ОТЧЕТ О ВТОРОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ЛЮБИТЕЛЕЙ РЕЧНОГО ФЛОТА

Теплоход "Василий Чапаев", 4-8 сентября 2004 года


Отъезжающие и провожающие на Северном речном вокзале МосквыПосле Первой конференции любителей речного флота, которая прошла осенью 2003 года на борту теплохода "Иван Кулибин", авторская группа речного интернет-портала Infoflot.ru сразу решила, что на достигнутом не остановится. Вскоре это решение было подкреплено туристической компанией "Инфофлот", предоставившей для проведение конференции теплоход "Василий Чапаев". Конференцию было решено посвятить целому кругу вопросов, связанному с речным флотом и речными круизами.

Утром 4 сентября на теплоход "Василий Чапаев" начали прибывать первые участники конференции. В 15.00 под звуки традиционного марша "Прощание славянки" теплоход "Василий Чапаев" покинул причал Северного речного вокзала Москвы, унося с собой пятьдесят участников Второй конференции любителей речного флота, полных предвкушения интересных встреч, новых знаний и знакомств, прекрасного настроения и положительных эмоций. На состоявшемся в тот же вечер дружеском ужине капитан теплохода Рафаэль Радикович Назаров, директор круиза Лия Матвеевна Ключева и другие выступавшие пожелали участникам плодотворной работы и хорошего отдыха на борту "Василия Чапаева".

На следующий день ровно в 9 часов утра конференция начала свою работу.

Александр Соснин, председатель совета директоров туристической компании "Инфофлот", член авторской группы интернет-портала "Инфофлот", автор идеи:
Прошлую конференцию мы в основном посвятили истории речного флота. Теперь мы постарались сознательно отойти только от темы истории и захватить в свое поле зрения также тематику современности речного флота и речного туризма. История очень интересна, но надо идти вперед, развиваться. Лозунгов про сохранение наследия недостаточно. Надо профессионально и творчески делать свое дело, и все будет хорошо. В том числе и флот будет сохраняться и преумножаться.

Теплоход Василий Чапаев на Жабне, у пристани КалязинАндрей Рассамахин, член авторской группы интернет-портала "Инфофлот":
Вторая конференция прошла еще более динамично и конструктивно, чем первая, проходившая в прошлом году на теплоходе "Иван Кулибин". Значительно выросло качество содержательной части докладов и сообщений выступавших, уровень обсуждений. В отличие от предыдущей конференции, на этот раз весь теплоход был предоставлен в распоряжение участников и организаторов. Распорядок дня, расписание стоянок - все было подчинено единственной цели, наиболее полному и успешному выполнению программы конференции.

Александр Сахаров, генеральный директор туристической компании "Инфофлот":
Сейчас у нас гораздо больше возможностей, чем в начале пути. Поэтому мы можем создать лучшие условия для участников конференции. А ведь еще в прошлом году тем, кто собрался на Первую Всероссийскую конференцию любителей речного флота, пришлось делить теплоход "Иван Кулибин" с другими пассажирами.

Участники конференции посещают затопленную колокольню Николаевского собораСтанислав Александрович Парфенов, главный инженер ФГУП "Подводречстрой", открыл конференцию рассказом об истории речного пассажирского флота в России и о наиболее известных пассажирских судах, работавших и работающих на наших реках. Доклад был проиллюстрирован большим количеством уникальных фотодокументов.

В 10.30 "Василий Чапаев" зашел в устье реки Жабни и подошел к пристани города Калязина. Здесь участников конференции ждала уникальная экскурсия на прогулочном теплоходе на островок, где стоит знаменитая затопленная колокольня Николаевского собора, а также в музей калязинской матрешки.

Калязин. Прогулочный теплоход М-250 вернулся с экскурсии на затопленную колокольнюПосле отправления теплохода из Калязина и обеда директор музея истории Волжского пароходства Галина Павловна Абаева рассказала о новинках экспозиции. Галина Павловна была участником первой конференции в 2003 году, тогда она рассказывала нам о своих планах по организации и наполнению музея. Теперь можно с уверенностью сказать, что музей стал действительно очень интересным и содержательным отражением более чем полуторавековой истории Волжского пароходства.

Затем слово взял Александр Анатольевич Жуков, который в 1990-е годы возглавлял отдел пассажирских перевозок Северо-Западного речного пароходства. Он рассказал о том, как была организована линия Москва – Санкт-Петербург для интуристов, какие задачи при этом были решены, и какие трудности пришлось преодолеть. Ведь еще пятнадцать лет назад движение теплохода с иностранными туристами по Волго-Балтийскому каналу с его секретными гидросооружениями казалось немыслимым. В конце 1980-х годов теплоходы "Сергей Киров" и "Алексей Сурков" начали совершать круизы для иностранных туристов из Санкт-Петербурга на остров Валаам, в Кижи и Петрозаводск. В то время эти круизы пользовались большой популярностью у граждан Теплоход Василий Чапаев в Мышкинесоседней Финляндии, откуда они доставлялись на автобусах прямо к борту теплохода: иногда - на речной вокзал Санкт-Петербурга, а иногда - в Петрокрепость. Первый экспериментальный рейс с иностранными туристами по маршруту Санкт-Петербург - Москва совершил в 1990 году только что построенный теплоход "Нарком Пахомов". А сегодня уже трудно себе представить эту линию без множества теплоходов с иностранными туристами на борту.

В 17 часов состоялся дружеский коктейль для членов Клуба Речных Туристов и всех остальных участников и гостей конференции. А вечером теплоход сделал остановку в Мышкине, где помимо интересной экскурсии участников конференции ждал сюрприз - "Авдотьин чай" из самоваров с традиционными сладостями.

Конференция продолжила свою работу наутро в 9 часов. В связи с трагическими событиями в Беслане и объявленным в стране двухдневным трауром утреннее заседание началось с минуты молчания, а все развлекательные мероприятия в планах конференции на 6 и 7 сентября - отменены.

Во время конференцииАндрей Николаевич Смирнов, бывший коммерческий директор компании "Цезарь-трэвел", рассказал об опыте комплексного переоборудования трехпалубных судов проекта 26-37 "Президент" и "Сергей Абрамов" (ранее они назывались "Сергей Лазо" и "Капитан Рачков"). Этот доклад вызвал оживленное обсуждение принципов и самой необходимости перестройки многочисленного трехпалубного флота. После переоборудования теплоходы стали отвечать современным требованиям комфорта, но, естественно, значительно снизилась их пассажировместимость. По мнению Андрея Николаевича, такие суда могут быть востребованы не только для перевозки иностранных туристов, но и для круизов с россиянами, привыкшими к высокому уровню комфорта, а в перспективе комплексное переоборудование трехпалубных судов - это единственный способ существенно продлить им жизнь. Как раз перед конференцией на страницах портала "Инфофлот" появилась статья на эту тему.

На палубах теплохода часто можно было встретить участников конференции с фотоаппаратамиАлександр Иванович Шашин, старший капитан базы технического обслуживания флота "Жуковская", познакомил участников конференции с принципами организации зимнего отстоя и ремонта флота, рассказал о тех сложностях, которые при этом возникают, ну а будучи человеком, увлеченным историей флота, показал присутствующим некоторые свои материалы на эту тему. Кстати, Александр Иванович - составитель уникального справочного материала по речным судам старой постройки.

Евгений Васильевич Фальмонов, главный инженер затона Октябрьский, сделал интересный доклад о разработанных им перспективных проектах судов с колесным движителем принципиально новой конструкции. Гребные колеса эффективны на мелководье, но имеют ряд недостатков, таких, как уязвимость и недостаточная управляемость. Однако конструкция Евгения Васильевича позволяет свести эти недостатки на нет. На конференции были представлены эскизные проекты речных пассажирских, паромных, буксирных и грузовых судов с колесным движителем. Забегая вперед, на Третьей конференции любителей речного флота Евгений Васильевич планирует представить макет пассажирского судна класса "О" для работы на реках с малыми глубинами, таких, как Ока.

