Рубрика "Беседы с ведущими круизными агентствами Москвы и Санкт-Петербурга"

Андрей Рассамахин беседует со Ольгой Васильевной Журавель, директором бюро путешествий "Ладога", Москва.


А.Р. - Расскажите об истории создания Вашей фирмы.

Наша фирма существует с февраля 1993 года. Основу нашей фирмы составили сотрудники известной фирмы "Московское городское бюро путешествий". Название "Ладога" мы себе взяли неслучайно, так как мы очень любили и любим остров Валаам и вообще Ладогу. Мы не представляли себе работу фирмы без направления речных круизов, однако сначала мы активно занимались в основном экскурсионной деятельностью. Мы и сейчас занимаемся экскурсиями, а речными круизами мы плотно занимаемся четвертый год. Мы стараемся претворять в жизнь интересные идеи в этом направлении. С 1998 по 2000 год у нас во фрахте был теплоход "Ленинградец". Он небольшой, всего на 10 человек, но зато мог пройти без проблем по Волхову до Великого Новгорода. Сейчас этим занимается другая компания, но мы тоже с ними работаем. Мы давно мечтали о теплоходе, который из Москвы ходил бы на Соловки, это вообще очень интересное направление. Сейчас, как вы знаете, из Москвы туда ходят три теплохода, причем один из них, "Белинский" 646 проекта, непосредственно на остров. Из Петербурга-то мы на Соловки ходили, был у нас такой одноименный с названием фирмы теплоход "Ладога".

Какие преимущества существуют при покупке путевки у турагента?

При покупке путевок в агентстве преимущество одно. Оно очень значительное и очевидное: мы предлагаем все теплоходы, которые только есть на рынке речных круизов, а любой оператор только свои. Мы занимаемся всеми Российскими и Украинскими речными круизами.

А какие есть сложности в работе агента?

Сложности? Их, пожалуй, две, основных. Рынок перенасыщен, особенно в Москве, при этом соотношение цена/качество приходит в полное несоответствие с запросами туристов. В этих условиях хотелось бы, чтобы операторы проводили более гибкую политику в области скидок. Хотя, есть и другие примеры. Туристическая компания "Инфофлот", например, если устанавливает какие-то скидки для туристов, то применяет их не только при продаже у себя в офисе, но и мы эти путевки продаем на тех же условиях. В результате мы смогли еще в ноябре продать достаточно много путевок на теплоход "Василий Чапаев". Далеко не все туроператоры, к сожалению, поступают так же.

Вторая проблема для нас касается круизов с отправлением не из Москвы. Нас связывают по рукам и ногам правила железной дороги. У нас, как и в прошлые годы, во фрахте целый рейс четырехпалубного теплохода. В прошлом году это был "Валериан Куйбышев" (проект 92-016), в этом - "Виссарион Белинский" (проект 301). Это рейс на День Независимости из Петербурга на Валаам с заходом в Мандроги. Рейс мы ориентировали на москвичей, и продаем его в комплекте с билетами на поезд, и еще у нас запланированы экскурсии по Санкт-Петербургу. В результате мы вынуждены покупать билеты заранее, за 60 дней, причем это должны быть именные билеты. Теперь мы встали перед проблемой обмена билетов на имя туристов, купивших путевки. Из-за таких проблем еще очень сложно переломить стереотип массового клиента, привыкшего ездить в круизы с отправлением из Москвы. Ведь этот вариант, между прочим, значительно более дешевый для москвичей, желающих посетить остров Валаам. Такой спрос есть и со стороны индивидуальных клиентов, и со стороны корпоративных, которые по маршрутам из Москвы в Тверь или Углич уже плавали.

Такая еще проблема: появилось много новых и небольших судовладельцев, которые, говоря мягко, мало что понимают в организации всей системы круизного бизнеса. При этом они подчас в средствах не стеснены и амбиции имеют очень большие. Но очень мало понимания, что и как надо делать. Они и клиентуру оттягивают, и обязательств перед партнерами не выполняют.

Или взять ситуацию с обновленным теплоходом "Н. Яковлев" (331 проект). Мы очень любим северные маршруты, вообще весь Русский Север. Мы даже хотели взять эти рейсы "Яковлева" во фрахт, так много было желающих, и слава Богу, что не успели этого сделать. Мы продали очень много путевок на эти рейсы, а сейчас они отменены. Я считаю, что в первую очередь это вина судовладельца. Вот на Волхове тоже нет обстановки, но это не мешает договариваться и согласовывать такие рейсы. В любом случае эти вопросы надо решать заранее, а не в последний момент.

