ПУТЕШЕСТВИЕ В АНТАРКТИДУ НА "АЛЕКСАНДРЕ ПУШКИНЕ"
УШУАЙЯ И ОГНЕННАЯ ЗЕМЛЯ
(12 января 2008 года)


Утром в порту Ушуайи всего два крупных судна: "Марко Поло" и российский научно-исследовательский теплоход "Академик Иоффе", который переквалифицировался в круизное судно и готовится к очередному рейсу в Антарктиду.

Позднее подошел Norwegian Dream, совершающий круиз по городам Южной Америки. На его борту в южноамериканских круизах всегда много россиян. С мая по сентябрь этот теплоход регулярно заходит в Санкт-Петербург, где на него прозводится подсадка российских групп на двухнедельные круизы по северным морям. Несмотря на внушительный вид, Norwegian Dream - ветеран компании NCL. Некоторое время назад он прошел операцию по удлиннению: судно было разрезано надвое, и в середину вставлена готовая новая часть.

На "Марко Поло" производится погрузка продуктов для следующего рейса:

Наша сегодняшняя экскурсия посвящена знакомству с Огненной Землей и музеем в здании бывшей тюрьмы в Ушуайе.

Находясь в этих местах, Магеллан наблюдал множество костров, которые жгли индейцы, здесь жившие. Поэтому землю, находящуюся южнее открытого им пролива (который нам извествен как Магелланов), он назвал Огненная Земля. В 19 веке эта территория была закреплена за собой Аргентиной, хотя на нее претендовали также Чили и европейские государства. Чтобы осадить пыл конкурентов, аргентинские власти основали здесь колонию для опасных преступников. Огненная Земля осталась за Аргентиной.

Ушуайя, столица Огненной Земли - небольшой город, весьма полулярный среди туристов всего мира. Сюда едут смотреть красоты Патагонии, а также чтобы отправиться из Ушуайи на теплоходе в Антарктиду.

Наш путь проходит по шоссе "Пан Американ" вглубь Огненной земли. По этому шоссе можно доехать аж до Аляски, преодолев Магелланов пролив на пароме. Проехать придется 17 тысяч километров. Известны энтузиасты, которые совершали такие путешествия. Одна американская пара путешествовала по этому шоссе от Аляски до Патагонии на автомобиле целых три года. После возвращения в Нью-Йорк у них родился сын.

Один из красивейших природных объектов Огненной Земли - озеро Эскондидо. В некоторых местах его глубина до сих пор не определена, и в любом случае превышает четыре километра. Температура воды в озере летом - около десяти градусов.

В зимнее время в этих местах популярны горные лыжи. Работают горнолыжные базы с современными подъемниками.

На Огненной земле есть несколько собачьих питомников.

Здесь же этих собак очень вкусно готовят.

Шутка. На фотографии изображены ягнята. Тоже жалко, не спорю. А собаки используются в популярном здесь зимнем аттракционе - поездки на собачьих упряжках.

Следующая остановка - в бывшей тюрьме.

Я уже упоминал, что в Ушуайю направляли особо опасных преступников. Они содержались как раз здесь. Часть тюрьмы превращена в краеведческий и морской музей, часть - в художественную галерею, но еще одна часть повествует о жизни преступников в этой тюрьме и рассказывает о некоторых из них. Макеты преступников воссозданы по фотографиям в натуральную величину и весьма достоверны.

Этот человек убил из-за денег телефонистку, приняв ее за проститутку:

А это - русский анархист Семен Радовицкий, взорвавший бомбой начальника полиции:

В тюрьме-музее представлены и другие преступники, но не буду расстраивать уважаемых читателей описаниями их преступлений. Скажу лишь, что условия содержания в этой тюрьме для опасных преступников были относительно мягкими. Многим заключенным разрешалось заниматься спортом, все получали за свою работу деньги, а самым худшим наказанием было временное ограничение рациона хлебом и водой. Из тюрьмы при желании было возможно сбежать - охранялась она слабо, однако бежать было некуда. Правда, упомянутый выше анархист Семен Радовицкий все-таки смог сбежать из Ушуайи, но его побег был подготовлен извне: на воле его ждало судно, на котором он уплыл. В большинстве же случаев беглецов в первые же дни ловила полиция, либо они возвращались сами.

На теплоходе в этот вечер состоялось аргентинское танцевальное шоу местного коллектива.

Все, круиз закончился. Осталась последняя ночь на "Марко Поло", и завтра утром - в аэропорт, откуда предстоит очень долгая дорога домой, состоящая из четырех перелетов и долгих ожиданий в аэропортах.

В жизни теплохода "Марко Поло" скоро грядут перемены. NCL, владелец компании Orient Line, продает судно новому греческому судовладельцу, у которого его зафрахтовала немецкая круизная компания Transocean Tours. Вероятно, это повлечет за собой смену названия судна. Теплоход будет работать на немецком рынке, но на борту будет обеспечиваться также полноценная англоязычная программа - так новый оператор сможет сохранить часть старой англоязычной клиентуры теплохода, и привлечь новую. Маршруты пока не объявлены, но среди них, как говорят, будут круизы по Северной Европе и в Антарктиду, то есть те же самые направления, на которых работал "Марко Поло".

После прибытия теплохода в Лиссабон 23 марта 2008 года компания Orient Lines прекратит свое существование. Это была славная и любимая многими круизная компания, создавшая уникальный продукт - недорогие круизы по интересным маршрутам на классическом лайнере с хорошим обслуживанием. Но всему на свете приходит конец. Теперь этой компании больше не будет.

Экипаж будет тоже работать на теплоходе только до конца марта. Новый судовладелец набирает новую немецкоязычную команду. Компания NCL уже предложила всем членам экипажа места на своих круизных судах - их у нее двенадцать. Так что никто не останется без работы, напротив, все перейдут на более современные и крупные теплоходы. Но замечательного коллектива, которым является экипаж "Марко Поло", уже не будет. Этот экипаж складывался много лет, этот экипаж очень любил свое судно и заботился о нем. И это была действительно Команда. Ее очень жаль.

Подводя итог круизу, могу сказать, что это было очень необычное путешествие, отличающееся от всех, которые я раньше совершал. Тем, кто захочет отправиться на теплоходе в Антарктиду, я бы в первую очередь порекомендовал не настраиваться на обязательные фееричные впечатления. В Антарктиде все очень сильно зависит от погоды. Бывают круизы, когда все дни пасмурно, льет дождь, а из-за волнения высадки на берег отменяются одна за другой. Таким был предыдущий круиз "Марко Поло". И тогда Антарктида останется в памяти мрачным хмурым местом. Мне повезло. В моей памяти Антарктида осталась такой:

До свидания, "Александр Пушкин"! Я обязательно зайду тебя проведать, когда ты придешь в Санкт-Петербург.

А всем, кто прочитал мои записки об этом круизе, хочу сказать спасибо и пожелать интересных путешествий и доброй о них памяти.

 

Александр Соснин, борт теплохода Marco Polo, 12 января 2008 г.

Предыдущий день - Оглавление