В ПлесеПосле обеда "Василий Чапаев" сделал остановку в одном из самых красивых мест на Волге - Плесе. Изюминкой экскурсии стало посещение музея "Русский дом", хозяева которого интересно и доступно рассказали о быте русского ремесленника прошлых веков. Перед отправлением теплохода из Плеса участники конференции собрались на верхней палубе для группового фотографирования.

А за ужином в теплой, душевной обстановке произошло празднование юбилея саратовского писателя и историка-краеведа Владимира Михайловича Цыбина.

Участники Второй всероссийской конференции любителей речного флотаНижний Новгород, куда "Василий Чапаев" прибыл утром на четвертый день, встретил участников конференции пасмурным небом и моросящим дождем. Впрочем, волжской столице любая погода к лицу. Несмотря на то, что многие участники конференции уже бывали в музее истории Волжского пароходства, все с удовольствием осмотрели расширяющуюся день ото дня экспозицию музея и выслушали рассказ Галины Павловны Абаевой. В музее оказалось действительно много новинок включая макет трехпалубного теплохода "Инженнер Пташников", стендовые материалы, уникальные фоторафии, а у Галины Павловны, как всегда, множество интересных планов, которыми она с удовольствием поделилась с гостями музея.

На палубе во время прогулки по ОкеВ 12 часов на борт "Василия Чапаева" поднялись почетные гости - ветераны и заслуженные речники Нижнего Новгорода. Во время специальной трехчасовой прогулки по Оке в кормовом салоне теплохода состоялся небольшой фуршет, а затем дружеское общение и разговоры продолжились на палубе. Даже непрекращающийся осенний дождь не помешал любоваться прекрасными окскими берегами.

После отправления из Нижнего Новгорода и обеда конференция продолжила свою работу. Владимир Михайлович Цыбин рассказал о развитии речного туризма в России – СССР. Его тему плавно продолжила Людмила Ивановна Бахарева, заместитель председателя Саратовского областного Совета Всероссийского общества охраны памятников культуры. Сейчас Людмила Ивановна занимается организацией выпуска путеводителя по волжским городам. Кстати, Владимир Михайлович Цыбин тоже представил такой путеводитель - собственного сочинения и совсем небольшого формата.

Слева направо: Д. Илескин, А. Скляров, А. Шашин, Е. Гордеев, Г. Абаева, А. СоснинЗатем Александр Сахаров, генеральный директор туристической компании "Инфофлот", рассказал присутствующим об опыте вывода теплохода "Василий Чапаев" на московский рынок круизов и об итогах первой навигации теплохода в столичном регионе. Вопросов было очень много, и Александр дал большое количество пояснений по поводу работы оператора речных круизов.

После этого заседание конференции было ненадолго прервано, так как теплоход совершил короткую остановку в поселке речников Память Парижской Коммуны, а затем зашел в акваторию затона, где участники конференции с большим интересом наблюдали стоящие на ремонте и зимнем отстое теплоходы "Президент", "Рихард Зорге", "И.С. Тургенев", "Г.В. Плеханов", "Борис Чирков", "Степан Здоровцев", "Прикамье" и "Аврора", а также остатки теплоходов "Михаил Лермонтов", "Багратион", "Виктор Хользунов", "Юрий Завадский" и парохода "Ломоносов". А затем работа конференции была продолжена.

Фуршет в баре теплоходаБольшое оживление и интерес участников вызвал "круглый стол", посвященный обсуждению настоящего и будущего речных круизов по России. Что ожидают и хотят увидеть туристы? Какие проблемы стоят перед круизными компаниями и что мешает их успешному решению? Как будут решаться вопросы обновления флота, судоремонта, разработки новых перспективных маршрутов, подготовки кадров для реки? Что и как необходимо предпринять, чтобы сохранить устойчивый интерес туристов к речным путешествиям, а обслуживание и уровень сервиса приблизить к мировым стандартам? Эти темы вызвали самый большой интерес участников конференции. Времени, отведенного на "круглый стол", явно не хватило, тем более что в дискуссию включились все - и речники, и представители туристических агентств, и речные туристы. Решено, что этим темам будет уделено большое внимание на Третьей конференции любителей речного флота.

Вечером состоялся прощальный ужин. А впереди - пятый, заключительный день конференции.

