ПУТЕШЕСТВИЕ В АНТАРКТИДУ НА "АЛЕКСАНДРЕ ПУШКИНЕ"
ОСТРОВ ХАЛФ МУН
(10 января 2008 года)
"Зодиаки" начали отправляться на берег в 6.30 утра. Сегодня я в первой группе. Наскоро позавтракав в 6 утра, садимся в "Зодиаки" и отправляемся на берег.
Халф Мун - маленький островок, находящийся в архипелаге Южных Шетлендских островов между большими островами Гринвич и Ливингстон. Первым человеком, посетившим остров в 1820 году, был американский моряк Натаниель Палмер. В дальнейшем остров получил известность как место, где в больших количествах водятся тюлени. Поэтому, как это принято у людей, практически все тюлени здесь (и в других местах Антарктиды) были истреблены. Сейчас их популяция постепенно восстанавливается.
Вообще человек иногда вытворяет с братьями меньшими черт знает что. На одном из островов люди перебили всех тюленей, зато зачем-то завезли туда кошек. Те, естественно, со временем расплодились и пожрали всех пингвинов. Чтобы пингвины вернулись на остров, всех кошек несколько лет назад методично расстреляли (в рамках специальной правительственной программы по восстановлению популяции пингвинов). Полагаю, что если добыча пингвиньего жира станет экономически оправданной, то перебьют и этих пингвинов "в научных целях", либо "для регулирования популяции".
На следующей фотографии виден Халф Мун - небольшой темный остров на фоне заснеженных гор острова Ливингстон. Погода сегодня несколько пасмурная.
Ранним утром прохладно, и все сонные. Кроме бодрого капитана "Зодиака":
Неожиданная приятная встреча: теплоход "Любовь Орлова", стоящий неподалеку на рейде. Это бывший российский теплоход, который сейчас работает как экспедиционное круизное судно в аренде у известной компании Quark Expeditions. После недавнего капитального ремонта у "Орловой" слегка изменился внешний вид надстройки.
Немного позднее, когда "Любовь Орлова" снялась с якоря и пошла, удалось сфотографировать их вместе с "Александром Пушкиным". Вот такая встреча двух замечательных судов. Когда-то оба теплохода работали вместе в Дальневосточном морском пароходстве. Только если "Александр Пушкин" находился во фрахте у иностранных компаний и выполнял разные круизы по миру, то "Любовь Орлова" трудилась на дальневосточных транспортных линиях. Ее "сестрички" из Дальневосточного пароходства "Алла Тарасова" и "Мария Савина", сменив владельцев, страны приписки и названия, стали круизными судами. "Аллу Тарасову" под именем Clipper Adventurer можно встретить здесь же, в антарктических водах. Остальные три дальневосточные подруги - "Ольга Андровская", "Ольга Садовская "и "Антонина Нежданова", к сожалению, уже разделаны на металлолом. Зато их северная сестра "Клавдия Еланская" в полном порядке, и работает на транспортных и экскурсионных линиях Мурманского пароходства. "Мария Ермолова", которая в советское время прославилась благодаря своим "Арктическим круизам", сейчас готовится к круизам по Каспийскому морю. Вот такая судьба серии.
При высадке пришлось пару метров преодолеть по воде. Резиновые сапоги не помогли - в один из них все-таки налилась вода.
На берегу острова лежит деревянная лодка. Историки пока не сошлись во мнении, что это за лодка и как она здесь появилась. В любом другом уголке мира на старую лодку никто и не обратил бы внимания, но в этих необитаемых краях это один из известных и примечательных объектов.
На противополжной стороне острова находится аргентинская научная станция, работающая только в летние месяцы с середины января. На фотографии видны ее постройки:
Большую часть острова оккупировали пингвины.
Земля, как и во многих местах Антарктиды и прилегающих островов, плотно заполнена пингвиньм пометом. К его запаху быстро привыкаешь.
А вот и сохранившийся тюлень. Пришлось снимать с максимальным увеличением. Издали его можно принять за корягу. Хотя откуда здесь коряги?
Погуляв по острову, возвращаемся обратно на теплоход. Время 7.45 утра. Можно продолжить прерванный сон. А потом проснуться в 11 часов и подумать: что только не приснится в этом круизе: и тюлени какие-то, и пингвины, и даже лодка на берегу.
Для того, чтобы на палубе было не очень холодно, на теплоходе есть укромный уголок, где наливают глинтвейн:
Долго движемся на северо-восток вдоль Южных Шетлендских островов:
Наконец, острова остаются позади, и мы выходим в открытое море:
В море нам встречается скопление больших айсбергов:
Теплоход уверенно идет между айсбергами полным ходом, не снижая скорости.
Когда айсберги остались позади, поднялось волнение. Пролив Дрейка славится своими штормами. Сегодняшнее волнение штормом не назовешь, но все же "Марко Поло" ощутимо качает. На море периодически качает любое судно. Независимо от размеров, региона работы и мощности стабилизаторов качки. Круизные брошюры утверждают обратное, но их составители лукавят. Не существует судов, не подверженных качке. Этот вопрос уже много лет решают кораблестроители, и пока что они не достигли успеха.
Другое дело, что человек может быстро привыкнуть к качке, а кто-то может ее очень хорошо переносить изначально. Кому-то помогает свежий воздух. Для остальных есть таблетки от морской болезни, которые на большинстве судов выдают всем желающим, чаще всего бесплатно. Да и стоит ли отказываться от такого удовольствия, как морской круиз, из-за качки, которой может и не быть?
Вечером состоялось филиппинское фольклорное шоу. Выступали члены экипажа.
На "Марко Поло" командный состав представлен шведами и норвежцами, но основная часть команды - филиппинцы. Жители Филиппин составляют основу экипажей большинства круизных, и не только круизных морских судов. Эти добрые и трудолюбивые люди заслуживают огромного уважения за свой ежедневный труд. Иногда говорят, что преимущество филиппинцев в море лишь в том, что их труд оплачивается ниже, чем труд, скажем, европейца. Это действительно так, но дело не только в этом. Филиппинцы - прекрасные моряки и отличные специалисты. Думаю, что и на российских судах многих членов экипажа, особенно занятых в сфере обслуживания пассажиров, стоило бы заменить филиппинцами, и положительного результата долго бы ждать не пришлось.
Шоу экипажей - традиция многих круизных судов. Сегодняшнее шоу было почти профессиональным: чувствуется, что экипаж работает вместе уже долгое время.
К ночи волнение чуть успокоилось, на море опустилась дымка. Завтра мыс Горн.
Александр Соснин, борт теплохода Marco Polo, 10 января 2008 г.