Пункт второй. ОСТРОВ СВЯТОЙ ЕЛЕНЫ


На пятый день плавания утром по курсу показался остров Святой Елены.

На борту "Святой Елены" в эти утренние часы царило оживление. Островитяне после долгого отсутствия возвращались в родные края, и от этого у них преобладало радостное настроение. Теплоход неторопливо обогнул остров с южной и затем восточной стороны, и подошел к Джеймстауну, столице острова.

Глубоководного порта, или просто причала, способного принять такое судно, на острове нет. Поэтому теплоход бросил якорь напротив Джеймстауна (это было 10.10.10 в 10.00), а пассажирам предстояло переправиться на берег на небольших мотоботах, пройдя перед этим пограничный контроль в салоне "Святой Елены".

Тем временем со "Святой Елены" уже начали выгружать контейнеры - их один за другим будут доставлять на берег с рейда на небольшой платформе, и это займет очень много времени.

Прибывающие на остров пассажиры проходят таможенный контроль. Таможенный офицер по-старомодному ставит на проверенном багаже крестик мелом. А на выходе из зоны таможенного контроля толпятся встречающие. Прибытие "Святой Елены" - всегда особый день для островитян. К кому-то приехали близкие. Кто-то завтра получит письмо из другой страны (письма ведь тоже прибывают только на этом корабле). Магазины пополнят свои продовольственные запасы. Ведь нет-нет, да случается, что на острове заканчивается то сахар, то грибы, что-то еще. После прихода "Святой Елены" все приходит в норму.

Говорят, что Джеймстаун сегодня представляет собой практически аутентичный маленький английский городок XVIII века. Находясь в нем, как бы переносишься назад на два-три века. И действительно, такое ощущение возникает здесь, как нигде больше. И вдруг понимаешь, что два-три века назад дышалось в общем-то тоже неплохо, а города и обстановка в них были вполне уютными.

Вот что значит отсутствие аэропорта и нормальной связи с внешним миром.

Административным центром города и острова является замок, предшественник которого был построен на том же месте в 1659 году, а спустя два века его изрядно поели термиты, завезенные сюда на корабле из Бразилии. Новое здание возвели в 1860 году.

Возле замка разбит парк - в прошлом ботанический сад. Он небольшой, но это приятное место для прогулок. В глубине парка открыт ресторанчик на свежем воздухе.

Церковь Святого Джеймса - одно из старейших зданий на острове. Она была построена в 1772 году. До нее примерно на этом же месте стояла более ранняя церковь.

А в следующем здании конца XVIII века под одной крышей разместились полиция, суд, парламент острова (несмотря на зависимость от Британии, на острове есть свой, пусть и несколько формальный, парламент), и старейшая в Южном полушарии библиотека, открытая в 1813 году. Правда, из первых книг, поступивших в эту библиотеку, мало что сохранилось - их тоже поели термиты с бразильского корабля.

Напротив расположено построенное в 1827 году здание тюрьмы. Почти бессмысленное в наши дни: преступности на острове нет. А вверх, на гору, уходит лестица Якоба, с 1829 года соединяющая Джеймстаун и соседний поселок Халф Три Холлоу. Она насчитывает 699 довольно крутых ступеней. Чаще всего лестинца используется для быстрого спуска вниз, так как спуск по длинной объездной автодороге занимает куда больше времени. Дети иногда скатываются вниз по перилам, развивая при этом немалую скорость. Такой способ спуска показал нам немолодой местный житель, председатель местного исторического общества. Он сказал: "В детстве мы ходили по этой лестнице в школу. И знаете, как мы спускались вниз? Готовьте фотоаппараты!" - и лихо проехал несколько метров вниз по перилам - ноги с одной стороны, руки с другой.

С высоты уже первых ста ступеней хорошо виден весь центр Джеймстауна, а также гавань.

А с самого верха лестницы можно увидеть Джеймстаун почти целиком. Отсюда хорошо видно, что город зажат между двумя горами. Это единственное место на острове Святой Елены, которое оказалось пригодным для строительства столицы и какого-никакого порта. В остальных местах остров защищен неприступными скалами.

