ПО НИЛУ НА ИСТОРИЧЕСКОМ ПАРОХОДЕ

День третий. ШЛЮЗ В ЭСНЕ, ЛУКСОР


Утренняя Эсна смотрелась свежо. Ну а нам надо отправляться: нас ждет шлюз, являющийся на Ниле "узким местом" для круизных судов, шлюзования которых четко расписаны по времени. В восемь часов утра "Судан" отошел от набережной Эсны.

Это круизный теплоход, судя по всему, давно не эксплуатируется:

А этот, под названием Nile Smart, как раз из тех редких судов, для туристов которых здесь организуется экскурсия. Правда, говорят, что раскопки храма Хнума не слишком впечатляют, особенно в сравнении с другими храмами на этом маршруте.

Почти в черте города сооружены две плотины. Первая плотина была построена англичанами в 1906 году в целях регулирования уровня воды в Ниле, вторая - в 1990-е годы итальянцами. Вторая плотина входит в состав гидроэлектростанции, и местные жители называют ее "электрическим мостом". Рядом с обеими плотинами сооружены шлюзы для пропуска судов. На момент прохода "Судана" первая плотина не действовала, и первый шлюз фактически играл роль судопропускника, без перепада уровней воды.

К подходу "Судана" на судопропускнике не успели закончить какие-то сварочные работы, и диспетчер шлюза дал по радиосвязи команду капитану "Судана" ожидать у подходной стенки... Ну, это я изложил, как оно просходило бы в России. Египетский вариант отличался тем, что это был не диспетчер шлюза, а какой-то человек в халате и чалме, дал он команду не по радиосвязи, а громко крича по-арабски и махая руками: "Эй, эй, туда, туда". И подходной стенки в египетском варианте тоже нет, пароход просто ткнулся носом в берег.

Встречное движение выходящих из судопропускника лодок здесь никого не смущает.

При входе в судопропускник с парохода на стенку, находящуюся с наветренной стороны, подали швартовый канат, чтобы при порыве ветра зацепить его за кнехт и таким образом избежать навала парохода на противоположную стенку. Ведь никаких кранцев ни на бортах парохода, ни в шлюзе, нет, и касание стенки грозит судну повреждениями. От судоводителей здесь требуется особое умение и внимание.

Служащий шлюза с швартовым канатом в руках шел вдоль шлюза вместе с пароходом. В этот раз неожиданностей не возникло.

Из судопропускника мы вышли в средний бьеф между плотинами. Вторая плотина - современная, действующая. Пароходу потребуется шлюзование.

Нас уже ожидал двухниточный (то есть с двумя параллельно расположенными камерами) шлюз. Мы пошли в левую камеру.

За нами в шлюз вошел круизный теплоход Zeina с немецкими туристами на борту.

В этом шлюзе швартовые были поданы уже на обе стенки: нас страховали с двух сторон, а пароход при шлюзовании должен был удерживаться по центру камеры. Подобный принцип действует и в шлюзах Панамского канала, только нам концы закреплены на локомотивах-"мулах", движущихся вдоль стенки, а здесь их держат люди, идущие вместе с пароходом. Впрочем, размеры судов на Ниле и Панамском канале значительно отличаются.

Открытие ворот осуществляет служащий шлюза с помощью находящегося прямо рядом с шлюзовой стенкой пульта.

После выхода из шлюза Zeina сразу пошел на обгон более тихоходного "Судана". Но нам было совершенно некуда торопиться.

Следующие полдня были, пожалуй, самым спокойным и расслабляющим временем в круизе. Делать было абсолютно ничего не надо, разве что наблюдать за берегами и живущими своей жизнью египетскими городками и деревнями.

На правом берегу Нила нам встретились остатки двух круизных теплоходов: от одного остался только корпус, другой сильно пострадал от пожара. Как объяснил наш гид, теплоход сгорел уже в этом году, когда после январской революции спрос на нильские круизы резко упал, и судно стояло без работы.

А ниже по течению на левом берегу - судоремонтный завод, где в некоторые годы ремонтируется и наш "Судан". Сейчас здсеь подняты на слип два круизных судна. Второе, похоже, пострадало от какого-то пожара, или просто давно стояло без работы.

А рядом, у стенки, можно наблюдать еще один круизник - Royal Regency. Я бы назвал экстерьер этого судна ретро-футуристическим.

Ближе к Луксору нас обогнал встреченный нами в Эсне теплоход Nile Smart.

Мы еще не вошли в черту города Луксора, но с палубы "Судана" уже можно было наблюдать пришвартованные у берега и набережной десятки, если не пару сотен, круизных судов. Большая часть этих теплоходов сейчас находится без работы, в ожидании лучших времен. Поскольку эти суда уже долгое время никуда не ходят, то они занимают места в счалах ближе к берегу. Работающим круизникам достается стоянка пятым-шестым, а то и седьмым корпусом.

Периодически здесь происходят маневры, такие как мы наблюдаем: Le Fayan выпускает отправляющийся в рейс теплоход Nile Jewel.

Луксор - конечный пункт нашего круиза, и не только нашего: ниже Луксора движение теплоходов с туристами запрещено. Хотя, как я и говорил, существуют планы возобновить круизы до Каира уже в следующем сезоне.

Луксор - главная достопримечательность маршрута. Сюда стремились попасть туристы еще в XIX веке, а в 1920-30-е годы для путешественников, совершающих круизы по Средиземному морю, предлагался наземный тур в Луксор. С 1880-х годов Луксор стали посещать самые первые в мире речные круизные теплоходы. Сейчас весьма популярна однодневная экскурсия в Луксор с египетских курортов.

На этом месте когда-то стоял знаменитый город Фивы, столица Великой Египетской империи. Это был богатейший центр торговли с населением около полумиллиона человек. Возникший на этом месте столетиями позже Луксор ничем особенным не отличался - до тех пор, пока в XIX веке не начались раскопки, которые продолжаются до сих пор. Среди находок - ни много ни мало два огромных храмовых комплекса, и места захоронения фараонов и их жен и ближайших родственников - Долина царей и Долина цариц с впечатляющими подземными сооружениями. Все это строилось три - три с половиной тысячи лет назад, но и сейчас удивляет современников.

Макет Карнакского храмового ансамбля выставлен в специальном павильоне. В состав храмового комплекса входит самый большой в мире храм с колоннами.

Все это было погребено под песком и культурными слоями.

Возле стен храма можно увидет остатки кирпичных домов, построенных на этом месте уже когда храмовый комплекс был заброшен.

Кое-где (за три тысячи лет!) сохранилась краска - в основном в местах, куда не попадают солнечные лучи.

"Заретушированное" изображение Бога Солнца Амона-Ра. "Ретушь" была сделана во время правления Аменхотепа IV, о реформе которого я писал ранее.

Стеллы древние египтяне устанавливали в вертикальное положение следующим образом. Стелла затаскивалась в горизонтальном положении на высокую песчаную насыпь, откуда с помощью механизма регулировки убиралась часть песка - так, чтобы стелла постепенно встала на землю в вертикальном положении.

Множество археологических находок выставлено рядом с храмом, образовав музей под открытым небом.

Жук-скарабей в древнем Египте считался символом удачи, и не нес в себе никакого негативного смысла. Поэтому египтяне посмеиваются над фильмом "Мумия". В Карнакском храмовом комплексе установлен монумент со скарабеем. Считается, что тому, кто обойдет вокруг него десять раз, улыбнется удача.

Прямоугольный бассейн, называемый "священным озером", задействовался для проведения различных ритуалов. Вода из священного озера использовалась в процессе мумификации. Точный состав воды, которой был наполнен этот бассейн в древние времена, установить не удалось, как не установлен и источник ее происхождения. До наших дней священное озеро дошло уже без воды и занесенным песком. Свой первоначальный вид оно получило после реставрации.

Карнакский храмовый комплекс в древности был соединен с Луксорским храмовым комплексом длинной аллеей со сфинксами. Аллею уже откопали целиком, но реставрация сфинксов продолжается.

Строительство Луксорского храмового комплекса, или храма Амон-Ра, было начать в XIV веке до нашей эры. Храм был воздвигнут во славу бога богов Амона.

На стенах заброшенного храма когда-то была построена мечеть. Кроме мечети, здесь было множество поздних строений, но из всех них сохранилась только мечеть. На следующей фотографии виден вход в мечеть...

... а на следующей видно, насколько высоко этот вход расположен над землей после раскопок. Это показывает уровень песка, со временем засыпавшего храм.

Когда-то храм использовали как свою церковь христиане-копты. В некоторых местах можно увидеть остатки настенной живописи, сделанной христианами поверх изображений, нанесенных на камни древними египтянами.

Современный Луксор уже не несет в себе величия древних Фив. Это очень туристическое место, и, как следствие, здесь множество людей, желающих вам что-то продать, или оказать навязчивую услугу. Из-за этого Луксор многим кажется некомфортным местом. Хотя, если относиться к этим приставаниям со смесью иронии, цинизма, нежелания платить за то, что тебе не нужно, и торговаться за то, что ты хочешь купить, то и туристу здесь вполне можно нормально существовать.

Часто в результате торга вещи покупаются по цене, средней между тем, что хотел продавец, и той, что сразу назывет покупатель. То есть, упрощенно, 400 - 200 - 350 - 250 - 300. Но нет ничего плохого и в том, чтобы стоять на названной сразу цене. Продавец применит массу "манипулятивных технологий", будет терять к тебе интерес, говорить, что он приобрел эту вещь за более высокую цену, чем ты ему предлагаешь. На чаще всего такой торг заканчивается в пользу покупателя.

Цена может падать во много раз, когда ты этого не ожидаешь. Я помню случай в Марокко, когда я не рассчитал количество наличных денег, и к концу посещения Марракеша остался с несколькими мелкими купюрами. И тут уличная продавщица предложила мне хороший сувенир, назвав цену "80". Я честно ответил, что мне понравилось, но у меня осталось наличных только "5", так что - не судьба. И что, вы думаете, я услышал в ответ? "Договорились!"

Вот уличный продавец каких-то безделушек пристает к немецкому туристу:

А тот делает вид, что не слышит, и ускоряет шаг:

Здесь такое на каждом шагу. Это Египет.

<----- Назад ----- К оглавлению ----- Вперед ----->

---------------------

Александр Соснин

Infoflotforum.ru