ТЕПЛОХОД NORDSTJERNEN


Построенный в 1956 году теплоход Nordstjernen - один из двух судов старого поколения, до сих пор работающих на норвежской транспортной линии Hurtigruten. Вторым является теплоход Lofoten 1964 года постройки. Остальные шесть судов линии того поколения уже не работают в Hurtigruten, но их можно увидеть по всему миру в основном в качестве экспедиционных судов разных компаний.

Официально Nordstjernen закончил свою службу на линии уже давно, в 1994 году, когда ему на смену пришел современный теплоход Nordlys. С тех пор Nordstjernen является резервным судном норвежской транспортной линии, периодически заменяя то один, то другой теплоход. В летние месяцы Nordstjernen, имеющий ледовый класс, выполняет непродолжительные круизы в районе архипелага Шпицберген.

Планировка пассажирских общественных помещений на теплоходе проста. Из вестибюля по трапу вниз можно попасть в пассажирские каюты, по трапу вверх - на верхнюю палубу.

Еще один вестибюль находится палубой ниже. Туда в некоторых портах попадают садящиеся на борт пассажиры. Этот вестибюль напоминает центральный пролет исторических волжских пароходов - правда, без характерного пароходного запаха.

Рядом с этим вторым вестибюлем - стойка информации.

Запутались? На самом деле - ничего страшного: теплоход компактный (его длина - всего 88 метров, но пассажирская надстройка гораздо меньше), и все общественные помещения находятся рядом, на той же палубе, что главный вестибюль. И мы сейчас по ним пройдемся, от носа до кормы.

Носовой салон - самое просторное помещение на теплоходе.

Правда, вида вперед из этого салона почти нет: все загораживает рабочая зона на баке.

Ресторан состоит из двух небольших залов. Кухня - традиционно сильное место на судах норвежской транспортной линии, и Nordstjernen - не исключение. Фирменные рыбные бюлюда - это то, что обязательно стоит попробовать в этом путешествии.

Завтраки и обеды организуются по системе "шведский стол", ужины - по фиксированному меню, с обслуживанием за столиками.

За круглым капитанским столом обедают офицеры.

За рестораном расположен кафетерий, совмещенный с сувенирным магазином.

И, наконец, за кафетерием находится кормовой салон, из которого уже можно выйти на открытую палубу.

Открытая кормовая площадка в хорошую погоду - центральное место на судне. Здесь собираются путешественники, чтобы наблюдать за красивой норвежской природой. А в плохую погоду (что в Норвегии не редкость) все перемещаются в салоны.

Практически эта кормовая площадка является единственным на судне удобным "наружным" местом.

Палубой выше есть еще одна большая площадка, но обзор там загораживают шлюпки.

Продвигаясь по верхней палубе в сторону рубки, можно заглянуть в машинное отделение.

Доступ на крылья мостика постоянно открыт для всех желающих, и это единственное место на теплоходе с полноценным носовым обзором. В ветреную погоду, однако, долго находиться там некомфортно.

Ниже имеется боковая прогулочная терраса, но пассажиры пользуются ей нечасто.

На нижних палубах расположены пассажирские каюты.

Большинство кают на теплоходе Nordstjernen - совсем небольшие, и, кроме того, в части из них нет душа и туалета: только умывальник.

Стандартная внешняя двухместная каюта имеет двухъярусное расположение коек, небольшой санузел, и небольшой иллюминатор.

Остальные каюты я сфотографировал уже перед прибытием в Берген во время уборки. Поэтому они имеют несколько непарадный вид, но общее представление о них по этим фотографиям получить можно.

Внутренняя двухместная каюта:

Внешняя двухместная каюта с умывальником:

Для пассажиров кают без санузлов предусмотрены общественные туалеты...

... и сурового вида душевые.

Путешествие на современном судне норвежской линии, и путешествие на теплоходе Nordstjernen сильно отличаются между собой. Трудно представить, что шикарный большой Midnatsol и уютный маленький Nordstjernen работают на одной линии, по одному расписанию. Однако это так. Правда, туристы, да и просто пассажиры, чаще всего выбирают для путешествия по норвежской линии современное судно с большими каютами, разнообразными общественными помещениями, бесплатным интернетом и стабилизаторами качки. А вот Nordstjernen и Lofoten выбирают немногие - те, кто предпочитает камерные суда. Поэтому пассажиров на исторических теплоходах немного: в нашем рейсе на борту было всего пятнадцать человек.

В последнее время все чаще речь заходит о выводе теплохода Nordstjernen из эксплуатации. Но в последние полтора года Nordstjernen продолжал работать, заменяя на линии одно из самых современных судов - Finnmarken. А куда же делся Finnmarken? Он служит общежитием для нефтяников в Австралии. Такое бывает не только с российскими речными судами. Выглядит некогда красно-черно-белая гордость линии сейчас так:

Фото: www.nrk.no

Контракт заканчивается в начале 2012 года, после чего Finnmarken возвращается в Норвегию. Необходимость в теплоходе Nordsternen отпадет в конце марта, когда он попрощается с норвежской транспортной линией. Летом 2012 года теплоход-ветеран, как планируется, выполнит серию круизов в районе Шпицбергена. И после этого, скорее всего, будет продан.

Дальше - о поездке на теплоходе Nordstjernen из Тронхейма в Берген.


<----- Назад ----- К оглавлению ----- Вперед ----->

---------------------

Александр Соснин

Infoflotforum.ru