Часть 11. ДОМОЙ И НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

9-й день круиза


В течение всего дня туристов доставляли с теплохода в аэропорт в зависимости от времени отправления их рейса. Мы с отель-менеджером Александром стали первой группой туристов, отправившейся раньше всех, в семь утра. Ох уж эти ранние подъемы... Мы долетели вместе до Куала Лумпура, а дальше я отправился к себя в Россию, а он - к себе в Камбоджу.

И во всей этой утренней суете я забыл сфотографировать на прощание теплоход и членов его команды, трогательно махавших нам вслед.

Зато не забыл сфотографировать самолет, который доставил нас с Борнео в столицу Малайзии. Лучше бы, конечно, наоборот. Но что есть, то есть.

Каковы ощущения после этого круиза?

Самое главное - это то, что удалось познакомиться с островом Борнео и жизнью на нем в том виде, в каком она там существует, без прикрас для туристов. Я полюбил те маленькие города, в которых мы побывали. Если бы не этот круиз, я бы наверное никогда и не узнал об их существовании.

На теплоходе создана домашняя, уютная, гостеприимная атмосфера. С другой стороны, экскурсионая программа большинства дней была настолько насыщенной, что все эти дни пролетели как один.

Было интересно посмотреть и на то, как на совсем небольшой реке, при отсутствии какой-либо туристической инфраструктуры, принимающих компаний, а в некоторых местах также причалов и флота, подходящего для перевозки туристов на берег, удалось создать полноценный, насыщенный девятидневный круиз - только потому что энтузиастам захотелось это сделать.

Каким рисуется будущее круизов по Борнео? На мой взгляд, в ближайшее время ожидать большого спроса на эти круизы не приходится из-за малой раскрученности места и отсутствия всемирно известных достопримечательностей. Возвращения на теплоход туристов, уже побывавших в этом круизе, тоже ожидать видимо не следует: круиз безусловно хорош - как интересная экспедиция, которую с большим удовольствием совершаешь один раз, и больше сюда не возвращаешься. Еще одна проблема состоит в том, что, вероятно, через какое-то время спадет волна первого интереса к новинке со стороны постоянных клиентов компании Pandaw Cruises и путешественников, ищущих что-то новое, которые сейчас составляют немалую часть пассажиров Orient Pandaw.

Поэтому чтобы сохранить эти круизы, потребуется их активное продвижение на мировом рынке.

В любом случае хочется пожелать компании Pandaw Cruises больших успехов в нелегком и важном деле открытия для круизов новых рек и стран, а экипажам всех судов компании - хорошей погоды и безаварийного плавания.

P.S. А по приезду домой накатила ностальгия по тем местам, в которых я уже наверное никогда не побываю и по тем людям, которых никогда больше не увижу. Давно со мной такого не случалось... Хорошее было путешествие.


8-й день круиза. Устье Раджанга

Оглавление

 

Александр Соснин, специально для форума интернет-портала Infoflot.ru. Для писем: sosnin@infoflot.com