КАДЬЯК, СТОЛИЦА РУССКОЙ АМЕРИКИ

День 4


Ночь выдалась ветренная, и "Тустумену" изрядно покачало.

К девяти утра мы подошли к Кадьяку - городу на одноименном острове, некогда бывшем столицей русской Америки.

На берегу у причала нас встречает Star of Kodiak - если не ошибаюсь, последний сохранившийся пароход типа Liberty, который был построен в 1945 году под именем Albert M Boe. Эта серия строилась американцами во время Второй мировой войны для транспортных нужд, в частности для обеспечения поставок по ленд-лизу. Суда строились фактически на несколько рейсов, и век большинства их оказался недолог. Однако Albert M Boe после войны был переоборудован в рыболовное судно, и еще долго работал в этих водах под именем Star of Kodiak. Сейчас это - одна из визитных карточек города.

Алеутское поселение в этом месте существовало еще за много веков до нашей эры. В XVIII веке здесь поселились русские эмигранты. Основанный ими город Кадьяк стал столицей Аляски. Последующие сто пятьдесят лет прошли в столкновениях с коренным населением. А в1867 году Кадьяк вместе с Аляской отошел Америке. Большинство русских жителей Аляски не захотели покидать обжитые места, и остались в Америке, сохранив до наших дней основную религию штата - православие.

Основное занятие жителей города - рыболовство. Развита в Кадьяке и туристическая отрасль: в период с мая по сентябрь здесь организуются многочисленные экологические туры по острову. Особенно популярны охотничьи туры. Туристы едут в Кадьяк со всего мира, чтобы убить медведя и сфотографироваться на его фоне. Торговля охотничьими лицензиями дает хороший доход для экономики муниципалитета.

Мое отношение к такой охоте сугубо отрицательное. Да, я ем мясо, и если надо будет накормить близких, я без сомнений возьму ружье и застрелю столько дичи, сколько понадобится. Тем более что я неплохо стреляю. Но делать это лишь ради удовольствия от процесса? Мне ближе позиция американских индейцев, которые охотились ради пропитания, и просили прощения у каждого убитого зверя.

А люди охотятся ради развлечения. Они говорят, что для них важна схватка с опасным зверем. Но они кривят душой: в такой охоте для них нет никакой опасности, ведь медведи не умеют отстреливаться. Это не опасная схватка, а обычное убийство, как если человек пойдет на улицу, и начнет ради развлечения убивать из ружья кошек и собак. Почему убить на улице собаку - это предосудительное действие, а убить в лесу медведя или лося - это красивый спорт? Кто придумал эту разницу?

Другое дело - не менее популярные здесь bear viewing tours. Участники этих туров имеют возможность близко наблюдать медведей в их естественной среде обитания, не причиняя им никакого вреда.

Несмотря на то, что Кадьяк стоит в стороне от круизных маршрутов, в последние годы некоторые круизные компании включили этот город в расписание отдельных судов. В летнее время круизные суда посещают Кадьяк в среднем раз в неделю.

Гуляя по Кадьяку, ловишь себя на мысли, как похож этот город на российские дальневосточные города, например, на Петропавловск-Камчатский, так же как Кадьяк раскинувшийся среди гор на берегу океана. Впрочем, до 1867 года эта территория и была российской. История не терпит сослагательного наклонения, но все же интересно: какой была бы Аляска, останься она частью России? Какими были бы это города и поселки? А ходили бы между ними рейсовые паромы, такие, как Tustumena? Может, существовал бы рейс из Владивостока через Курилы, Камчатку и Алеутские острова до Анкориджа? Последнее вряд ли: дальнее пассажирское морское сообщение на российском Дальнем Востоке было прекращено много лет назад. Жаль, ведь от Алеутских островов, куда направляется "Тустумена", до Камчатки, можно сказать, рукой подать.

Кадьяк - крупный рыболовецкий порт. Рыболовных судов здесь не счесть, ведь добыча рыбы - это основная статья дохода для этого региона.

Суровое море периодически забирает жизни местных моряков. Имена всех погибших в море жителей Кадьяка перечислены на памятнике в небольшом мемориальном комплексе у входа в порт.

Как и в Хомере, в Кадьяке множество орлов, которые облюбовали не только уличные фонари, но и кресты местных православных церквей.

Главная православная церковь Кадьяка была построена в 1945 году на месте ее разрушенной во время Второй мировой войны предшественницы.

От старой церкви до наших дней сохранился только церковный колокол, покоящийся рядом с часовней.

Вторая православная церковь в Кадьяке, церковь при семинарии Святого Германа, построена относительно недавно - в 1995 году. Она интересна тем, что представляет собой точную копию первой православной церкви на Аляске, построенной в стиле карельских церквей в 1796 году. Еще более интересен тот факт, что первыми служителями той первой церкви были монахи, приехавшие сюда с острова Валаам.

Сильна в Кадьяке и баптистская община. Баптистская церковь была построена здесь в 1940 году.

В самом старом сохранившемся на Аляске доме (постройки 1793 года) расположился музей Баранова. С именем Александра Баранова, российского губернатора Аляски с 1799 по 1820 годы, связан период расцвета Аляски и укрепления здесь позиций России. Сам Баранов был жестким, властным человеком с хорошей коммерческой жилкой, и именно такой человек наилучшим образом подходил для управления русской Аляской в те годы. Жизнеописание этого человека безусловно достойно отдельной книги.

Город Кадьяк - это столица одноименного острова, на котором, кроме Кадьяка, расположены еще шесть небольших поселений. С утра я планировал облететь остров на почтово-пассажирском самолете, который летает между всеми этими поселками. Но самолет плотно оккупировали охотники на медведей. Видимо, в этом у них есть особое удовольствие - сонные мишки в апреле просыпаются от зимней спячки, выходят из берлоги, и получают от прилетевших на самолете радостных охотников град пуль. И - фотографироваться, фотографироваться с убитым зверем, мы же герои, мы победили медведя!

Как бы то ни было, мне хотелось посмотреть на остров с неба (а это единственная возможность увидеть остров, ведь дорог здесь почти нет), поэтому я воспользовался небольшим гидросамолетом Bush Hawk, и вскоре уже любовался Кадьяком из-под облаков.

Если присмотреться, кое-где можно увидеть остатки оборонительных сооружений времен Второй мировой войны.

Корабли береговой охраны США и сейчас постоянно патрулируют эти пограничные воды.

С неба в океане хорошо видны киты. Кое-где на снегу удалось разглядеть и свежие медвежьи следы, а вот самих медведей, как мы ни старались, увидеть в этот день не удалось.

По курсу - один из местных поселков, куда можно добраться только самолетом:

Через час полета под крылом снова показался Кадьяк.

Мы взлетали с гидродрома в пригороде Кадьяка, а садились уже в самом Кадьяке - на небольшое озеро почти в центре города. Взлет с пассажирами с него запрещен из-за того, что озеро маленькое, и тяжелому самолету может не хватить места для разбега. А вот садиться с пассажирами на него можно.

Tustumena тем временем ждала у причала. За время стоянки в Кадьяке ее заправили топливом на долгий путь на Алеутские острова и обратно, загрузили грузами и почтой. Большинство пассажиров вышли в Хомере, освободив почти все каюты. На борту остались жители небольших поселков на полуострове Аляска и на Алеутских островах, возвращающихся домой, да еще несколько туристов.

В 16.55 Tustumena дала долгий гудок, и отправилась в путь. Этот рейс на Алеутские острова в этом году первый.

После того, как город скрылся за кормой, мы повернули на северо-запад, и вошли в живописный пролив Куприянова.

Чем не енисейская скала Барочка?

Снег скоро сойдет, и пассажиры следующих рейсов "Тустумены" увидят эти места другими. Но в снеге, покрывшем леса и горы, есть своя красота.

Когда стемнело, "Тустумена" вышла в открытое море. Ночью снова качало, но уже не так сильно, как сутки назад. Вообще "Тустумену" раскачивает даже на небольшой волне, так что открытое море для нее почти всегда означает качку. Но маршрут, конечно же, стоит того, чтобы не обращать на это внимания. А если что - гигиенические пакеты развешаны в коридорах в достаточном количетсве!


Хомер,на краю земли ------------------- Остановки на полуострове Аляска и Алеутских островах

Оглавление

 

Александр Соснин, специально для форума интернет-портала Infoflot.ru. Для писем: sosnin@infoflot.com