ДАТЧ ХАРБОР, ИЛИ УНАЛАШКА
Дни 7-8
Острова-скалы наполовину закрыты облаками. За скалами - конечный пункт путешествия, Датч-Харбор, большой по местным меркам город с населением четыре тысячи человек.
Вот он, прямо по курсу...
Впрочем, почему Датч-Харбор? Историческое название этого места - Уналяшка, так его называли русские поселенцы. Датч-Харбор - это название порта. Хотя многие так называют и город. Интересно, что у города - два почтовых индекса: один - для Уналяшки, другой - для Датч-Харбора.
Город ведет свою историю с 1759 года. К тому же самому времени относится и название Датч-Харбор - "Голландская гавань". Название связано с тем, что однажды в эту гавань прибыл голландский корабль, и оставался в ней долгое время. История не сохранила для нас ни название того корабля, ни целей его пребывания в этих местах, но с тех пор местную бухту стали так и называть - голландской.
Основное занятие населения города - рыболовство и отправка рыбы и крабов "на большую землю". В Датч-Харбор регулярно приходят пустые корабли, которые грузятся здесь контейнерами с рыбой, и увозят эти контейнеры в Такому (штат Вашингтон).
Эти контейнеры на самом деле являются морозильными камерами.
В 1940 году в Датч-Харборе была основана военно-морская база США. Это было связано с опасностью нападения Японии на незащищенные Алеутские острова. И эти опасения оправдались.
В период с 3 по 5 июня 1942 года японские войска совершили несколько налетов на Датч-Харбор, подвергнув бомбардировкам военные казармы, резервуары с горючим, госпиталь, суда, стоявшие в бухте.
Город и сейчас несет в себе память того времени. Сохранились многие довоенные постройки, некоторые казармы. Открыт музей Второй мировой войны.
До сих пор в Датч-Харборе можно видеть американские укрепления. Они находятся везде, и вскоре их просто перестаешь замечать.
Здание морской военной радиостанции, одно из немногих на Алеутских островах построенное из кирпича, пережило бомбардировку, и, несмотря на некоторые повреждения, было восстановлено в первоначальном виде.
А вот подземный госпиталь сильно пострадал от прямого попадания авиабомбы. Сейчас это сооружение является памятником.
На следующем фото - одна из сохранившихся с военного времени казарм.
Это может показаться удивительным, но эти здания - довоенной постройки:
В память о тех событиях в Датч-Харборе разбит небольшой парк.
Среди здешних памятников есть и винт парохода Northwestern, который многие годы работал на Алеутской линии, и был уничтожен японскими бомбами в Датч-Харборе 3 июня 1942 года.
После бомбардировки Датч-Харбора и оккупации японцами двух островов Алеутского архипелага американцы приняли два решения. Первое - построить в Датч-Харборе военный аэродром. Это было сделано всего за девять дней, причем этот аэродром работает и сейчас, принимая уже гражданские рейсы.
Второе решение до сих пор является предметом многих споров, и знаменует собой трагическую страницу в истории алеутского народа. Это было решение об эвакуации алеутов с островов.
Чем оно было вызывано? Военные давали этому решению четкое объяснение: забота о безопасности местного населения. Существует, впрочем, версия, что были опасения, что похожие внешне на японцев алеуты найдут с оккупантами общий язык, и их надо убрать подальше с островов.
Как бы то ни было, эвакуация была проведена в очень короткие сроки. Алеутам не разрешили взять с собой практически ничего из их имущества. Их доставили на кораблях на Аляску, где поселили в скученных и антисанитарных условиях в местах, непригодных для проживания. Многие переселенцы, особенно дети и старики, умерли на новом месте. Лишь через три года алеутскому населению было разрешено вернуться в родные места, но большей части их домов уже не существовало.
На холме, с которого были видны сразу четыре эвакуированных алеутских деревни, сейчас стоит памятник, намоминающий о тех трагических событиях.
Несмотря на то, что многое в Датч-Харборе напоминает о военных событиях, город давно живет спокойной мирной жизнью. Как и во всех поселениях на Алеутских островах, здесь есть свой общественный центр:
Посреди города можно встретить не только привычных уже орлов, но и, например, лису:
А орлы настолько приспособильсиь к жизни в городских условиях, что свили гнездо прямо в подъемном кране. Правда, у них это получилось не сразу: приносимые веточки на первых порах не удерживались и падали вниз. Пришлось вмешаться людям, которые установили на стреле крана основу, на которой орлы и построили свое гнездо.
Главная достопримечательность Датч-Харбора - православная церковь Вознесения, построенная в 1896 году.
С ней соседствует дом, который раньше служил жильем для священнослужителей, а теперь в нем располагается что-то вроде офиса.
В музее Алеутских островов представлено много материалов об истории этих мест.
Перед поездкой в Датч-Харбор у меня была идея слетать на соседний остров Акутан, где останавливалась "Тустумена". И не ради этого острова, а ради самолета, на котором этот полет выполняется: Датч-Харбор - чуть ли единственное место на земле, где на регулярных рейсах до сих пор задействованы исторические гидросамолеты Grumman Goose, которые строились в 1930-е, 40-е и 50-е годы. Но не судьба: из-за сильно ветра все вылеты "гусей" уже который день были отменены, а в местном аэропорту наблюдалось скопление пассажиров, ожидающих улучшения погоды. В точности как в маленьких аэропортах на российском Дальнем Востоке...
Главная гостиница в Датч-Харборе, да и на Алеутских островах - Grand Aleutian. И хотя немного странно видеть в этих местах большой отель, но летом номера в нем - большой дефицит.
Напротив моего номера жили и общались между собой орлы...
Погода в Датч-Харборе меняется каждые полчаса: то снег, то солнце. Что будет через короткое время, предсказать невозможно. Однако жизнь на этом острове не лишена атрибутов городской жизни. Например, в Датч-Харборе есть самый большой на Алеутских островах супермаркет. И чего в нем только нет!
18 апреля в 13.00, точно по расписанию, Saab-340 увез меня из Датч-Харбора в Анкоридж. Тоже удача: здесь по расписанию выполняются только шестьдесят процентов рейсов. Виной тому местная непредсказуемая погода.
Не знаю, когда я теперь вернусь в эти места, но вернуться надо. Хотя бы для того, чтобы все-таки совершить полет на историческом самолете Grumman Goose, посетить удаленные острова, куда не ходит паром, но летают эти самолеты, посмотреть, как здесь все выглядит летом.
Ну а всем, кто сомневается, желаю не сомневаться, и посетить эти места. Это красиво и интересно.
Назад: остановки на полуострова Аляска и Алеутских островах
Александр Соснин, специально для форума интернет-портала Infoflot.ru. Для писем: sosnin@infoflot.com