Часть 8. В ДЕЛЬТУ РАДЖАНГА!

6-й день круиза


Чтобы увидеть, как пробуждается жизнь в этих местах, на рассвете мы сели в местную лодку, и отправились на приток Раджанга. Пожелавших пожертвовать для этого драгоценным сном, и в шесть тридцать утра уже быть на берегу, набралось десять человек.

Мимо спешили по своим делам рано проснувшиеся местные жители на лодках, женщины стирали белье в реке, пели птицы. Это было самое обычное утро, когда ты можешь наслаждаться тишиной, разбавленной звуками природы.

После завтрака мы снова собрались на экскурсию - на приток Раджанга реку Катибас.

До появления на Раджанге нынешних скоростных теплоходов пассажирское сообщение по реке осуществлялось на скоростных теплоходах предыдущего поколения - с деревянной надстройкой. Эти теплоходы развивали скорость аж до семнадцати километров в час, что по тем временам было большим достижением. Со временем, однако, эти суда убрали с линий как медленные и ненадежные, и большинства из них уже нет. Но несколько таких теплоходов продолжают трудиться, теперь уже не на основной линии Сибу - Капит, а на местных линиях между небольшими деревнями, а также на перевозке детей между разбросанными по притокам Раджанга лонгхаусами и школами.

Одно из таких судов сегодня повезет нас на реку Катибас. Не знаю почему, но мне оно понравилось с первого взгляда несмотря на несколько запущенный вид. Как-никак, историческое судно.

В отличие от современных скоростных судов, работающих на Раджанге, обзор из салона здесь прекрасный, да и мутных стекол нет: в случае дождя окна закрываются деревянными жалюзи.

На стене висит плакат с тарифами на проезд между деревнями: теплоход используется на местной линии.

Треть длины корпуса занимает машинное отделение с китайским дизельным двигателем.

В общем, чудесное историческое судно.

Река Катибас оказалась довольно широким притоком Раджанга с оживленной жизнью по берегам.

Конечный пункт нашей поездки - лонгхаус Нанга Кебиан. Здесь делают редкое для Саравака пальмовое вино (традиционным же напитком здесь является бодрящее и пьянящее рисовое вино, которое по тем или иным поводам употребляют повсеместно).

Приусадебное хозяйство этого лонгхауса включает в себя целую рыбную ферму (на следующей фотографии), а одним из занятией жителей этой коммуны является добыча пальмового сока и перегонка его в вино, что нечасто встретишь в этих местах: повсюду распространено не пальмовое, а рисовое вино.

Попутно взглянем на этот лонгхаус. Перед нами классическое сооружение этого типа, с ровным фасадом...

... длинным коридором...

... и хаотичными пристройками в задней части. Как я уже говорил, все семьи получают участки одинаковой длины, если мерить по коридору. Но каждая семья вправе развивать свою квартиру вглубь настолько, насколько это возможно. И они это делают. На следующем фото - тот же самый лонгхаус, вид сзади.

Здесь живут очень гостеприимные люди, впрочем, то же самое можно сказать про всех жителей Саравака. Одна из местных жительниц одарила женщин из нашей группы цветами со своего участка.

А вот и одна из тех пальм, из которых добывают сок, идущий потом на переработку в вино.

Пальмовое вино мы, разумеется, попробовали, желающие запили его рисовым вином (не помню, много ли было желающих это сделать, но как минимум это был один человек, то есть я). И, довольные, отправились на историческом скоростном теплоходе обратно на нашу "Панду".

10:50. Отдать швартовы! Еще только 10.50, а позади у нас уже две экскурсии, по полтора часа каждая. Интересно попробовать сделать такое на российской реке, что скажут туристы? Но здесь всем принявшим участие в обеих экскурсиях понравилось.

Мы побывали в верхнем течении Раджанга, а теперь наш путь лежит в его дельту.

В 12.55 прошли Катовит, в котором мы побывали на второй день круиза.

Течение у Раджанга настолько быстрое, что скорость нашего теплохода удвоилась относительно той, что была при движении вверх. М-да, напрашивается целая математическая задача. Но решить ее будет непросто: теплоход идет полным ходом не на всех участках. Да, а максимальная его скорость в спокойной воде составляет пятнадцать километров в час.

В 15.10 мимо неспешно проплыл Сибу, из которого несколько дней назад мы начали круиз.

