ПУТЕШЕСТВИЕ В АНТАРКТИДУ НА "АЛЕКСАНДРЕ ПУШКИНЕ"
ПРОЛИВ ДРЕЙКА, МЫС ГОРН И ПРОЛИВ БИГЛЬ
(11 января 2008 года)


Теплоход в проливе Дрейка. Это пролив между Антарктидой и Южной Америкой. С утра на палубе полно энтузиастов с фотоаппаратами.

Уже к половине десятого утра у них неплохие успехи. Удалось увидеть разных птиц, и пять дельфинов неопределенного вида:

Находясь на борту "Марко Поло", задумываешься о судьбе других судов этой серии. Их было построено пять. Только "Марко Поло" ("Александр Пушкин") дожил до наших дней. Конец каждого из остальных был неожиданным и как будто даже нелепым.

Первым ушел "Михаил Лермонтов", который затонул в 1986 году в Новой Зеландии из-за ошибки лоцмана.

"Иван Франко" неожиданно для многих был в 1994 году снят с ближневосточной линии и поставлен в отстой, где постепенно приходил в негодность. Украинские власти принимали некоторые меры, чтобы найти судну работу, в том числе обращались к владельцам "Марко Поло", но все безрезультатно. Через три года теплоход признали не подлежащим восстановлению и отправили на разделку в Индию.

"Шота Руставели" остался без работы в 1998 году, и два года провел на приколе в Ильичевске. После смены собственника и названия (он стал называться "Асседо") теплоход начал работать с российскими туристами в аренде у компании "Метрополис-тур". Работа была сезонной, зимой "Асседо" стоял. Были попытки организовать зимние круизы вокруг Южной Америки, но россияне, привыкшие отдыхать летом, не стали покупать путевки. Я думаю, что сезонность работы и погубила теплоход. В 2002 году владельцы, посчитавшие, что им выгоднее продать теплоход, чем содержать его, выставили его на продажу. Они не хотели гибели этого неплохого еще судна, но самую лучшую цену им предложили покупатели судов на металл. И в ноябре 2003 года, после успешного окончания очередного сезона, "Асседо" отправился в Индию на разделку.

"Тарас Шевченко" встал в отстой в Ильичевске в 1998 году. Были попытки реанимировать теплоход, механизмы и пассажирские помещения которого даже во время отстоя содержались в образцовом порядке. В 2003 году "Шевченко" приобрела компания "Антарктика", объявившая о своем желании возродить Крымско-Кавказскую линию. Правда, эту сделку пытались оспорить. В реконструкцию пассажирских помещений теплохода было вложено пять миллионов долларов. Но ни один рейс так и не состоялся. Вскоре "Шевченко" отправился на разделку в Бангладеш.

Остался в строю только "Александр Пушкин", самый счастливый теплоход из серии. Его биография полна интересных эпизодов, он побывал в самых разных уголках мира, и, несмотря на почтенный возраст - сорок два года, не собирается уходить. Правда, в марте ему предстоит смена владельца, об этом я упомяну позже.

(снято с восьмой палубы)

При приближении к мысу Горн качка стала очень ощутимой: волнение достигло пяти баллов, пошел дождь. Вспоминаю одну из статей из советских времен про однтипный теплоход "Шота Руставели". Старший механик говорил, что стабилизаторы качки потребляют слишком много топлива, и для экономии социалистических средств предлагал их не включать. Коммерческая служба возражала, что в этом случае пассажиры перестанут посещать магазины и снизится валютная выручка, поэтому экономия топлива будет сведена на нет. Про самочуствие пассажиров на борту при этом никто не вспоминал. Надеюсь, что в наши дни все по-другому.

Вот и мыс Горн, остров, считающийся южной оконечностью Южной Америки. В этих местах почти всегда ветер и волны. Здесь погибло очень много кораблей. Большинство судов выбирают более безопасный, хотя и крайне сложный для судовождения узкий Магелланов пролив, находящийся значительно севернее мыса Горн.

Несмотря на непогоду, туристы вышли на палубу. Когда я был здесь шесть лет назад, погода была, пожалуй, еще хуже. А ведь находятся смельчаки, которые огибают мыс Горн под парусом. Я-то сейчас посмотрю Горн и пойду в теплую каюту. А они? Хотя вспоминаю шестидневный переход на яхте по Балтике в студенческие годы. Мы шли из Санкт-Петербурга в Калининград под парусами, без мотора, в непрекращающийся шторм. Ничего, было здорово. Надо бы когда-нибудь обогнуть мыс Горн под парусом. Говорят, что тот, кто это сделал, имеет право класть две ноги на стол.

Вот он, мыс Горн, остров на стыке двух океанов. В левой его части находится самая южная точка острова, и соответственно Южной Америки. Там же расположен маяк. Дом смотрителя маяка находится в правой, более низкой части острова. Больше на мысе Горн никаких построек нет.

В семь часов вечера вошли в пролив Бигль, потеплело, и качка прекратилась. Плавание по проливу напоминает плавание по реке, где оба берега совсем недалеко. Даже непривычно после сурового пролива Дрейка. После неприступных камней Антарктиды глаз отдыхает на покрытых зеленью горах и холмах. После недельного молчания заработал телефон. Огненная Земля, южная оконечность Южной Америки, далекий край света для большинства людей, после Антарктиды кажется мне почти домом.

Здесь можно встретить другое круизно-экспедиционное судно. Corinthian II направляется в Антарктиду. Ох, и покачает их сегодня ночью...

А вот этот теплоход, видимо, отплавался:

Вечером в ресторане состоялся "Парад Аляска" - традиционное для предпоследнего вечера круиза шествие официантов с тортами из мороженого:

Наш официант, Оливер из Филиппин, работает на "Марко Поло" с самого первого рейса.

Затем под аплодисменты состоялось представление поваров:

В половине двенадцатого показались огни Ушуайи.

В начале первого ночи мы подошли к пассажирскому причалу в Ушуайе.

У этого круиза несколько необычное окончание: завтра у нас целый день для знакомства с Ушуайей и экскурсий, и только послезавтра утром высадка. Так что несмотря на прибытие в конечный пункт, круиз еще не закончился.



Александр Соснин, борт теплохода Marco Polo, 11 января 2008 г.

Предыдущий день - Оглавление - Следующий день