Ну и конечно же важна ценовая политика операторов. Мы всё понимаем, цена на топливо растет, все остальное тоже дорожает, но однако не в такой степени, как растут цены на путевки.

Как бы вы оценили перспективы навигации-2005 в сравнении с прошлым годом?

Мне трудно сейчас судить о всей системе в целом, наверное те операторы, которые проводят более взвешенную и гибкую политику в области цен и скидок, имеют и загрузку своих теплоходов несколько выше средней. А на примере нашего рейса скажу, что из 320 мест на сегодняшний день 60 не продано. Я считаю, что это тревожный показатель, тем более что занятые места проданы в основном "корпоративщикам", а индивидуальных туристов очень мало.

А что, по Вашему мнению, можно сделать?

Прежде всего, я считаю, операторам необходимо более тесное взаимодействие. Можно назвать это как угодно - кооперация или еще как. В ценовых вопросах - обязательно. Наверное, нужны какие-то совместные рекламные акции. А вообще операторам нужно более доверять агентствам. Для начала не перетягивать на себя комиссию, которую они обычно платят нам, а вместо этого иногда отдают клиентам в виде скидок, к тому же урезанных. Не надо забывать, все же, что у оператора несколько иные задачи, он прежде всего должен обеспечивать сервис на борту, экскурсионную программу, весь остальной комплекс. А еще очень важно, чтобы оператор не забывал, зачем вообще туристы ездят в речные круизы. Ведь прежде всего это экскурсионный продукт, и экскурсионную программу надо разнообразить. Чтобы туристы знали, например, что они едут не только в Ярославль, но посетят при этом еще Ростов Великий. Или вот опять же "Чапаев" - в этом году экскурсия в Ижевск во время стоянки в Сарапуле в рейсе Москва - Пермь - Уфа - Москва. Это безусловно интересная новинка. Мы вообще, раз уж речь зашла, очень внимательно следим за предлагаемыми на "Чапаеве" новыми маршрутами.

Еще пример: теплоход "Юрий Никулин" из Самары пользуется хорошим спросом из-за того, что выходит в Азовское море. Да и сам теплоход получился очень симпатичный. Я хочу, чтобы вы заметили, что как только появляется рейс с элементами нестандартной экскурсионной программы, он сразу же привлекает внимание туристов. Ну и разумеется про сервис нельзя забывать, совершенствовать его, так как соотношение цена/качество давно достигло предела, о чем мы уже говорили.

Также хочу отметить кадровую проблему. Не хватает профессиональных методистов. Люди это, как правило, немолодые, работать им с каждым годом труднее, а новые люди приходят на такую работу нечасто. К тому же их еще надо учить работе, учить серьезно и с применением современных подходов, так как времена меняются, и работа методиста-экскурсовода также должна отвечать современным требованиям.

А директора круиза?

Это даже в меньшей степени касается директоров круизов, так как директор круиза это, прежде всего, администратор и менеджер, и подготовить такого специалиста тоже важно, но все же, как мне кажется, несколько проще.

Ваше отношение к модернизации теплоходов?

Вы знаете, тут есть разные примеры. Мне не нравится, когда такая переделка заключается в том, что в стандартную каюту втискивают санузел размером со шкаф, и считают такую каюту комфортабельной. Если уж делать, то как положено, с увеличением площади каюты и нормальным санузлом. Хотя понятно, что при этом будет уменьшаться пассажировместимость и, как следствие, расти цена. Однако другого выхода нет, если мы хотим хотя бы часть теплоходов или кают сделать комфортабельными. Из переделанных в последнее время теплоходов 305-го проекта мне больше всего нравится "Бородино", очень хорошо сделали. Получился очень элегантный теплоход. Путевки, правда, на него из-за этого подорожали.

Зато, наверное, это поможет удовлетворить спрос на комфортабельные путешествия на традиционных для 305-го проекта маршрутах. Спасибо Вам за ответы и успехов в работе.

Спасибо, желаю вашему порталу также успехов.


Андрей Рассамахин (info@infoflot.ru)


На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов