ОСТАНОВКИ НА ПОЛУОСТРОВЕ АЛЯСКА И АЛЕУТСКИХ ОСТРОВАХ

Дни 5-6


Следующие два полных дня мы шли вдоль полуострова Аляска и Алеутских островов, как говорится, "со всеми остановками". Какое круизное судно предоставит возможность побывать во всех этих поселках по пути?

Кстати, хотя штат Аляска по сути тоже является полуостровом, но под полуостровом Аляска понимается длинный выступ из материка в Тихий океан, дробящийся в конце на Алеутские острова. Алеутская гряда в свою очередь доходит до российских Командорских островов, что уже недалеко от Камчатки.

Маршрут "Тустумены" несложно представить по приведенной здесь карте.

Утром пассажиры собрались с салоне, чтобы полюбоваться окружающими видами, не будучи сдутыми с палубы сильным ветром.

Мне же в салоне как-то не сиделось: не хотелось наблюдать такие красоты через стекло.

Вскоре по курсу показался населенный пункт.

Чигник

Население: 79 человек
Основное занятие: рыболовство

В 11.20 "Тустумена" пришвартовалась к пристани небольшой коммуны Чигник.

Пока с теплохода выгружаются машины и груз, можно пройтись по поселку и посмотреть, как здесь живут люди. "Александр, возвращайся через час. Это прекрасное место, но не думаю, что тебе захочется остаться здесь на неделю" - напутствовал меня пассажирский помощник капитана.

Через неделю "Тустумена" зайдет сюда по пути обратно.

Поселок оказался совсем небольшим, что и неудивительно при таком количестве жителей. Люди, проезжая мимо на машинах, приветливо машут тебе рукой. Ты им машешь в ответ. Так принято во всех местных поселках.

Говорят, что жизнь в этих небольших, удаленных от цивилизации коммунах на полуострове Аляска и Алеутских островах, несколько депрессивна, и кроме того, у многих местных жителей имеются проблемы с алкоголем, характерные для штата Аляска вообще.

Господи, и это они называют проблемами с алкоголем? Как же тогда назвать то, что мы наблюдаем в российской глубинке? Катастрофа с алкоголем? Алкогольный кошмар?

Во всяком случае, в этих местах я не увидел ни одного пьяного человека. Только приветливые люди, многие из которых интересуются, откуда ты приехал, и с удовольствием поддерживают разговор и отвечают на вопросы.

В 12.50, когда все грузовые операции были закончены, "Тустумена" продолжила плавание.

Санд-Пойнт

Население: 950 человек
Основное занятие: рыболовство

К вечеру задул штормовой ветер, и повалил снег. В таких погодных условиях в 22.30 мы подошли к алеутскому поселку Санд-Пойнт.

О том, чтобы выйти на берег и прогуляться по поселку, нечего было даже думать. А жаль, ведь Санд-Пойнт - одно из крупных поседений Алеутской гряды, где есть настоящее кафе и даже пункт проката автомобилей. Здесь же расположена старая православная церковь Святого Николая, которую хотелось бы осмотреть. Но не судьба.

Стоянка в Санд-Пойнте затянулась: возникли какие-то проблемы то ли с размещением автомобилей на судне, то ли с работой автомобильного крана. Лишь в половину второго ночи "Тустумена" покинула Санд-Пойнт, и вышла в штормовое море.

Кинг-Кав

Население: 800 человек
Основное занятие: рыболовство и рыбопереработка

Наутро с полуторачасовым опозданием "Тустумена" подошла к другому алеутскому поселку Кинг-Кав, который примечателен тем, что здесь расположен один из крупнейших на Аляске рыбоперерабатывающих заводов.

Часы показывали 07.45. На берег выходить не рекомендовали: паром опаздывает, и стоянка продлится ровно столько, сколько потребуется для грузовых операций.

Впрочем, как оказалось, время для прогулки все же было: стоянка затянулась почти на полтора часа. Уж очень медленно работает на "Тустумене" автомобильный кран, а многие пассажиры вместе со своими автомобилями ехали как раз до Кинг-Кава.

Зато погода значительно улучшилась, а поймать в этих местах хорошую погоду, да еще в апреле - большая удача.

К одиннадцати утра "Тустумена" подошла к поселку Колд-бей.

Колд-бей

Население: 88 человек
Основные занятия: обслуживание аэропорта, работа в метеослужбе, работа в заповеднике

В этих суровых местах почти нет постоянных жителей: большинство людей приезжает сюда по контракту продолжительностью не более года. Почти все население поселка работает в аэропорту и на метеостанции.

Над Колд-Беем возвышается активный вулкан Шишалдин, из которого почти постоянно поднимается пар. Другой действующий вулкан, находящийся рядом с Колд-Беем - Павлов, который в последний раз извергался три года назад.

