МЬЯНМА: КРУИЗ ПО ИРРАВАДИ

29 декабря. Деревня гончаров. Монахи в Мьянме. Школа в Яндабо


Мы заночевали прямо около берега, а ранним утром, вскоре после того, как "Панда" отправилась в путь, увидели место слияния двух главных рек Мьянмы - Ирравади и Чиндуина. В центре кадра - "стрелка", слева - Чиндуин, вход в который практически перегорожен песчаной отмелью. Но в период высокой воды, августе и сентябре, по Чиндуину ходят относительно крупные суда - в основном грузовые, но один рейс вверх по реке делает и наша "Панда". В свое время это был рискованный экспериментальный рейс, при который говорили "невозможно", но теперь он стал традицией. Эта исключительно интересная экспедиция в довольно дикие места Мьянмы всегда привлекает любителей речных путешествий. Выполняется такой круиз один раз в год.

Яндабо - деревня, "специализирующаяся" на изготовлении гончарных изделий. И, кроме того, в ней расположена школа, построенная и поддерживаемая компанией Pandaw Cruises и ее туристами. Когда у круизной компании есть, кроме основной миссии, еще и миссия помощи, это очень хорошо.

В одном из домов горит очаг; женщины готовят аппетитный суп.

Дочка хорошо владеет английским языком, и мечтает поступить в Янгонский университет.

Пожилой монах пришел в деревню, чтобы забрать еду, приготовленную местными жителями. Ему помогает мальчик-послушник, а вместе с ним - ребята из деревни. Помогать монахам - естественное дело для бирманца, не связанное с какими-либо тягостными обязательствами или навязываемым обществом чувством долга. Нет, для бирманца помогать монахам - так же естественно, как дышать, и это относится и к детям.

Монахи - это самая прогрессивная и образованная часть бирманского общества. Практически все школы Мьянмы действуют при монастырях, и учителями в них работают монахи. Но ошибется тот, кто посчитает эти школы сугубо религиозными: в них изучаются те же самые предметы, что и в российских школах, включая алгебру, информатику и английский язык. Еще в позапрошлом веке англичане, придя в Бирму, удивлялись высокому уровню грамотности местного населения.

Более того, бирманские монахи - политически активная часть общества. Например, именно они стояли во главе антиправительственных выступлений в Янгоне пять лет назад.

Монахи не получают зарплату. Еду они собирают в ближайших к монастырю городах и деревнях, местные жители которых к приходу монахов ежедневно готовят разнообразные кушания.

Несмотря на наличие школ при монастырях, их все равно не хватает. Компания Pandaw Cruises совместно со своими туристами построила на территории Мьянмы несколько школ, и одну из них - в Яндабо.

Встреча была праздничной. Туристы нашего теплохода вручили директору школы разные вещи, полезные для школы. Потом дети спели для нас песню. Потом мы спели песню для них. Я ощущал себя немного фрекен Розенблюм из "Пеппи Длинныйчулок", но на самом деле все прошло мило и искренне.

После встречи дети разошлись по домам, неся в руках новые тетради и карандаши.

Рядом со школой в Яндабо стоит больница, также построенная компанией Pandaw Cruises.

Продолжаем круиз. Сегодня больше остановок не будет, если не считать непродолжительного подхода к берегу для смены лоцмана.

На участке между Баганом и Мандалаем (я его называю туристическим участком реки) можно встретить не только пассажирские суда, но и теплоходы, перевозящие туристов. Вот идет навстречу прогулочный теплоход.

А за ним - новейшее круизное судно на Ирравади под названием Paukan. Сейчас на Ирравади всего пять круизных теплоходов: Pandaw II, Thurgau Exotic, Paukan 1947, Paukan и Road to Mandalay (последний непохож на остальные суда и перевезен отсюда с Рейна). Но речной туризм в Мьянме развивается, и скоро сюда прибудут еще два судна, оба - компании Pandaw Cruises: с Борнео будет переведен теплоход Orient Pandaw, а также здесь начнет работать вновь построенный Katha Pandaw небольших размеров (и без ресторана - туристы будут обедать прямо на открытой палубе).

Почти все круизные суда работают на туристическом участке Ирравади между Баганом и Мандалаем. Эти круизы длятся всего от двух до четырех дней. Но бывают и такие исключения, как наш круиз, в котором за две недели можно увидеть почти всю реку.

Paukan - самое комфортабельное судно на Ирравади, с индивидуальными балконами в каждой каюте. Pandaw Cruises же принципиально не делает балконов на своих судах, поддерживая таким образом на борту "клубный дух". Каждая из концепций хороша по-своему.

Короткая остановка для смены лоцмана. Для посадки на борт лоцмана не подается трап, поэтому ему приходится пройти несколько метров по колено в воде.

 

<----- Назад ----- К оглавлению ----- Вперед ----->

---------------------

Александр Соснин

Infoflotforum.ru