Будет что вспомнить!

Отправление "Фолендама" было задержано на два с половиной часа, и чтобы успеть по расписанию на остров Комодо, теплоход развил на следующем переходе максимальную в этом круизе скорость - 22 узла, или 40 километров в час.

В каютах нас ждали письма с извинениями от капитана и отель-менеджера, а за ужином - шампанское от компании.

По-моему, никто из пассажиров особенно не переживал из-за произошедшего: в этом круизе собрались многоопытные путешественники, наверняка повидавшие в своей жизни много подобных коллизий, от которых не застрахован ни один круиз, особенно по штучному, нестандартному маршруту.

 

Часть 4. Теплоход Volendam ------------------- Часть 6. Драконы острова Комодо

Оглавление

 

Александр Соснин, специально для форума интернет-портала Infoflot.ru. Для писем: sosnin@infoflot.com