САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - ХЕЛЬСИНКИ И ОБРАТНО НА ПАРОМЕ "ПРИНЦЕССА МАРИЯ"
13-15 июня 2010 года
Два года назад я совершил мини-круиз на пароме Julia компании Stella Lines по маршруту Санкт-Петербург - Хельсинки - Санкт-Петербург и описал свои впечатления. Та линия просуществовала всего два месяца, и закрылась в октябре 2008 года из-за колоссальных убытков. Кому интересно: сейчас этот паром обслуживает ночную линию между Ирландией и Уэльсом.
И вот в начале 2010 года новая компания St. Peter Line приобрела для работы на линии Санкт-Петербург - Хельсинки паром и назвала его Princess Maria - "Принцесса Мария". 23 апреля 2010 года паром отправился из Санкт-Петербурга в первый свой рейс до Хельсинки.
Что же это за паром - "Принцесса Мария"? О нем пока можно прочитать немного. В первую очередь - то, что это паром не новый, ему почти тридцать лет. А между тем "Принцесса Мария" - это очень известный и знаковый паром в паромной и круизной индустрии. Строительство этого парома ознаменовало начало эры "круизных паромов", или "суперферри". Концепция круизных паромов - совмещение перевозки людей и автомобилей из пункта А в пункт Б с практически круизным набором развлечений на борту. Когда в 1981 году компания Silja Line получила для линии Хельсинки - Стокгольм новый паром Finlandia, это был первый такой паром в мире. За ним последовали другие, но почти десять лет именно паром "Финляндия" оставался флагманом паромных линий Скандинавии и гордостью Финляндии.
В 1990 году на смену "Финляндии" пришел паром Silja Serenade - конструктивно уникальное по тем временам судно с улицей-променадом. Вот уже двадцать лет Silja Serenade успешно работает между Финляндией и Швецией, а паром Finlandia, уступив место на линии новому судну, в том же 1990 году сменил владельца, название и регион работы. Теперь он принадлежал паромной линии DFDS и назывался Queen of Scandinavia ("Королева Скандинавии"). Паром поставили на вторую по значимости в Скандинавии паромную линию Копенгаген - Осло. Двенадцать лет паром обслуживал эту линию, и еще шесть лет - дальние паромные линии между Шотландией и скандинавскими странами. В 2008 году Queen of Scandinavia работал на линии Берген - Ньюкастл, после закрытия которой паром остался без работы. Дальше - периодическая работа в виде плавучих отелей в разных портах, и наконец новый владелец и новая жизнь под именем "Принцесса Мария".
По средам, пятницам и воскресеньям паром отправляется из Санкт-Петербурга в Хельсинки, куда прибывает на следующее утро. По вторникам "Принцесса Мария" выполняет ночной мини-круиз из Санкт-Петербурга. Дела не позволяли мне поехать на этом пароме в первые два месяца его работы, но 13 июня я наконец оказался на его борту.
Надо сказать, что наиболее существенным недостатком линии являются очереди на регистрацию в Морском вокзале Санкт-Петербурга. Для пассажиров кают высших категорий организована отдельная регистрация; она проходит гораздо быстрее. Сам по себе Морской вокзал - здание уникальное: в нашей стране не так много морских вокзалов, и только один, в Санкт-Петербурге, - такой большой. В нем расположены ресторан, кафе, гостиница, конференц-центр, сувенирные магазины, отделение банка. Рядом находится автостоянка, на которой пассажиры парома могут бесплатно оставить свой автомобиль.
Морской вокзал в последние годы практически не использовался в зимние месяцы, но теперь, с запуском линии Санкт-Петербург - Хельсинки, это должно измениться.
Итак, паром "Принцесса Мария". Длина - 166 метров, ширина - 28 метров, осадка - почти 7 метров, максимальная скорость - 22 узла (40 километров в час), вместимость - 1650 пассажиров со спальными местами и 450 автомобилей. Паромы такого размера никогда не работали на линии Санкт-Петербург - Хельсинки. Экипаж парома - из Финляндии, России и стран Прибалтики. Основной язык на пароме, в том числе внутри экипажа (при швартовных операциях и так далее) - русский.
Внутри парома
Центральный вестибюль парома со стойкой информации и экскурсионным бюро безусловно не является атриумом современного круизного судна, но достаточно просторен, что позволяет с одной стороны избежать столпотворения, а с другой - достойно принять пассажиров при посадке. Кстати, насчет экскурсионного бюро: в нем можно приобрести экскурсии на русском языке на выбор: 1) обзорную по Хельсинки и 2) на скоростном пароме в Таллинн, но последняя экскурсия может быть отменена при плохой погоде, когда движение скоростных паромов между Хельсинки и Таллинным прекращается. И это совсем не худший вариант. В одном из недавних рейсов туристы в Таллинн уехали, но не смогли вернуться оттуда на паром из-за ухудшения погоды, и поехали оттуда в Санкт-Петербург своим ходом.
Эх, паром, хоть ты в чем-то российский, но в чем-то ты - часть Финляндии. А именно в Финляндии только и можно купить мой любимый грушевый сидр. Продается он и в барах "Принцессы Марии". Значит, и начнем знакомство с паромом с баров. Их здесь пять.
Navigators bar - паб в английском стиле с выбором пива и живой музыкой.
В ночном клубе Columbus проходят вечерние музыкальные программы. В остальное время это спокойный просторный салон с баром.
Еще два бара располагаются на открытых палубах теплохода.
На шестой палубе, перед наклонным панорамным стеклом, через которое открывается обзор вперед по ходу парома, располагается казино, и при нем - еще один бар.
На пароме работают два ресторана: по заведенной на паромах традиции один из них (Seven Seas Restaraunt) предлагает блюда в виде "шведского стола", другой (Explorers Restaraunt) - "а ля карт". По утрам в Explorers Restaraunt накрывается шведский стол для пассажиров кают высших категорий Делюкс и Коммодор.
К ужину "шведский стол" в ресторане "Семь морей" бесплатно подают водку и шампанское. А вино можно налить самостоятельно.
Еще одна точка общественного питания - кафе Bake and Coffee. Там продаются салаты, сэндвичи и напитки. Ну а что особенно порадовало - там всегда есть горячая солянка, которую надо наливать самому.
Рядом с Bake and Coffee - детский уголок. В одной части этого уголка дети рисуют, а в другой - съезжают с горки в шарики.
К респектабельному сигарному бару прилегает сумасшедший клуб XXXX, в котором, по утверждению организаторов, нет правил, и можно танцевать на стойках и столах (фотография клуба в действии будет ниже).
В магазине дьюти-фри - традиционный выбор алкоголя, сладостей, кое-что из одежды. К сожалению, пока там нет никаких сувениров с паромом "Принцесса Мария" или символикой компании.
В ресторанах, барах и в магазине, то есть везде на пароме, свободно принимают рубли, евро и кредитные карты. Везде говорят по-русски.
На девятой палубе расположены конференц-центр (на случай проведения на пароме деловых мероприятий) и специальный тихий салон для пассажиров кают высших категорий Commodore Lounge.
Есть на пароме и сауна с бассейном, но в июне 2010 года они еще были закрыты на ремонт.
На пароме есть каюты четырех категорий. К высшим категориям, пассажиры которых пользуются правом отдельной регистрации в Морском вокзале, отдельным завтраком с шампанским на пароме и салоном Commodore Lounge, относятся каюты классов Делюкс и Коммодор.
Каюта класса Коммодор изображена на следующей фотографии.
Ниже можно увидеть, как выглядят стандартные внешние и внутренние каюты. Фотографировались они, правда, уже после прибытия в Санкт-Петербург, так что вид этих кают не вполне парадный, но дающий о них представление. Это стандартные паромные каюты с санузлом и двумя-четырьмя кроватями.
На пароме также есть каюты, приспособленные для людей в инвалидных колясках, а также каюты для аллергиков.
На пароме много открытых прогулочных палуб, но для пассажиров почему-то открыты только примерно половина из них. Те же открытые палубы, которые расположены в носовой части парома и с которых обеспечивается наилучший обзор, закрыты. Досадно. Но я обнаружил, что из Commodore Lounge есть выход на закрытую для пассажиров носовую прогулочную палубу. Решив, что эта палуба выдедена для пассажиров кают Делюкс и Коммодор, я с чистой совестью на нее проследовал, и наблюдал оттуда отправление парома и его вход в морской канал. Больше никого на этой палубе не было, пасссажиры толпились ближе к корме. Но когда я попробовал войти обратно в Commodore Lounge, то обнаружил, что снаружи дверь не открывается. То есть эта палуба все-таки оказалась закрытой для всех. Ну и ладно, перелез через ограждение и оказался на обычной открытой палубе со всеми пассажирами.
