САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - ХЕЛЬСИНКИ И ОБРАТНО НА ПАРОМЕ, А ТАКЖЕ МИНИ-КРУИЗ В ПОРВОО
1 августа компания Stella Lines открыла движение пассажирского парома Julia между Хельсинки и Санкт-Петербургом. Stalla Lines входит в молодую группу компаний Stella Group, занимающуюся в основном морскими грузовыми перевозками. Паром Julia - построенный в 1982 году в Германии автомобильно-пассажирской паром, работавший до последнего времени под названием Kristian IV в компании Color Line на линиях между Данией и Норвегией. До этого паром назывался Olau Britannia и Bayard. Характеристики парома: длина - 153 метра, ширина - 24 метра, скорость - 20 узлов, пассажировместимость - 2048 человек (в том числе 863 спальных места), количество перевозимых автомобилей - 530.
Свершилось: появилась регулярная морская пассажирская линия Санкт-Петербург - Хельсинки.
Краткая предыстория вопроса - это череда неудачных попыток открытия этой линии разными компаниями. В 1980-е годы и в начале 1990-х годов линию Ленинград - Хельсинки обслуживал паром Балтийского морского пароходства "Константин Симонов". Затем - банкротство пароходства, продажа парома, закрытие линии. Позднее попытки возобновить линию предпринимались дважды. Сначала компанией Tallink, поставившей один из своих старых паромов на линию Санкт-Петербург - Хельсинки - Таллинн - Санкт-Петербург. Компания понесла убытки, линия закрылась. Потом компания Silja Line организовала круизную линию Хельсинки - Санкт-Петербург - Хельсинки, но и она просуществовала недолго.
И вот - еще одна попытка. Насколько она будет удачной, покажет время, но на мой взгляд паром между Санкт-Петербургом и Хельсинки может работать успешно. Поток туристов между этими городами очень велик. Большая их часть предпочитает автобус, как самый дешевый вид транспорта. Но разве можно сравнить ночь в автобусе и ночь на морском судне, где возможно переночевать в человеческих условиях, нормально поужинать и позавтракать, и конечно полюбоваться закатом. Многие отправляются путшествовать по Европе на автомобиле, начиная свое путешествие в Финляндии. Теперь можно избежать длинной очереди на границе Россия - Финляндия, отправившись в Хельсинки на пароме вместе с автомобилем.
Я отправился на пароме Julia в Хельсинки одним из первых рейсов.
Паром ошвартован у морского вокзала Санкт-Петербурга:
У соседнего причала стоит "Георг Отс", работающий на линии Санкт-Петрбург - Калининград:
Вход на "Джулию" в Санкт-Петербурге осуществляется через носовую аппарель, такова особенность этого причала. Пассажиры попадают на автомобильную палубу, и уже оттуда на лифте поднимаются на свою палубу:
Моя каюта на седьмой палубе. Это двухместная двухъярусная каюта, а слева находится не спальное место, а небольшой диван. В каюте также имеется санузел. Такие каюты на "Джулии" есть с окном и без окна. Для тех, кто привык к большему комфорту, на пароме существуют каюты категорий "Премиум" и "Старкласс" - они больше по размерам и богаче по обстановке.
А это вид из окна каюты - строящаяся вторая очередь морского вокзала:
В 18.30 мимо нас прошел "Георг Отс", направляющийся в Калининград. На верхней палубе "Отса" полно пасажиров:
А у нас на борту пассажиров совсем немного, всего около ста человек. Неудивительно: линия только начала работать, и требуется время для ее раскрутки.
В 20.00 отдаем швартовы.
Здание морского вокзала остается позади:
Морской фасад Санкт-Петербурга пока что совсем непарадный. Это здание едва ли не самое красивое на берегу:
Через несколько минут после отправления вошли в Морской канал. По нему суда выходят в Финской залив.
