ТЕПЛОХОД "КОСМОНАВТ ГАГАРИН"
ВАЛААМ - СОРТАВАЛА - КОНЕВЕЦ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
(24-26 июня 2008 года)


В эту навигацию "Инфофлот" поставил в расписание одного рейса Москва - Санкт-Петербург - Москва заход в Сортавалу. Дело в том, что для маршрутов теплохода "Космонавт Гагарин", который с этого года арендует "Инфофлот", захотелось придумать некоторые изюминки. И вот - Сортавала. Туристические теплоходы заходят туда крайне редко, из Москвы - вообще почти никогда. А там есть что посмотреть.

(правда, спустя короткое время и компания "Речтурфлот" объявила о заходах теплохода "Г.В. Плеханов" в Сортавалу, так что мы оказались не одни)

На осмотр всех трех пунктов на Ладоге, Валаама, Сортавалы и Коневца, в расписании было выделено два дня. Их было решено распределить так: первый день - Валаам, стоянка с утра до вечера и две экскурсии, второй день - Сортавала и Коневец, обе стоянки на рейде в связи с малыми глубинами у причалов.

Пропустить первый заход теплохода "Инфофлота" в Сортавалу для меня решительно невозможно. Это, конечно, и простое любопытство и желание увидеть реализацию очередной своей идеи, а с другой стороны для планирования будущих круизов важно видеть, как все происходит: сложный ли заход к месту постановки на рейд, что за рейд, достаточно ли времени заложено в расписание на ход и на стоянку, как сработает принимающая сторона, какие будут отзывы туристов сразу после возвращения, и так далее. Может быть, вообще все это глупости - заходить в Сортавалу. А может, и нет.

Поскольку "Космонавт Гагарин" шел из Москвы, то оптимальным местом для посадки на теплоход был выбран остров Валаам. А до Валаама из Санкт-Петербурга я отправился на теплоходе "Кабаргин".

Итак, пасмурным дождливым вечером 23 июня "Кабаргин" отправился от речного вокзала Санкт-Петербурга:

Отправляться в рейс не на теплоходе "Инфофлота" мне нравится: ни о чем таком не думаешь, едешь, как самый обычный турист, ну и смотришь, как оно там, на других теплоходах. На теплоходах "Инфофлота" мне тоже нравится, так как на них чувствуешь себя неким творцом, и можно всегда прийти, например, в рубку, если становится интересно. И на берегу оставаться тоже неплохо, потому что там в конце концов можно поспать, что не получается в желаемом объеме на теплоходах. Иными словами, мне нравятся абсолютно все варианты проведения времени, и я доволен жизнью. :)

На "Кабаргине" коротаю вечер в уютном баре:

Ночью шли по Ладоге в легком тумане, который сгустился к утру. "Кабаргин" некоторое время выжидал перед входом в Никоновскую бухту, когда туман хотя бы немного рассеется. Задержка получилась незначительной, и вот мы на Валааме (в этот день теплоходы входили в Никоновскую бухту с северной стороны):

Вскоре подошел "Космонавт Гагарин" и встал четвертым бортом:

Стоянка "Гагарина" до 23 часов. В первой половине дня туристы поедут на ОМике в монастырь, во второй половине дня у них экскурсия по скитам Валаама. Ну а я, пожалуй, тоже сделаю себе экскурсию. Давно хотел побывать в удаленных уголках Валаама, но на обычном автомобиле до них не добраться: дороги, где они есть, в очень плохом состоянии. А тут такая удача - предлагается экскурсия по Валааму на джипе Opel Frontera. Ну как можно отказаться? Немного поторговались, и поехали.

Наш путь лежит в северо-западную часть острова. После Игуменского кладбища, где заканчивается "туристическая зона", дорога портится, но для нашего джипа это не проблема:

Дорога сворачивает направо и выходит к восточному берегу острова, в район Тростяного залива. Здесь виден сохранившийся фундамент часовни:

Рядом на поляне - заброшенная сеносушилка:

Каменистый берег Ладоги:

Из-за тумана отсюда сегодня не видны острова Зосимы и Скалистый, хотя они находятся совсем рядом.

А рядом цветет сирень:

Отправляемся в обратном направлении. По пути видим часовню с гробницей, если не ошибаюсь, схимонаха Николая Смиренного. Именно с ним беседовал (и угостился репкой в его келье) посетивший Валаам император Александр I:

Снова проезжаем мимо Спасо-Преображенского монастыря. Здесь развернулось крупное строительство: строится каменная гостиница вместо сгоревшей деревянной летней гостиницы:

Сворачиваем с главной монастырской дороги налево, на второстепенную дорогу. Впрочем, это сложно назвать дорогой или даже направлением:

Снова выезжаем на восточное побережье Валаама, только в другом месте, южнее, чем до этого:

Возвращаемся по лесной дороге на Антониевскую дорогу, ведущую на юг. Пересекаем рукотворные водоемы (каналы), являвшиеся частью мелиоративной системы острова:

Наконец прибываем к бузте Дивной, что расположена в южной оконечности Валаама:

Бухта Дивная - удобный для стоянок судов малого флота естественный залив. Правда, вход в него очень узкий и опасный:

Следуем в сторону западного побережья Валаама - долгим кружным путем аж через Монастырскую ферму. К югу от Никоновской бухты - остатки финских военных сооружений. Одно из них - разведшкола, здание, которое, говорят, пытались взорвать трижды, но оно оказалось крепким. Внутри кое-где даже сохранились обои. Выглядит здание весьма мрачно:

Наконец попадаем на Скалистый берег. Он сегодня покрыт туманом, но даже в таком виде довольно живописен:

Разрушенный старый причал, к которому до начала 1990-х годов подходили туристические суда:

Возвращаемся к туристическому причалу в Никоновской бухте. Здесь сегодня стоят (слева направо): "Космонавт Гагарин", "Кабаргинъ", "Валериан Куйбышев" с финскими туристами и "Виссарион Белинский":

К 20.00 все теплоходы, кроме "Космонавта Гагарина", покинули Валаам. А нам торопиться некуда: до Сорталалы - всего два часа хода, поэтому отправление назначено на 23.00. Туристы гуляют по берегу и наслаждаются тишиной вечернего Валлама.

