Часть 3. НА ПОЕЗДЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ХРАМ БОРОБУДУР

3-й день круиза


Индонезия уже более полувека не является заморской колонией Нидерландов... но на судах Holland America Line все осталось так же, как было сто лет назад: командный состав в основном состоит из голландцев, рядовой состав и обслуживающий персонал - из индонезийцев и филиппинцев.

Вот почему каждый заход в индонезийский порт для многих членов команды - это долгожданное событие. Индонезийцы работают на судах круизного флота по много месяцев подряд без выходных и без возможности увидеться с друзьями и родными, ведь редкое круизное судно заходит в Индонезию. Volendam стал исключением - в этом году в расписании этого теплохода есть один маршрут через Индонезию, и это именно наш круиз.

Расположенный на острове Ява Семаранг, куда ранним утром прибыл наш теплоход, по индонезийским меркам средний город, с населением всего два миллиона жителей. Для сравнения, в столице Индонезии Джакарте проживают пятнадцать миллионов человек.

Сюда с раннего утра прибыли люди из разных мест Индонезии. Для них был открыт доступ на судно, чтобы они могли провести этот день со своими близкими. Был организован и специальный праздничный обед для членов команды и их гостей. Об этом рассказал капитан накануне нашего прибытия в Индонезию.

Все на борту радовались за наших индонезийцев. Но у пассажиров - своя программа в Семаранге и окрестностях, рассчитанная почти на целый день.

Автобусы выстроились в колонну, и в сопровождении полицейского эскорта поехали из порта в сторону города, не обращая внимания на светофоры и перекрестки: движение перед подходом колонны перекрывалось заранее. Это напомнило традиционный утренний приезд губернатора Санкт-Петербурга с дачи на работу, и даже стало немного неудобно перед жителями города, которые, впрочем, завидев автобусы, радостно махали туристам. Круизные теплоходы приходят в Семаранг всего несколько раз в год, а белые люди выглядят довольно забавно, по крайней мере на них при случае стоит посмотреть. Так что кому этот проезд по городу доставил больше радости, нам или местным жителям, сказать сложно.

На первой остановке нас угостили душистым чаем и местными бананами.

И еще образовалось время погулять по природе. В таких местечках в Азии хорошо и умиротворенно. Чуть убавить бы температуру, и будет самое то.

Да, а у половины группы времени чтобы погулять на природе не образовалось. Интересно, почему мужские и женские туалеты чаще всего делают одинаковыми по площади, про столь разной пропускной способности?

Конечная цель нашего путешествия - Боробудур. Это самый большой в мире одиночный буддистский храм, колоссальное сооружение восьмого века нашей эры. Какой именно правитель начал это строительство, как именно доставляли камни и строили этот храм, откуда пошло название Боробудур, доподлинно неизвестно. Строительство этого сооружения длилось несколько веков. Сейчас Боробудур включен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Никаких интерьеров в храме нет, как и внутренних помещений. Фактически это обстроенный со всех сторон холм диаметром 123 метра и высотой 31 метр. Когда-то храм был выше на десять метров, но после того как его верхушку уничтожила молния, на ее месте был установлен громоотвод.

Храм имеет четыре уровня, четыре галереи, расположенных одна над другой. До наших дней сохранилось множество рельефных изображений и скульптур, украшающих каждую галерею. Большинство изображений посвящено различным событиям из жизни Будды, но значение многих из них на сегодня не трактовано учеными однозначно.

Статуи Будды, украшающие храм, к сожалению, дошли до нашего времени безголовыми.

Перед поднявшимися на самый верхний уровень храма предстают так называемые "ступы", в которых хранятся невидимые глазу статуи Будды. По замыслу создателей, прихожане должны увидеть эти статуи путем воображения.

Самая большая "ступа", венчающая храм, символизирует Нирвану.

Боробудур часто сравнивают с другим похожим сооружением - Анкор Ватом в Камбодже. Мне приходилось там бывать два года назад. Не буду спорить с тем, что Анкор Ват производит более мощное впечатление, чем Боробудур. Но надо иметь в виду, что Анкор Ват - это комплекс храмов, а Боробудур - единичный и самый большой в мире буддистский храм.

Вообще буддизм - довольно сложная для понимания сторонним человеком религия. Очень непросто, да и наверное невозможно, приехать посмотреть на достопримечательности, и что-то при этом понять в буддизме. Но во всяком случае религия эта миролюбива, и этом очень мне импонирует.

Ну а внизу нас ждет совсем не духовная пища: "шведский стол" из азиатских горячих блюд, закусок и фруктов.

Позднее в этот день я попробовал местную достопримечательность - дуриан. Об этом фрукте индонезийцы говорят, что он пахнет как ад, но на вкус он как рай. Пах тот дуриан, что я попробовал, может быть не как ад (хотя кто его знает, как пахнет ад, может быть именно так), но во всяком случае он пах как очень неаппетитный лук. Ожидая почувствовать небывалый контраст с запахом, я недолго думая вкусил мякоть плода... Боже, да это тот же самый лук, только сладковатый и сочный. Ругайте меня, что я ничего не понимаю в дурианах, но во рту еще долго стоял этот луковый привкус, а жевательную резинку из каюты я с собой не взял.

Зато теперь я с чистой совестью могу говорить всем, что пробовал дуриан. А может быть, мне дали не дуриан, а нечто с запахом и вкусом лука, и тихонько посмеивались из-за угла?

Когда мне в какой-либо представляется возможность прокатиться на местном поезде, я это всегда делаю. В данном же случае специально для нас были пущены два специальных поезда, каждый из которых состоял из паровоза и двух вагонов. Весь подвижной состав - исторический, начала века, и аутентичный на вид, хотя полагаю, что за это время паровозы и вагоны прошли не один серьезный ремонт.

Эти поезда оживают только несколько раз в год, когда в Семаранг приходят круизные суда. Да и сама местная железнодорожная ветка используется только в эти дни. Поэтому движение такого поезда - это праздник и для гостей страны, и для местных жителей, искренне радующихся неторопливо проходящему паровозу с двумя вагончиками и экзотическим белым людям в них.

Проводник занимает свое место, и мы трогаемся с места... нехорошо, "место - места". Проводник поднимается в вагон, и мы трогаемся.

В вагоне первого класса обнаружился умывальник, правда, неработающий. Конечно, деление на классы, первый и третий, носит исторический характер. Туристы могут занимать места в любом из понравившихся вагонов.

Самым, пожалуй, уютным помещением в вагоне первого класса является "кормовой" обзорный салончик на два места.

Основной салон вагона первого класса хоть и небольшой, но довольно удобный для размещения пяти человек - в двух креслах и на диване, идущем вдоль борта.

Как выглядит вагон второго класса, я не знаю: в составе его не было. А вагон третьего класса - старомодно-аскетичный с жесткими скамейками. Длина этого вагона - всего 9 метров, и рассчитан он на движение со скоростью не более 45 километров в час. Мы едем гораздо медленнее. Кстати, стекол в вагонах нет, да они здесь и не нужны.

Дорога весьма живописна, а паровоз регулярно дает громкий гудок, предупреждая о своем приближении.

Проводник вышел подышать свежим воздухом и поговорить по телефону... а местные мальчишки бегут наперегонки с диковинным поездом, и без труда его обгоняют.

А некоторые забираются в вагон, и проводники просят их слезть. А по мне так пусть бы ехали, опасно же спрыгивать на ходу. Хотя, как они потом вернулись бы домой?

Туристы выглядывают в окна и радуются!

Из окон поезда виден нехитрый быт местных жителей.

Сколько радости на их лицах при виде поезда! Они машут нам руками, а мы - им.

А кадры, такая незадача, на ходу получились смазанными. Очень жаль, мне хотелось оставить для памяти лица этих людей.

Вот такая она, Индонезия.

На конечной станции еще раз осматриваем наш паровоз и наши вагоны - уже снаружи.

А нас тем временем встречают.

Через десять минут на станцию прибывает поезд со второй группой, и мы направляемся кто куда: кто к автобусам, а кто - осмотреть местный музей паровозов под открытым небом.

Здесь собраны бережно отреставрированные паровозы, работавшие в разное время на железных дорогах острова Ява.

Коллекция очень внушительная: она насчитывает несколько десятков паровозов. Местные энтузиасты постарались на славу. Беглый осмотр экспозиции, и - снова в автобус, ехать в порт. Опять по загруженным улицам, но - в сопровождении полицейского эскорта ни пробки, ни светофоры нам не страшны.

В порту нас ждал теплоход Volendam, с которым я вас познакомлю в следующей главе.

 

Часть 2. Начало круиза и пересечение экватора ------------------- Часть 4. Теплоход Volendam

Оглавление

 

Александр Соснин, специально для форума интернет-портала Infoflot.ru. Для писем: sosnin@infoflot.com