ПО НИЛУ НА ИСТОРИЧЕСКОМ ПАРОХОДЕ

Пароход "Судан"


Пароход "Судан" - единственный сохранившийся на Ниле пароход старой постройки.

Построенный в 1885 году в Великобритании, "Судан" был одним из пяти похожих между собой пароходов, предназначенных для круизов по Нилу. Пароходы доставлялись на Нил по частям, и собирались уже на месте. Каюты на трех пассажирских палубах каждого парохода могли вместить до восьмидесяти человек - на самом деле не так и много, если принять во внимание, что в те времена в путешествия отправлялись семьями, взяв с собой и прислугу. Речные круизы, как и путешествия вообще, в конце XIX века были уделом очень богатых людей. На нильских пароходах собиралось изысканное общество; завязывались полезные знакомства.

Круизы по Нилу в те времена проходили по всему течению Нила в пределах Египта по маршруту Каир - Асуан - Каир, и длились три недели. Каждый день туристам предлагались экскурсии, причем в качестве транспорта использовались ослики. Выход туристов на берег до прибытия осликов не разрешался. Чаевые (бакшиш) были включены в стоимость круиза, но входная плата за посещения храмов - нет (сейчас принято делать наоборот).

Предприятие Томаса Кука процветало до Второй Мировой войны, когда стало не до туризма. После войны пароходы были национализированы, а в 1970-е годы в связи с нестабильной политической ситуацией в Египте спрос на круизы по Нилу упал до минимального. К тому же стали появляться современные суда, с которыми старые пароходы уже не могли конкурировать. В 1978 году в интерьерах "Судана" был снят фильм по роману Агаты Кристи "Смерть на Ниле". Примерно в то же время пароход встал на прикол.

В 2000 году находящийся в аварийном состоянии "Судан" был приобретен французской компанией. После капитального ремонта пароход вернулся к работе, теперь на линии Луксор - Асуан, представляющей собой небольшой участок реки на юге Египта. Дело в том, что в 1999 году после случаев обстрела пассажирских судов с берега движение судов с туристами на участке от Каира до Луксора было запрещено. Все круизные суда стали работать по одинаковому маршруту между Луксором и Асуаном. Круиз вверх до Асуана длится четыре дня, круиз вниз до Луксора - три дня. Запрет на круизы до Каира планировалось снять уже в конце этого года, но будет ли это реализовано, пока непонятно. Интересно, что некоторые круизные суда, и в том числе пароход "Судан", периодически совершают рейсы до Каира без пассажиров - для очередного ремонта.

При ремонте "Судана" и реставрации его внутренних помещений постарались максимально сохранить оригинальные части парохода и тот стиль, который был присущ нильским круизным судам эпохи Томаса Кука. При входе на пароход гостей встречает стойка информации.

Главным общественным центром "Судана" является большой салон с библиотекой и баром на главной палубе. Его интерьер и обстановка большей частью сохранены с прежних времен.

За салоном находится ресторан. Сейчас, как и в старые годы, пассажиры переходят от бесед под аперитив в салоне в ресторан для приема пищи.

Широкая прогулочная терраса на главной палубе, а также носовая обзорная площадка, используются редко - пассажиры предпочитают подниматься одной-двумя палубами выше, откуда открывается лучший обзор.

Прогулочная терраса на средней палубе просторна (на современных нильских круизных судах боковые террасы упразднены). С террасы можно попасть в пассажирские каюты.

Полгий трап ведет с террасы на средней палубы на верхнюю палубу.

Здесь расположены капитанская рубка, служебные помещения за рубкой, и большая площадка, часть которой закрыта навесом. Под навесом имеется бар. Здесь - наилучшее место для путешествия в хорошую погоду, а погода на Ниле хороша почти всегда.

На "Судане" всего 23 каюты, в том числе 5 кают "люкс".

Отделка и мебелировка стандартных кают сохранилась с прежних времен. Даже кровати в этих каютах стоят те же, что и при Томасе Куке. Каждая каюта имеет свой стиль отделки и мебелировки.

Каюты "люкс" оборудованы уже в наше время на месте носового и кормового салонов, и имеют обзор вперед по ходу судна или, наоборот, назад.

На "Судане", как и на других нильских круизных судах, три капитана. Капитанами здесь называют судоводителей, или рулевых. Обычно в рейсе работают два капитана, третий же находится в отпуске. Между собой капитаны имеют одинаковый статус, а главным человеком на судне является его менеджер.

Капитаны нильских судов - искусные судоводители. Большинство из них происходит из старых речных династий. Эти люди знают Нил от Каира до Асуана настолько хорошо, что водят по нему большие пассажирские суда даже ночью - без карт, навигационный обстановки, без радара, почти в полной темноте, по одним им ведомым ориентирам. Это при том, что Нил - постоянно меняющаяся река.

Оборудование ходовой рубки "Судана" аскетично. Управление осуществляется одним судоводителем, но на маневрах при подходе и отходе от пристани, а также при прохождении шлюзов ему помогает второй, находящийся на крыле мостика.

На пароходе сохранена паровая машина и гребные колеса; команды в машинное отделение поступают из рубки через ручные телеграфы. Сейчас, с появлением узкого шлюза в Эсне, это уже не обеспечивает пароходу необходимую управляемость, и поэтому колеса дополнены кормовым винтом с отдельным двигателем, а также носовым подруливающим устройством. Все это - винт, руль, подруливающее устройство, управляется одним-единственным легким джойстиком.

А вот и упомянутый машинный телеграф. Он произведен в Англии, и сохранился со дня постройки парохода.

Радар в левом углу рубки не используется, да и находится в нерабочем состоянии. Два монитора слева и справа от судоводителя выполняют роль боковых зеркал автомобиля - на них транслируется изображение с камер заднего вида. Это связано с тем, что из-за носового расположения рубки обзор у судоводителя на маневрах ограничен.

Паровая машина открыта, и пассажиры могут наблюдать за ее работой.

А из помещения машинного отделения она выглядит так:

Машина приводит в движение гребные колеса со старомодными деревянными плицами.

Спасибо капитанам и механику "Судана", которые полностью удовлетворили мое любопытство, ответив на все вопросы, проведя для меня экскурсию в рубку и машинное отделение парохода, и даже запустив для меня паровую машину на самый малый ход на стоянке, чтобы я мог сфотографировать работу гребных колес.

Пароход "Судан" поддерживается командой с превосходном состоянии, и, безусловно, это судно можно назвать действующим памятником речного судостроения XIX века.

Ну а мы перейдем к описанию круиза на этом уникальном судне. Маршрут обычный: Асуан - Луксор; впрочем, других маршрутов по Нилу сейчас нет.

К оглавлению ----- Вперед ----->

---------------------

Александр Соснин

Infoflotforum.ru