Часть 6. ТРУДНЫЙ ПЕРЕХОД ПО ТРОПИЧЕСКОМУ ЛЕСУ И НЕВЕРОЯТНАЯ РЕЧНАЯ ПРОГУЛКА

4-й день круиза


Первая половина этого дня была посвящена прогулке по влажному тропическому лесу. Туристы поделились на две группы: кто-то выбрал несложную трассу, путь по которой занимает всего один час, остальные отправились по длинной трехчасовой трассе, и среди них и я.

В этот раз на берег нас доставило грузовое судно.

После непродолжительного плавания мы оказались в тропическом лесу. Здесь в большом количестве водятся змеи и скорпионы, правда без особой необходимости с людьми они предпочитают не связываться. Во всяком случае мы предпочитали так думать.

Трасса, по который нам предстояло совершить переход, была разработана и обсутроена компанией Pandaw Cruises для своих туристов где-то к шестому круизу по Раджангу. Где-то были сделаны канатные поручни, в одном месте положены деревянные доски в качестве ступенек, а в нескольких местах поставлены скамейки для отдыха.

Но если кто-то думает, что компания превратила лес в парк для туристических прогулок, то глубоко ошибается. Это оказалась очень, очень сложная и длинная трасса с крутыми спусками и подъемами, требующая определенной физической подготовки и безусловно не подходящая для обычных, а не экспедиционных, туристов. Зато мы увидели лес в таком виде, какой он есть, без упрощений.

Первый отрезок пути проходил через кладбище. То, что видно на следующем фото - это могилы даяков (даяки - это общее название всех племен на Борнео, в данном случае речь идет о племенах ибан, населяющих эти места).

Первый привал. Пока все отдыхают, Луис рассказывает о флоре и фауне тропического леса.

В этом лесу, где деревья закрывают от тебя солнечный свет, а воздух жаркий и влажный, вспоминаешь про американцев во Вьетнаме, воевавших в подобных условиях. Непросто же им пришлось. К тому же там их за каждым деревом поджидала смерть, и каждую минуту они могли провалиться в яму с шипами или со специальными шипованными колесами, в несколько секунд перемалывающими человека.

Второй привал - и снова рассказ Луиса.

Показанный на следующем фото подъем оказался очень затяжным, и местами весьма крутым. Некоторым участникам похода он дался очень нелегко. Но все смогли его преодолеть.

И вот мы снова на борту грузового теплохода. Как говорится, усталые, но довольные... И у всех на устах фраза "Мы сделали это!"

А на "Панде" нас ждут кондиционированные каюты с душем, улыбки персонала, и обед. Хорошо вернуться на теплоход после такого похода!

А на обед и ужин здесь, как и на пароходах флотилии Ирравади в XIX веке, зовут ударами гонга. Хотя где-то слышал, что на пароходах флотилии Ирравади в XIX веке не было обедов и ужинов, а пассажиры покупали еду с лодок. Но думаю, что у пассажиров первого класса обеды и ужины все-таки были, как и эта традиция с гонгом.

Пока мы обедали, "Панда" снялась с якоря и прошла несколько километров вверх по течению до устья реки Бале, притока Раджанга. Такое возможно только в сезон дождей, так как в остальное время этот участок реки для нашего теплохода непреодолим.

Капит остался позади и вскоре скрылся за поворотом реки. Здесь судоходство уже не такое интенсивное, как на участке реки ниже Капита, да и скоростные суда встречаются нечасто: выше Капита крупных населенных пунктов нет.

Немного не доходя до устья Бале мы снова встали на рейд: дальше нам не пройти. Вскоре сюда подошло уже знакомое нам грузовое судно, и мы отправились на нем вверх по реке, к порогам Пелагус.

Как обычно, нас провожают члены команды из тех, кто остается на борту: на фотографии слева направо старший проводник Анг Ко Латт, старший помощник капитана Куав Вин, директор круиза Невилль. Все они родом из Мьянмы, еще на судах Pandaw Cruises работают представители Малайзии, Индии, Камбоджи и Вьетнама.

Когда эти круизы только планировались, предполагалось, что судно типа "Панды" может при высокой воде подняться по Раджангу до самых порогов Пелагус. Но от этой идеи вскоре отказались, и не стали даже пробовать. Почему - увидите сами. А пока наш грузовик проходит мимо девственных лесов и редких лонгхаусов и обычных домов.

Через два часа пути мы увидели первые выступающие из воды камни.

Прошел дождь, и над лесами повисла дымка. Пороги Пелагус уже близко.

Вода пенится - это мы проходим через подводную гряду. В сухой сезон она частично обнажается и делает судоходство невозможным.

Чем дальше, тем больше камней и волн. Начинаются пороги Пелагус.

Здесь, как и на всем Раджанге, нет ни обстановки, ни карт. Но здесь еще и абсолютно не очевидны ни фарватер, ни направление течения. Теплоход выделывает немыслимые зигзаги по ведомой только его капитану траектории, его раскачивает волнами, сносит течениями и пытается закрутить водоворотами.

В некоторые моменты от борта судна до камней остается не более полуметра. Судовождения такого уровня, через скалистые пороги и мощные течения, до сих пор мне видеть не приходилось. Ничего из того что я видел раньше, в том числе на сибирских реках, с этим сравниться не может.

Капитан выглядит спокойно и уверенно.

Короткая передышка...

... и мы снова зигзагами летим через пороги.

Пороги пройдены, и мы разворачиваемся на обратный курс.

Когда много путешествуешь по разным уголками мира, острота восприятия заметно притупляется, как бы ты ни хотел обратного. Ты уже перестаешь испытывать эмоциональные подъемы от красивых видов или чего-то нового и интересного. Такова жизнь. Но сегодня я был потрясен увиденным. Это была фантастика. Бескомпромиссное, настоящее мастерство.

Pandaw Cruises не была бы самой собой, если бы посреди всех этих порогов и водоворотов не угостила ошарашенных увиденным путешественников легкими закусками.

На обратном пути наблюдали как возят лес... Кстати, экологи уже забили тревогу по поводу интенсивной вырубки лесов на Борнео.

Вечер встретили на том же самом рейде недалеко от устья реки Бале.

Из разговоров на борту.

Безусловный лидер местных симпатий среди российских судов, теплоход "Волга Дрим", всеми побывавшими на нем считался абсолютно новым судном. Мои слова про то, что этому теплоходу пятьдесят лет, и недавно он прошел капитальную реконструкцию, встречались с немалым удивлением.

Это говорит о хорошем качестве и масштабности сделанной на этом теплоходе реконструкции.

3-й день круиза. В гостях у охотников за головами ------------------- 5-й день круиза. Река погибших кораблей

Оглавление

 

Александр Соснин, специально для форума интернет-портала Infoflot.ru. Для писем: sosnin@infoflot.com