Вторая половина дня и вечер, таким образом, прошли в движении вниз по реке, а жизнь на борту была наполнена разными событиями.

После кулинарной демонстрации нас угостили дурианом. Я уже к нему привык и ем его почти с удовольствием, пользуясь ножом и вилкой, что, возможно, выглядит несколько неправильно, но зато руки не становятся неотмываемо липкими, как у остальных. Правда, у этих остальных в результате появляется право половину ужина обсуждать, как трудно им было отмывать руки от дуриана, а у меня такого права не появляется, и я просто сижу и киваю. Но чем-то приходится жертововать.

Потом прилетела местная диковинная птица и долго ехала на нашем теплоходе.

Потом состоялась исключительно интересное событие, ради которого стоило спуститься в салон на нижней палубе. В нашем рейсе на борту был Александр, отель-менеджер компании Pandaw Cruises, родом из Германии, живущий в Пномпене, отвечающий за питание, сервис и многие другие вопросы. Встреча была посвящена истории компании Pandaw Cruises. История была рассказана живо, с юмором и долей самоиронии. Мне было интересно и по-человечески, и профессионально.

После выступления Александра состоялась демонстрация фильма-слайдов о круизе по реке Ирравади от одного из постоянных клиентов компании. Я не хотел смотреть этот фильм-слайды, поскольку планирую в будущем отправиться в круиз по Ирравади, а значит зачем мне все знать заранее? Но перерыва не было, уйти было неудобно, пришлось остаться. Начался фильм. Через некоторое время я понял, что еще несколько кадров, и я не поеду по Ирравади, потому что уже и так все на ней видел. Пришлось закрыть глаза руками, на благо сидел я в первом ряду, и это осталось незамеченным публикой. Но в таком виде долго не просидишь, и я стал иногда подглядывать. Когда я подумал, что фильм несколько затянулся, оказалось, что мы подошли только к концу второго дня. А дней в этом круизе одиннадцать!

Я вежливо покинул салон. Поеду смотреть Ирравади своими глазами.

А теплоход тем временем шел все дальше и дальше. Вечером мы миновали городок Бинтангор.

На ночь Orient Pandaw встал на якорь напротив Сарикая - города, в котором нам предстояло побывать завтра.

После ужина команда давала на верхней палубе свое шоу, а зрителям предлагалось местное рисовое вино.

Команда "Панды" состоит из бирманцев, камбоджийцев и малазийцев (а точнее, представителей народа ибан). Все они показали свои номера.

Камбоджийцы танцевали.

Бирманцы пели.

Ибан пели и танцевали, да так зажгли публику, что шоу переросло в вечеринку с бурными танцами.

На "Панде" работают талантливые люди.

Еще из вчерашних воспоминаний иностранных туристов об СССР.

Западные немцы летели "Аэрофлотом" откуда-то из Германии через Киев в Симферополь. В Киеве они должны были пересесть в другой самолет. В аэропорту их встретили и сообщили, что сегодня они в Симферополь не летят, а летят туда завтра, поэтому им надо проследовать в машину, которая отвезет их в гостиницу. Попытки выяснить причины происходящего успехом не увенчались. В конце концов на отказ ехать в гостиницу немцам было сказано: ну как хотите, только ваши чемоданы уже находятся на пути туда. В гостинице они попробовали было продолжать качать права и требовать отвезти их в Симферополь, на что им сказали, что сейчас у них будет обзорная экскурсия по Киеву, а не поездка в Симферополь, и автобус уже скоро отправляется.

Назавтра они улетели в Симферополь, продолжая пребывать в состоянии некоторого шока от нереальности приоисходящего.

Думаю, что скорее всего рейс в этот вечер был по каким-то причинам отменен. "Аэрофлот" в общем-то отработал правильно: разместил людей в гостинице, обеспечил трансферы, питание и экскурсии. Вот только никто не проинформировал их о том, что происходит, ими просто командовали: теперь вы не летите туда, а едете сюда. Если учесть, что происходило все это в "страшной и закрытой стране с коммунистическим режимом", можно представить, что переживали несчастные немцы...


5-й день круиза. Река погибших кораблей ------------------- 7-й день круиза. Там, где делают перец

Оглавление

 

Александр Соснин, специально для форума интернет-портала Infoflot.ru. Для писем: sosnin@infoflot.com