Банк и популярный бар делят одну крышу. В банке можно поменять деньги на местную валюту - аналог британского фунта, но действующий в пределах островов Святой Елены и Вознесения. Банкоматов ни в банке, ни где-либо на острове нет. Кредитные карточки не принимаются практически нигде, но в банке с карточек можно снять средства в местной валюте, либо в британских фунтах, когда они есть в наличии.

Железное здание местного торгового центра было построено, вероятно, в Англии - по крайней мере, в 1865 году оно было доставлено оттуда на остров Святой Елены в разобранном виде.

Плавательный бассейн возле океана был открыт в 1979 году. Его могут посещать все желающие, кроме дней, забронированных для школьных групп.

В следующем доме расположен туристический офис острова Святой Елены. Здесь можно взять информационные материалы об острове, заказать экскурсии. Наличие туристов на острове зависит от расписание движения теплохода "Святая Елена", поэтому обычно туристы бывают здесь в течение семи дней, а следующие три-четыре недели их на острове нет.

То же можно сказать про гостиницы. Три четверти времени они пустуют. Consulate Hotel - самая большая гостиница на острове Святой Елены. Здесь 18 номеров, лучший на острове ресторан, и уютная домашняя атмосфера. Все это - за 70 фунтов стерлингов за номер в сутки.

Когда в гостинице есть туристы, две очаровательные дамы - Лерой, владелец гостиницы и Хазель, управляющая гостиницей, находятся на ногах почти круглосуточно, делая все, чтобы гостям у них было хорошо.

Пожалуй, ни в одной гостинице мира я не чувствовал себя лучше, чем здесь. И в этом я не одинок. Судите сами.

Две английские библиотеки-гостиные предоставляют постояльцам гостиницы непередаваемый уют. Интерьеры можно воссоздать в любой точке Земли, но такую атомосферу - вряд ли. В одной из гостиных есть телевизор. Кстати, телевидение появилось на острове только в 1994 году.

В отделке ресторана гостиницы использованы мачта (ставшая потолочной балкой), штурвал и посуда одного из парусных судов, когда-то потерпевших крушение в этих водах.

Все фойе и вестибюли здесь элегантно обставлены, и представляют собой мини-гостиные.

Во внутреннем дворике - кафе, бар и сад.

Уютно мебелированная веранда выходит на центральную площадь Джеймстауна.

Вечером на улицах Джеймстауна тихо. С веранды можно наблюдать рассвеченную огнями лестницу Якоба. Иногда мимо проходят гуляющие пассажиры со "Святой Елены". На острове совершенно безопасно в любое время суток. За последние сто лет здесь произошло лишь три убийства, причем очень давно. Вещи можно без опасения оставлять в любом месте без присмотра. Дома и машины закрывать не принято.

Может быть, не надо строить на острове аэропорт?

Как таковых туристических автобусов на острове Святой Елены нет. Экскурсии, когда на острове есть туристы, выполняются на внедорожниках, легковых автомобилях, микроавтобусах, а также на историческом многоместном "Шевроле" с открытым кузовом. В прошлом году славная машинка отпраздновала свое 80-летие, и все еще находится в неплохой форме. Именно на ней мне и еще нескольким пассажирам "Святой Елены" довелось покататься по острову в течение следующих двух дней.

Остров Святой Елены получил мировую известность как место ссылки императора Наполеона. И сейчас у большинства людей этот остров ассоциируется именно с Наполеоном, который провел здесь шесть последних лет своей жизни.

В 1815 году Наполеон смог бежать с острова Эльбы, где провел в ссылке полтора года. Он триумфально вернулся в Париж, и правил Францией еще сто дней, до поражения в битве при Ватерлоо. После этого английское правительство уже не захотело давать Наполеону второго шанса вернуться в Европу. Бывший император был отправлен в одно из самых дальних британских владений, на остров Святой Елены, в пожизненную ссылку. 10 августа 1815 года Наполеон и его приближенные отправились из Англии на корабле Northumberland на юг, и после 69 дней в пути прибыли на остров.

Для императора был подобран большой дом в городке Лонгвуд в глубине острова, но к моменту прибытия Наполеона на остров он еще не был готов: несмотря на то, что это была летняя резидения губернатора острова, дому требовался ремонт, и достройка некоторых помещений. Поэтому Наполеону предложили временно занять дом в центре Джеймстауна (рядом с нынешним отелем Consulate). Он отказался: дом показался ему слишком тесным для себя и еще 25 человек сопровождения. Первую ночь Наполеон провел в замке Джеймстауна, а наутро отправился в Лонгвуд посмотреть, что за дом ему готовят. Увиденным Наполеон остался недоволен, но его заверили, что через пару месяцев этот дом будет превращен в очень достойную резиденцию.

На обратном пути императору приглянулась деревня Брайарс, и он спросил, нельзя ли подобрать для него временное жилище в этом месте. Домик нашелся: это был небольшой павильон, состоящий из одной комнаты. И хотя владельцы павильона, семья Балкомби, предложили Наполеону переехать в их большой дом, тот вежливо отказался. В павильоне Наполеон прожил два месяца (тогда как его свита временно разместилась в Джеймстауне), подружился с семьей Балкомби, проводил много времени с их 13-летней дочерью Бетси, говорившей по-французски, и не без сожаления оставил это жилище, когда резиденция в Лонгвуде была готова.

Вскоре после убытия Наполеона дом в Брайарсе был расширен: сзади к нему пристроили два крыла. В 1994 году потомки семьи Балкомби продали этот дом французскому правительству. Сейчас в нем разместился музей.

10 декабря 1815 года Наполеон и его свита переселились в Лонгвуд. Там бывший император проводил время в чтении, прогулках, игре в шахматы и написании мемуаров, которые он надиктовывал своему помощнику. Дом в Лонгвуде прекрасно снабжался, в том числе Наполеон и его свита ежедневно получали 40 килограммов мяса, 9 цыплят, 17 бутылок вина. Если еще учесть серьезнейшую охрану как дома в Лонгвуде, так и острова в целом, то можно представить, насколько недешево обходилась ссылка Наполеона казне Великобритании. Более того, отдельный гарнизон для предотвращения бегства Наполеона был размещен и на необитаемом прежде острове Вознесения, в 1300 километрах к северо-западу от острова Святой Елены.

Сегодня дом в Лонгвуде принадлежит французскому правительству, и считается лучшим музеем Наполеона в мире.

Бильярдная чаще всего служила Наполеону для задиктовывания своих мемуаров, а бильярдный стол, доставленный сюда в 1816 году, - для того, чтобы раскладывать на нем карты и атласы, и сверяться с ними при сочинении мемуаров. Иногда Наполеон использовал бильярд по прямому назначению, но играл неважно. В конце концов он отдал бильярдный стол слугам, которые в отличие от Наполеона были способны насладиться игрой по-настоящему.

В обеденной комнате Наполеон и его приближенные собирались для трапезы. Иногда на ужин приглашались и англичане, в том числе адмирал Джордж Кокберн, доставивший Наполеона на остров Святой Елены и организовавший его охрану, включая гарнизон на острове Вознесения, семья Балкомби, в чьем доме Наполеон жил первые два месяца своего пребывания на острове, губернатор острова Скелтон, и другие. В плохую погоду Наполеон оставался здесь и после ужина, читая присутствующим главы из любимых книг. В этом же помещении совершались воскресные службы. В более поздние годы ссылки Наполеон предпочитал обедать и ужинать в одиночестве в саду или в своей спальне.

Личные апартаменты Наполеона состояли из спальни и комнаты отдыха.

Отдельная комната была отведена под библиотеку.

Многие часы Наполеон проводил, сидя в глубокой ванной, наполненной горячей водой. При этом он мог читать, писать, или общаться со своей свитой.