Но вначале я насладился отходом из Санкт-Петербурга и морским каналом с, можно сказать, абсолютно приватной части теплохода. Честно - не понимаю, зачем закрывать такую замечательную обзорную площадку для людей?
Еще в XIX веке Санкт-Петербург не был доступен для крупных морских судов, поскольку Невская губа представляла собой сплошную мель (во многом это так и сейчас). Поэтому крупные торговые корабли доходили только до Кронштадта, где товары перегружались на небольшие суда, которые и доставляли грузы в столицу. Причем зачастую перевозка этих грузов от Кронштадта до Санкт-Петербурга стоила дороже, чем их доставки из-за границы в Кронштадт.
Не желая мириться с таким положением дел, известный инженер, владелец Путиловского завода Николай Иванович Путилов задумал прорыть от Кронштадта (остров Котлин) до Санкт-Петербурга глубоководный канал, чтобы крупные суда могли заходить в Неву. Было получено государственное финансирование, и строительство канала началось в 1874 году. Однако вскоре государство прекратило финансировать работы, и Путилов стал оплачивать строительство канала из своего кармана. Все закончилось очень грустно - Путилов был разорен и вскоре умер. Канал все-таки был достроен уже без Путилова, и открыт в 1885 году. Несмотря на все препоны, человек сделал дело своей жизни. Хотя меня когда-то на эту тему вышел спор с другом, руководителем одной компании, который утверждал, что Путилов повел себя безответственно, и из-за зацикленности на одном проекте разорил все свои предприятия. Что ж, правда, наверное, есть и в этом. Но правда есть и в том, что теперь у нас есть глубоководный морской канал.
С 1885 года до наших дней морской канал бесперебойно пропускает крупные суда осадкой до одиннадцати метров в Санкт-Петербург и обратно. Только во время Первой Мировой войны канал временно не использовался. Длина канала - около тридцати километров, правда, большая его часть фактически представляет собой глубоководный фарватер в Невской губе, а "классическая канальная" часть между Гутуевским и Канонерским островами гораздо короче. Именно в эту часть канала попадает судно после отправления из Санкт-Петербурга.
Примерно через полтора часа после отправления из Санкт-Петербурга паром проходит остров Котлин и город Кронштадт. На острове еще Петром I основана крепость для защиты Санкт-Петербурга от неприятелей, а также построены фортификационные сооружения (форты) на насыпных островках вокруг Котлина. Сейчас в Кронштадте находится военно-морская база, а сам город до недавнего времени был закрыт для свободного посещения. В 1984 году с севера к Котлину была подведена дамба, соединившая остров с материком. Строительство дамбы и тоннеля, соединяющих Котлин с материком с юга, практически закончено. После его открытия для свободного проезда Кронштадт станет пунктом на кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга.
А пока Кронштадт и Ломоносов по-прежнему соединяют автомобильно-пассажирские паромы. Пассажиры только что вышедшего из Кронштадта "Николая Каплунова" с интересом следят за нашей "Принцессой Марией":
С борта парома хорошо просматривается купол находящегося на реставрации Морского Никольского собора. Построенный в 1913 году, собор не имел себе равных по внутренней и внешней отделке. Но главная особенность Морского собора в другом. Собор был построен для экипажей, уходящих в плавание, а среди членов экипажей были не только православные христиане, но и представители других конфессий. Поэтому собор построили многоконфессииальным. Отдельные помещения были выделены для приверженцев разных религий.
В советское время в соборе долгое время находились кинотеатр, затем клуб с большим концертным залом, и филиал военно-морского музея. Десять лет назад мне довелось осмотреть закрытый собор изнутри и даже подняться к его куполу. Везде была картина запустения, и требовалась серьезная реставрация. Сейчас реставрация уже идет, при этом собор находится в ведении морского ведомства.
Как я упоминал, вокруг Кронштадта при Петре I были насыпаны небольшие острова, а на них построены форты. Острова насыпали со льда: большие ящики с камнями опускались на дно, пока они не начинали выступать над водой. На получившемся фундаменте возводили форт. Трудно себе представить, насколько трудоемкой была эта работа в начале XVIII века, без средств механизации. Форты исправно выполняли свою оборонительную роль еще во время Второй Мировой войны. В последующее время на некоторых фортах продолжали работать военные, некоторые же были заброшены. В 1990-е годы, когда я занимался парусным спортом, мы не раз подходили на нашей яхте к форту Обрчуев, иногда там и ночевали. Форт был абсолютно заброшен, и полазить по нему было очень интересно.
А вот на форте Кроншлот, построенном в 1724 году, и поныне находится станция размагничивания кораблей. Этот форт паром проходит на достаточно близком расстоянии, чтобы его разглядеть.
Еще ближе к курсу парома расположен форт "Император Александр I", строительство которого было закончено в 1845 году. Свою функцию оборонительного сооружения он выполнял относительно недолго - всего четверть века, после чего был отдан под склад боеприпасов, а позднее в нем разместилась противочумная медицинская лаборатория. Отсюда пошло второе название форта - "Чумной". На территории этого форта в начале XX века дважды были зафиксированы вспышки чумы.
Форт давно заброшен, но в последнее время на его территории проводятся музыкальные мероприятия под открытым небом, и существует проект строительства в форте развлекательного комплекса.
В Финском заливе нам регулярно встречаются речные суда, такие, как этот танкер "Волгонефть-119":
Тем временем в клубе XXXX начались обещанные танцы на столах.
А на палубе ночью было свело: ведь в это время в этих краях в разгаре белые ночи, когда сумерки наступают всего на два-три часа.
Ночью паром шел со скоростью 27 километров в час, довольно близко прошел мимо острова Готланд. На этом красивом острове с военным прошлым сейчас постепенно развивается туристическая инфраструктура.
Утром по курсу появилась крепость. Это Свеаборг, или, по-фински, Суоменлинна, - крепость, в прошлом защищавшая город Хельсинки (Гельсингфорс) с юга. И хотя крепость построена в 1770 году шведами (отсюда и ее название - "Шведская крепость"), с 1808 года, когда крепость была взята русскими войсками во время русско-шведской войны, и до 1918 года, когда Финляндия получила независимость, Свеаборг был российским. Крепость потеряла военное значение в 1973 году. Сейчас это музей под открытым небом, который безусловно стоит посетить гостям столицы Финляндии. От Рыночной площади в Хельсинки с Свеаборг круглогодично ходят небольшие паромы. Свеаборг - это первое, что видят пассажиры крупных паромов, заходящих в южную бухту Хельсинки.
В Южной бухте Хельсинки в тот день стоял теплоход Regatta компании Oceania Cruises. В прошлом он назывался R2. Странное название? Нет, если учесть, что это судно было вторым в серии двенадцати абсолютно одинаковых судов, построенных во Франции для компании Renaissance Cruises и названных от R1 до R12. Абсолютно одинаковых - значит именно абсоютно. Суда повторяли друг друга в полной точности, включая картины на стенах (исключение составили два последних судна серии). Так было достигнуто снижение их строительной и отделочной стоимости. Причем теплоходы получились прекрасными - средних размеров, с элегантными (пускай одинаковыми на всей серии) интерьерами и удобной планировкой. После банкротства компании Renaissance Cruises все двенадцать теплоходов разошлись по разным владельцам, три попали в новую компанию Oceania Cruises.
Ох, как у меня лежит душа к подобным судам средних размеров. Пусть внешне они не такие внушительные, как новые гиганты компаний Royal Caribbean и Norwegian Cruise Line, и внутри у них нет такого количества развлечений, как на тех судах, но зато на борту "Регатты" и ее собратьев - полная релаксация и уют, а ходят эти суда по самым интересным неповторяющимся маршрутам.
После того, как "Принцесса Мария" ощвартовалась у паромного терминала "Олимпия", пассажиры начали понемногу выходить и выстраиваться в очередь на пограничный контроль. Эта очередь растянулась на весьма внушительное время, поэтому те, кому не надо было торопиться, остались на борту. Кстати, паром прибывает в Хельсинки в 08.30 утра, а оставаться на борту можно до 11.00. Если ты продолжаешь путь обратно до Санкт-Петербурга, каюта остается за тобой, но паром все равно придется покинуть как минимум до 16.00, когда начинается посадка на обратный рейс.
Ближе к десяти часам утра в Южную гавань зашел тот самый паром, который двадцать лет назад заменил нашу "Принцессу Марию" (тогда - "Финляндию") на линии Хельсинки - Стокгольм. Silja Serenade лихо развернулся в узкой бухте и быстро подошел к причалу. Красиво, особенно если видеть размеры парома.
Как подаются швартовы для такого крупного судна? Очень просто. Сразу несколько легостей выстреливаются на берег из пневмопушки, а затем береговые матросы уже вручную вытягивают швартовные концы и крепят их за кнехты. Все происходит очень быстро.
На противоположной стороне бухты ошвартовались два парома компании Viking Line. Первый, под названием Gabriella, югославской постройки 1992 года, прибыл ночным рейсом из Стокгольма. Этот паром, несмотря на свои более скромные размеры, успешно конкурирует на линии Хельсинки - Стокгольм с большим и респектабельным Silja Serenade. Кстати, паром Gabriella в своей жизни успел поработать и в составе флота Silja Line под названием Silja Scandinavia. Те, кто путешествовал паромом из Турку в Стокгольм и обратно с 1994 по 1997 год наверняка помнят этот паром средних размеров, работающий в паре с огромным Silja Europa.
А вот стоящий за "Габриеллой" Viking XPRS - принципиально другое судно, построенное в 2007 году в Финляндии для линии Хельсинки - Таллинн и предназначенное для дневных переходов продолжительностью всего три часа. Несмотря на такое назначение, на нем есть вся пассажирская инфраструктура больших паромов, и даже некоторые количество пассажирских кают. Кто захочет - выберет себе скоростной катамаран с креслами самолетного типа и кафетерием, а кто захочет, поедет на большом пароме со всеми его ресторанами, барами и казино.
Что ни говори, а сложно представить, что "Принцессе Марии" скоро исполнится тридцать лет. И внешне, и внутренне паром выглядит моложе.
Город Хельсинки старше Петербурга: он основан шведским королем Густавом Ваза в 1550 года. Ехать на новое место никто не хотел, поэтому королевским указом в Хельсинки были насильно переселены жители города Порвоо. С 1808 года, в период нахождения Финляндии в составе Российской империи, город был практически заново застроен, причем над обликом Хельсинки работали специалисты, которые создавали архитектурный облик Санкт-Петербурга. Отсюда - некоторая схожесть центральных частей этих городов.
И хотя Хельсинки не может похвастаться таким количеством достопримечательностей, как многие европейские столицы, в летнее время этот город активно посещается туристами, и очень приятен для прогулок.
В одном из городских парков посавлен довольно оригинальный памятник финскому композитору Яну Сибелиусу.
В летнее время от Рыночной площади Хельсинки можно отправиться на морскую прогулку. Такие прогулки разной продолжительности предлагает сразу несколько компаний. Наиболее популярны суда, обслуживающие местную линию в крепость Свеаборг. Кстати, эта линия работает даже зимой.
Исторический пароход J.L. Runeberg, построенный в 1912 году, выполняет регулярные однодневные рейсы в Порвоо (путешествие по воде в Порвоо, правда на современном судне, и сам город я описал вместе с прошлой поездкой на пароме в Хельсинки). А несколько раз в год пароход ходит в Ловису - старый живописный городок к востоку от Хельсинки.
Иногда в плавание выходит и другой исторический пароход - "Николай II" 1903 года постройки. Он совершает небольшие морские прогулки. Внутри расположены кафе, несколько кают и даже две сауны. В зимнее время пароход стоит здесь же и используется как кафе-бар.
А небольшие суда компании Sunlines выполняют мини-круизы по островной, приморской части Хельсинки. Отправимся на нем и мы.
Внутри теплохода Sofia - небольшой бар.
Но в хорошую погоду нижний салон пустует: все пассажиры собираются на верхней палубе. Экскурсия идет в записи, и проводится на нескольких языках, включая русский.
Выходя из Южной бухты, проходим мимо нашей "Принцессы Марии".
Впереди - крепость Свеаборг.
Справа остается остров Сантахамина, где расположены военные части, а слева - остров Лааясало, являющийся одним из престижнейших городских районов. Здесь располагаются не только элитные жилые дома, но и дома отдыха, в том числе принадлежащие финским предприятиям. На этом же острове находятся посольства многих стран.
Оба острова соединены между собой низким автомобильно-пешеходным мостом, под которым проходит наш теплоход.
Любуемся дачными домиками на острове Лааясало. Сложно поверить, что эти места находятся в городской черте Хельсинки, да еще и совсем недалеко от центра города.
Преодолеваем узкий канал Лааясало и попадаем в пролив между островами Лааясало и Кулосаари.
Затем проходим мимо хельсинского зоопарка, который вместе с ботаническим садом занимает целый остров Коркеасаари. Сюда ездят семьями на целый день паромом от Рыночной площади Хельсинки, время в пути - полчаса.
А недалеко от зоопарка на "летнем отстое" стоят три финских ледокола. В Финляндии работают восемь мощных ледоколов, принадлежащих государственной компании, а строятся в этой стране ледоколы для всего мира, в том числе и для России ("Таймыр" и "Вайгач").
Во Южной бухте делаю фотографию двух паромов, каждый из которых в свое время сделал революцию в паромной отрасли, каждый из которых работал на флагманской скандинавской линии Хельсинки - Стокгольм, и каждый из которых был городостью Финляндии. Это "Принцесса Мария" (бывший Finlandia) и заменивший его в 1990 году Silja Serenade.
На обратном пути погода несколько испортилась, но настроение на борту - ни на грамм.
Российские туристы на борту пели под гармошку про усталую подлодку.
Позади - Свеаборг, впереди - открытое море. На рейс Хельсинки - Санкт-Петербург в расписание заложено на час меньше, чем в обратном направлении, поэтому ночью паром развил скорость 31 километр в час.
А наутро - знакомая картина Морского канала и Санкт-Петербургского порта.
В порту стоял Eurodam - один из новых лайнеров компании Holland America Line. Очередь туристов тянулась от теплохода до поста погранконтроля. Для круизных судов такие очереди на пограничный контроль - не просто редкость, но и не вполне нормальное явление. Но, впрочем, эти люди ведь сами хотели посетить Россию, никто их не заставлял?
Справедливости ради: от Санкт-Петербурга пассажиры морских круизных судов как правило находятся в полном восторге.
Ну а мы следуем дальше, к Морскому вокзалу. Нам можно: осадка позволяет. Морской вокзал уже виден из ресторана "Навигатор", через окно по курсу. Кстати, столик, изображенный на фотографии, расположен очень удобно, отсюда можно наблюдать то, что находится впереди парома. Но столик этот зарезервирован для капитана.
За нами из Морского канала выходит Albatross, теплоход немецкой круизной компании Phoenix Reisen. Это уже довольно немолодое судно, построенное в 1973 году в Финляндии под именем Royal Viking Sea. Размеры позволяют этому теплоходу швартоваться в центре Санкт-Петербурга, у моста Лейтенанта Шмидта, куда он и направляется.
А у причалов Морского вокзала уже стоят паром "Георг Отс", прибывший из Калининграда, и теплоход Black Watch британской круизной компании Fred. Olsen Cruise Lines, построенный в 1972 году в Хельсинки для той же самой компании Royal Viking Line, что и нынешний Albatross. Первоначально Black Watch назывался Royal Viking Star.
Паром прибывает в Санкт-Петербург в 09.30, очередь на погранконтроль при полной загрузке парома, как это было в нашем рейсе, проходит за час. Поэтому многие пассажиры не торопятся: как и в Хельсинки, на борту "Принцессы Марии" можно оставаться до 11.00.
От этого мини-круиза осталось неплохое впечатление. Хочется верить, что линия Санкт-Петербург больше не закроется, а, наоборот, со временем станет ежедневной.
С удовольствием отвечу на любые вопросы: sosnin@infoflot.com.
Александр Соснин, июнь 2010 г.
Портал INFOFLOT.RU