1 июля. ПОСЕЛКИ ГРЕНЛАНДИИ
Чтобы лучше представить себе маршрут, по которому ходит теплоход гренландской транспортной линии, посмотрите на эту карту.
Пройдемся по внутренним помещениям теплохода Sarfaq Ittuk. Знакомство с этим небольшим теплоходом много времени не займет: он весьма компактен даже после удлиннения в полтора раза.
Некоторые мои знакомые, прежде чем выбрать теплоход для круиза, уточняют, сколько там ресторанов. Их должно быть хотя бы восемь. Баров - ну хотя бы десять. Если теплоход соответствует этим требованиям, то можно смотреть маршрут.
Sarfaq Ittuk поверг бы этих моих знакомых в крайнее уныние: на нем нет ни одного бара и ни одного ресторана. Только кафетерий самообслуживания. Взял поднос - оплатил - поел - убрал за собой. Да ведь это и не круиз, а классическая транспортная линия - без круизных элементов. Здесь не проводят время в ресторане. Здесь подкрепляются в кафетерии, когда голодны.
Для меня этого вполне достаточно.
Впрочем, кафетерий на теплоходе Sarfaq Ittuk имеет пару недостатков: первое - он дорогой, второе - вкусовые качества горячих блюд в нем оставляют желать лучшего. Но вспомним: мы в Гренландии, и на теплоходе путешествуют в основном гренландцы со своими предпочтениями. Не нам судить, хороша их еда или нет. И к тому же в теплоходном кафетерии подают неплохие на европейский вкус рыбные закуски.
Раз зашла речь о еде: в Гренландию не надо ехать за гренландскими деликатесами. Даже в хороших местных ресторанах вы скорее всего будете разочарованы едой. А если это еще и не ресторан... Тогда вообще нет шансов. Не ждите чуда, и вас не постигнет разочарование.
Второе и последнее общественное помещение теплохода (если не считать еще детской игровой комнаты) - кормовой салон, который используется и как салон с местами для бескаютных пассажиров, и как видеозал, и как место для отдыха, общения и карточных игр. Всему здесь хватает места, ведь салон имеет П-образную форму, и фактически поделен на три части.
Со своей едой сюда приходить не разрешается.
Видеофильмы ставятся здесь в определенные часы, о чем делается объявление по громкой связи. Одному фильму даже сделали что-то вроде рекламы по громкой связи, сообщив, что это "довольно неплохой фильм".
Детская игровая комната занимает помещение на второй палубе.
Есть еще и "взрослая игровая комната" с двумя игровыми автоматами.
На теплоходе три категории кают. В переводе на российские железнодорожные термины они могут быть поделены на "плацкарт", "купе" и... и каюты со всеми удобствами.
Каюты со всеми удобствами занимают центральную часть третьей и четвертой палубы, и, очевидно, появились в процессе перестройки судна в 2000 году. Это довольно просторные и неплохо оборудованные для теплохода транспортной линии каюты. Все каюты - четырехместные, хотя продаются в любом размещении от одного до четырех человек. Если не ошибаюсь, две такие каюты приспособлены для проезда людей в инвалидных колясках.
Каюты на четвертой палубе имеют ту же самую площадь, что и каюты на третьей, но их окна смотрят на прогулочную палубу, и они короче, хотя и шире. Отсюда - иная планировка этих кают.
Каюты-"купе" полностью соответствуют купе в вагоне российского поезда. Даже входные двери в эти каюты сделаны двигающимися параллельно стене. Никаких удобств в этих каютах нет: только четыре спальных места и столик.
Купе бывают двух видов: с окном и без окна (внутренняя каюта). По площади и планировке они одинаковы.
В носовой части теплохода имеется одна нестандартная пятиместная каюта.
Общие "плацкартные каюты" представляют собой двух-, четырех- и восьмиместные помещения, отгороженные от общего коридора занавесками.
В "купейных" и "плацкартных" каютах нет места для размещения багажа. Для багажа на теплоходе выделены специальные помещения. Багаж не охраняется, но воровство в Гренландии практически отсутствует.
В общем, Sarfaq Ittuk - небольшое, уютное и "ладное" судно, идеально подходящее для работы на малозагруженной гренландской транспортной линии.
Утром было холодно и пасмурно.
В половине седьмого утра по курсу показался Арсук - рыболовецкая деревня с населением 150 человек. Гренландская транспортная линия - единственный способ связи деревни с внешним миром. Sarfaq Ittuk останавливается здесь раз в неделю в каждом направлении, но бывают дни, когда подход к деревне с моря блокируется льдом. В этом случае заходы отменяются.
Теплоход встает на рейде, а для посадки и высадки пассажиров на воду спускают мотобот.
В этот раз на берег вышли три человека, включая ребенка, и столько же поднялись на борт. Вскоре теплоход продолжил плавание.
К двум часам дня теплоход подошел к Паамиуту - большому по гренландским меркам городу с населением 2000 человек. Кстати, расписание движения судоводители теплохода Sarfaq Ittuk соблюдали неукоснительно. Теплоход мог прибыть в иной пункт на три-пять минут раньше расписания, но по отправлению можно было без преувеличения сверять часы. Правда, перед заходом в Паамиут нам пришлось выпустить из бухты немецкое круизное судно Hansaetic компании Hapag-Lloyd, совершающее двухнедельный круиз вдоль западного побережья Гренландии, но к причалу мы подошли вовремя.
Кому-то не повезло... На борту название - Greenland Spar.
Для осмотра такого города, как Паамиут, вполне достаточно отведенного расписанием часа стоянки. Основанный в 1742 году, город долгое время процветал за счет добычи пушнины и китобойного промысла. А в середине XX века большой доход местным жителям начала приносить добыча трески.
К 1990 году население Паамиута достигло десять тысяч человек, а за последние двадцать лет сократилось в пять раз. Виной тому - цикличность миграции трески. Дело в том, что треска подходит к берегам Гренландии и отходит от них циклично, и цикл этот равен примерно ста годам. В 1950-е годы был пик цикла, и в здешних морях было много трески. За счет этого город получил возможность развиваться. Сейчас треска ушла: очередная фаза цикла проходит свой минимум. И город переживает не лучший период в своей истории.
В центре города находится интересная подборка исторических зданий, главным из которых является музей, расположенный в построенном в 1839 году бывшем здании резиденции местного губернатора.
Это деревянное здание, построенное в 1925 году, раньше служило чем-то вроде бизнес-центра: в нем размещались офисы.
Следующее каменное здание 1866 года постройки раньше использовалось как магазин-склад.
Другой прекрасный образец гренландского каменного строительства относится к 1850 году. Это здание в разные периоды времени использовалось различным образом. Долгое время в нем располагалась больница.
Церковь в Паамиуте, построенная в 1909 году, считается одной из самых красивых в Гренландии.
Перед отправлением теплохода в рейс будку-киоск, в которой проверяют билеты, грузовым краном устанавливают на верхнюю палубу - до следующей остановки.
Транспортная линия отличается от круиза еще и тем, что здесь все по-настоящему: расставания, встречи, проводы, объятия - и так в каждом месте, где останавливантся теплоход. Люди едут на теплоходе, потому что самолетом лететь дорого, а другого способа добраться даже до не столь отдаленного поселка в Гренландии нет. Путешествуя по гренландской транспортной линии, ты и сам участвуешь в жизни страны, а не смотришь на нее со стороны.
Инуиты прошли путь от пещер и земляных домов до современной жизни с интернетом и мобильной связью буквально за одно поколение. Внешне эти люди уже полностью адаптировались к такой жизни. Но внутри многие из них переживают потерю самобытности своего народа. Ведь "окультуривание" инуитов проводилось в XX веке датским правительством в том числе и путем переселения людей из мелких деревень в города, что хотя и имело преимущество в виде улучшения условий жизни инуитов, но одновременно означало разрыв со своими корнями. На самом деле, нигде так не чувствуется любовь людей к своей земле и к своему народу, как у инуитов в Гренландии. Но при этом некоторые из них покидают свои родные места и переезжают в Данию. К сожалению, мало кому из гренландцев удается получить там достойно оплачиваемую работу.
Гренландцы сильно ориентированы на свой круг близких людей - семью и друзей. В городах и поселках острова, да и на теплоходе Sarfaq Ittuk - множество детей инуитов. Взрослые окружают их заботой и вниманием.
Во второй половине дня мы встретили китов. Об этом объявил по громкой связи капитан, который остановил судно, и дал пассажиром возможность рассмотреть китов вблизи. По-моему, их было три. Они не очень хотели нырять с классическим фотогеничным вздыманием хвоста над водой, а больше норовили показать спины. Киты издают то фыркающие, то булькающие звуки, как будто где-то рядом то ли наполняется, то ли опорожняется какой-то резервуар.
Кстати сказать, киты для гренландцев - промысловые животные. Гренландия находится на третьем месте в мире по добыче китов - после Норвегии и Японии.
К вечеру теплоход подошел к рыбацкой деревне... ох ужэти грендандские названия. По-английски это пишется как Qeqertarssuatsiiat. По-русски - Кекертарсуатсииат. Не самое, кстати, сложное название населенного пункта в Гренландии.
За пятнадцать минут стоянки далеко от теплохода не отойдешь, да это и не обязательно: деревня эта небольшая, и смотреть там особенно нечего. Хотя в ней есть музей, который, правда, в вечернее время закрыт.
22.45: отдать швартовы. Следуем дальше на север. В отличие от аналогичной норвежской транспортной линии, расписание здесь не предусматривает ночных стоянок. На гренландской транспортной линии ночью можно спокойно спать, не думая, что пропустишь что-то интересное.
30 июня. Нарсак и начало путешествия на теплоходе Sarfaq Ittuk ------------------- 2 июля. День в столице Гренландии
Александр Соснин, специально для форума интернет-портала Infoflot.ru. Буду рад ответить на письма: sosnin@infoflot.com