После прибытия в 1816 году на остров нового губернатора Гудсона Лоу жизнь Наполеона несколько усложнилась: охрана и контроль за его перемещениями были усилены, а все письма бывшего императора стали в обязательном порядке просматриваться английской цензурой. Ни один корабль не мог покинуть остров до тех пор, пока из Лонгвуда не было получено известие о том, что Наполеон находится на месте. Даже перемещения гражданских лиц по той части острова, где жил Наполеон, были строго регламентированы. В этих требованиях не было ничего нового, просто предыдущий губернатор иногда делал некоторые послабления, а Лоу строго выполнял то, что ему было предписано.

Наполеон ненавидел губернатора, называя его ограниченным и мстительным. "Это плохой человек", - говорил Наполеон, - "когда он изучал меня, у него были глаза как у гиены, поймавшей добычу".

Лоу же говорил о Наполеоне как о человеке грубом и агрессивном. Несмотря на это, первое время губернатор безуспешно пытался наладить контакт с Наполеоном. Правда, ему не везло. Например, он подарил Наполеону кроликов именно тогда, когда последний увлекся высаживанием деревьев. Впрочем, кролики не успели попортить саженцы, так как их (кроликов) самих сожрали крысы.

Наполеон открыто издевался над губернатором: то отказывался принять, ссылаясь на простуду, то встречал его не поднимаясь из постели, то заставлял его долго ждать на улице, говоря, что он принимает ванную, хотя при этом наблюдал за губернатором через окно. "Вы - еще худшее бедствие для нас, чем сам этот остров", - сказал однажды раздраженный Наполеон губернатору. "Сэр, вы меня просто не знаете", - ответил Лоу. "Откуда я могу вас знать? Я не встречал вас ни на одном поле сражений!" - парировал бывший император. Здесь Наполеон был несправедлив, так как Гудсон Лоу участвовал в боевых действиях против наполеоновской армии.

Они встречались шесть раз в течение шести первых месяцев пребывания Лоу на острове. Последняя их встреча закончилась разговором на повышенных тонах. После этого Лоу прекратил общение с Наполеоном, и отказался встречаться с ним даже после того, как Наполеон сам стал искать возможность возобновить контакт с губернатором.

Лоу запретил называть Наполеона иначе как просто "генерал Бонапарт", подчеркивая ординарность этой персоны. В течение трех следующих лет с острова были высланы самые близкие к Наполеону люди из его окружения. Один из них - со скандалом, после попытки отправить с попутным кораблем непрочитанное цензурой письмо от Наполеона.

В последние годы жизни Наполеон увлекся садоводством. Он посадил и возделал сады вокруг своего дома, и несмотря на некоторое изменение их планировки, они в основном сохранились до наших дней.

В 1819 году в Лонгвуде было начато строительство нового дома для Наполеона и его окружения, еще более удобного, и состоящего из сорока комнат. Наполеон сам живо интересовался ходом строительства. В 1821 году дом был готов, и ждал переезда бывшего императора со дня на день. Но переезда не произошло из-за резкого ухудшения его самочувствия. Последние дни Наполеон провел в комнате для рисования, в которую переставили его кровать. Он умер от рака желудка 5 мая 1821 года в возрасте 51 года.

Четырьмя днями позже Наполеон был со всеми надлежащими военными почестями похоронен на острове Святой Елены.

И сегодня могила Наполеона открыта для посещения. К ней ведет длинная пешеходная дорожка.

Самого Наполеона в этой могиле уже давно нет. В 1840 году его останки были перевезены во Францию, и захоронены в Париже.

Остров Святая Елена, официально являясь заморской территорией Великобритании, управляется напрямую из Лондона. На острове есть свой выборный орган, что-то вроде парламента из двенадцати всенародно избираемых членов, но фактически он имеет лишь совещательный голос при губернаторе. В руках назначаемого британским правительством губернатора острова сосредоточена практически вся власть. За всю историю острова Святой Елены только два губернатора были родом из этих мест. Остальные губернаторы прибывали из Великобритании, а после окончания срока своих полномочий убывали обратно.

