ВИЗИТ В АРМЕНИЮ
Часть 2. Эчмиадзин. Звартноц
Армения - первая страна в мире, которой христианство было провозглашено официальной религией. Это произошло в 301 году по инициативе царя Трдата III, который до этого был жестоким гонителем христиан.
Вокруг истории с обращением Трдата III и затем Армении в христианство сложена легенда. Она гласит, что царь положил глаз на воспитанницу христианского монастыря Рипсимэ, но та не ответила ему взаимностью; более того, она вместе с подругами укрылась в одной из часовен. Там их нашли гонцы Трдата, которые насильно увезли Рипсимэ в царский дворец. Ей удалось сбежать из дворца, но ее настигли слуги Трдата, которые привязали ее к кольям и сожгли заживо, после чего по приказу царя убили и ее подруг, забросав камнями тридцать пять сестер-инокинь (для справки: ныне Трдат почитается как святой Армянской апостольской церкви). После этого Трдат на нервной почве сошел с ума (по другой версии - превратился в кабана), но был исцелен христианином Григорием, который до этого в течение пятнадцати лет содержался в подземелье. После исцеления Трдат проникся идеями христианства, сделал его государственной религией, а Григория - первым епископом в Армении. Последний ныне известен как святой Григорий Просветитель.
Эчмиадзинский монастырь в Вагаршапате - центр христианства в Армении, гланый духовный центр армян. Здесь располагаются резиденция Католикоса Всех Армян (главы Армянской апостольской церкви) и богословские учреждения. В Эчмиадзине хотя бы раз в жизни стремятся побывать все армяне, независимо от страны своего проживания.
Один из входов в монастырский комплекс - через новые ворота:
А вот и Эчмиадзинский кафедральный собор. Это первый христианский собор в Армении, и один из древнейших христианских соборов в мире. Он построен в 303 году; изначально он был деревянным, и с тех пор неоднократно перестраивался. Первая перестройка собора в камне была произведена в V веке.
История создания Эчмиадзинского кафедрального собора, согласно легенде, такова. Упоминавшемуся выше первому Каталикосу всех армян Григорию Просветителю было видение: сошедший с небес Христос указал на холм, на котором надлежало построить храм. На этом месте находилось языческое капище, которое было разрушено, и построен храм Эчмиадзин (в переводе - "Сошел единородный"). Интересно, что когда уже в советское время проводились раскопки, связанные с восстановительными работами в храме, под фундаментом действительно были обнаружены фрагменты сооружения, по всем признакам являвшегося языческим храмом дохристианской эпохи.
Внутри храма фотографировать не разрешается; на следующем фото - купол внешнего придела.
Резиденция Каталикоса всех армян построена в 1915 году. Действующий ныне Каталикос всех армян - Гарегин II.
Здесь же, на территории монастыря, находится духовная семинария, в которой готовят священников Армянской апостольской церкви.
Монастырский комплекс застраивается и сегодня. Построенная несколько лет назад крещальня соседствует с современным хачкаром (хачкар - традиционный армянский памятник с резным изображением креста).
На въезде в в Вагаршапат стоит церковь святой Рипсимэ - той самой, которая была убита по приказу царя Трдата. Церковь была построена в 618 году на том самом месте, где состоялось убийство.
Церковь святой Рипсимэ - простых и выразительных форм. Она считается одним из шедевров армянского зодчества.
Еще один интересный храм Вагаршапата - купольная базилика святой Гаянэ, игуменьи того самого монастыря, воспитанницей в котором была Рипсимэ. Гаянэ была забита камнями вместе с сестрами-инокинями - подругами Рипсимэ по приказу царя Трдата. Церковь воздвигнута на месте их казни в 630 году.
Рядом с церковью - монастырские постройки и кладбище. Обе церкви, Рипсимэ и Гаянэ, входят в состав Эчмиадзинского кафедрального собора.
Но величайшим армянским храмом первого тысячелетия называют Звартноц ("Храм небесных ангелов"). Построенный в середине VII века, он поражал современников своими размерами и красотой, и по тем временам был немыслимым, футуристическим сооружением. Храм называли самым красивым творением, построенным в мире. Его высота составляла пятьдесят метров. Здесь хранились мощи Григория Просветителя. Как выглядел Звартноц, можно представить по имеющейся реконструкции.
При строительстве был определен срок службы храма - тысяча лет (до предполагаемого Второго пришествия Христа). Но Звартноц простоял только 320 лет. Причины его разрушения доподлинно неизвестны. Как наиболее вероятную причину называют землетрясение; вторая версия - арабское нашествие, во время которого из первого яруса были изъяты камни, ослабившие конструкцию, которая со временем (возможно, как раз при землетрясении) рухнула.
Много веков руины Звартноца находились под землей, и лишь в 1901 году были начаты раскопки. На сегодняшний день частично реконструирован первый ярус храма.
Рядом с храмом находилась резиденция Каталикоса всех армян и другие помещения, руины которых сохранились.
Тронный зал предназначался для важных встреч каталикоса.
Колонный зал служил местом приемов и собраний.
По соседству располагались кельи священнослужителей.
Небольшая церковь была построена за два века до храма Звартноц; как предполагается, она была возведена на месте дохристианского храма. А к церкви примыкала винодавильня и погреб для хранения кувшинов с вином.
Рядом со старой церковью находилась римская баня, которая делилась на две части: общественную и частную (для важных гостей). В бане была применена довольно совершенная система циркуляции горячего воздуха от подогреваемого пола.
Кто мог предположить, что через полтора тысячелетия после строительства храма Звартноц над его руинами будут пролетать самолеты, взлетающие из расположенного рядом одноименного международного аэропорта.
<----- Назад ----- К оглавлению ----- Вперед ----->
---------------------