КОРОЛЕВСКОЕ ПОЧТОВОЕ СУДНО "СВЯТАЯ ЕЛЕНА"


Пассажиры теплохода "Святая Елена" собираются в Морской миссии Кейптауна, откуда автобус доставляет их на территорию грузового порта, к борту судна. Так происходит восемь раз в год. Так оно было и 5 октября 2010 года, когда "Святая Елена" отправлялась в очередное плавание к островам Атлантического океана.

Под крышей Морской миссии собраны небольшая церковь, кафе, бар, магазин и комната отдыха. В кафе радушные пожилые женщины готовят для посетителей сосиски и куриные крылышки. Обстановка здесь более чем домашняя.

Весь день теплоход загружается контейнерами для острова Святой Елены. Всего за три дня на борт загрузили 51 контейнер.

Кормовая часть судна отведена для пассажиров и экипажа.

Путешественники поднимаются по трапу на борт. Багаж уже ждет их в каютах. В этом рейсе до островов Святой Елены и Вознесения на борту - 117 пассажиров (свободных кают нет) и 55 членов экипажа. Шесть пассажиров, включая меня, следуют до острова Вознесения, остальные - до острова Святой Елены. В основном это возвращающиеся домой островитяне, но есть и туристы, которые проведут на острове неделю и вернутся обратным рейсом "Святой Елены" в Кейптаун. Путь до острова Святой Елены займет почти пять суток, затем в течение трех дней "Святая Елена" будет находиться на рейде острова, после чего продолжит свой путь до острова Вознесения, что займет еще двое с половиной суток.

Пассажирские каюты "Святой Елены" довольно просторны для транспортного судна, за исключением кают на нижней палубе. Впрочем, по круизным меркам все каюты относительно невелики. Среди них есть двух-, трех- и четырехместные. Большая часть кают оборудована санузлами. Излишеств в виде телевизоров или холодильников в каютах нет.

В 18.00 отданы швартовы. Теплоход покидает кейптаунский порт.

Характерные очертания Столовой горы и город у ее подножья остаются все дальше. До прибытия на остров Святой Елены землю мы больше не увидим.

Прежде чем расскать о теплоходе "Святая Елена" (RMS St. Helena), упомяну, что остров Святой Елены не всегда был так изолирован, как сейчас. В XVII-XIX веках через остров проходили основные морские пути между Африкой и Америкой, и корабли пополняли на острове запасы продовольствия. В некоторые годы на остров Святой Елены заходили до полутора тысяч кораблей, а в XX веке там делали остановку крупные морские лайнеры, следующие из Великобритании в Южную Африку и обратно. Проблем добраться до остального мира для островитян практически не существовало.

В 1960-е годы, с развитием авиации, движение пассажирских лайнеров между Великобританией и Южной Африкой начало сокращаться, а в 1977 году оно было прекращено. Пассажиры пересели с морских судов на самолеты. Для острова Святой Елены закрытие линии означало полную изоляцию: аэропорта на острове не было (как нет его и сейчас). Поэтому Британское правительство решило возобновить линию Великобритания - остров Вознесения - остров Святой Елены - Южная Африка своими силами, и в том же 1977 году приобрело для этих целей в Канаде небольшое грузопассажирское судно Northland Prince, которое было переименовано в St. Helena. Это судно изначально не предназначалось для работы на дальних рейсах через океан - тихоходное, с одной машиной, с регулярно возникающими техническими проблемами и малой пассажировместимостью (всего 76 человек), оно тем не менее без происшествий отработало на линии до 1990 года, успев также принять участие в военных действиях между Великобританией и Аргентиной в районе Фолклендских островов. Судно считалось у моряков счастливым. Во время войны за Фолклендские острова ему приходилось не раз идти во главе флотилии военных кораблей, в том числе через минные поля. А во время гражданской службы "Святая Елена" несколько раз попадала в серьезные штормы, когда гибли гораздо более приспособленные к океанским условиям суда. И все рейсы этого судна заканчивались благополучно. Вот только каюты теплохода не могли вместить всех желающих, и в некоторых рейсах пассажиры ехали даже на палубе.

В 1989 году в Абердине для замены старой "Святой Елены" было спущено на воду новое судно под тем же именем. Грузопассажирское судно длиной 105 метров, вместимостью 128 пассажиров и 1500 тонн груза строилось уже специально для линии, на которой ему предстояло работать. В 1990 году обе "Елены" встретились в британском порту Кардифф, и вскоре после этого новая "Святая Елена" отправилась в первый рейс до Кейптауна с остановками на островах Тенерифе, Вознесения и Святой Елены, а старое судно - на заслуженный отдых.