Задачей большинства губернаторов было "не раскачивать лодку", а спокойно отсидеть свой срок в губернаторском кресле. Поэтому отношение островитян к присылаемым губернаторам с давних пор и по сей день в большей степени негативно-ироническое, как и к многочисленным высокооплачиваемым консультантам, регулярно прибывающим на остров для написания больших отчетов о том, как острову жить дальше. На острове существует поговорка: "Если бы каждый консультант посадил дерево, то давно вырос бы лес". Ох, как это верно применительно не только к этим консультантам, но и к остальным советчикам. Если на острове Святой Елены вырос бы лес, то в России, наверное, выросла бы тайга, поглотившая города.

Резиденция губернатора расположена в стороне от Джеймстауна, в доме, построенном для этих целей уже более двухсот лет назад, в 1792 году. До этого на этом же месте как минимум в течение 120 лет существовала предыдущая резиденция губернатора в двух небольших деревянных домах.

По большой лужайке рядом с резиденцией гуляют гигантские черепахи. Самую большую и старую из них зовут Джонатан. Это местная знаменитость. Говорят, что Джонатан видел еще Наполеона, но на самом деле он был привезен сюда с Сейшельских островов в 1882 году в возрасте примерно 50 лет. Сейчас ему далеко за сто семьдесят, и он весит 200 килограммов.

Черепах не рекомендуется трогать: они могут укусить. Однако Джонатан с удовольствием дает себя гладить.

Церковь Святого Пола неподалеку от резиденции губернатора существовала с XVII века (точная дата неизвестна), но существующее здание было построено в 1850 году.

Некоторые могильные плиты на стенах этой церкви перенесены сюда еще из ее предшественницы. За каждой табличкой ста-двухсотлетней давности - живые человеческие судьбы.

У острова Святой Елены два лица. Одно - скалистое и неприступное, каким видят остров с прибывающих кораблей. Второе - зеленое и уютное, каким видят остров те, кто совершает по нему прогулку. На острове нет ни хищников, ни ядовитых змей и насекомых, ни тропических болезней. Здесь комфортный для европейского человека климат.

Возможно, именно поэтому первый житель острова Святой Елены, португалец Дом Фернандо Лопез, вернувшись домой в Португалию, решил отправиться обратно на остров, и провести там остаток своих дней. Он умер в 1545 году, прожив на острове Святой Елены тридцать лет.

Португальцы, открывшие остров в 1502 году и давшие ему имя, быстро оценили его стратегическое положение посреди Атлантического океана, и в течение нескольких десятилетий португальские корабли регулярно заходили на остров для пополнения запасов продовольствия. Там же высаживали на берег заболевших членов экипажа. Если они оставались в живых и выздоравливали, их забирали с острова следующим рейсом. За восемьдесят лет португальцы, державшие факт существования острова Святой Елены в полном секрете, построили на нем два дома, церковь, и оставили для размножения коз и свиней, которыми заходящие корабли пополняли свои продовольственные запасы.

В 1588 году о существовании острова стало известно англичанам, чей корабль "Желание" во время кругосветного путешествия находился здесь в течение двенадцати дней. Англичане узнали и о том, что через остров проходят пути португальских кораблей, и стали их регулярно атаковать. Это закончилось тем, что во избежании дальнейших потерь флота король Испании и Португалии Филипп II предписал капитанам не заходить на остров Святой Елены.

Интерес к острову проявили и голландцы, чей корабль впервые зашел сюда в 1601 году. В 1633 году они даже объявили остров своей территорией, но дальше этого дело пока не пошло. В конце концов в 1659 году остров Святой Елены от имени Британской короны перешел в управление Ост-Индийской компании, которой было дано право заселять, застраивать и укреплять остров. Остров вернулся в прямое управление Британской короны лишь в 1834 году.

В 1672 году остров Святой Елены захватили голландцы. Когда стало понятно, что шансов отбиться уже нет, губернатор и его люди смогли покинуть остров на корабле и отправиться в Бразилию. В Бразилии губернатор немедленно нанял сторожевой корабль и отправился обратно, чтобы предупредить приближающиеся к острову Святой Елены британские суда о захвате. Капитан первого же встреченного им корабля, Ричард Мунден, принял решение выбить голландцев с острова, и ему это удалось. С тех пор случаев покушений на владение островом Святой Елены не возникало ни разу.

С первого же дня управления Ост-Индиской компании на острове было узаконено рабство. Рабы доставлялись на остров из разных частей света. А уже гораздо позднее, в XIX веке, в рамках борьбы с работорговлей британские военные корабли захватывали суда, перевозящие рабов из Африки в Америку. Корабли разбирались, их части шли на постройку домов, а рабов просто выгружали на острове - кто выживет, тот выживет. Выживших отправляли обратно в Африку, но некоторые из них находили работу на острове и оставались на нем. Их потомки, как и потомки рабов, привезенных на остров в XVII-XVIII веках, живут на острове Святой Елены и сейчас. Поэтому среди островитян можно встретить людей с чертами лиц, характерными для самых разных уголков земли - от Китая и Африки до Бразилии и Британии.

Рабство на острове было отменено в 1832 году при губернаторе Далласе, но начал этот процесс еще в 1818 году тот самый человек, которого так не любил Наполеон - губернатор Гудсон Лоу. Согласно его указу, ребенок, родившийся от женщины-раба, становился свободным. Причем хозяин его матери был обязан заботиться о нем до достижения совершеннолетия. Гудсон Лоу, интеллигентный, образованный человек, знавший несколько языков, прекрасный военный и государственный служащий, многое сделавший для острова Святой Елены, к сожалению, оказался известен в истории лишь как тюремщик Наполеона. В памяти же островитян Лоу остался одним из немногих губернаторов, сделавших для них много хорошего. Когда в 1821 году Лоу с семьей отбывал с острова обратно в Англию, ему был вручен памятный адрес от благодарных жителей острова Святой Елены.

В XIX веке были годы, когда на остров Святой Елены заходили до полутора тысячи кораблей. Это был очень важный пункт снабжения посреди Атлантического океана. Случались и несчастья: один из кораблей завез на остров корь, от которой скончались 160 островитян, другой - термитов, разрушивших значительное количество построек на острове. С корью острову не везет и в наши дни: сейчас здесь снова началась эпидемия этой болезни, и всех пассажиров "Святой Елены" проверяют на наличие этого заболевания, светя фонариком в горло.

С середины XIX века количество кораблей, заходящих на остров, стало уменьшаться: люди освоили технологии долгого хранения продуктов, и необходимости в пополнении продовольственных запасов при переходе через океан не стало. Экономика острова начала приходить в упадок. Были испробованы разные рецепты "оздоровления" островной экономики - от выращивания экзотических растений до добычи китов, но ничего из этого успеха не принесло.

Рецепта подъема экономики острова Святой Елены нет и сейчас. Возможно, его и не существует. Остров с населением 6 тысяч человек находится на дотации у правительства Великобритании. Здесь высокий уровень безработицы и низкий уровень зарплаты. Многие островитяне уезжают работать по контрактам на соседний (1300 километров) остров Вознесения, кто-то находит работу в Великобритании и Южной Африке. Очередь на свободные вакансии на острове Святой Елены расписана на годы вперед.

Впрочем, на теплоходе "Святая Елена" я встретил человека из Южной Африки, которого пригласили работать на остров поваром в ресторане Consulate Hotel. Возможно, это связано с нехваткой среди островитян поваров, которые могут обеспечить ресторанное качество приготовления блюд. Ведь на острове Святой Елены почти нет ресторанов. "Почему именно остров Святой Елены?" - спросил я его. "Мои дети выросли, и я захотел что-то изменить в жизни. И подумал: почему бы не пожить на острове Святой Елены", - ответил он. "Дети приедут к вам погостить?" - "Вряд ли" - "Слишком долгий путь до острова?" - "Нет, вопрос только в цене билета. Если я заплачу им за билеты, они приедут".

