Часть 1. ЮЖНО-САХАЛИНСК


Рейс 466 Санкт-Петербург - Хабаровск - Южно-Сахалинск. Свободных мест в салоне нет. Вечером накануне праздников все куда-то летят.

Наш самолет преодолел расстояние до Хабаровска за семь с половиной часов. Все-таки приятно летать на новинках российского авиапрома, хотя это получается не так часто, как хотелось бы. Ту-234 - это дальнобойная версия самолета Ту-204. Такими самолетами пока оперирует только одна авиакомпания - "Владивосток авиа". Хорошо оформленный салон, невысокий уровень шума, да и наконец-то из Петербурга в города Дальнего Востока можно летать без посадки.

Почти все пассажиры в нашем самолете летели до Хабаровска. Тех же, кто продолжал полет до Сахалина, в хабаровском аэропорту пересадили уже на иномарку - самолет A-320. И мы полетели дальше.

Под крылом - город Хабаровск и замерзший Амур:

Татарский пролив зимой большей частью покрыт льдом. Зрелище мрачноватое: льды, а между ними - черная ледяная вода. По этому проливу между материком и островом Сахалин курсируют пассажирские паромы типа "Сахалин".


Мы начали снижение над Татарским проливом, а вскоре в иллюминаторе показался остров Сахалин:

Полет занял всего час.

Остров Сахалин получил свое название из-за нелепой картографической ошибки. Напечатанное на карте манчжурское название реки Амур - Сахалян-Улла ("Черная река") было ошибочно отнесено к расположенному восточнее большому острову. На последующих картах слово Сахалин указывалось уже как название этого острова.

Кстати, то, что Сахалин - остров, было доказано только в 1849 году, когда экспедиция под командованием Г.И. Невельского прошла на корабле "Байкал" между Сахалином и материком. В 1855 году Сахалин и Курилы стали совместными владениями России и Японии, а в 1875 году были разделены: Сахалин отошел России, а Курильские острова - Японии. В тот же период российское правительство превратило Сахалин в место ссылки и каторги.

Знакомство с Южно-Сахалинском начнем с того места, где в 1882 году для отбывших свой срок каторжан было основано поселение Владимировка. С 1905 по 1945 год, когда Южный Сахалин являлся территорией Японии, Владимировка была центром префектуры Карафуто, и носила имя Тоёхара. В 1945 году территория была занята советскими войсками, и Южный Сахалин стал частью СССР. Годом позже город Тоёхара был переименован в Южно-Сахалинск, а еще через год город стал столицей Сахалинской области (даже на Сахалине мало кто знает, что с 1945 по 1947 год столицей острова был город Александровск-Сахалинский).

Сейчас на месте возникновения Владимировки установлен памятник.

Впрочем, больше ничего не напоминает здесь об историческом прошлом этого места. В наше время район, где начинался Южно-Сахалинск, является малопримечательной городской окраиной.

Зимы на Сахалине отличаются обилием снега. Бывает и так, что аэропорты острова закрываются из-за снежных бурь на много дней, а движение транспорта прекращается как в городах острова, так и между ними. Но когда светит солнце, заснеженный Южно-Сахалинск очень обаятелен.

На одной из центральных улиц расположено монументальное здание Сахалинского областного художественного музея, одного из известнейших музеев на Дальнем Востоке.

Культурная жизнь города во многом связана с именем Антона Павловича Чехова, побывавшего на Сахалине и написавшего известную книгу "Остров Сахалин". Около Художественного музея установлен памятник писателю.

А самой книге "Остров Сахалин" посвящен отдельный музей этой книги.

Городской драматический театр носит имя А.П. Чехова, но здание, в котором он расположен, называется более коротко - "Чехов-центр". В "Чехов-центре" проводятся не только спектакли, но и концерты, а также выставки.

Рядом с театральным репертуаром висят плакаты, рекламирующие концерты заезжих звезд:

Главным музеем Сахалина по праву считается Сахалинский областной краеведческий музей, расположенный в здании, построенном в 1937 году японским архитектором Ешио Кайзука. В прошлом здесь размещался музей губернаторства Карафуто. Площадку перед зданием украшает красивый фонтан, но зимой он скрыт под снегом.

Рядом с музеем установлена русская одиннадцатидюймовая пушка образца 1867 года. Пушка была изготовлена в 1875 году в Санкт-Петербурге, и во время русско-японской войны 1904-1905 гг. принимала участие в обороне Порт-Артура.

В музее собрана обширная экспозиция по истории и современности острова Сахалин - с того времени, когда остров был всероссийской каторгой, и до наших дней. В одном из залов выставлен макет корабля, на котором каторжане доставлялись на остров.

Каторжане на палубе парохода:

В советское время между материком и Сахалином курсировали совсем другие суда. Дизель-электроход "Приамурье" обслуживал пассажирскую линию Владивосток - Корсаков (порт к югу от Южно-Сахалинска) с 1959 года до 1980-х годов.

В наши дни между портами Ванино и Холмск курсируют паромы типа "Сахалин", такие как "Сахалин-5", изображенный на следующей фотографии в торговом порту Холмска, города, связанного с Южно-Сахалинском железной дорогой.

Плавбаза "Советский Сахалин":

На следующей фотографии - макет первой в России нефтедобывающей платформы "Моликпак", построенной в 1999 году в рамках проекта "Сахалин-2". На платформе живут и работают сто пятьдесят человек. Ее производтельность составляет восемьдесят тысяч баррелей нефти в сутки.

В музее представлен и макет танкера для перевозки сжиженного газа Grand Aniva. Всего построено три таких судна.

В одном из уголков музея воспроизведен скромный быт сахалинца 1950-х годов.

Памятный знак в центре Южно-Сахалинска был установлен к трехсотлетию открытия Сахалина и Курильских островов:

У мемориала памяти воинов, погибших при боевых действиях 1945 года, горит вечный огонь и лежат цветы:

Через центр города протекает местами незамерзающая речка Рогатка. Причины ее незамерзания мне выяснить не удалось. По словам местных жителей, река перестала замерзать несколько лет назад после аварии трубопровода с горячей водой. Но год назад трубопровод починили, а река все равно не захотела покрываться льдом. Чудеса.

Какая же центральная площадь обойдется без памятника Ленину? Южно-Сахалинск - не исключение.

В городе почти нет высоких зданий. Одной из причин является сейсмоопасность района - землятресения здесь часты, и могут достигать восьми баллов.

Снега в городе много, однако улицы и тротуары хорошо вычищены, и люди и машины передвигаются свободно. Но там, где сугробы никому не мешают, они достигают внушительной высоты.

На Сахалине бывают такие снежные зимы, что на дорогах не просто останавливается движение, но еще и автомобили оказываются полностью погребенными под слоем снега. К сожалению, бывали и смертельные исходы, когда люди не покидали свои машины и задыхались в них.

Вопреки распространенному мнению, Южно-Сахалинск не производит депрессивного впечатления. Здесь чисто, здесь не увидишь обшарпанных фасадов зданий, а люди приветливы и доброжелательны. Но в 1990-е годы произошел значительный отток населения с острова, где зарплаты в то время были низкими, а работы не хватало на всех. В 1995 году в местных авиакассах мне пришлось наблюдать ликование человека, купившего билет до Челябинска: он громко и радостно рассказывал окружающим, что билет на руках, и больше он сюда не вернется. Это было непростое для Сахалина время, когда многие люди уезжали с острова на "большую землю" навсегда.

Сейчас ситуация в Сахалинской области не такая плохая: средняя официальная зарплата здесь составляет более тридцати тысяч рублей в месяц, что превышает средний уровень по России. Во многом это стало возможно за счет активной разработки нефтяных и газовых месторождений Сахалина.

По-разному раскрашенные дома в центре города смотрятся ярко и нарядно.

Местные особенности, однако, дают о себе знать: кто-то предпочитает автомобилю снегоход:

Любимое место прогулок горожан - это центральный парк культуры и отдыха, полный детских аттракционов и кафе.

В двух сторон к городу подступают горы, и это широко используют любители горнолыжного спорта, для которых устроены широкие трассы с подъемниками, в том числе одна детская горнолыжная трасса, красиво освещаемая ночью.

Сахалин - это заповедник узкоколейных железных дорог, оставшихся в наследство от японцев вместе с подвижным составом. Ширина колеи сахалинской железной дороги соответствует японскому стандарту и составляет 1067 миллиметров. Правда, за последние годы вагоны и локомотивы заменены на современные российские, а железнодорожная колея в ближайшие годы будет переложена на стандартные для России 1520 миллиметров. А еще в 1995 году мне приходилось наблюдать прибытие на южно-сахалинский вокзал ночного поезда Ноглики - Южно-Сахалинск, укомплектованного миниатюрными японскими купейными вагонами. К составу был прицеплен и один плацкартный вагон тверской постройки, выглядевший в этом составе громоздко и как-то нелепо. В том же году я ездил на японском дизель-поезде из Южно-Сахалинска в Корсаков. Теперь на смену японской технике пришла российская.

Пассажирских поездов на Сахалине по сравнению даже с 1995 годом (что уж говорить про советское время) осталось совсем немного. Да и железнодорожная сеть Сахалина за последние пятнадцать лет сократилась: некоторые дороги законсервированы, другие - разобраны. Я не склонен видеть в этом, как бывает принято, чей-то преступный замысел. Думаю, что причины сокращения железнодорожных перевозок на Сахалине связаны с тем, что железная дорога не выдерживает конкуренции с автомобильным транспортом. Влияние оказало и сокращение населения острова. Но вот утраченный участок Южно-Сахалинск - Холмск искренне жаль: когда-то эта горная железная дорога с двенадцатью тоннелями считалась самой красивой в Советском Союзе.

Кстати, из трех дальних сахалинских поездов лишь один является чисто пассажирским - это поезд 1/2 Южно-Сахалинск - Ноглики. Два других поезда являются грузопассажирскими, и имеют в своем составе как пассажирские, так и грузовые вагоны, включая цистерны.

На железнодорожных путях рядом с современными вагонами российской постройки пока еще можно увидеть японский пассажирский вагон.

Около вокзала находится музей железнодорожной техники, где собраны образцы старой, в основном японской, техники, работавшей на Сахалине, в том числе изображенные на фотографии японский снегоочиститель "Вадзима" и головная секция японского пассажирскогого дизель-поезда ("Ки-Ха"). Что же касается снегоочистителей, то для сахалинских железных дорог они очень актуальны, ведь высота снежного покрова в этих краях может достигать нескольких метров, и зимой поезда нередко двигаются в глубоких снежных траншеях.

Вечером я сел в ночной поезд Южно-Сахалинск - Ноглики, и отправился на север острова.


Часть 2. Оха

Оглавление

 

Александр Соснин, для писем: sosnin@infoflot.com