ALASKA MARINE HIGHWAY SYSTEM И ПАРОМ TUSTUMENA


Сразу оговорюсь: это не рассказ о круизе по Аляске по ее туристическим местам на круизном лайнере. Это рассказ о путешествии по редкопосещаемым уголкам Аляски на небольшом теплоходе, который работает на транспортных линиях штата, и помимо пассажиров перевозит грузы, почту и автомобили.

В классическом круизе по Аляске мне тоже приходилось бывать. Помню прекрасный новый круизный теплоход, красивую природу, и... переполненные туристами города Аляски. Спустя почти десять лет я снова собрался в эту часть Земли, но уже с намерением посетить другие, менее известные места штата, и сделать это вне туристического сезона на одном из теплоходов местной компании Alaska Marine Highway System (AMHS).

AMHS - это государственная компания, которая оперирует одиннадцатью небольшими грузопассажирскими паромами, соединяющими города и поселки Аляски. Поскольку эти паромы заменяют собой немногочисленные дороги штата, линии, которые они обслуживают, приравнены правительством США к официальным дорогам. Работа этих социально значимых судов дотируется из федерального бюджета.

Паромы AMHS обслуживают как местные, так и несколько дальних многодневных линий. Эти суда популярны не только среди местных жителей, для которых они зачастую являются единственной возможностью добраться до нужного поселка, но и среди туристов.

Среди судов компании AHMS есть одно, которое особенно широко известно среди любителей путешествий. Называется оно Tustumena, а местные жители зовут этот небольшой паром Rusty Tusty - "Ржавая Тусти". Не отличаясь ни особым комфортом, ни размерами даже среди своих собратьев, "Тустумена" является единственным в мире судном, работающем на грузопассажирской линии между Аляской и Алеутскими островами. Продолжительность рейса составляет трое с половиной суток в одну сторону, а всего за год "Тустумена" делает шесть таких рейсов - по одному в месяц с апреля по сентябрь. В остальное время Tustumena работает на более короткой линии Кадьяк - Хомер - Селдовия.

На теплоходе всего двадцать шесть кают для пассажиров. Стоит ли говорить, что на все шесть ежегодных рейсов каюты раскупаются за много месяцев до отправления? Правда, очень немногие пассажиры совершают поездку до конечного пункта - Датч-Харбора: в основном "Тустуменой" пользуются жители маленьких поселков Алеутской гряды, и они выходят по пути, освобождая каюты. Но в любом случае, когда кают в продаже нет, можно купить палубный билет, и провести плавание на палубе в спальном мешке, или в салоне - многие так и делают в пик сезона.

Апрельский рейс "Тустумены" наименее загружен, однако за несколько месяцев до отправления мне удалось купить только самую дешевую каюту без удобств. Впрочем, ради такого маршрута я был готов ехать и на палубе.

Прежде чем начать рассказ об этом путешествии, предлагаю познакомиться с этим славным морским трудягой.

Паром Tustumena был построен в 1963 году в США для компании AMHS. Скромное по размерам (всего 90 метров длиной), это судно является одним из двух паромов AMHS, не имеющих ограничений по району плавания. Именно поэтому "Тустумена", а не один из более современных паромов компании, обслуживает дальнюю Алеутскую линию. Характерная внешняя деталь "Тустумены" - массивный кран для погрузки автомобилей, используемый при стоянке парома в поселках, где нет рампы для заезда машин на автомобильную палубу парома. Такого крана больше нет ни у одного парома AMHS.

Перед краном расположена открытая кормовая площадка, на которой в летний сезон живут десятки пассажиров, отправляющихся на Алеутские острова. Других открытых палуб на пароме немного. Это в первую очередь две открытые боковые террасы:

Также на судне имеется открытая площадка в носовой части, с обзором вперед:

Учитывая суровый климат этих мест, весьма кстати приходится и закрытая прогулочная палуба:

Основным внутренним помещением "Тустумены" является носовой обзорный салон. В нем, как и на палубе, живут бескаютные пассажиры.

Еще один салон расположен на верхней палубе парома. Он полуоткрытый, и обогревается мощными нагревательными приборами.

Перекусить можно в кафетерии самообслуживания, где предлагаются напитки и закуски из автоматов.

За кафетерием находится помещение бара, который открыт вечерами.

Три раза в день открывает свои двери судовой ресторан, где можно плотно поесть. Интересно, что поскольку паром принадлежит государственной компании, и все члены его экипажа являются государственными служащими, они не имеют права брать чаевые, так как это противоречит закону штата Аляска о государственной службе. Если кто-то оставит на столе чаевые, они поступят в бюджет штата. Думаю, что ни в России, ни в Европе никому не пришло бы в голову распространять на практике этот закон на официантов. Но в Америке закон - это закон. Его выполнение обязательно всегда и для всех.

Кстати, отсутствие чаевых никак не сказывается на обслуживании и на качестве пищи: все здесь очень по-домашнему, а единственная официантка Шерил - само дружелюбие и гостеприимство.

Я уже упоминал, что на пароме всего двадцать шесть кают, и на длительные рейсы на Алеутские острова они быстро раскупаются. Каюты делятся на две категории: двухместные с умывальником, и четырехместные с санузлом.

Двухместных кают с умывальником на теплоходе восемнадцать, и все они имеют двухъярусное расположение коек:

Четырехместных кают с санузлом на теплоходе всего восемь, и это страшный дефицит. Несмотря на это, я смог получить такую каюту в паромном терминале Хомера утром в день отправления, когда снялась бронь - хотя и не надеялся на такое счастье. Ну прямо как в советское время!

Обстановка такой каюты весьма проста. Все в ней сделано чрезвычайно прочным, и недаром: большую часть времени Tustumena проводит в сильной болтанке в северных морях. На стене в санузле висит объявление о том, куда помещать полотенца, если на них стошнило. Что поделать, такова специфика плавания на маленьком судне в этих суровых северных водах.

Прозвище "Ржавая Тусти", пожалуй, никак не оправдалось: для своего солидного возраста "Тустумена" находится в очень приличном состоянии - по крайней мере внешне. Везде на борту поддерживаются идеальная чистота и порядок.

Этот паром, безусловно, мало подойдет для любителей сервиса и развлечений, которые предоставляются на круизных лайнерах. Но немногие круизные суда могли бы посоперничать с "Тустуменой" по приветливости и доброжелательности буквально всех членов экипажа от матроса до капитана. Tustumena - один из самых гостеприимных теплоходов из всех, где я бывал.

Жизнь экипажа показана на одном из стендов на главной палубе "Тустумены".

Итак, познакомившись с паромом Tustumena, перейдем к самому путешествию.


Дни 1-3. Хомер, на краю земли

Оглавление

 

Александр Соснин, специально для форума интернет-портала Infoflot.ru. Для писем: sosnin@infoflot.com