Александр Соснин

ПЕРВЫЙ ЭТАП СОГЛАСОВАНИЯ ГРАФИКОВ ДВИЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ НА НАВИГАЦИЮ 2006 ГОДА: ИТОГИ СОВЕЩАНИЯ

С 10 по 19 августа 2005 года на теплоходе "Георгий Жуков" прошел первый этап согласования графиков движения пассажирских транзитных транспортных и туристических судов в навигацию 2006 года.

Совещание по согласованию графиков движения пассажирских судов проводится ежегодно в три этапа: первый этап – в августе, второй – в декабре, третий – в марте. Главная задача совещания – это оптимизация графиков движения и расстановки пассажирских судов у причалов и в камерах шлюзов.

На первом этапе согласования графиков обычно вырисовывается общая картина по работе пассажирского флота на предстоящую навигацию: становится примерно понятным количество судов, которые выйдут в работу, их расстановка по внутренним водным путям, загруженность основных портов и гидросооружений.

В совещании, проводимом Федеральным агентством морского и речного транспорта, приняли участие специалисты предприятия "Канал имени Москвы", бассейнового управления "Волго-Балт", пассажирского порта Санкт-Петербурга, Череповецкого пассажирского порта, причалов Верхние Мандроги и Лодейное Поле, компаний "Волжское пароходство", "Камский пассажирский флот", "Донинтурфлот", "Мостурфлот", "Инфофлот", "Русская пароходная компания на паях", "Австрийские речные круизы".

Участники согласования столкнулись со ставшими традиционными проблемами перегруженности водных путей.

Наиболее "узким" местом на наших водных путях является Нижнесвирский шлюз. В дневное время через этот шлюз желает пройти множество пассажирских судов, тогда как в него помещается только один четырехпалубный теплоход. Немного разгрузить Нижнесвирский шлюз могут петербургские операторы, если примут во внимание рекомендацию, принятую на совещании: выполнять короткие рейсы из Санкт-Петербурга не до пристаней Мандроги и Свирьстрой, а до Лодейного Поля, и таким образом не пользоваться Нижнесвирским шлюзом. Некоторые операторы, работающие на линии Москва – Санкт-Петербург, будут практиковать высадку туристов в Свирьстрое, а посадку – в Лодейном Поле, или наоборот, что дает некоторую "свободу маневра" при прокладке расписания через Нижнесвирский шлюз.

Сильно загружена и лестница из шести шлюзов на Волго-Балтийском водном пути. Пяти пассажирских "ниток", действующих на Волго-Балте, вполне хватает, чтобы обслужить всех желающих, но из-за пачкообразного движения флота порой возникают разногласия между судовладельцами, желающими шлюзовать свои суда одновременно. Кому-то приходится менять расписание прохождения шлюзов Волго-Балта: всех сразу канал обслужить не может.

Проблема возникла и на канале имени Москвы: из-за своей перегруженности канал в один из дней не сможет пропустить заявленное количество пассажирского флота. Из пяти пассажирских ниток лишь две-три по времени подходят для движения теплоходов с иностранными туристами – как на прибытие в Москву, так и на отправление из Москвы. Этих ниток всем желающим порой не хватает. В виде исключения канал имени Москвы в некоторые дни перенес отдельные нитки на время, более удобное для судов, перевозящих иностранных туристов: например, замена нитки на прибытие в Москву в 9.00 на 11.00 позволяет сделать полноценную стоянку в Угличе без раннего подъема туристов.

С теплоходами, работающими на российском рынке, ситуация тоже не простая: количество судов, желающих отправиться из Москвы в пятницу после обеда и вернуться в столицу в воскресенье вечером превышает возможности канала. Поэтому кому-то приходится менять свои планы.

Еще одним лимитриующим фактором для речных перевозок является участок Городец – Нижний Новгород: уже не первый год судовладельцам крупных пассажирских судов предписывается проходить этот участок в жесткие сроки в первой половине дня, когда глубины достаточны для прохождения крупных судов. Всем судовладельцам не следует забывать и про то, что на этом же участке имеется наплавной мост, работа которого может помешать движению тех судов, чьи расписания заранее не согласованы с Волжским бассейновым управлением.

Второй проблемой традиционно является перегруженность отдельных портов и причалов. В 2006 году причал на острове Валаам не будет принимать одновременно более трех судов. Такая норма, связанная с состоянием причала, действовала и раньше, но не всегда соблюдалась. С 2005 года за ее соблюдением стали следить более строго. В результате в некоторые дни Валаам не может принять к причалу всех желающих. Правда, имеется возможность поставить теплоход на рейд и доставлять туристов на берег и обратно монастырскими теплоходами типа "Ом". Но судовладельцы и операторы не хотят пользоваться такой возможностью.

Позитивная тенденция наконец наметилась с причалами в Санкт-Петербурге. Благодаря тому, что бывшие Соляные причалы, находящиеся неподалеку от Уткиной Заводи, теперь благоустроены и могут принимать пассажирские суда, в Санкт-Петербурге одновременно смогут стоять 28 теплоходов в трех местах – у причалов речного вокзала, в Уткиной Заводи и на бывших Соляных причалах. Поэтому пока все заявки судовладельцев на стоянку в Санкт-Петербурге в 2006 году удовлетворены, что в последние годы стало даже несколько непривычным. Правда, до сих пор продолжается судебный процесс по вопросу аренды пассажирских причалов речного вокзала в Санкт-Петербурге, поэтому пока согласование стоянки на этих причалах проводит Федеральное агентство морского и речного транспорта как независимая сторона.

Можно отметить, что сегодня ситуация с перегруженностью водных путей не столь критическая, как это сейчас принято представлять. Проблемы создает только неравномерное движение пассажирского флота. Со стороны же диспетчерских управлений каналов, водных путей и портов делается все возможное, чтобы максимально удовлетворить заявки судовладельцев пассажирского флота и четко организовать движение судов.

На совещании проведена огромная работа по организации движения пассажирских судов в следующую навигацию. Но приходится констатировать, что проведение таких совещаний фактически является доброй волей Федерального агентства морского и речного транспорта, а также руководителей каналов и бассейновых управлений. Необходимость согласования графиков движения пассажирских судов не прописана ни в одном руководящем документе, как ни в одном документе не сказано о том, какова должна быть процедура согласования этих графиков, что такое "нитка шлюзования", почему этими нитками должны пользоваться пассажирские суда и как эти нитки должны распределяться между судовладельцами. Безусловно, ответственность и профессионализм тех, кто занимается организацией движения пассажирского флота, сегодня заменяют многие юридические документы. Но может случиться и так, что отсутствие нормативно-законодательной базы по процедуре согласования графиков движения пассажирских судов сыграет негативную роль для пассажирских перевозок в нашей стране.


На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов