ХОМЕР, НА КРАЮ ЗЕМЛИ

Дни 1-3


Beechcraft 1900 на линии Анкоридж - Хомер считаетсяедва ли не мегалайнером. Еще бы: это 18-местный самолет, а лететь всего полчаса, причем в аэропорту Хомера, городка с населением пять тысяч человек, даже нет диспетчера: пилоты договариваются между собой сами.

Во время регистрации на мою традиционную просьбу дать мне место у окна служащая улыбнулась: "В этом самолете все места у окна. И все у прохода. Это маленький самолет".

"Полагаю, вы здесь впервые" - начала разговор пожилая американка, когда я с интересом начал фотографировать салон. Люди рассаживались на свои места и с одобрительным пониманием наблюдали мое любопытство.

Америка превзошла весь мир неслыханными мерами безопасности в аэропортах, когда весь багаж пассажиров не только просвечивается, но и обыскивается вручную. Но здесь, на Аляске, в аэропортах местных линий нет даже рамок металлоискателей, а кабина пилотов не отделена от салона. И со своего кресла ты можешь смотреть хоть в окно, хоть в стекло кабины, и наблюдать то, что видят пилоты.

Роль стюардессы в "Бичкрафте" выполняет второй пилот, который приветствует пассажиров в начале полета и просит их не открывать входную дверь.

От Хомера в море уходит восьмикилометровая коса - местная природная достопримечательность, хорошо видная в иллюминатор садящегося самолета.

В самом конце косы стоит отель "Край земли" (Land's End Resort), где я и поселился.

Предыдущий отель с тем же названием был разрушен катастрофическим землетрясением 1964 года, но к 1967 году уже был отстроен заново.

Из окон гостиничных номеров открывается вид на море и горы.

Вокруг "Края земли" можно наблюдать множество орлов. Орлы здесь почти не боятся людей, и они здесь повсюду, как в России голуби. С орлами связано имя местной жительницы Джин Кин, которую называли Орлиная леди. Это была женщина удивительной судьбы: свою карьеру она начинала как цирковая наездница, но после серьезной травмы больше не смогла выступать, и стала одной из немногих в Америке женщин-водителей дальнобойной фуры. А выйдя на пенсию в 55 лет, решила переселиться на Аляску. Сев за руль своей машины, Джин проехала тысячи километров, пока не оказалась в Хомере, где устроилась на работу на рыбоперерабатывающий завод. Там она стала приносить домой отходы производства (рыбьи головы) и прикармливать прилетающих к ее дому орлов.

Спустя несколько лет к дому Джин в часы ежедневного кормления прилетали до двухсот орлов, а сама Джин стала местной достопримечательностью. В 2009 году Джин умерла. Ей было 86 лет. Чтобы резкое исчезновение привычной пищи не стало для птиц стрессом, местные власти некоторое время продолжали кормить орлов.

На эти два дня в Хомере у меня установился особый режим дня, связанный с тем, что идущая в России работа требовала моего участия, и при этом разница по времени с Россией составляла двенадцать часов.

Мой рабочий день начинался после ужина, когда я открывал компьютер, и включался в обычные офисные рабочие дела, пользуясь скайпом и ICQ. Работал я до завтрака. После завтрака шел в город - пешком десять километров до центра. После возвращения - пара часов на сон, а там и ужин, и время начала нового рабочего дня.

Дорога в город большей частью проходила по косе, которая стала своеобразной визитной карточкой Хомера. Будучи естественным творением природы, коса до сих пор вызывает споры ученых о ее происхождении. Правда, однажды человеку пришлось вмешаться: после землетрясения 1964 года часть косы опустилась, и могла исчезнуть вовсе. Пришлось насыпать дополнительный грунт, и делать укрепления от морских волн.

Некоторые участки косы застроены сооружениями портовой и туристической инфраструктуры, а самым известным зданием на косе является Salty Dawg Saloon - популярный местный бар и место для общения. Первый салун под таким названием появился в Хомере еще в 1897 году, и находился он тогда в здании почты. Современное деревянное здание было построено в 1909 году, и изначально в нем располагались школа и почтовое отделение, а позднее - офис нефтяной компании. В 1957 году в нем был устроен Salty Dawg Saloon. После землетрясения 1964 года здание было перенесено на косу, и к нему был пристроен маяк - хранилище воды.

