ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НА РЕКЕ

2-й день круиза


Утром я выглянул в окно и увидел такую грустную картину. Боже, мне придется ее откапывать битых полчаса!

Все так и было за несколько дней до описываемых событий. Но и во время круиза я иногда посматривал на эту фотографию, и начинал еще больше ценить тот вид из окна, который имелся у меня теперь.

В шесть часов утра "Панда" снялась с якоря и продолжила движение по Раджангу. В восемь утра теплоход повернул на приток Раджанга - реку Кановит.

В этом нам очень повезло. Обычно уровень воды в Кановите не позволяет "Панде" заходить в эту реку, и туристы, чтобы совершить по ней путешествие, пересаживаются на местные лодки. А лодки эти то есть, то их нет. В этот раз пересаживаться не пришлось - "Панда" зашла в Кановит сама. Круизы в сезон дождей, а январь здесь - сезон дождей, имеют некоторые преимущества в виде высокой воды в притоках и на самом Раджанге, что несколько расширяет географию круиза.

Здесь очень узко, и я все время вспоминал реку Суру и заход на нее теплохода "Василий Чапаев". Тогда у меня были очень похожие ощущения от реки и от новизны происходящего.

Правда, на Суре нет "лонгхаусов". Лонгхаус - это традиционный дом местных племен, в буквальном переводе - "длинный дом". Действительно, эти дома имеют большую длину, как например тот, который изображен на следующей фотографии. Вообще говоря, на ней изображен самый длинный лонгхаус в этом районе. Подробнее о подобных домах я расскажу позднее, тем более что во время путешествия нам не раз пришлось в них побывать.

Снова вспоминается Сура: теплоход делает разворот в месте почти невидимого глазу расширения русла реки.

Именно в таких условиях судоводителям очень помогают оборудованные на "Пандах" "выступы", откуда хорошо видно расстояние до берега.

В устье реки Кановит расположился одноименный городок, где наш теплоход сделал первую в этом круизе остановку. Кановит - последняя точка на Раджанге, куда можно доехать на автомобиле. Со всеми населенными пунктами, находящимися выше по реке, никакого другого сообщения, кроме речного, не существует.

Главная достопримечательность Кановита - форт Эмма, построенный в 1859 году "белым раджой" Саравака Джеймсом Бруком в качестве военного поста на Раджанге. Джеймс Брук, который помог султану Брунея справиться с неуправляемыми местными племенами, был назначен султаном управляющим ("белым раджой") Самарака, и активно взялся за осуществление законодательных и административных реформ. Это не устроило местные племена ("охотников за головами"), которые неоднократно покушались на жизнь "белого раджи". Для воспрепятствования свободному перемещению воинственных племен из верхней части Раджанга на реке были построены форпосты, в том числе и деревянный форт Эмма. Форт сохранился до наших дней. Сейчас проводится реставрация его внутренних помещений, и в будущем он будет открыт для посещения.

В мирное время в здании форта размещалась местная администрация. Сейчас она переехала в новое здание напротив.

Гидом во всех семнадцати круизах по Раджангу был (и остается) блестящий Луис Джап, предки которого были охотниками за головами (племена ибан). Он возглавляет местную школу гидов, и его называют лучшим гидом на Борнео.

На самом деле найти хорошего гида в этих краях очень сложно, ведь массового туризма здесь нет. И зачастую гиды, которые привыкли сопровождать по горам и джунглям маленькие группы из нескольких человек, попросту теряются, когда возникает необходимость провести экскурсию для большой группы.

Не таков Луис. В этом круизе ему помогает его ученик Генри. Всегда открытые для любых вопросов, обладающие несравненным чувством юмора, они пользуются огромной популярностью среди туристов.

Старейшему зданию в Кановите... к сожалению, не помню, сколько лет, но действительно очень много, и оно застало много разных событий. Но, не являясь памятником архитектуры, оно скоро будет снесено.

Центральная торговая улица Катовита была застроена в 1930-е годы. Все эти дома сохранились до наших дней. Здесь течет неторопливая жизнь маленького городка, люди приветливо здороваются с туристами, которых в этих краях увидишь нечасто.

