Часть 7. РЕКА ПОГИБШИХ КОРАБЛЕЙ

5-й день круиза


Всю ночь и все утро лил дождь. Конечно, это не очень радовало... но в этом была и хорошая сторона: уровень воды позволил нашей "Панде" зайти в приток Раджанга Бале, и подняться по этой реке на несколько километров.

В этот день нам предстояло совершить путешествие вверх по реке Бале на скоростном теплоходе, правда, не на пассажирской, а на грузовой его версии. Но и в этом была масса хорошего - у этого теплохода не было мутных стекол в окнах, точнее у него не было никаких стекол. Не было у него и крыши - сверху был просто натянут тент. Все это давало хорошие возможности для обзора - в отличие от традиционных скоростных теплоходов Раджанга.

В качестве пассажирских сидений в скоростной теплоход были переснесены плетеные кресла с "Панды".

Наконец я увидел, как выглядит рубка на таком судне - в перегородке между ней и салоном на этом теплоходе, в отличие от пассажирской версии, была дверь.

Дождь не прекращался. При резких поворотах пассажиров окатывало водой, скопившейся на тенте. Скоро все промокли и перестали обращать на это внимание.

Желательно было при этом не трогать идущие вдоль бортов тросы: они идут из рубки к рулям.

Река Бале похожа на Раджанг выше Капита. И хотя здесь нет таких порогов, как на Раджанге, навиация здесь очень сложная. В этом мы смогли вскоре убедиться, увидев остатки грузового судна, которое пять лет назад снесло сильным течением на камни... да там оно и осталось.

Ну вот, скажете вы: сначала заклеймил позором осторожных капитанов, а потом показал последствия действий неосторожных. Где же истина? Думаю, что капитан должен рисковать. А для того, чтобы с судном и людьми ничего не случилось, он должен быть благоразумным и осторожным. И истина, видимо, не посередине, а в сочетании этих несочетаемых вещей. Хорошие капитаны умеют создавать такое сочетание.

Следующее встретившееся нам грузовое судно погибло два года назад, и снова виной были сильное течение и камни.

Следующий теплоход погиб я не знаю когда, но по тем же самым причинам.

Да уж, с этой рекой шутки очень и очень плохи. А лес возить надо!

И все это на фоне мрачного непрекращающегося дождя. Для полноты картины Генри сообщил нам, что некоторое время назад рядом с этим местом в реку упал вертолет.

Через пару часов пути мы подошли к берегу, чтобы осмотреть памятник британским войскам, погибших в этих краях в боях с коммунистами. Был такой период в истории Саравака, когда здесь было сильно коммунистическое движение, руководимое из Китая, подавление которого стоило больших жертв с обеих сторон, да плюс еще индонезийцы, пользуясь случаям, предъявили свои претензии на Саравак. В итоге, как и обычно, получилась куча трупов. Иногда создается ощущение, что основное призвание людей состоит в том, чтобы убивать друг друга.

А следующей нашей остановкой стало местечко Рума Пангау, где, несмотря на проливной дождь, нас ждал пикник - правда, с разрешения местных жителей его перенесли с улицы в один из местных лонгхаусов.

Заодно мы осмотрели территорию, прилегающую к лонгхаусу. Территория оказалось чистой и по малазийским меркам благоустроенной. На ней создан даже специальный детский сад, который изображен на следующей фотографии.

Пикник был организован в центре длинного коридора лонгхауса, с разнообразной местной едой, которую я с удовольствием запил местной же водкой Balalaika, замаскировав ее апельсиновым соком. Среди экзотических фруктов предлагались известные своим чудовищным запахом и приятным вкусом дурианы, пользовавшиеся у нашей группы большой популярностью.

Жители лонгхауса обедали рядом.

После искренних слов благодарности принявшему нас главе коммуны мы отправились в обратный путь - снова через места былых кораблекрушений.

Для нашей "Панды" эта точка стала самым дальним местом в этом путешествии, до которого ей удалось дойти. Благодаря высокой воде в этот раз теплоход смог пройти дальше, чем во многих других круизах. А теперь нам предстояла обратная дорога - вниз по Бале и Раджангу.

Минут через сорок после отправления показалось устье Бале и река Раджанг.

Снова проходим уютный Капит, и без остановки следуем дальше.

Навстречу то и дело попадаются под завязку груженые людьми и грузами скоростные теплоходы.

В 18.30 мы подошли к причалу небольшого местечка Сонг на левом берегу Раджанга. Здесь нам предстояла ночная стоянка, и отсюда утром должны отправиться две утренние экскурсии. Ну а пока нас ждало культурное событие - концерт танцевального ансамбля местных школьников народности ибан.

Школьники прибыли на борт в 21.00. Несмотря на самодеятельный характер ансамбля, его участники поразили всех нас своей искренностью и мастерством. Среди танцовщиц были и мама одной из школьниц, они вместе с дочкой - на следующей фотографии.

Традиционный в племенах ибан танец знакомства просто взорвал зал (точнее, тентовую палубу нашего теплохода), так зажигательно он был исполнен. Некоторые туристы не смогли не присоединиться к нему в конце.

Это было блестяще. Талантливые дети охотников за головами, из мест, куда не проложены даже автомобильные дороги, покорили нас всех подчистую. Одно такое событие стоит всех разговоров о том, как много в нас общего.

За ужином опытные путешественники делились впечатлениями о своих поездках в СССР, и с улыбкой вспоминали разные случаи (подозрительно часто подчеркивая, глядя в мою сторону, что сейчас в России такое конечно же и представить невозможно).

В Сочи женщина из Германии хотела забрать свой чемодан из номера своего отца. Но дорогу ей преградила дежурная по этажу: вы там не прописаны, не положено! Никакие объяснения не помогли. Пришлось звонить в номер отцу, чтобы он открыл ей дверь, а она заберет чемодан. Снова не получилась: дежурная по этажу встала на пути непреодолимой преградой: не положено, вы там не живете и вы не его жена! В конце концов отец смог как-то сам передать ей чемодан.

Там же, в Сочи, для туристов работали три ресторана. Один, большой, - для туристов из капиталистических стран. Он был почти всегда пуст. Другой, поменьше, - для туристов из социалистических стран. И третий, совсем небольшой - для советских граждан. В него постоянно стояла огромная очередь из-за отсутствия свободных мест.

Со смехом вспоминали тогдашние гости СССР и завтраки в интуристовских гостиницах по системе "шведский стол", которые состояли в основном из черной икры, водки и шампанского без ограничений, но никак не из привычных им омлетов с сосисками и нарезки. Думаю, что списывать в больших количествах икру, водку и шампанское работникам интуристовского общепита было куда интереснее, чем яйца и сосиски... Хотя, вот я бы безусловно выбрал на завтрак шведский стол с черной икрой, а не омлетами. Разве это хорошо - закусывать водку омлетами?


4-й день круиза. Трудный переход по тропическому лесу и невероятная речная прогулка

6-й день круиза. В дельту Раджанга!

Оглавление

 

Александр Соснин, специально для форума интернет-портала Infoflot.ru. Для писем: sosnin@infoflot.com