Слева по ходу - огромная территория порта. Порт занимает настолько большую площадь, что по его территории даже организовано движение внутрипортового общественого транспорта.
Справа, совсем близко, проходим жилые кварталы Канонерского острова. Этот остров связан с городом тоннелем.
В морском порту стоят круизные суда, которые из-за своих габаритов не могут войти в устье Невы и занять место у причала на Английской набережной или у Горного института. Сегодня это теплоходы Rotterdam, Princendam (оба Holland America Line) и Crown Princess (оба Princess Cruises).
Морской канал не заканчивается каким-нибудь эффектным маяком, а как бы постепенно сходит на нет:
Черз час проходим Кронштадт. Полным ходом ведутся работы по сооружению южной части дамбы, по которой пройдет кольцевая автодорога. В том месте, где проходит морской фарватер, дорога пойдет по подводному тоннелю.
Прогуляемся по парому. По номенклатуре и убранству внутренних помещений паром превзошел мои ожидания. Конечно, нельзя сравнивать паром средних размеров с теми гигантами, которые ходят, например, между Хельсинки и Стокгольмом. Но при этом "Джулия" для своих лет и размеров выглядит очень достойно.
Итальянский ресторан:
Ирландский паб:
Танцевально-концертный зал с баром:
Кафе Captain Grill:
Спортбар:
Ресторан "Сказка":
Здесь накрывается очень хороший "шведский стол" на ужин, с включенными пивом и вином. Утром "шведский стол" попроще, но тоже вполне достойный.
Кафе самообслуживания, иными словами кафетерий:
Детский кинотеатр:
А это просто место, где можно посидеть, посмотреть на море:
Магазин дьюти-фри. Для парома небольших размеров занимает очень большую площадь. Есть отдел парфюмерии, отдел одежды, отдел алкоголя, и общий отдел с пивом, конфетами и всем, что бывает в дьюти-фри. Многие полки пока не заполнены, но выбор неплохой:
Как на любом уважающем себя судне, на "Джулии" есть открытые палубы, а кормовые площадки обставлены деревянной мебелью:
Так что паром вполне достойный. Можно, конечно, сфотографировать какие-то мелкие недостатки, потертости, естественные для судна такого возраста, но у меня с психикой все в порядке, так что я этого делать не стал. Да и состояние пассажирских помещений парома в целом радует.
Но. Есть одно но. Так как пассажиров пока совсем мало, из всего перечисленного работают только ресторан "Сказка" (шведский стол), кафетерий, один бар и магазин. Все остальное закрыто. То есть пока на пароме нет работающего ресторана a la carte, только "Шведский стол", нет выбора баров, ну и нет движения, веселья, все очень спокойно и размеренно. Для кого-то это безусловный плюс, для кого-то - минус, но в любом случае это лучше знать заранее. Полагаю, что при увеличении пассажиропотока заработают все закрытые бары и рестораны, появится развлекательная программа, и паром оживет.
Из приятной мелочи: экипаж парома финский, но почти весь обслуживающий персонал говорит по-русски. Кстати, очень приветливые люди и неплохое обслуживание.
Утро следующего дня, как и весь следующий день, выдалось хмурым, дождливым. Паром подходит к Хельсинки:
Входим в Южную бухту: Это самая оживленная бухта в Хельсинки, а расположена она в самом центре города. Отсюда же уходят в Стокгольм паромы компаний Silja Line и Viking Line. В этой бухте паром сделал оборот и пришваротвался рядом с терминалом "Олимпия". Люблю смотреть, как в узких местах разворачиваются паромы - в этом есть одновременно и что-то громоздкое, и что-то изящное.
В Южной бухте Хельсинки сегодня стоит довольно интересное судно - теплоход Kristina Brahe, бывший военный корабль, построенный в Чикаго в 1943 году и позднее переделанный в круизный теплоход. Kristina Brahe совершает круизы по внутренним водным путям Финляндии - озерам, рекам и проливам, а также по Сайменскому каналу (без захода в Выборг). Продолжительность круизов - до четырех дней. А сегодня в 10.00 Rristina Brahe отправляется в Котку.
