АЛЕКСЕЙ СЁМИН

(syomin@izmail.uptel.net | г.Измаил, Украина)

"ПАРОХОД С ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУДЬБОЙ"

Опубликовано 09.02.2004 Сегодня -

Переворачивая невесомые страницы старых архивов в поисках утраченных судеб, невольно удивляешься, насколько непредсказуемы пути, казалось бы, исчезнувших навеки пароходов. Прихотливая нить истории настолько переплетается с биографией судна, что невольно, и в который раз, сравниваешь ее с судьбой непоседливого и беспокойного человека. Одним из таких судов был пароход Русского Дунайского пароходства «Великий князь Александр Михайлович», о котором и пойдет речь в этой статье.

 

Биография судна начинается в 1907 году в далекой Швеции. 6 июля 1907 года от набережной небольшого шведского городка Треллеборг в направлении германского города Засснитц отошел новый грузопассажирский пароход «Принцесса Маргарита» компании «Sverige-Tyskland Rederi AB». Только что построенное на заводе «Кокумс», находившемся в городе Мальмё, судно являлось представителем типичной архитектуры для судов северной постройки того времени. Две паровые машины суммарной мощностью 3000 лс сообщали судну хороший 18-узловый ход, а небольшие размеры и пассажировместимость 100 человек делали судно очень удобным для эксплуатации на скорых почтово-пассажирских линиях между местными портами. На этой линии, между Треллеборгом и Засснитцем, судно проработало почти два года.

28 мая 1909 года «Принцесса Маргарита» была продана финской компании «EFFOA», широко известной сегодня под именем «Silja Line». Под финским флагом судно ходило по линии Турку – Стокгольм и, позднее, Стокгольм – Санкт-Петербург. По всей видимости, увеличивающийся пассажиропоток между балтийскими портами, либо быть может иные причины, вскоре заставили фирму выставить судно на продажу.

Свой взгляд выбор на «Принцессе Маргарите» остановил представитель Русского Дунайского пароходства. Характеристики судна, его осадка (4,13 м), пассажировместимость, грузовой трюм достаточного объема, как раз подходили для работы судна в смешанном плавании между портами Черного моря и Дуная. 31 июля 1912 года судно меняет не только флаг, но и название, единственное, что остается общим – это отношение парохода к дому царствующих особ: «Принцесса Маргарита» становится «Великим князем Александром Михайловичем». Обстоятельства присвоения такого высокого имени новому судну неизвестны. Однако сам великий князь был тогда личностью довольно известной. В звании вице-адмирала флота, великий князь курировал вопросы, связанные с торговым и военным судоходством в России, внес определенный вклад в строительство новых портов и подготовку кадров для торгового флота. В разные времена командовал отдельными боевыми кораблями и соединениями. Вполне возможно, что князь проявил какое-либо участие в делах РДП и лучшей благодарности, чем название нового судна его именем просто не могло и быть. Хотя, вполне вероятны и другие обстоятельства.

Совершив переход вокруг Европы, «Великий князь Александр Михайлович» под командованием капитана Ю.В.Пахомова приступил к работе на новой линии Галац – Одесса с традиционным заходом в порты бессарабских «Пальмир» - Рени, Измаил, Килию, и Вилково. Позднее в состав этой линии был включен и Николаев. Из Галаца судно отходило по пятницам, а из Николаева - по средам следующей недели. Здесь хочется привести интересную подробность из жизни тогдашних коммерсантов и пассажиров. В параграфе 22 Правил перевозки пассажиров Русского Дунайского пароходства записано буквально следующее: «Пассажиры желающие иметь на пароходе свое вино, уплачивают в пользу рестораторов по 15 коп. с каждой бутылки обыкновенного размера и по 30 коп. с бутылки более значительного размера». Непонятно только, как относились к этому сами пассажиры – уплачивал ли кто-нибудь?

28 июня 1914 года в Сараево был убит наследник Австрийского престола принц Франц Фердинанд. Пользуясь этим, в общем-то формальным предлогом, Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, и уже в ночь с 28 на 29 июня корабли Австро-Венгерской дунайской флотилии совершили артиллерийский налет на Белград. Началась Первая мировая война. На стороне Сербии, в качестве союзника, выступила Россия. Попытки русского правительства получить согласие Румынии на транзитные перевозки военных грузов через ее территорию успеха не принесли. Однако, правительство Румынии, стараясь не ухудшать свои взаимоотношения с Россией, дало понять, что в соответствии с имеющимися договорами и конвенциями оно не будет возражать против перевозок по Дунаю. Для оказания быстрой военно-технической и материальной помощи, в августе 1914 года создается специальное соединение кораблей – «Экспедиция особого назначения» - под командованием капитана 1 ранга Весёлкина. Так как специальных военных судов для обеспечения безопасности перевозок на Дунае Россия не имела, для этой цели были мобилизованы и включены в состав экспедиции практически все суда Русского Дунайского пароходства. Пароход «Великий князь Александр Михайлович» становится посыльным судном и на нем устанавливаются четыре 75-мм орудия. По всей видимости, на судне размещался штаб экспедиции и оно являлось одним из «мозговых центров» военной кампании.

Дальнейшие события в жизни этого судна носят обрывочный характер и мелькают с такой быстротой, что передать их можно используя скупой и сжатый телеграммный стиль. 16 декабря 1917 года – экипаж парохода выступает в поддержку советской власти (соответственно офицерский комсостав парохода скорее всего разбегается). Где находился пароход после этой даты – неизвестно. Возможно, он находился в Одессе под флагом Украинской народной республики, а возможно и в Севастополе под красным флагом Советского государства. Но, тем не менее, после вступления немецких войск в Севастополь, 1 мая на пароходе поднимается немецкий флаг. В ноябре, после ухода немцев из Крыма, пароход входит в состав белогвардейской армии. В декабре после высадки в Крыму войск Антанты «Великий князь» включается в состав вспомогательных судов англо-французского объединенного флота. В апреле 1919 года при оставлении англо-французскими интервентами Севастополя, пароход вновь переходит в руки «белой» армии генерала Врангеля. С этого времени «Великий князь Александр Михайлович» начинает выполнять регулярные рейсы из Севастополя в Стамбул перевозя преимущественно эмигрантов. Об этом эпизоде в жизни судна сохранились уникальные записи в мемуарах известного артиста и певца Александра Вертинского, который также как и многие его соотечественники эмигрировал из России. « На рейде стоял пароход  «Великий князь Александр Михайлович». Капитан его, грек, был моим знакомым. Пароход отходил в Константинополь. На нем уезжал Врангель со своей свитой. Ночью, встретив капитана в гостинице, я попросил его взять меня с собой. Он согласился. Утром, захватив с собой единственного друга, актера, Путяту, и пианиста, я уехал из Севастополя.»

14 ноября 1920 года, пароход, уходя из Севастополя в Константинополь, в последний раз пройдя вдоль крымского берега России, распрощался с нею навсегда. После высадки пассажиров в Константинополе, судно, следуя указаниям Врангеля и контр-адмирала М.А.Беренса, оказалось на «кладбище русского флота» в Бизерте, где 29 декабря 1920 года  было интернировано французскими властями. Незавидной оказалась судьба «Бизертской эскадры»: боевые корабли российского флота почти 15 лет простояли на «мертвом» якоре, пока в 30-х годах французы их не начали разбирать на металлолом. Ряд гражданских судов белогвардейцы, а потом французы продали Румынии, Греции, Турции и другим странам.

В 1925 году «Великого князя» покупает югославская пароходная компания “Dubrovacka Parobrodska Plovidba A.D.” со штаб квартирой в Дубровнике. Судно переименовывается в «Kumanovo» и по всей видимости используется на  линиях адриатического и средиземноморского побережья с заходами в порты Италии. К сожалению, об этом периоде жизни судна ничего неизвестно.

Следующие упоминания о нашем пароходе относятся уже ко времени Второй мировой войны. В 1941 году, находясь в одном из итальянских портов, пароход захватывается итальянскими фашистами и переименовывается в «Корфу». В 1943 году бывший югославский владелец находит свое судно в итальянском порту Бари и уводит его оттуда, снова переименовав в «Kumanovo». В июле 1944 года в порту Валетта на Мальте, пароход получает серьезные повреждения во время авианалета.

И наконец, как печальный итог всему прожитому,  27 декабря 1944 года во время морского перехода, корпус судна по неясным причинам дал течь и беспокойный пароход с человеческой судьбой уже не имея сил и желания бороться за свою жизнь, тихо «ушел на грунт» к востоку от Сицилии.

Измаил, декабрь 2003

© INFOFLOT.RU

Использованы фотографии из архива Алексея Сёмина

вверх
на главную
 

Предыдущая публикация:

Следующая публикация:

Алексей Сёмин

Дунай - Днепр - Волга

Александр Соснин

"Большая восьмерка" круизных компаний мира

Газета "Флот и Круизы". Вестник "Инфофлота".

Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов

Пишите нам: sosnin@integral.spb.su

Designed by EgopbI4