Я уже говорил о том, что весь маршрут теплохода проходит по нетуристическим местам. Это в частности выражается и в отсутствии торговли, рассчитанной на туристов, и в отсутствии сувенирных магазинов. К этому можно относиться по-разному, но меня и большинство нашей группы очень радовала возможность посмотреть на местную жизнь как она есть, без прикрас.

Вот женщины на улице жарят лепешки.

Рядом идет торговля специями, выращиваием которых сейчас занимаются бывшие охотники за головами - племена ибан.

Курица удобно упакована и ждет покупателя.

А это - разные виды мелкой сушеной рыбы.

Живую же рыбу разделывают прямо при покупателях.

В многочисленных кафе люди сидят за неторопливой беседой.

12:15. Отдать швартовы! Orient Princess отправляется дальше, вверх по Раджангу.

Несмотря на наличие на теплоходе салона-библиотеки, оборудованного для проведения лекций, почти все лекции проходят на верхней палубе теплохода. Сегодня Луис рассказывает об истории Борнео, ему помогает Генри.

Жизнь сосредоточена не только вдоль реки, но в по берегам ее многочисленных притоков.

Между Сибу и Капитом курсируют скоростные теплоходы, развивающие скорость около тридцати пяти километров в час. Некоторые из них ("экспрессы") следуют с одной-двумя остановками или вообще без остановок, а некоторые останавливаются во всех прибрежных деревнях. Здесь это единственный вид транспорта, соединяющий эти места с внешним миром. Мы познакомимся с одним из таких теплоходов позднее.

Вниз по реке возят лес: вырубка лесов на Борнео идет очень активно.

Несмотря на сложный характер Раджанга, здесь не существует ни судоходной обстановки, ни карт. Судоводители руководствуются только своей памятью. Иногда с грустью думаешь, что в распоряжении российских речных капитанов есть все - светящаяся обстановка, подробные карты каждого участка реки в бумажном и электронном виде, регулярный прогноз погоды, услуги диспетчеров движения, поддержание гарантированных глубин местными бассейновыми управлениями... А среди них есть такие, которые все равно боятся. Чуть изменился ветер - у такого капитана паника. Если при этом еще и сложный фарватер - катастрофа. Легкий туманчик - страшно, будем стоять до утра, как бы чего не вышло!

А страдают от этих горе-судоводителей обычные туристы. На Раджанге, да и на большинстве рек мира, такие капитаны работать бы не смогли. Лишь тепличные условия на большинстве рек России прощают им профессиональную непригодность и позволяют им хоть как-то водить суда.

Можно сказать, что у реки Раджанг есть два символа - "лонгхаусы" по берегам, и скоростные теплоходы.

Первое знакомство с рекой Раджанг получилось интересным. А впереди нас ждали новые открытия.

Из разговоров за ужином.

Немцы, бывшие в этот вечер моими соседями по столу, рассказали, как недавно они путешествовали из Санкт-Петербурга в Москву на теплоходе одной из уважаемых круизных компаний, и им все очень понравилось. Судя по их привередливости в остальном - верю, что понравилось. Сопровождающей их группы была профессор одного из лучших ленинградских вузов. Перед Эрмитажем, когда все сопровождающие высоко несли таблички с номером группы, так, чтобы туристы не отстали от своей группы, эта женщина сказала: "Вы извините, здесь бывают мои студенты, я не буду поднимать табличку, потому что мне стыдно".

Конечно, плохо, что профессорский состав вузов в России получает такую низкую зарплату, что им приходится подрабатывать. Но показывать свое смущение туристам, на мой взгляд, непрофессионально. Если взялся, то делай. Зачем же заставлять людей испытывать неловкость, когда они еще и заплатили за это немалые деньги?

 

Теплоход Orient Pandaw ------------------- 3-й день круиза. В гостях у охотников за головами

Оглавление

 

Александр Соснин, специально для форума интернет-портала Infoflot.ru. Для писем: sosnin@infoflot.com