История аэропорта в Колд-Бее началась в 1941 году, когда здесь была построена секретная авиабаза ВВС США. Задачей была защита Алеутских островов от возможного японского вторжения. Во время Второй мировой войны здесь проходили подготовку советские боевые группы. База была закрыта в 1945 году, с окончанием войны. Сейчас аэропорт Колд-Бея с его двумя взлетно-посадочными полосами может принимать любые типы воздушных судов, и является запасным для гражданских самолетов, выполняющих рейсы через Тихий океан. Также этот аэропорт принимает самолеты ВВС США.

В поселке имеется небольшая гостиница под названием Bearfoot Inn. В ней расположен единственный поселковый магазин, продавщица которого выполняет и функции гостиничного администратора.

В местном почтовом отделении желающим с удовольствием ставят в паспорт штамп о прибытии в Колд-Бей.

На главном поселковом перекрестке стоят единственный в поселке дорожный знак, и единственный указатель названия улицы.

В каждом маленьком поселке Алеутской гряды есть центр общественной жизни коммуны - дом, где можно пообщаться, обсудить последние новости, отметить памятные события. Здесь же ежемесячно собирается поселковый совет.

В отдельном здании располагается администрация и центр посетителей местного заповедника.

В соседнем доме под одной крышей разместились поселковая администрация, библиотека и тренажерный зал.

К услугам приезжающих, кроме гостиницы, есть и маленький гостевой дом Frosty View Lounge.

Несмотря на весеннюю распутицу и суровость места, Колд-Бей оставил приятное впечатление. Но пора продолжать путь. В 12.45, точно по расписанию, "Тустумена" отошла от причала. А мы, оставшиеся на борту пассажиры, в это время уже собрались в обеденном зале, где под горячий суп делились между собой впечатлениями от увиденного. Кстати, после Колд-Бея на борту "Тустумены" осталось всего восемь пассажиров. И тридцать семь членов экипажа. "Это настоящий круиз класса люкс", - заметил один из моих попутчиков.

Tustumena же тем временем продолжала свой путь вдоль Алеутской гряды.

К четырем часам вошли в пролив, ведущий к рыбацкому поселку Фолс-Пасс. Стало тихо и солнечно, и уйти с палубы, несмотря на холод, было решительно невозможно.

Вот и такая она бывает, Америка.

Медленно, в полной тишине, "Тустумена" сделала оборот...

... и пришвартовалась к причалу поселка Фалс-Пасс.

Фалс-Пасс

Население: 55 человек
Основное занятие: рыболовство

Небольшой поселок словно вымер: людей на единственной улице не оказалось никаких. Почтовое отделение уже было закрыто; библиотека, с которым почта делят одно здание, - тоже. Вообще здесь в каждом маленьком поселке есть библиотека. Мы гордимся тем, что мы самый читающий народ в мире... А американцы не гордятся, у них просто в каждой деревне есть библиотека.

Общественный центр тоже был закрыт. Вообще эти центры на Алеутских островах появились относительно недавно: в традициях алеутов было иметь дом для каждой семьи, а собираться всей коммуной было не принято. В последнее столетие это изменилось: алеуты американизировались, и в каждом поселке теперь есть общественный центр, в котором по тем или иным поводам собираются местные жители.

В поселке с населением 55 человек оказалась очень приличная по виду больница.

А неподалеку расположилась немаленьких размеров школа с детской игровой площадкой.

После традиционных полутора часов стоянки мы продолжили путь в сторону Датч Харбора.

Обогнув суровый мыс Панькова, мы вышли в открытое море.

Видимо, недавно здесь прошел шторм: весь вечер "Тустумена" сильно раскачивалась на остаточной волне, хотя по виду море было почти спокойно.

В пять утра - последняя остановка перед прибытием в Датч-Харбор: остров Акутан.

Акутан

Население: 750 человек
Основные занятия:
рыболовство, рыбопереработка

Ночью шел снег, и палубы "Тустумены" стали белыми и скользкими.

Стоило нам привыкнуть к тому, что нас на теплоходе всего восемь человек, и - на тебе: едва ли не сотня пассажиров села на паром в Акутане. Это были рабочие местного рыбоперерабатывающего завода, отработавшие свои контракты вахтенным методом и возвращавшиеся через Датч-Харбор по домам.

До Датч-Харбора отсюда всего три часа перехода открытым морем...

 

Кадьяк, столица русской Америки ------------------- Датч Харбор, или Уналашка

Оглавление

 

Александр Соснин, специально для форума интернет-портала Infoflot.ru. Для писем: sosnin@infoflot.com