В 23.00 "Космонавт Гагарин" отправился в рейс, в 23.10 покинул Никоновскую бухту и взял курс не на юг, в сторону Санкт-Петербурга или устья Свири, как это делают другие теплоходы, а на север. Валаам остается позади. Работа судоводителей на озере отличается от работы на реке. На озерах ведутся прокладки и счисление курса, и судовождение здесь практически морское. Судоводители "Космонавта Гагарина" идут в Сортавалу впервые, но при всей их напряженной работе обстановка в рубке спокойная.

В 00.10 вышли в рассчитанную заранее точку поворота на залив Маркатсимансалми, в глубине которого расположена Сортавала. Повернули на северо-восток, и до 01.00 шли проливом. В заранее известном месте, у острова Тенкасари, застопорили машины и отдали правый якорь. Дальше идти нельзя: глубины не позволяют. Завтра за туристами сюда придет "Метеор" и доставит всех в Сортавалу, которая уже совсем недалеко. А у нас - спокойная белая ночь на рейде:

Места здесь очень красивые, но впечатление несколько портит пасмурная погода.

Ранний подъем для туристов - дело, может быть, не самое приятное в круизе, но что можно поделать? Сегодня у нас две стоянки - в Сортавале и у острова Коневец, и без раннего подъема не обойтись. Итак, завтрак первой смены в 06.30, воторой смены - в 07.15, а вскоре из-за поворота показался идущий к нам из Сортавалы "Метеор", носящий имя "Святитель Алексий":

"Святитель Алексий" подошел к борту "Гагарина", принял всех его туристов...

... и отправился в Сортавалу:

А я остался на борту. Я уже неоднократно бывал в Сортавале и в Рускеальском карьере. Из этого прошлогоднего отчета можно составить некоторое представление о том, чего можно ожидать от этой экскурсии.

А тем временем на окрестности опустился туман, да еще и пошел дождь, такое вот сочетание плохой погоды:

К 12 часам другой "Метеор" под названием "Преподобный Серафим" привез участников экскурсии обратно на борт "Космонавта Гагарина":

Какой предварительный вывод можно сделать из первого опыта захода в Сортавалу? В первую очередь: экскурсия туристам понравилась. Впечатление было сначала несколько испорчено автобусами с неработающими микрофонами, но пешеходная прогулка вокруг карьеров в поселке Рускеала все сгладила. Второе: четырех часов стоянки достаточно для поездки в Рускеалу, но времени на знакомство с Сортавалой не остается. И хотя мнения участников экскурсии здесь разделились, и многие говорили, что Сортавала не представляет для них интереса, все-таки будет целесообразно добавить к четырем часам экскурсии еще один-полтора собственно на Сортавалу.

А в остальном - вполне удачный опыт и довольные экскурсией туристы. Дождь, к счастью, их не затронул.

А мы пошли на выход из пролива в Ладожское озеро. Красивые обычно виды сегодня в тумане, а небо пасмурное:

Через полтора часа оставили слева на довольно большом расстоянии остров Валаам. Если присмотреться, на фотографии видны постройки монастыря:

Следующая сегодняшняя остановка - остров Коневец. Здесь "Космонавт Гагарин" тоже впервые, но для "Инфофлота" стоянка вполне обычная: сюда уже три года подряд регулярно заходит "Анатолий Папанов", а в эту навигацию по одному заходу делают также "Илья Муромец" и "Юрий Никулин". На острове царят тишина и спокойствие. Здесь расположены Коневский Рождество-Богородичный монастырь, часовни. Одна из часовень стоит прямо на большом валуне - Конь-камне, служившем раньше для исполнения языческих обрядов. А для любителей полной тишины и уединения хорошо подходит протяженная береговая линия острова.

Подойти к причалу здесь могут только небольшие суда, остальные из-за малых глубин останавливаются на рейде, откуда пассажиров перевозит на берег катер "Коневец":

К 21.30, к ужину, туристы вернулись на теплоход. Это был длинный экскурсионный день со стоянками в необычных для круизных судов местах. Сегодня этот день удался. Хотя, отправляясь в путешествие по Ладожскому озеру, надо иметь в виду непредсказуемый характер этого озера. При сильном волнении высадка пассажиров на рейде Коневца невозможна. Но сегодня погода была к нам благосклонна, и все прошло, как и было запланировано.

Остается позади остров Коневец. "Космонавт Гагарин" следует рекомендованной трассой на юг вдоль западного побережья Ладоги. Прощальный взгляд на Коневец:

Раннее утро 26 июня, причалы речного вокзала Санкт-Петербурга. Мы подходим к седьмому причалу.

Туристам "Гагарина" предстоят два дня в Санкт-Петербурге, причем для некоторых - весьма напряженные два дня. Судите сами: многие в дополнение к основной взяли все дополнительные экскурсии, и в течение этих двух дней, помимо обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу, посетят Петергоф, Кронштадт, совершат прогулку по рекам и каналам города, а также побывают на экскурсии по ночному Петербургу. Подобный график практически не предусматривает времени для сна, но люди сделали такой выбор, и мне как петербуржцу это приятно.

Ну а я пойду забирать машину со стоянки. Поеду на работу.

На главную