29 июня. ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО СО СТРАНОЙ

Большинство людей попадает в Гренландию рейсом 781 авиакомпании Air Greenland: несколько раз в неделю единственный A-330 этой компании летает из Копенгагена в Кангерлуссуак, аэропорт на западе Гренландии. Летом в некоторые дни можно попасть в Гренландию и через Исландию, самолетом исландской авиакомпании: это будет дольше, зато скорее всего дешевле.

Полет из Копенгагена в Кангерлуссуак длится четыре часа, и проходит по весьма интересной трассе. Судите сами: самолет пролетает над норвежскими фьордами, над всей Исландией, и пересекает Гренландию.

Впрочем, это интересно только когда небо не затянуто облаками. А в нашем случае облака ненадолго расступились только где-то над Исландией.

Зато над Гренландией небо было чистым. Почти весь остров покрыт льдом. Ничего другого в центре Гренландии нет.

Небольшая "полоса жизни" обрамляет Гренландию вдоль побережья. Именно там живут люди.

Самолет приземляется в Кангерлуссуаке - поселке с населением 490 человек. Да-да, именно в таком маленьком поселке приземлился наш аэробус, имея на борту людей больше, чем половина его населения. Что же удивительного, скажете вы. Наверняка пассажиры сейчас рассядутся по автобусам и машинам, и поедут в свои большие города и поселки.

Нет, не рассядутся. Никаких дорог, связывающих Кангерлуссуак в внешним миром, не существует. Но Кангерлуссуак - единственный аэропорт в Гренландии, способный принимать самолеты такого размера как наш A-330: большая взлетно-посалочная полоса досталась этому аэропорту в наследство от американской военно-воздушной базы, которая базировалась здесь до 1992 года. Кроме того, этот аэропорт удален от береговой линии Гренландии, и здесь преобладает хорошая погода. Именно поэтому аэропорт Кангерлуссуак выбран для связи Гренландии с "большой землей". А дальше по городам и поселкам Гренландии пассажиров этого рейса развезут небольшие местные самолеты.

Кстати, вместе с большой полосой Кангерлуссуаку в наследство от американцев достались тренажерный зал, крытый бассейн, боулинг-клуб и поле для гольфа. Неплохо для поселка с населением 490 человек! Однако же отношение гренландцев к присутствию американских военных баз на острове скорее отрицательное, особенно после того, как в 1963 году около военной базы Туле разбился американский бомбардировщик с водородными бомбами на борту, что вызвало ядерную катастрофу местного значения. Эта база существует на севере Гренландии и сейчас.

На одном из местных самолетов мы сейчас полетим в столицу Гренландии город Нуук. После прибытия аэробуса из Копенгагена сразу три подобных самолета принимают его пассажиров и летят в Нуук с интервалом пять-десять минут.

Все сорок минут полета под крылом нашего Dash-8 - холмы, озера, и ни одного населенного пункта.

Наконец, показались дома, и колеса самолета мягко коснулись полосы.

В Нууке нас ждала пересадка на другой Dash-8, который доставил нас в Нарсарсуак.

Снова безлюдные пейзажи под крылом.

В Нарсарсуаке проживают всего 160 человек, которые в основном обслуживают местный аэропорт и гостиницу. Аэропорт Нарсарсуака является местным хабом: отсюда проложены вертолетные трассы в населенные пункты этого района. Вот и нас уже ждал вертолет, отправляющийся в Какорток.

Исторический "Сикорский S-61" и внешне, и внутренне напоминает автобус. Да он по сути таковым и является. Когда-то в условиях отсутствия дорог Гренландии понадобился летающий автобус. И в 1960-е годы полеты между городками и поселками Гренландии начали "летающие автобусы" Сикорского, которые смогли без преувеличения объединить страну, состоящую из разрозненных, не связанных дорогами населенных пунктов. И хотя сейчас в основном их заменили самолеты Dash-7 и Dash-8, эти вертолеты продолжают летать на местных линиях Гренландии в те места, где нет взлетно-посадочных полос. А таких мест здесь достаточно.

Полет из Нарсарсуака в Какорток проходит на небольшой высоте, так, что вершины окружающих гор нависают над вертолетом. Виды в окно - как из автобуса, идущего по горной трассе, ну только чуть сверху.

Двадцать минут полета - и наш "Сикорский" садится на вертолетную площадку в Какортоге. На сегодня это конечная цель нашего путешествия. Кому-то покажется, что три пересадки в одной стране - это многовато, но такова местная специфика, и гренландцы к ней привыкли. А лишний раз полетать над красивыми пейзажами интересно и туристу.

Вертолет улетел обратно в Нарсарсуак, ну а мы познакомимся с Какортогом, городе в южной части Гренландии с населением 3100 жителей (что очень немало для Гренландии). Отсюда завтра отправится на север теплоход гренландской транспортной линии Sarfaq Ittuk.

Город был основан в 1775 году, но настоящий расцвет Какортог пережил в 1930-е годы, когда рыболовный промысел в этом регионе был на подъеме. Большая часть зданий центральной части города относится именно к этому времени.

Церковь для Какортога была построена в 1826 году в Норвегии, и в разобранном виде отправлена морем в Гренландию. Корабль, который должен был доставить церковь в Какортог, потерпел крушение недалеко от другого гренландского города, Фредериксхаба, но бревна церкви удивительным образом сохранились. Спустя шесть лет они были доставлены по назначению, и с тех пор церковь стоит на своем месте.

Вторая церковь была построена уже в наше время, когда население города значительно выросло, и старая церковь уже не могла вместить всех желающих. С первого взгляда сложно понять назначение этого современного здания, уж очень непривычно оно смотрится для культового сооружения.

Фонтан на центральной площади - единственный в Гренландии. Он был построен в 1930-е годы, когда Какортог переживал экономический подъем. Сейчас это популярное место гуляния у горожан.

Местный музей располагается в бывшем доме городского управляющего. Здание было построено в 1804 году, и бережно отреставрировано в наше время.

В находящемся по соседству здании, построенном в 1959 году, когда-то заседал городской совет.

Лучшая в городе гостиница "Какортог" смотрит на море с небольшого холма.


30 июня. Нарсак и начало путешествия на теплоходе Sarfaq Ittuk

Оглавление

 

Александр Соснин, специально для форума интернет-портала Infoflot.ru. Буду рад ответить на письма: sosnin@infoflot.com