ПУТЕШЕСТВИЕ В АНТАРКТИДУ НА "АЛЕКСАНДРЕ ПУШКИНЕ"
НА БОРТУ "МАРКО ПОЛО" ЧЕРЕЗ ПРОЛИВ ДРЕЙКА
(6 января 2008 года)


Сегодня солнечный день. "Марко Поло" пересекает пролив Дрейка. Остановок в этот день не предусмотрено, да их здесь делать и негде. Вокруг - только вода и горизонт. Слегка качает.

Давайте поближе познакомимся с теплоходом, носившим раньше имя "Александр Пушкин".

Теплоход "Александр Пушкин" был построен в Висмаре, ГДР, в 1965 году в рамках серии из пяти теплоходов, заказанных СССР. Кроме "Пушкина", в серию вошли "Иван Франко" (головной), "Тарас Шевченко", "Шота Руставели" и "Михаил Лермонтов". Это были современные и комфортабельные для своего времени суда, гордость советского пассажирского флота.

"Александр Пушкин" был распределен в Балтийское морское пароходство и приписан к Ленинграду, а через год открыл новую трансатлантическую линию Ленинград - Хельсинки - Копенгаген - Лондон - Квебек - Монреаль, успешно конкурируя на трансатлантической линии с таким известными компаниями, как например "Кунард Лайн". На "Пушкине" впервые в СССР были применены стандарты обслуживания пассажиров, принятые на Западе.

В зимнее время "Александр Пушкин" работал во фрахте у иностранных круизных компаний, а после закрытия трансатлантической линии Ленинград - Монреаль в 1979 году полностью переключился на круизную работу. Кстати, "Пушкин" был одним из последних лайнеров, работавших на линейных перевозках пассажиров через океан - в 1970-е годы трансатлантические суда были почти полностью вытеснены авиацией.

В 1985 году "Пушкин" был передан из Ленинграда во Владивосток, в Дальневосточное морское пароходство, где продолжал работать на иностранном круизном рынке. Из-за финансовых проблем пароходства в 1990 году теплоход был арестован в Сингапуре. Трудно сказать, как бы сложилась дальнейшая судьба "Александра Пушкина", но спустя год на него нашелся покупатель, британский бизнесмен, которому требовалось судно для новой круизной компании Orient Lines. Дальневосточное пароходство с большим удовольствием избавилось от балласта, которым к этому времени был для него старый теплоход.

В том же году началась реконструкция "Александра Пушкина", которая длилась два года и обошлась судовладельцу по разным данным в сумму от 20 до 60 миллионов долларов. Реконструкцией последовательно занимались два греческих судоремонтных предприятия - на первом были сделаны механические работы и заменены машины и механизмы, на втором были оборудованы и отделаны новые пассажирские и служебные помещения в соответствии с новой планировкой судна. Новые пассажирские помещения создавались под руководством известного морского архитектора Кнуда Хансена. Теплоходу была также удлиннена надстройка и приподнята труба. Теплоход получил имя Marco Polo, и вышел в первый круиз в 1993 году.

От прежних интерьеров "Пушкина" не сохранилось никаких следов: при реконструкции теплоход был раздет до металла. Но все же я внимательно осмотрел все доступные помещения судна в надежде найти хоть что-то от старого "Пушкина". Тщетно. На "Марко Поло" ничего не напоминает о его прошлом. За исключением двух моментов. Первый - это рында с надписью "Александр Пушкин" в одном из салонов. И второй - это электромеханик теплохода, россиянин, который работает на судне еще с того времени, когда оно называлось "Пушкиным".

За пятнадцать лет у теплохода появилось множество поклонников, ставших его постоянными пассажирами. Действительно, "Марко Поло" хорошо подходит для тех, кто любит интересные маршруты и теплую обстановку на борту. "Марко Поло" - единственное судно Orient Lines, и многие члены экипажа работают здесь уже давно, некоторые - с самого начала работы "Марко Поло". Видно, как они любят свое судно и заботятся о нем и его пассажирах.

Есть и еще одна причина привлекательности теплохода - невысокие цены на круизы. Судите сами. 9-дневный круиз "Лучшее в Южной Америке", место во внутренней двухместной каюте - от 699 евро. 22-дневный трансатлантический круиз из Рио-де-Жанейро в Лиссабон - от 1399 евро. Круизы в Антарктиду, как я упоминал, стоят дороже, но и они менее дороги, чем судах других компаний - от 2399 евро за 9-дневный круиз. Иными словами, и по цене это очень привлекательный теплоход.

Справедливости ради, "Марко Поло" сложно сравнивать с современными суперлайнерами. На нем многого нет - кают с балконами, двухъярусного театра, впечатляющего атриума, альтернативных ресторанов, внутреннего бассейна. Ну а для того, чтобы увидеть, что на этом теплоходе есть, давайте пройдемся по нему с фотоаппаратом.

Основной ресторан называется "Семь морей":

Второй ресторан (самообслуживания) расположен в кормовой части, и из него можно выйти на просторную кормовую площадку с бассейном, где в хорошую погоду можно пообедать на открытом воздухе:

Зимний сад - уютное место для наблюдения за пейзажами в любую погоду:

Салон "Поло", где работает бар, и в определенные часы играет живая музыка:

Театр "Амбассадор", где проводятся встречи, лекции, а вечерами - концерты:

Клуб "Чарльстон" - еще одно популярное место встреч, где в определенные часы подаются напитки и закуски:

Компьютерный класс с 24-часовым доступом в интернет:

Тренажерный зал состоит из двух частей. В одной стоят тренажеры, в другой - стол для игры в теннис:

Уютная судовая библиотека:

В небольшом игральном салоне представлены памятные таблички из портов, куда в разное время заходил "Марко Поло", а в углу стоит рында с надписью "Александр Пушкин" - напоминание о прошлой жизни теплохода.

В судовом магазине продают сувениры, одежду, книги и разные полезные и бесполезные мелочи:

Несколько слов об Антарктиде, куда направляется "Марко Поло".

Предположения о существовании Антарктиды появились задолго до того, как первые исследователи высадились на этом материке. Но достичь Антарктиды оказалось очень непросто. Знаковым событием стала экспедиция Джеймса Кука, который в 1773 году успешно обошел вокруг Антарктиды, но, как ни странно, не смог ее обнаружить. Как стало известно позднее, в тех местах, где Кук максимально удалялся на юг, береговая линия Антарктиды по совпадению тоже отклонялась у югу. Первооткрывателями Антарктиды считаются русские мореплаватели Лазарев и Беллинсгаузен, которые достигли Антарктического полуострова в 1820 году. По совпадению, всего через три дня Антарктический полуостров обнаружил англичанин Брэнсфилд.

В течение прошедших почти двух столетий многие страны регулярно заявляли свои права на те или иные части Антарктиды. Но обеспечить эти права они не могли, да и не особенно об этом заботились. В результате в 1959 году ряд крупных стран, включая СССР, подписали соглашение, согласно которому Антарктида была объявлена нейтральной территорией. В настоящее время в Антарктиде функционируют научные станции нескольких стран, в том числе России и Украины. Постоянного населения в Антарктиде нет: обычно срок пребывания сотрудников научных станций на материке ограничивается несколькими месяцами.

Фактически единственный возможный вид туризма в Антарктиде - плавание к ее берегам на круизно-экспедиционных судах. Туристический сезон продолжается с декабря по февраль, то есть в летние месяцы южного полушария. В остальное время Антарктида совершенно непригодна для туризма: там темно и очень холодно. Даже некоторые научные станции сворачивают свою деятельность на зимний период.

Несмотря на то, что Антарктида не является территорией какой-либо страны, она закрыта для свободного посещения, и попасть туда без разрешения соответствующих правительственных организацией нельзя. Для получения такого разрешения необходимо детально обосновать цели визита и согласовать маршрут. Круизные компании берут эти вопросы на себя, но при этом они берут на себя и ответственность за соблюдение туристами строгих правил поведения в Антарктиде.

Пребывание туристов в Антарктиде строго регламентировано. Все направлено на то, чтобы их визиты не нарушали биосферу материка. Поэтому для посещения отводятся лишь некоторые места, устанавливаются лимиты на одновременное пребывание людей на берегу (обычно от двадцати до ста человек), пути пешеходных прогулок тщательно выбираются, чтобы не помешать пингвинам и другим представителям антарктической фауны. Обувь туристов после возвращения на судно дважды обрабатывается специальными растворами, чтобы исключить возможность переноса биологического материала с одной части материка в другую. Благодаря этим мерам мы можем видеть природу Антарктиды в том виде, в каком ее застал человек двести лет назад.

Несмотря на все эти меры, все чаще раздаются голоса о необходимости запрета туристических визитов в Антарктиду. Но пока такого запрета нет, мы туда направляемся.

Пассажиры в этом экспедиционном круизе - люди самых разных возрастов. А объединяет их всех, пожалуй, одно - позитивная жизненная позиция и желание узнать что-то новое. Находиться на борту с такими людьми приятно и полезно для душевного здоровья. Многие интересуются арктической фауной. Некоторые подолгу стоят на палубе, выслеживая и фотографируя разных птиц:

Пару раз я тоже к ним присоединялся и что-то такое фотографировал:

Встречающиеся вдали от берегов птицы большую часть жизни проводят в море, и, можно сказать, здесь живут. Увиденных птиц записывают на доске, стоящей здесь же на палубе:

В этот день в главном салоне прошло несколько лекций ученых об Антарктиде, ее истории и фауне. Такие лекции - отличительная особенность экспедиционных круизов, они интересны и расширяют кругозор.

Вечером состоялся капитанский коктейль. Капитан Йоран Блумквист, родом из Швеции, оказался чрезвычайно приятным и остроумным (с долей самоиронии) человеком. Он много лет проработал на экспедиционых круизных судах, и имеет большой опыт работы в антарктических водах. Во льдах Антарктики ему помогает ледовый капитан Кеннет Харстрем.

Двигаемся дальше на юг. Завтра - Антарктида.


Александр Соснин, борт теплохода Marco Polo, 8 января 2008 г.

Предыдущий день - Оглавление - Следующий день