Часть 4. ТЕПЛОХОД VOLENDAM
Компания Holland America Line отсчитывает свою историю с 1873 года, когда открылась первая линия для перевозки эмигрантов из Голландии в Америку. Сто лет спустя, с развитием авиации, пассажирские перевозки через Атлантику потеряли смысл, и Holland America Line переключилась на круизы. Отличительные особенности этой компании, позиционирующей себя в премиум-сегменте, - интересные, с изюминками, маршруты, хороший сервис, элегантные суда. Это именно то, что надо желающему покоя морскому путешественнику.
По состоянию на конец 2009 года флот компании состоит из четырнадцати первоклассных судов, о которых я вкратце расскажу.
Восемь элегантных теплоходов средних размеров составляют костяк флота компании и, можно сказать, делают ее лицо. Первенцем этой серии стал построенный в 1993 году в Италии теплоход Statendam, за ним последовали однотипные Ryndam, Maasdam и Veendam. Небольшая пассажировместимость этих судов (всего 1200 человек) обеспечивает комфортные условия для пассажиров. Следующие четыре теплохода серии вступили в строй с 1998 по 2000 год. За счет некоторого увеличения длины и развития надстройки пассажировместимость этих судов увеличилась по сравнению с предшественниками на двести человек. Теплоходы получили имена Volendam, Zaandam, Rotterdam и Amsterdam, причем два последних строились в расчете на использование в длительных и кругосветных круизах, поэтому они были сделаны более мощными и скоростными, чем остальные суда серии.
Ниже мы познакомимся с этими теплоходами изнутри на примере "Фолендама": все восемь теплоходов имеют почти одинаковую планировку внутренних помещений, и только их оформление у каждого судна индивидуально. Впрочем, и оно сделано в едином стиле. Например, если на "Фолендаме" у бассейна расположена скульптурная композиция играющих дельфинов, то на "Роттердаме" на том же месте резвятся морские котики, а на "Амстердаме" - медведи.
Следующие четыре судна (Westerdam, Noordam, Zuiderdam и Oosterdam), как и последовавший за этой серией несколько отличающийся от них Eurodam, стали данью требований публики, желающей путешествовать на больших теплоходах с более широким диапазоном общественных помещений на борту, но при традиционном уровне сервиса компании Holland America Line. Эти суда проектировались на базе уже реализованных проектов судов компаний Carnival, Cunard и Costa, и поэтому очень похожи на них внешне, хотя по внутренней планировке преемственность с классическими судами Holland America по возможности была соблюдена.
Летом 2010 года флот компании пополнится еще одним подобным теплоходом Nieuw Amsterdam.
Еще один теплоход компании, который называется Prinsendam, стоит в этом ряду особняком. Это элегантное судно размером меньше среднего предназначено исключительно для выполнения круизов по необычным маршрутам с заходами в редкопомещаемые порты. И если и существует теплоход для тех, кто уже везде бывал и кого ничем больше нельзя удивить, то это безусловно Prinsendam, в прошлом - Royal Viking Sun компании Cunard Line. В его круизы включены заходы в такие порты, о которых многие постоянные круизеры никогда и не слышали.
Одна из традиций Holland America Line - давать вновь построенным судам традиционные имена. Например, Volendam - третье судно в истории компании, носящее такое название. Теплоход назван в честь одной из провинций Нидерландов. Сейчас мы пройдемся по его палубам и посмотрим, что в эпоху мегалайнеров предоставляет своим пассажирам теплоход средних размеров, а каждый уже решит сам, достаточно это для него, или нет.
Общественные помещения на теплоходе начинаются с третьей палубы, где расположен широкий деревянный "променад" - круговая прогулочная палуба с удобными шезлонгами. В ясный солнечный день здесь можно провести много часов с книгой, или просто наслаждаясь морем. А кто-то размеренно нахаживает по этому променаду круг за кругом.
Здесь же, в центральной части третьей палубы, начинается трехэтажный атриум, около которого на четвертой палубе размещаются стойка информации и экскурсионное бюро.
Носовую часть четвертой и пятой палуб занимает двухъярусный театр, в котором в дневное время проводятся лекции и встречи с интересными людьми, а вечером даются шоу и развлекательные программы.
Сразу за театром на четвертой палубе расположены стойка фотоцентра и выставка картин для продажи.
По соседству проводится дегустация и продажа коллекционных вин.
На пятой палубе проходит большая часть общественной жизни "Фолендама". Здесь расположены бары, казино, магазины, кинотеатр и библиотека.
В магазинах теплохода можно купить сувениры, кое-какую одежду, парфюмерию, часы, ювелирные изделия и алкогольные напитки. Товары продаются по ценам дьюти-фри. Регулярно проводятся распродажи товаров, в основном ювелирных изделий. Эти мероприятия пользуются определенной популярностью, по крайней мере многие посещают их с любопытством.
Помимо театра, на теплоходе есть кинотеатр, где показывают фильмы, а также проводят кулинарные демонстрации.
В библиотеке "Фолендама" собраны путеводители, книги о путешествиях, периодические издания, художественная и документальная литература. Здесь же предоставляется доступ в интернет за 0.75 долларов в минуту. За эту же цену можно подключиться к интернету со своего компьютера. Для тех, кто много пользуется интернетом, существуют льготные (но все равно весьма высокие) тарифы. Имеется услуга платной печати писем или страниц из интернета. Доступ в интернет есть в любой точке океана, но скорость соединения бывает крайне мала - на сегодня это "болезнь" всех круизных судов.
В библиотеке можно провести много времени за чтением в спокойной обстановке.
Рядом с библиотекой находится кофейня Explorations.
Explorers Lounge - тихое место рядом с библиотекой. Вечерами здесь подаются хорошие крепкие напитки и звучит живая классическая музыка в исполнении струнного квартета.
Океанский бар с живой музыкой по вечерам и большими панорамными окнами - прекрасное место для наблюдения за океаном.
Фортепианный бар - небольшое уютное заведение с живой фортепианной музыкой по вечерам.
Hudson Room - место для игры в карты, но иногда это помещение используют для проведения небольших мероприятий.
В казино каждый желающий найдет для себя что-то подходящее - от столов с рулеткой до "одноруких бандитов".
При казино имеется свой бар, где можно принять бокал-другой, не особенно отрываясь от процесса.
В кормовой части выделена специальная зона для тех, кто интересуется будущими круизами компании Holland America Line. Здесь в свободном доступе лежат информационные брошюры компании, а в определенные часы работает консультант, который может осуществить бронирование будущего круиза. Круиз оформляется через то же самое туристическое агентство, в котором человек приобретал путевку до этого: компания не пытается переманить клиентов из агентств к себе напрямую. Именно так сегодня принято действовать в цивилизованном туристическом мире.
В носовой части восьмой палубы находится тренажерный зал с залом для аэробики и собственным балконом.
Здесь же расположены салон красоты, массажные кабинеты и комнаты для релаксации.
В этой же части теплохода находятся сауны.
На восьмой палубе также расположены бассейны и джакузи.
Кормовой бассейн - открытый, с морской водой.
Второй бассейн (с пресной водой), находящийся в центральной части судна, и расположенные рядом два джакузи, при хорошей погоде тоже находятся под открытым небом...
... а при плохой погоде они закрываются стеклянной крышей.
Подобная сдвижная крыша в последние годы появилась на многих новых судах, регион работы которых выходит за пределы всегда теплого Карибского бассейна. Но если я не ошибаюсь, то именно на лайнерах той серии, в которую входит Volendam, такое решение было применено впервые.
На открытой восьмой палубе размещены два бара: один в центральной, другой - в кормовой части судна.
Поднимаемся выше, и в носовой части девятой палубы видим просторный обзорный салон с баром, где днем можно в тишине и уединении наблюдать за морем. Вечерами здесь играет живая музыка. Для обещения за бокалом-другим в спокойной обстановке это место не теплоходе подходит как никакое другое.
К этому обзорному салону примыкает еще один, совсем тихий салон для спокойного общения. Отсюда тоже можно наблюдать за морем.
Остальная часть девятой палубы - открытая. Вокруг нее идет пешеходно-беговая дорожка, которую часто используют пассажиры, занимающиеся спортом.
Ближе к корме расположены две спортивные площадки - баскетбольная и волейбольная.
На самой верхней, десятой палубе - царство детей: две игровые комнаты и "Оазис" с детским бассейном и водопадом под открытым небом.
Поскольку детей в длительных круизах очень мало, то "Оазисом" частенько пользуются и взрослые.
Почти про все помещения судна я говорю, что они тихие и спокойные. А где же тогда на борту происходят шум и веселье? Отвечу: нигде. Весь теплоход - тихий и спокойный, без шумных дискотек и практически без ночной жизни. Это подходит не всем. Но это одна из причин, почему у компании Holland America Line так много постоянных клиентов.
Отдельно расскажу о питании, ведь эта часть круиза является очень важной его составляющей почти для каждого человека, попавшего на борт круизного судна.
На теплоходе три ресторана и две закусочных на открытой палубе.
Самый простой и демократичный ресторан - это "Лидо" на восьмой палубе, работающий в формате шведского стола. Он открыт для завтрака с 6.00 до 11.00, для обеда с 11.30 до 14.00, для ужина с 17.30 до 20.00. Также с 14.00 до 17.00 здесь предлагаются закуски и салаты, а с 23.00 до 24.00 - вечерние закуски. Чай и кофе здесь можно налить себе круглосуточно.
В принципе, как это видно из расписания работы этого ресторана, можно больше никуда не ходить. К слову сказать, очередей к "шведскому столу" здесь практически не бывает. Кстати, именно в "Лидо" ежедневно ужинал капитан Петер Виссер с семьей. На других судах, где я был, капитан обычно ужинал либо в основном ресторане а-ля карт, либо у себя.
В "Лидо", помимо традиционных европейских кушаний, предлагаются блюда итальянской и азиатской кухни. Большой популярностью пользуется уголок с мороженым разных сортов.
Интересная деталь нового времени - со шведских столов исчезли подносы. Ты больше не можешь уставить свой поднос тарелками с горами еды, а потом оставить все это на столе - не рассчитал! Теперь за каждым блюдом надо подходить отдельно. Думаю, что это позволяет компании сэкономить значительные средства, что в сегодняшних условиях, когда цены на круизы постоянно снижаются, на мой взгляд оправданно. Тем более что на качестве питания это никак не сказывается.
Еще один "шведский стол" с закусками работает с 11.30 до 18.00 на открытой палубе теплохода. Рядом подаются гамбургеры, сэндвичи и пицца.
Вторым (хотя может быть правильнее будет сказать, что первым) рестораном теплохода является двухэтажный "Роттердам", занимающий кормовую часть четвертой и пятой палуб. Пассажиры, сидящие ближе к корме, могут наслаждаться видом на кильватерную струю.
В этом ресторане компания Holland America Line применила новую концепцию Dine as You Wish. Дело в том, что многие пассажиры любят, чтобы для них на весь круиз был закреплен конкретный столик и четкое время обеда и ужина, как это издавна принято на круизных судах. Для таких пассажиров столики и время обеда и ужина назначаются до начала круиза и закрепляются на весь круиз. А все остальные могут прийти в этот же ресторан в любое время, когда он работает, и пообедать (или поужинать) в нем за любым свободным столиком в любой компании. Это и есть Dine as You Wish.
Правда, компания не решилась внедрить эту концепцию в продолжительных гранд-круизах и кругосветных путешествиях на теплоходах Amsterdam и Prinsendam: публика в таких круизах - это большей частью круизеры с колоссальным стажем. Они предпочитают традиционную организацию питания и не слишком признают новшества.
Ресторан "Роттердам" открыт для завтрака с 7.30 до 9.00, для обеда с 12.00 до 13.00, для ужина с 17.15 до 21.00. Для тех же, кто предпочитает закрепить за собой столик, график ужина таков: первая смена начинает ужинать в 17.45, вторая - в 20.00. Также с 15.00 до 16.00 в "Роттердаме" проводится чайный час.
Рестораны "Роттердам" и "Лидо" имеют единое меню на каждый день. Пользование этими ресторанами - бесплатное.
Третий ресторан называется Pinnacle Grill. Это небольшой камерный ресторан, в котором за дополнительную плату (20 долларов США) предоставляют первоклассное обслуживание и исключительные по разнообразию и своим вкусовым качествам блюда. Рестораны такого уровня редко можно встретить на берегу, и во всяком случае обед из четырех блюд в них стоит гораздо больше двадцати долларов (500 рублей на декабрь 2009 года). Некоторые пассажиры ужинают в этом ресторане постоянно.
Конечно, не все люди едят мясо, но тем, кто ест, перед заказом приносят посмотреть образцы мяса, из которого будут приготовлены основные блюда.
Знаменитый американский десерт Baked Alaska подожгут прямо при тебе, и подадут его на стол горящим.
В этом ресторане стоит побывать хотя бы один раз за круиз, а если в течение круиза есть повод для празднования, такой как день рождения или годовщина свадьбы, то этот ресторан - наилучшее место для того, чтобы отметить это событие. Пообедать в Pinaccle Grill можно с 12.00 до 13.00, поужинать - с 17.30 до 21.30. Только надо заранее зарезервировать столик.
В декабре 2010 года на "Фолендаме" откроется четвертый ресторан - итальянской кухни. Под него будет выделена часть помещения, занимаемого "Лидо". Плата за пользование этим рестораном взиматься не будет.
Все фотографии сделаны во время "морских" дней, когда большинство пассажиров находится на палубах и в общественных помещениях судна. Причем в этом круизе теплоход загружен полностью. На фотографиях видно, что даже в такой день скопления людей нет нигде - помещения теплохода свободно вмещают всех желающих.
Помещения теплохода украшены произведениями искусства общей стоимостью несколько миллионов долларов. Картины и скульптурные композиции, созданные за последние столетия, можно увидеть в любой части теплохода, даже около пассажирских лифов. При этом Volendam в отличие от многих других судов не оставляет впечатление чересчур вычурно и многоцветно оформленного: во всем здесь чувствуются вкус и умеренность.
Для тысячи четырехсот пассажиров "Фолендама" предусмотрены двенадцать скоростных лифтов. Поэтому время ожидания лифта здесь всегда сведено к минимуму, что выгодно отличает этот теплоход от многих других судов.
Теплоход Volendam и его собратья представляются мне очень удобными судами для спокойных длительных путешествий. В круизах по нестандартным маршрутам на борту этих судов собираются опытные морские путешественники, интеллигентные и доброжелательные люди, обладающие широким кругозором и позитивным мышлением. В таком окружении и на таком теплоходе круиз приобретает совсем иное качество, чем обычное морское путешествие.
Часть 3. На поезде по Индонезии и храм Боробудур ------------------- Часть 5. Остров Бали
Александр Соснин, специально для форума интернет-портала Infoflot.ru. Для писем: sosnin@infoflot.com