В порт входят паромы компаний Viking Line и Silja Line, прибывающие из Стокгольма. Слева - Gabriella, справа - Silja Serenade:
В Хельсинки существует хороший выбор разных морских прогулок, которые здесь же, в Южной бухте, предлагают несколько экскурсионных компаний. Теплоход Katarina компании Royal Line отправляется в однодневный круиз в старый город Порвоо:
Покупаю билет, сажусь на "Катарину", и мы покидаем Южную бухту. Билет на этот рейс можно взять и в один конец, чем я и воспользовался: иначе не успеть к отправлению парома в Санкт-Петербург.
Время в пути до Порвоо - три часа по весьма живописному архипелагу. День очень серый, пасмурный, и окружающая природа в этот день отказывается раскрываться во всей своей красоте. Но все равно виды довольно неплохие:
"Катарина" проходит как узкости, так и настоящие морские участки, где поднимается волна:
Теплоход J.L. Runeberg совершает ежедневные круизы между Хельсинки и Порвоо:
С палубы "Катарины" можно спуститься в салон, выполняющий также роль кафе:
Здесь бесплатно подают аппетитнейший лососевый суп:
А вот и Порвоо.
Прощальный взгляд на "Катарину", которая через три часа пойдет обратно в Хельсинки:
Порвоо - один из старейших городов Финляндии. Статус города это поселение получило в XIV веке. Во время прогулки по улицам этого города не раз возникало ощущение, что я в российской глубинке. И действительно: чем не Мышкин или не Козьмодемьянск:
А вот это уже типичная Финляндия:
Исторические деревянные амбары на берегу реки. Здесь хранились разные продукты, а сейчас часть амбаров приспособлана под частные жилища, часть - под склады:
В Порвоо ведет тупиковая железнодорожная ветка. В наши дни железная дорога почти не используется и носит музейный статус. По ней в отдельные дни отправляется музейный пассажирский поезд на паровой тяге до станции Хинтхаара, это всего полчаса в пути от Порвоо. По субботам на рельством автобусе выполняется рейс Хельсинки - Порвоо - Хельсинки.
Территория бывшего железнодорожного вокзала:
У деревянной платформы обнаружились исторического вида вагоны, которые, вероятно, и ходят в некоторые дни с паровозом до станции Хинтхаара. Как бы заглянуть вовнутрь?
Обхожу поезд. С другой стороны от платформы в одном из вагонов неожиданно обнаруживается открытая дверь.
Захожу внутрь. Салон оформлен в старомодном стиле, но видно, что отделка относительно недавняя:
Возвразаюсь в центр Порвоо. На следующей фотографии - национальный памятник архитектуры Финляндии, здание местной гимназии, построенное в 1759 году. По внешнему виду и планировке здание сохранилось в первозданном виде:
Одна из улочек старого города:
В Хельсинки возвращаюсь автобусом: отправление парома в Санкт-Петербург в 18.00, надо торопиться.
Покидаем Южную бухту:
Погода в море лучше, чем на берегу: хотя бы не идет дождь. Завтра в 09.30 - Санкт-Петербург.
Утро встретило нас в Морском канале Санкт-Петербурга.
В 9.15 подходим к морскому вокзалу. Рейс окончен.
Подводя итог, скажу, что открытие паромной линии Санкт-Петербург - Хельсинки расширяет возможности для путешественников между Россией и Финляндией. Хочется надеяться, что линия будет пользоваться популярностью, и компания поставит на нее второй паром, обеспечив таким образом ежедневные отправления из Санкт-Петербурга и Хельсинки. Я думаю, что время, когда такая паромная линия может успешно существовать, уже настало. Дело за грамотными действиями менеджмента Stella Lines.
Александр Соснин, август 2008 г.
Портал INFOFLOT.RU