К стенам и потолку салуна посетителями прикреплены тысячи долларовых бумажек. Такова местная традиция, а повелась она с давних времен, когда, уходя, посетитель оставлял долларовую бумажку в знак того, что скоро сюда зайдет его друг, и этот доллар - ему на напиток.

Salty Dawg Saloon открыт круглый год, а вот остальные здания на косе работают только в туристический сезон - с мая по сентябрь. Это многочисленные офисы экскурсионных бюро и рестораны. В апреле они закрыты. Здесь же, на косе, - место для кемпинга, где летом останавливаются многие приехавшие в Хомер туристы.

А вот и первые здания Хомера. Но отсюда до центра города - еще около трех километров.

Город возник в конце XIX века, когда началась разработка местных угольных месторождений. Предпринимались и попытки добывать здесь золото: даже назван город в честь Хомера Пеннока, который организовал в этих местах золотодобычу. Однако добыча золота, в отличие от добычи угля, не принесла прибыли, и вскоре была свернута. Уголь же добывался здесь до Второй мировой войны, причем и сейчас запасы местного угля оцениваются в четыреста миллионов тонн.

В наши дни город живет в основном рыболовством и туризмом, хотя и находится в стороне от круизных маршрутов.

Первое здание почты, в котором размещались также железнодорожная станция (сейчас железная дорога разобрана) и полулярный салун Salty Dawg Saloon (первый с таким названием), сохранилось, и находится на центральной улице города.

Рядом с ним выставлена одна из тележек, на которых уголь доставлялся из шахты в морской порт, откуда уголь шел в разные штаты Америки, а также на экспорт в Европу. Порт находился (и находится сейчас) в самом конце косы, и составы из тележек во главе с паровозом за рейс преодолевали расстояние в 14 километров. Остатки железнодорожных рельсов, которые можно было видеть на косе еще многие годы после окончания добычи угля в Хомере, были уничтожены землетрясением 1964 года.

На второй день я решил полетать над окрестностями Хомера. В летние месяцы небольшие самолеты постоянно выполняют такие полеты с туристами, но в апреле желающих совершить такой полет мало. В тот день я был единственным.

Мы садимся с пилотом в Сессну-206, и через несколько минут взлетаем.

Делаем поворот над косой, после чего пилот показывает мне, как управлять самолетом, и отдает штурвал.

Что и говорить: весь следующий час, до самой посадки, я этот штурвал уже не отдал обратно! Только несколько раз отвлекался на то, чтобы сделать снимки мест, над которыми мы пролетали. Сессна управляется довольно легко, послушно набирает высоту и послушно снижается, прекрасно маневрирует. Временами самолет болтало - мы проходили зоны турбулентности.

Управление самолетом - это огромное удовольствие!

Окрестности Хомера не заселены. Здесь нет никаких дорог. Единственная возможность увидеть эти места - это полет на самолете.

Так выглядит ледник с высоты:

Как ни жаль, но полет подошел к концу, и мы вернулись в аэропорт Хомера. Я стал большим поклонником малой авиации, и если когда-нибудь у меня окажется достаточно времени, буду проходить обучение и получать свидетельство пилота в аэроклубе. Жаль, что в России нет такой свободы полетов для малой авиации, как в США.

Вечером к паромному причалу в конце косы пришла "Тустумена". Началась посадка пассажиров и погрузка автомобилей. Автомобили по одному-два заезжают на грузовую площадку парома, а затем краном опускаются в грузовой трюм. Из-за длительности этой процедуры в расписании "Тустумены" все стоянки длятся не менее полутора часов. Зато появляется время для прогулок по берегу.

В 23.30, когда уже стемнело, Tustumena отправилась в рейс.


Alaska Marine Highway System и паром Tustumena ------------------- Кадьяк, столица русской Америки

Оглавление

 

Александр Соснин, специально для форума интернет-портала Infoflot.ru. Для писем: sosnin@infoflot.com