ТЕПЛОХОД ORIENT PANDAW
Шотландский историк Пол Страчан прожил в Бирме несколько лет, занимаясь исследованиями местной культуры, и в том числе изучая историю некогда знаменитой и самой большой в мире флотилии речных кораблей - флотилии реки Ирравади. На этих судах осуществлялись пассажирские перевозки по всей реке, а вместимость самых больших из них составляла четыре тысячи человек - при длине около ста метров. Суда, помимо общих помещений, имели удобные каюты и верхнюю палубу первого класса, оформленную в колониальном стиле. В 1942 году флотилия погибла: ее затопили при эвакуации столицы Бирмы Рангуна перед вторжением в город японских войск, чтобы суда не достались противнику.
После войны для Ирравади были построены новые пассажирские суда. Одно из них судов под названием Pandaw чудом сохранилось до 1995 года, когда оно и было обнаружено Полом Страчаном. Арендовав "Панду" у правительства Мьянмы на пять лет и вложив средства в ее реставрацию, Пол сначала не думал делать бизнес на этом судне. Время от времени он катал по Ирравади группы друзей, которые просто компенсировали затраты на эксплуатацию исторического парохода.
Но со временем Пол загорелся идеей возродить речные путешествия по Ирравади на регулярной основе. Так была основана компания Pandaw Cruises, а Pandaw стала ее первым круизным судном. Позднее здесь же, в Бирме, был построен второй круизный теплоход - Pandaw II, внешне практически не отличающейся от своего прототипа - исторической "Панды".
Энтузиаст и его единомышленики не остановились на достигнутом. В 2002 году была открыта круизная линия по рекам Меконг и Тонлесап из Хошимина в Ангкор - впервые в истории речные суда с пассажирами стали пересекать границу Вьетнама и Камбоджи. Помимо решения сопутствующих правовых вопросов, компании пришлось решить и вопрос финансовый: в одном из первых рейсов теплоход Mekong Pandaw, специально построенный для этих круизов, утопил здание рыбопромысловой фермы, и круизы были остановлены властями Вьетнама до уплаты компанией серьезного штрафа.
В 2009 году Pandaw Cruises первой в истории начала круизы по индийской реке Ганг. От момента доставки теплохода Bengal Pandaw на эту реку до начала круизов прошло несколько месяцев, за которые компании пришлось решить множество организационных вопросов с индийскими властями, например объяснить, почему то, что по документам было ввезено как груз, оказалось пассажирским теплоходом. Но один вопрос решить так и не удалось: это запрет властей иметь на борту теплохода, совершающего круизы по святой реке, спиртные напитки.
В том же 2009 году были начаты круизы по реке Раджанг, Борнео. Для круизов по этой реке с Меконга был переведен теплоход Orient Pandaw, который пришел на Борнео через море своим ходом. Я уже упоминал о том, что эти круизы не похожи один на другой и скорее напоминают экспедиции, говорил о сложностях в их организации. Раджанг непросто дался компании и в навигационном плане. В одном из первых рейсов теплоход наскочил на камни и потерял винт, после чего его пришлось поднимать для ремонта в док.
Миссия компании Pandaw Cruises заключается не только в организации экзотических речных круизов, но еще и в помощи жителям тех стран, по которым проходят эти круизы. На пожертвования компании и пассажиров "Панд" в Бирме построены несколько школ, и осуществляется поддержка нескольких школ и детских домов в Бирме и Камбодже. Во время сильного наводнения в Бирме, лишившего крова многие семьи, две "Панды" были временно переоборудованы в госпитали, и на них родились пятеро детей. Всех их назвали Пандами.
При выборе поставщиков продуктов и оборудования для своих судов компания как правило делает выбор в пользу небольших местных частных компаний, таким образом поддерживая местный мелкий бизнес.
Ну а в качестве небольшого персонального штриха добавлю еще один эпизод. Во время одного из круизов в отдаленной деревне на борт "Панды" взяли умирающего мальчика, чтобы попытаться доставить его в больницу в Рангуне. И команда, и пассажиры окружили ребенка заботой. Он был настолько слаб, что не мог самостоятельно есть. У этой истории счастливый конец: мальчика усыновил Пол Страчан, ему уже одиннадцать лет, и он всеобщий любимец в компании Pandaw Cruises. А может быть, будущий глава этой компании? Во всяком случае, во всех делах компании в свои одиннадцать лет он разбирается очень хорошо.
Сейчас у компании шесть теплоходов, построенных в течение последних десяти лет: Pandaw II (круизы по Ирравади и притокам), Mekong Pandaw, Tonle Pandaw, Indochina Pandaw (круизы по Меконгу и Тонлесапу), Bengal Pandaw (круизы по Гангу), Orient Pandaw (круизы по Раджангу). Это очень похожие внешне суда, и их иногда называют копиями исторической "Панды", хотя если вникать в подробности, то среди них нет двух совершенно одинаковых теплоходов.