Одной из проблем остается изоляция острова. Сейчас остров изолирован от остальной цивилизации в гораздо большей степени, чем это было в XVIII веке, когда в гавань Джеймстауна заходило более тысячи кораблей в год. Жизнь на острове Святой Елены целиком зависит от расписания заходов теплохода "Святая Елена", который привозит на остров все необходимое в среднем раз в месяц. И только на этом теплоходе можно уехать с острова или попасть на него. Поэтому одна из любимых тем для обсуждения на острове - когда будет построен аэропорт.

В июле 2010 года британским правительством было принято очередное решение о выделении средств на строительство аэропорта на острове Святой Елены. Предполагается, что основное воздушное сообщение будет установлено с Южной Африкой. Правда, работы по строительству еще не начаты. Проблема состоит еще и в том, что работу этого аэропорта тоже придется дотировать из бюджета Великобритании, так как большого количества рейсов на удаленный остров никто не ожидает. Это будет сугубо дотационное предприятие, и эти дотации не смогут выделяться скромным бюджетом острова.

Интересно, что далеко не все островитяне являются сторонниками открытия у них аэропорта, справедливо полагая, что остров изменится и потеряет свое лицо. Даже управляющий директор Consulate Hotel, когда мы с ней обсуждали эту тему, сказала, что у нее смешанные чувства на эту тему. С одной стороны, профессионально она очень заинтересована в том, чтобы на острове был аэропорт, ведь тогда ее гостиница будет загружена постоянно, а не только с прибытием "Святой Елены". А с другой стороны, ей очень жалко, что остров в этом случае изменится навсегда.

В 1981 году островитяне были лишены британского гражданства. Это означало невозможность свободного въезда на территорию Великобритании и исключало трудоустройство в этой стране. Причиной такого шага правительства Маргарет Тэтчер стали опасения, что перед возвращением другого заморского владения, Гонконга, Китаю, оттуда в Великобританию хлынет волна эмигрантов с британскими паспортами. Поскольку применить какие-то меры лишь к одному Гонконгу было невозможно, жители всех заморских владений Великобритании были лишены британских паспортов.

Это вызывало огромное возмущение на острове Святой Елены. "Мы достаточно хороши, чтобы погибать в войнах за Великобританию, но недостаточно хороши, чтобы иметь британское гражданство", - говорили островитяне. Британское гражданство было возвращено жителям заморских территорий только в 2002 году. Часто говорится, что это - результат активной борьбы островитян за свои права. Однажды парламент острова даже ездил в полном составе в Лондон, чтобы решить вопрос гражданства для островитян. Но, возможно, положительное решение вопроса было связано с тем, что к 2002 году Гонконг уже отошел Китаю, и опасности эмиграции оттуда не стало.

Несмотря на все проблемы, жители острова Святой Елены очень гостеприимны и доброжелательны. Когда ты идешь по улице, каждый встречный человек с тобой здоровается. Водители встречных машин приветливо машут тебе руками. Остров - это что-то вроде тесной и замкнутой коммуны, где все друг друга хорошо знают.

И - подрастают новые жители острова Святой Елены, которые конечно же станут такими же добрыми и честными людьми, как и их родители. Когда-нибудь мы приедем в гости к ним.

Но - пора в дорогу. На острове хочется остаться еще на пару дней, но это невозможно: теперь "Святая Елена" зайдет сюда только через пять суток, на пути с острова Вознесения в Кейптаун, а после этого - через три недели. Все это время у острова не будет никакого сообщения с внешним миром.

Быстрый пограничный и таможенный контроль, посадка в мотоботы, и - прощай, остров Святой Елены, снова здравствуй, теплоход "Святая Елена".

Прощальный взгляд на Джеймстаун с борта теплохода...

... и в 17.30, снявшись с якоря, "Святая Елена" взяла курс на остров Вознесения.

Остров Святой Елены растворился в вечерней дымке.

Впереди - еще два дня в море.

 

Королевское почтовое судно "Святая Елена" ------------------- Пункт третий. Остров Вознесения

Оглавление

 

Александр Соснин, специально для форума интернет-портала Infoflot.ru. Буду рад ответить на письма: sosnin@infoflot.com