Поздравления юбиляру - Владимиру Михайловичу ЦыбинуВ 10 часов утра заключительное заседание конференции началось с доклада Владимира Андреевича Бычко про экранопланы. Владимир Андреевич продемонстрировал уникальные фото- и видеоматериалы об испытаниях этих оригинальных судов, рассказал об их работе и классификации.

Затем были подведены итоги конференции. Все выступавшие отметили необыкновенно высокий уровень организации, качественную содержательную часть докладов, интересную, и хорошо дополнившую работу экскурсионную программу. Многие завели на конференции интересные знакомства, приобрели единомышленников. Все были единодушны во мнении, что такую форму встреч необходимо продолжать и в дальнейшем, не ограничиваясь одной только работой, проводимой в интернете.

Нижнекамск. Участники неофициальной части конференции у целебного источникаПосле обеда, в 15 часов, "Василий Чапаев" прибыл в Казань, где присоединился к весьма достойной компании пассажирских судов, стоящих в речном порту. Это и вызывающая множество споров (в том числе и на конференции) "Казань", и огромный и любимый многими волжский флагман "Георгий Жуков", и модернизированный трехпалубник "Кабаргин", и трудяга транспортной линии Москва - Астрахань "Афанасий Никитин". Участники конференции отправились на автобусную экскурсию по городу, готовящемуся отметить свое 1000-летие, и многие из них попрощались с остальными участниками у железнодорожного вокзала города Казани. Конференция завершена. Точнее, завершена официальная часть конференции.

Еще до начала конференции участникам было предложено продолжить путешествие до Уфы, куда "Василий Чапаев" следовал на зимний отстой. Более десяти участников конференции приняли решение продолжить свой путь до Уфы заранее, а некоторые приняли такое решение уже на борту "Чапаева", не желая так быстро покидать гостеприимный теплоход. Ровно в 18 часов "Василий Чапаев" отправился из Казани вниз по Волге. Началась так называемая неофициальная часть конференции, три прекрасных осенних дня, которые запомнились участникам удивительно доброй и душевной обстановкой на борту. И хотя конференция закончилась, а на теплоходе осталось совсем немного пассажиров, дружеские разговоры и обсуждения на палубах, в каютах, салонах не прекращались до поздней ночи.

Участники неофициальной части конференции на борту теплохода Василий ЧапаевПоздним вечером "Василий Чапаев" повернул на Каму, а на следующий день сделал незапланированную остановку в Нижнекамске. Кстати, на Нижней Каме не было диспетчерской связи, однако подошедшему без расписания и предупреждения теплоходу в порту Нижнекамск были рады. Казалось бы, можно ли увидеть что-то интересное в этом молодом городе? Оказалось, можно. Рядом с речным вокзалом, в живописном парке, расположен благоустроенный источник с вкуснейшей питьевой водой. Прогулка по парку и дегустация целебной воды были изюминкой этого дня. В баре теплохода началась распродажа спиртных напитков по ценам, сниженным вдвое, чем, конечно, воспользовались участники неофициальной части конференции, и к Уфе в баре теплохода почти ничего не осталось.

Ночью теплоход повернул на Белую, где этой осенью наблюдался небывало низкий уровень воды. Практически на каждом перекате теплоход буквально "проползал" через гребень, вздымая винтами песок со дна, пару раз ощутимо тормозился на перекатах, однако все же благополучно их преодолевал. Капитан почти постоянно присутствовал в рубке. Весь день "Василий Чапаев" шел по Белой, остановившись на два часа в Сергеевке, где работники судового ресторана приготовили отличные шашлыки, которые замечательно пошли под вино.

На следующий день теплоход прибыл в Уфу. В течение двух дней участники, полные впечатлений и надежд на будущие встречи, разъезжались по домам - кто поездом, а кто самолетом. После двух дней, проведенных у пассажирского причала в Уфе "Василий Чапаев" отправился в затон - на разоружение и зимнюю стоянку.

До новой встречи на новой конференции в сентябре 2005 года!

 

Использованы фотографии Дмитрия Илескина, Сергея Петухова, Алексея Яблонского

На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов