Часть 2. ОХА
Ночью через мутное замерзшее окно вагона не было видно ничего. С рассветом стали проявляться зимние пейзажи северного Сахалина.
В половине десятого утра наш поезд прибыл на станцию Ноглики, откуда до Охи проложена автомобильная дорога протяженностью 230 километров. В тот момент я знал только, что рейсовый автобус ходит между Ногликами и Охой три раза в неделю, причем не в тот день, когда я сюда приехал. Так что я не имел ни малейшего понятия, как доберусь до Охи.
Около вокзала обнаружился "пазик" Ноглики - Оха. Оказалось, что этот "пазик" подается к прибытию поезда из Южно-Сахалинска, но места в нем надо бронировать заранее, еще в Южно-Сахалинске. Водитель взял меня без предварительного бронирования, я приткнулся на свободное место, и мы поехали дальше на север острова.
Дорога заняла четыре с половиной часа. В пути автобус сделал три остановки для того, чтобы пассажиры могли перекурить. Дорога оказалась относительно неплохой - плиты, плотно укатанные снегом, по которым автобус уверенно делал свои шестьдесят километров в час. Правда, в дождь дорога раскисает, а во время снежных бурь ее заносит снегом. Тогда проезд по этой единственной дороге, ведущей в Оху, оказывается затруднен или невозможен. Но в этот день нам повезло, и мы добрались до самого северного города Сахалина без приключений.
Зимний пейзаж этих мест не слишком разнообразен, но местами, когда невысокие деревья украшены снегом, красив. Населенных пунктов по пути очень мало.
История Охи началась в 1880 году, когда в этом месте было открыто месторождение нефти. В 1889 году по инициативе русского купца Григория Ивановича Зотова здесь была пробурена первая скважина и основана деревня. В 1910 году здесь же была построена первая в России нефтяная вышка, названная именем Григория Зотова. Это историческое сооружение сохранилось до наших дней, в этом году ему исполняется сто лет.
Примерно в то же время, когда была построена эта вышка, поселок получил имя Оха, по имени протекающей здесь речки. У эвенков словом Оха обозначали нехорошее место - из-за местной маслянистой нефтяной воды. В 1938 году поселок Оха получил статус города.
Рядом с исторической вышкой и сейчас продолжают добывать нефть.
До недавнего времени Оха была связана с поселком Ноглики узкоколейной железной дорогой с шириной колеи 750 миллиметров, то есть еще более узкой, чем остальные железные дороги на Сахалине (1067 миллиметров). По дороге протяженностью 220 километров ходили грузовые поезда, а время в пути от Охи до станции Ноглики составляло около суток. О скорости движения тех поездов говорит такой пример: сопровождающие груза во время движения поезда выходили собирать грибы в ближайший лес, а потом так же на ходу возвращались в свой поезд.
Железная дорога прекратила работу в конце 2006 года. Сейчас рельсы уже разобраны, а напоминанием о некогда существовавшей дороге служит станционное здание, в котором теперь разместился пункт по приему цветного металла.
На месте, где еще недавно проходили рельсы, теперь просто лежит снег:
А рядом с бывшей станцией стоит чудом сохранившийся товарный вагон.
Недалеко от этого места в качестве памятника в 1988 году установлен паровоз "ПТ-4-524", работавший на дороге Оха - Ноглики.
Настало время познакомится с Охой - городом нефтяников, самым северным городом Сахалина. Ведь то, что мы видели до этого - это не город, а его окрестности.
Улица Ленина, центральная пешеходная улица города, напоминает скорее парковую аллею:
Концерты и другие культурные события в Охе проходят во Дворце культуры нефтяников:
Рядом со зданием мэрии на площади Нефтяников установлен экран, на котором демонстрируются телевизионные передачи.
Почти все жители города так или иначе связаны с добычей нефти и газа. Ведь добыча нефти и газа - это и разведка недр, и строительство нефтепромысловых участков, и контроль за процессом добычи, и ремонт скважин, и транспортное обслуживание, и многое другое. Фактически Оха представляет собой большой нефтедобывающий комплекс, а почти каждого жителя этого города можно назвать нефтяником.
Входящее в состав нефтяной компании "Роснефть" предприятие "Сахалинморнефтемонтаж" фактически является градообразующим предприятием. Оно финансирует большинство работ по городскому строительству и благоустройству.
В Охе много маленьких детей. Их даже не много, а очень много. Множество счастливых семей гуляют по центральным улицам города, а для малышей на центральной площади сооружена снежная горка. Во время снежных бурь взрослые озабочены невозможностью выехать из города, а детвора счастлива от обилия снега, в котором можно играть!
В спортивном комплексе "Дельфин", помимо спортивных залов, есть два бассейна - для взрослых и для детей.
Центральный дом торговли, как и многое в Охе, называется "Нефтяник".
В здании Молодежного центра расположены ресторан, кафе и офисы. Ресторан "Нероли" - единственный в городе, и открыт он не каждый день. Кафе-мороженое "Немо" обладает солидным ассортиментом безалкогольных коктейлей, сюда горожане приводят полакомиться своих детей.
В ночь на 28 мая 1995 года в Охе произошло сильное землетрясение. Улицы ходили ходуном, в квартирах падали шкафы. Дома устояли, хотя многие из них получили сильные повреждения, и позднее были снесены.
В ту же ночь землетрясение полностью уничтожило поселок городского типа Нефтегорск, находившийся к югу от Охи. Погибло большинство жителей поселка, более двух тысяч человек. В память о погибших в ту страшную ночь в Охе был построен Храм преподобного Сергия Радонежского.
Около церкви расположена звонница памяти жертв нефтегорского землетрясения.
Еще один памятник погибшим в Нефтегорске с высеченными именами установлен рядом с городским кладбищем.
В городе поставлен также монумент воинам-охинцам, погибшим во время Великой Отечественной войны, и факел, который, к сожалению, теперь зажигается не каждый день. Этот монумент расположен на первый взгляд несколько странно - фактически в жилом дворе. Но надо учитывать, что когда он был поставлен, окружающих домов не было, монумент стоял в поле. Мысленно уберите дома, и все встанет на свои места.
К центральной части города, состоящей из трех-пятиэтажных зданий, прилегают одноэтажные деревянные дома. Это дачи местных жителей, многие из которых имеют свои приусадебные хозяйства. Как говорится, на продуктовый завоз надейся, а сам не плошай!
С наиболее высоких точек Охи хорошо видно Охотское море. Здесь расположен порт Москальво, работающий в основном на вывоз добытой нефти.
Оха оставляет после себя очень светлые чувства, и в немалой степени благодаря теплоте и гостеприимству местных жителей. Сам город с его широкими улицами и аккуратными невысокими зданиями приятен для прогулок. Горожане разделяют девиз, высеченный на въезде в Оху - "Город, в котором хочется жить".
Это поразительно для российской действительности, но в эти праздничные дни на улицах городов Сахалина я не видел ни одного пьяного человека.
Хорошие это места. Но какими бы они были, если бы здесь не нашли нефть?
Наутро произошло то, что для Сахалина не является редкостью - из-за снежных заносов закрылся аэропорт Южно-Сахалинска, и наш самолет прилетел оттуда в Оху с трехчасовым опозданием.
Из Охи в Хабаровск мы вылетели на три часа позже расписания. Три часа для Сахалина - это не задержка. Бывает, что в зимнее время из-за снежных буранов аэропорт в Охе закрывается на несколько суток. Так уже случалось и этой зимой.
Салон Ан-24 лишен малейших излишеств. Простые и надежные, с вместительными багажными отделениями, этот и другие подобные самолеты авиакомпании "Сахалинские авиатрассы" летают в разные уголки Сахалина и Курильских островов, и зачастую являются единственным видом транспорта для островитян.
Под крылом проплывали хребты Сихотэ-Алиня.
А потом мы до самого Хабаровска летели вдоль Амура.
Во время этого полета я разговорился с сидящим на следующем ряду командиром экипажа, который поведет этот самолет из Хабаровска обратно через Оху в Южно-Сахалинск. По словам командира, трасса эта очень простая, визуальным ориентиром является Амур, и при хорошей видимости штурман здесь не нужен. Попутно он давал комментарии по трассе, поговорили о работе пилотов на Сахалине, в общем полет получился интересным.
В Хабаровске приземлились, когда уже начало темнеть.
Побродить по Хабаровску из-за задержки самолета не получилось. Сделаю это в другой раз.
Ну а дальше был 11-часовой перелет Хабаровск - Красноярск - Санкт-Петербург на самолете A-320 авиакомпании "Россия". В полете я уже переключился на работу: удивительным образом удалось собрать все мысли вместе и записать их в блокнот, и даже составить нормальные планы работы, чего обычно не удается, когда находишься в обычном рабочем режиме. Два раза отвлекался на курицу.
Поздно ночью мы приземлились в Санкт-Петербурге. Почему на Сахалине без пафосных заявлений успевают убрать выпавший снег с дорог и тротуаров, а в Санкт-Петербурге героически и громко борются со снегом на самом высоком уровне, а он лежит? На Сахалине ведь снега выпадает не меньше, а даже больше...
Ну да ладно. Закончились длинные дальневосточные выходные. Завтра к девяти на работу.
Александр Соснин, для писем: sosnin@infoflot.com