ЛИВЕРПУЛЬ


На майские праздники 2007 года я решил сделать довольно насыщенное путешествие по Великобритании, с одной стороны уложив его в три-четыре дня, а с другой стороны - не лишая себя некоторого комфорта - например, ночевать все эти дни в одной и той же гостинице.

Это оказалось несложно: я поселился в Лондоне, и в течение трех дней летал в разные интересные места, что при нынешних ценах на авиабилеты не слишком обременительно для бюджета. Каждое утро я ехал в один из лондонских аэропортов, а вечером возвращался в свою гостиницу. Так я посетил сказочный остров Мэн , Эдинбург, и, наконец, Ливерпуль, о чем и расскажу ниже.

В Ливерпуле есть небольшой аэропорт "Джон Леннон", но в основном в этот город попадают через соседний Манчестер, из аэропорта которого ходит прямой поезд в центр Ливерпуля.

Как снаружи, так и внутри этот поезд выглядит несколько скромно, и напоминает обычный старый городской автобус. Но идет этот "автобус" по рельсам весьма резво и доставляет пассажиров в Ливерпуль всего за час.

"Из ливерпульской гавани всегда по четвергам...". Действительно, Ливерпуль всегда был городом-портом, и городом, из которого отправлялись многочисленные пассажирские суда через Атлантику. Сейчас, когда линейного пассажирского судоходства через Атлантику больше нет, а круизные суда заходят в город крайне редко, в Ливерпуле можно наблюдать лишь грузовые суда и паромы. Порт и город расположились на широкой реке Мерсей.

178-метровый грузопассажирский паром Dublin Viking компании Norfolk Line работает на линии Ливерпуль - Дублин. Построен в Испании в 1997 году.

186-метровый грузопассажирский паром Mersey Viking компании Norfolk Line построен в Италии в 2005 году. Что бы на нем ни было написано, работает он сейчас на линии Ливерпуль - Белфаст.

Река Мерсей известна не только тем, что на ее берегах расположились известные город и порт. Эта река знаменательна еще и тем, что официальное паромное сообщение между ее берегами существует уже целых 850 лет. Оно не прервалось даже после строительства тоннеля под рекой (правда, перевозку лошадей на паромах после этого все-таки запретили). Об обстановке на этих судах в XIX веке свидетельствует рассказ современника, который говорил, что на пароме через Мерсей у него украли все деньги, вещи и жену.

Суда, работающие на реке, являются своеобразными визитными карточками города. Из них самым необычным, самым большим и самым любимым ливерпульцами был дизель-электроход The Royal Iris, построенный в 1952 году и закончивший свою карьеру в 1990 году. The Royal Iris в основном использовался для прогулок по реке. Когда-то на нем играли "Битлз". Изображение этого судна украшает многочисленные ливерпульские сувениры, наряду с другим символом Ливерпуля - группой "Битлз".

Это судно стало героем одного из первоапрельских розыгрышей на форуме портала "Инфофлот" . Здесь оно появилось под именем... "Лаврентий Берия".

А сейчас The Royal Iris стоит вдалеке от Ливерпуля, на Темзе в лондонском Сити, и выглядит так (фото Тревора Робертса с сайта merseyshipping.co.uk):

Вот к пристани подходит один из работающих сегодня ливерпульских паромов. Это построенный в 1962 году в Великобритании Royal Daffodil, бывший Overchirch. Новое имя теплоход получил в 1999 году после капитальной реконструкции пассажирских помещений, замены двигателей и навигационного оборудования.

Overchirch был вторым по популярности судном в Ливерпуле после культового The Royal Iris. Поклонники любили это судно за особую теплую атмосферу на борту.

Самое большое помещение на судне - это пассажирский салон с баром:

Но в хорошую погоду пассажиры предпочитают проводить время на открытых палубах.

С борта Royal Daffodil открывается прекрасный вид на Ливерпуль.

Помимо работы на реке Мерсей, суда компании Mersey Ferries в отдельные дни выполняют 6-часовые круизы между Ливерпулем и Манчествером по Манчестерскому каналу. Эти круизы пользуются большой популярностью, и места на них надо бронировать заранее.

Ливепуль буквально пронизан духом Битлз. Не побывать на Метью-стрит в Ливерпуле просто немыслимо. Здесь расположены главные "битловские" святыни.

Паб "Каверна", хотя и привлекает внимание вывеской и статуей Джона Леннона у входа, все же не относится к "Битлз" напрямую. Паб открыт в напротив клуба "Каверна" уже после распада четверки.

Клуб "Каверна" ("Пещера"), открытый в 1957 году, - место, где "Битлз" с 1961 по 1963 год дали почти триста концертов. Место стало культовым именно благодаря "Битлз", причем когда группа была еще мало известна за пределами Ливерпуля. По свидетельствам, эти концерты отличала мощная энергетика. Эту энергетику можно и сейчас попытаться почувствовать, зайдя в клуб. Если хорошо знать раннее творчество "Битлз", включая их "живые" записи, то представить атмосферу тех вечеров вполне возможно.

Чтобы попасть в "Каверну", надо спуститься глубоко под землю. Сам клуб - это небольшой зал с каменными сводами и сценой.

В 1973 году клуб был закрыт, а здание, подвалом которого он являлся, снесено. Помещение "Каверны" было засыпано грунтом. В таком "летаргическом сне" клуб пробыл до 1981 года, когда было принято решение о его восстановлении. Стены помещения были разобраны, и затем клуб был построен заново по оригинальным чертежам, с использованием тех же самых кирпичей. Правда, теперь он залегает несколько глубже, чем "оригинал". В 1999 году здесь играл Пол Маккартни. А в дневное время это довольно тихое местечко, мало отличающееся от других британских пабов, где можно пропустить кружечку-другую отменного "Гиннеса" и пойти дальше по своим делам.

В Ливерпуле, как и положено морскому городу, есть колоссальный морской музей. Чтобы неторопливо обойти его, требуется несколько часов. В музее показана история путешествий через Атлантику с времен работорговли (чему посвящены несколько залов музей) до наших дней.

Эмигратны направляются на трансатлантическом паруснике в Америку:

А это объявление о том, что первоклассный американский корабль Shackamaxon под командованием опытного капитана Реннарда отправится 27 числа прямым рейсом в Нью-Йорк.

В музее представлены макеты многих известных трансатлантических судов. Среди них - знаменитый "Титаник"

Рядом - "Беренгария" компании "Кунард Лайн" - бывший немецкий лайнер "Император", доставшийся англичанам после Первой мировой войны.

Огромный зал посвящен жизни на необитаемом острове.

Выйдя из морского музея, я увидел экскурсионный автобус с туристами. Гид что-то громко рассказывал в микрофон. Автобус подъехал к воде и... поплыл. От изумления я даже не успел его сфотографировать. Оказалось, что эта амфибия - переделанный американский военный транспорт времен Второй мировой войны. Оперирует такими автобусами-кораблями компания Liverpool Ducks (на их сайте есть фотографии этого чуда).

В нескольких минутах ходьбы от морского музея находится музей "Битлз". В этом музее очень наглядно и интересно представлена история группы, но - в нем нельзя фотографировать.

Я приехал в Ливерпуль всего на несколько часов, не имея никакого представления, куда идти с железнодорожного вокзала и что смотреть. В результате получилась очень интересная и насыщенная поездка - правда, в этот день не удалось пообедать: не было времени.

 

Александр Соснин, 2007 г.