На борту этих судов создана уютная атмосфера приватной яхты, с доброжелательным обслуживанием и вниманием ко всем запросам туристов. В сочетании с уникальными маршрутами это делает компанию Pandaw Cruises довольно необычной речной круизной компанией. У нее много постоянных клиентов. Я тоже попадаю на борт теплохода Pandaw Cruises не впервые - в 2007 году мне уже приходилось совершть круиз на теплоходе Tonle Pandaw по Меконгу.
Давайте познакомимся с теплоходом Orient Pandaw изнутри. Несмотря на некоторые отличия, все теплоходы Pandaw Cruises очень похожи между собой, так что по этому теплоходу можно составить представление и об остальных судах компании.
Начнем знакомство с теплоходом с самой верхней, солнечной палубы, где расположена рулевая рубка. Она доступна для всех интересующихся в любое время дня и ночи, а капитан или один из его помощников, несущих вахту в рубке, всегда открыты для вопросов. Правда, на некоторых судах компании судоводители не владеют английским языком, и тогда на помощь приходит кто-то из членов команды, выступающий в качестве переводчика. На Orient Pandaw и капитан, и старший помощник капитана сами вполне сносно говорят по-английски.
Небольшой штрих к атмосфере на этих судах: когда один раз я расположился в кресле рядом с рубкой, и, любуясь на окружающие пейзажи, потягивал холодный ананасовый сок, из рубки вышел капитан и принес мне столик, чтобы было куда поставить бокал с напитком. Если на многих судах рубка и ее окрестности - это что-то очень нежелательное для посещения, то здесь, проходя мимо, ты всегда получишь приветливую улыбку и "добрый день" от вахтенного судоводителя.
Площадка перед рубкой имеет выступ, который служит для того, чтобы во время маневров в узких местах один из членов команды мог видеть расстояние от носа до препятствия. Площадка и выступ открыты и для пассажиров.
Сразу за рубкой расположен бар. Здесь в течение всего дня можно бесплатно заказывать безалкогольные напитки и пиво, а в вечерние часы также некоторые крепкие напитки. Здесь же в круглосуточном доступе находятся чай и кофе.
За баром простирается открытая палуба, часть которой закрыта тентом. Это место, включая используемую здесь плетеную мебель, представляет собой практически точную копию верхней палубы на исторических пароходах флотилии Ирравади. Здесь любят собираться пассажиры, здесь проводятся встречи и мероприятия. Верхняя палуба - это как бы "социальный центр" судна.
На следующей фотографии та же самая верхняя палуба показана с самой кормовой точки теплохода. Как видно на фотографии, на корме, как и на носу, имеется выступ, позводяющий членам команды видеть расстояние от кормы до препятствия при маневрах.
Спускаемся ниже и попадаем на среднюю палубу. Здесь находится большинство пассажирских кают. Вдоль бортов этой палубы идут прогулочные террасы, с которых и осуществляется попадание в каюты. Наличие перед каждой каютой удобных кресел и столика создает ощущение индивидуального балкона.
Носовая площадка - очень удобное место для обзора. На более ранних "Пандах" ее не было: это место занимал пассажирский салон. На двух последних "Пандах" - Orient Pandaw и Indochina Pandaw вместо салона добавили две пассажирские каюты с окнами с видом вперед, а также открытую обзорную площадку. С точки зрения многих постоянных клиентов компании это несколько спорное решение, но по крайней мере каюты 301 и 302 на этих судах имеют дополнительные окна с видом вперед, и в этом их большое преимущество.
Небольшая площадка имеется и на корме, а каюты 319 и 320 имеют дополнительные окна с видом назад.
В центральной части этой палубы находится небольшой сувенирный магазин, который по совместительству является стойкой информации и офисом администрации круиза.
Спускаемся еще ниже, и попадаем на главную палубу. Центральный вестибюль теплохода мало похож на те, что мы привыкли видеть на речных пассажирских судах в России, но для жаркого климата азиатских стран такой открытый вестибюль подходит как никакой другой.
На главной палубе находится обеденный салон. На завтрак предлагаются холодные закуски в виде "шведского стола", а горячее - по заказу. Обед и ужин организованы как в обычном ресторане, по заказу, а в некоторые вечера гостям предлагается попробовать разные азиатские блюда, которыми уставляется каждый стол. На теплоходе преобладает азиатская кухня, которую местные повара готовят просто отменно (гораздо лучше европейской). Но все желающие могут заказывать для себя и блюда европейской кухни. Насколько я знаю, это делают немногие. К столу подаются любые безалкогольные напитки и пиво без ограничений.
Фиксированной рассадки по столам нет: каждый сидит где хочет и с кем хочет. Причем постоянных компаний за столами не возникает: одной из традиций этих круизов являются обеды и ужины каждый раз с новыми соседями по столу, благодаря чему уже на третий-четвертый день все пассажиры хорошо знают друг друга. В начале каждого обеда и ужина отовсюду слышится: May I join you? - Yes, of course!
За обеденным залом расположен очень небольшой даже для речного судна камбуз. Открытая кормовая площадка за камбузом является служебной, и там принимают пищу члены экипажа.
На главной палубе, как и на средней, имеются боковые прогулочные террасы, а каюты здесь чуть дешевле, чем на средней палубе. Каюты 201 и 202 на двух последних "Пандах", включая нашу, имеют окна с видом вперед.
На следующей фотографии хорошо виден вход в каюту через раздвижные двери-жалюзи. За ними находятся вторые, стеклянные раздвижные двери, образующие в закрытом состоянии огромное окно. На предыдущих "Пандах" в каждой каюте была обычная дверь и обычное окно, но на двух самых последних судах было применено такое новое решение. К лучшему это или нет - мнения постоянных клиентов компании разделяются. Orient Pandaw - первый теплоход компании, на котором эта конструкция была применена, а на следующем теплоходе Indochina Pandaw в конструкцию были внесены изменения, и двери стали более удобными.
На нижней палубе оборудован уютный салон-библиотека - опять же, это сделано только на двух последних "Пандах". Как я уже упоминал, на предыдущих судах компании салон находился в носовой части средней палубы. Здесь проводятся лекционные занятия, для которых требуется видеосопровождение, но на самом деле этот салон практически никогда не используется. Кто же будет спускаться вниз, в помещение без окон, когда вся жизнь проходит на верхней палубе, где тепло, прекрасные виды, и работает бар? Куда в конце концов можно взять и книги?
Но, возможно, для круизов по Борнео такое решение оправданно, ведь в сезон дождей здесь возможны и такие круизы, когда ливень не прекращается все девять дней. Тогда это помещение будет весьма востребованным.
К салону-библиотеке прилегает массажный кабинет.
Фотографии каюты на нашей "Панде" я приводил в предыдущей главе. На всех судах каюты совершенно одинаковы, за исключением того, что на теплоходе Tonle Pandaw имеется несколько небольших (и относительно недорогих) одноместных кают на нижней палубе. Отсутствие кают повышенных категорий является частью политики компании Pandaw Cruises, хотя это негативно сказывается на продажах этих круизов на амерниканском рынке. В каждой каюте есть кондиционер, который, к сожалению, несколько шумноват. Телевизоров в каютах нет, да они и не вполне органично смотрелись бы на маршрутах, предполагающих отключение от внешнего мира с его заботами. Каюты снабжаются питьевой в небольших бутылках в неограниченном количестве, что приходится очень кстати в жарком климате тех мест, где работают эти суда.
Судно имеет два главных двигателя и один дизель-генератор. На фото показан левый двигатель:
На следующем фото - дизель-генератор. В течение рейса на судне несколько раз наблюдались кратковременные (на несколько секунд) отключения электроэнергии, и тогда включалось аварийное освещение. То есть где-то рядом должен быть и аварийный дизель-генератор, но его я не видел.
В носовой части теплохода имеется станция для приготовления питьевой воды.
Помещения команды отделаны куда скромнее, чем пассажирские помещения. Капитан живет в одноместной каюте. Высшие должностные лица имеют привилегию занимать четырехместную каюту на четверых. Остальной экипаж размещается в двенадцатиместных каютах. Спасает то, что в основном экипаж - это очень молодые люди, живущие в небогатых или бедных азиатских странах, и многие из них с детства привыкли к подобным условиям жизни.
Несмотря на то, что экипаж состоит из представителей разных национальностей, живут они дружно, и вечерами у себя в каютах вместе поют под гитару.
В зоне команды имеется прачечная.
Капитан теплохода Orient Pandaw малазиец Осман Бин Саллех раньше работал на грузовых судах. Он имеет дипломы речного и морского капитана, что является необходимым условием для работы на этом судне. Нет, "Панда" не выходит в море, но, согласно действующим в Малайзии правилам, все суда делятся на морские и речные только по одному параметру - водоизмещению. Водоизмещение "Панды" чуть больше того минимума, когда этот теплоход еще считался бы речным. Поэтому капитан этого судна должен иметь морской диплом.
Роль капитана на судах компании Pandaw Cruises, как и на большинстве речных круизных судов в мире, сводится только к судовождению. По-настоящему главным лицом на теплоходе с правом принятия решений является директор круиза.
Пассажиры Orient Pandaw - опытные речные туристы из разных стран мира. Почти все из них бывали в России, в круизах между Москвой и Санкт-Петербургом, а некоторые и на других маршрутах. Лидеры симпатий у них - теплоходы Volga Dream и Viking Kirov. Дейстительно, это одни из немногих российских речных судов, предоставляющих пассажирам комфорт и сервис в соответствии с мировыми стандартами.
Перелет на Борнео и начало круиза ------------------- 2-й день круиза. Первое знакомство с жизнью на реке
Александр Соснин, специально для форума интернет-портала Infoflot.ru. Для писем: sosnin@infoflot.com