Предполагалось, что срок службы новой "Святой Елены" на этой линии составит двадцать лет, и именно на этот срок была рассчитана государственная субсидия, выделенная на работу линии. На 2010 год было запланировано открытие аэропорта на острове, и необходимость в морском сообщении с островом должна была отпасть. Однако все ограничилось выбором площадки для будущего аэропорта, после чего британское правительство заморозило проект из-за его высокой стоимости (чему виной горный характер острова). В июле 2010 года дело снова сдвинулось с мертвой точки: правительтство Великобритании согласилось финансировать проект. Но работы пока не начаты, и "Святая Елена" будет продолжать выполнять регулярные рейсы между материком и островом Святой Елены по крайней мере в течение ближайших нескольких лет.

Сейчас теплоход заходит в Великобританию лишь два раза в год, остальное время работая на линиях Кейптаун - остров Святой Елены - остров Вознесения и Кейптаун - архипелаг Тристан да Кунья (этот рейс выполняется всего один раз в год, и билеты на него раскупаются на два года вперед). Интересно, что два ежегодных рейса между Портлендом и Кейптауном пользуются популярностью и у тех, кто боится летать самолетом, и кому при этом надо попасть из Великобритании в Южную Африку или обратно. Этих людей не останавливает ни высокая по сравнению с самолетом цена билета, ни то, что весь путь в один конец занимает три с половиной недели, ни морская качка. Все-таки у морских линий еще существует какой-то небольшой остаточный потенциал...

Половина судна отведена под груз, а мы пройдемся по кормовой части судна, где расположены помещения для пассажиров и команды.

Стойка информации открыта два раза в день, в утренние и дневные часы. Здесь можно решить почти любые возникающие во время рейса вопросы, а также заказать экскурсии по острову Святой Елены.

По тому же графику работает и судовой магазин.

Два пассажирских салона являются общественными центрами судна.

В носовой части расположен салон с видом вперед по ходу судна. Правда, обычно вид из салона вперед закрывают многочисленные контейнеры. Здесь имеются открытый вечерами бар, библиотека, а также зал для просмотра видеофильмов, отгороженный шторой.

Второй салон расположен в кормовой части надстройки, и называется Sun Lounge - Солнечный салон. Отсюда можно выйти на открытую палубу. В салоне есть бар, два игровых автомата и два больших видеоэкрана, по которым вечерами показывают концерты таких звезд, как Фил Коллинз и Майкл Джексон. В течение всего дня в этом салоне в открытом доступе есть чай и кофе.

Во время завтрака и обеда в этом салоне подают закуски для тех, кто не желает идти в ресторан.

У командного состава судна тоже есть свой салон - кают-компания.

Ресторан открывается три раза в день - во время завтрака, обеда и ужина. На завтрак и обед пассажиры приходят в любое время в течение отведенных полутора часов и садятся за любой столик, а ужин проходит в две смены, и каждый пассажир закрепляется за своим столиком.

На теплоходе есть небольшой тренажерный зал...

... а также детская игровая комната.

Доступа в интернет на борту нет. Но есть возможность воспользоваться электронной почтой, для чего каждому пассажиру открывается судовой электронный адрес. Прием и отправка электронной почты через спутник происходит каждые шесть часов. Это не слишком хорошо подходит для нормальной работы (отправив письмо, ты будешь ждать ответа от шести до двенадцати часов), но это лучше чем ничего. Можно также позвонить в любую точку мира по телефону, купив на стойке информации телефонную карточку.

Компьютеры и телефонные автоматы находятся в двух небольших кабинках в фойе.

На борту имеется прачечная.

Открытых палуб на "Святой Елене" немного, но для ста с небольшим пассажиров их хватает вполне. Многие почти все время проводят на открытой кормовой площадке, оборудованной бассейном.

Уединение можно найти на совсем небольших боковых прогулочных палубах, и на кормовой террасе, откуда открывается вид на кормовую площадку.

На верхней палубе судна имеется дополнительное открытое пространство, доступное для пассажиров, но там нет никакой палубной мебели, и люди редко туда поднимаются.

Как я упоминал, половина судна отведена под груз. Прохода в эту часть корабля для пассажиров нет.

Экипаж "Святой Елены", начиная от капитана, - в основном жители острова Святой Елены. Среди командного состава встречаются исключения: некоторые офицеры родом из Великобритании и Южной Африки, как, например, второй помощник капитана. Члены экипажа работают на "Святой Елене" по два месяца, после чего два месяца отдыхают. Поэтому на каждую позицию, включая капитана, имеются два человека.

Ходовая рубка теплохода оборудована стандартно для морских судов. Во время длительных морских переходов вахту в ней несет всего один человек.

Рулевое устройство используется нечасто: большую часть времени "Святая Елена" идет открытым морем прямыми трассами на авторулевом.

Телеграфы позволяют управлять машинами из рубки напрямую. Табличка "Fins out" напоминает о том, что выпущены стабилизаторы качки. Они представляют собой металлические "крылья", и если их не убрать при заходе в порт, могут возникнуть проблемы.

Положение судна отображается на радаре.

На следующей фотографии показаны индикаторы системы пожарной сигнализации, датчики которой установлены во всех помещениях судна.

А это - стенд управления системой пожаротушения и открытием/закрытием водонепроницаемых переборок на случай затопления отсека.

Если в прошлом на каждом судне была оборудована радиорубка, то сейчас все радиооборудование сосредоточено в одном из уголков в ходовой рубке.

А вот штурманская рубка выделена в отдельное помещение. Наличие компьютеров не отменяет необходимости ведения навигационной прокладки по штурманской карте. Это делается именно здесь. Здесь же делаются записи обо всех маневрах судна и других событиях в судовом журнале.

В помещении штурманской рубки имеется еще один радар.

Мне еще не приходилось видеть ни на одном судне ходовых рубок без "чайного уголка". Во всем мире судоводители во время работы пьют чай или кофе. И "Святая Елена" - не исключение.

Специальная табличка предупреждает, что на эту панель чашки ставить нельзя.

Вроде бы как-то и не уйти, не сфотографировавшись в рубке.

Почти пять дней "Святая Елена" проводит в море между Кейптауном и островом Святой Елены, затем еще двое с половиной суток - в море между островами Святой Елены и Вознесения. Чем занимаются в это время пассажиры?

Во-первых, спят. Тем более что судно постоянно раскачивается на волнах. Читают книги и разгадывают кроссворды в салоне. Общаются.Собирают паззлы. Едят. Сидят в баре. Смотрят фильмы в видеозале. Играют в карты и бинго. Участвуют в викторинах. Играют в крикет, гольф и другие игры на палубе. Смотрят на море.

Это очень спокойная и размеренная жизнь, вполне в традиции британских океанских лайнеров. Программу одного из дней плавания для примера привожу здесь полностью:

Удивительно, но на "Святой Елене" есть дресс-код. В некоторые вечера рекомендуется быть в костюме и галстуке. Дресс-код на грузопассажирском судне, удивитесь вы? Именно так, ведь это британское грузопассажирское судно. Здесь все очень традиционно. Правда, дресс-код соблюдают не все пассажиры, и никто за этим не следит.

Один из таких "костюмных" вечеров - это капитанский коктейль. Капитан Родни Янг (на фото справа), житель острова Святой Елены, работает на этом судне с момента его постройки. Это очень известная на острове личность, автор постоянной колонки "Новости с борта "Святой Елены" в островной газете St. Helena Herald. Vногие постоянные пассажиры приветствуют капитана очень неформально, а дамы не удерживаются от объятий и поцелуев. Кеннет Бэйн несколько раз упоминает Родни Янга в книге "Святая Елена: остров, островитяне и их корабль", написанной в 1993 году, когда Родни еще был вторым помощником капитана "Святой Елены". Автор приводит и его прозвище - "Школьный автобус". С чем оно связано, автор не объясняет.

На капитанском коктейле присутствуют не только пассажиры, но и почти весь командный состав корабля. Коктейль проходит без тостов - все просто общаются, а потом расходятся. Я в очередной раз поддержал разговор на такие темы, как "когда в России было лучше, при коммунистах или сейчас", и "популярен ли в России Путин". У меня это спрашивают всегда, сколько себя помню на разных круизных и некруизных судах. Фамилию Медведева за пределами России пока вспоминают с трудом. Судовой врач еще задал вопрос, зачем я еду на остров Святой Елены. Что тут ответишь, кроме того, что я люблю острова? Наверное, еще чтобы рассказать внукам, как их дедушка когда-то плавал на последнем королевском почтовом судне. Если внукам это будет интересно.

В последний вечер перед прибытием на остров Святой Елены ужин был организован в виде барбекю на открытой палубе.


Пункт первый. Кейптаун ------------------- Пункт второй. Остров Святой Елены

Оглавление

 

Александр Соснин, специально для форума интернет-портала Infoflot.ru. Буду рад ответить на письма: sosnin@infoflot.com