Александр Соснин

ПАРОХОД "РОТТЕРДАМ": ЖИВАЯ ИСТОРИЯ


Пароход РОТТЕРДАМ«Судно будущего… сегодня». Под таким рекламным лозунгом начал жизнь пароход «Роттердам», спущенный на воду в Роттердаме в присутствии королевы Нидерландов Джулианы 13 сентября 1958 года. Принадлежащему компании Holland America Line лайнеру изначально была уготована роль флагмана голландского судостроения и голландского пассажирского флота.

Спроектированный и построенный в Голландии, «Роттердам» был передовым для своего времени судном. Лайнер проектировался как двухцелевой. Главной его задачей было выполнение трансатлантических рейсов между Роттердамом и Нью-Йорком. Это предполагало движение судна с постоянной высокой скоростью в течение нескольких суток. В то же время «Роттердам» предназначался и для круизов, в которых бывает много длительных остановок, а скорость движения может часто меняться. Поэтому котлы «Роттердама» были спроектированы так, чтобы эффективно работать в разных режимах, в том числе и когда расход пара турбинами невысок.

Строительство парохода РОТТЕРДАМЧетыре котла и две группы паровых турбин были вынесены в корму. За счет этого была решена главная задача: рестораны удалось разместить в центральной части судна, причем на нижних палубах. При этом трубы парохода тоже оказались расположены в корме, что значительно снизило задымление открытых палуб. Правда, с расположением труб возникла проблема: вынесенные в корму, они нарушили бы пропорции судна и выглядели бы громоздко. Поэтому конструкторы сделали их узкими и высокими, выглядящими как две мачты, соединенные горизонтальной планкой. Со стороны может показаться, что у «Роттердама» вообще нет труб, но это, конечно, не так.

Для улучшения остойчивости судна верхние ярусы надстроек «Роттердама» были сооружены из алюминия. Использование алюминия значительно увеличивало строительную стоимость парохода, и дешевле было бы обойтись установкой балласта на днище. Но было и другое соображение – сделать судно легким и добиться меньшего расхода топлива.

Ресторан пароходаТрадиционно трансатлантические лайнеры имели трехклассную компоновку пассажирских помещений. Третий класс предназначался для бедных эмигрантов, собравшихся в Новый свет за лучшей жизнью. Однако после Второй мировой войны расслоение между слоями населения Европы стало понемногу уменьшаться, и в 1950-е годы необходимость в третьем классе исчезла. «Роттердам» проектировался как двухклассное судно. В те годы было принято располагать пассажирские помещения первого класса в носовой части парохода, а помещения туристского класса – ближе к кормовой части. Существовали и альтернативы такой компоновке, но на «Роттердаме» было применено принципиально новое решение: оба класса располагались на протяжении всего судна, от носа до кормы, только на разных палубах. Общественные помещения обоих классов находились на двух соседних палубах и были практически одинаковыми, только по-разному оформленными: помещения первого класса – в более спокойном стиле. Театр же занимал две палубы, поскольку был двухъярусным: пассажиры первого класса во время представлений сидели на балконе, а пассажиры туристского класса – в партере.

Ritz CarltonПри использовании в качестве круизного судна «Роттердам» довольно быстро превращался в лайнер с одноклассной компоновкой помещений, чему способствовало горизонтальное расположение классов и похожее оформление ресторанов. Это сыграло положительную роль в судьбе судна.

3 сентября 1959 года «Роттердам» отправился в свой первый рейс по маршруту Роттердам – Нью-Йорк. Ставший сейчас классическим силуэт с двумя тонкими трубами вызвал ожесточенные споры в тогдашнем обществе любителей морского флота. Впрочем, очень быстро профиль «Роттердама» полюбили, как и сам лайнер, у которого появилось множество поклонников и постоянных пассажиров.

На открытой палубеВ 1960-е годы с развитием пассажирской авиации потребность в трансатлантических лайнерах стала сходить на нет. В 1971 году «Роттердам» совершил свой последний трансатлантический рейс, и после этого стал чисто круизным судном. В этом смысле «Роттердам» уникален. Большинство его собратьев в силу своей компоновки и конструктивных особенностей либо не смогли работать в качестве круизных судов, либо смогли, но только после серьезной реконструкции. «Роттердам» же дожил до наших дней практически в оригинальном виде, успешно проработав на круизном рынке более сорока лет!

«Роттердам» стал очень популярным круизным судном. Особенно он прославился своими ежегодными кругосветными плаваниями, во время одного из которых в 1976 году лайнер попал в сильнейший шторм и получил повреждения, причем крен судна в какой-то момент достиг 45 градусов.

Закрытая прогулочная палубаВ 1997 году вступили в силу новые требования международной конвенции о безопасности морских перевозок SOLAS. Новые требования SOLAS стали началом конца для многих старых пассажирских судов, остававшихся в работе.Чтобы привести «Роттердам» к новым требованиям, было необходимо вложить в судно около сорока миллионов долларов. Holland America Line, начавшая к тому времени активное строительство нового флота, объявила о продаже парохода.

Свой последний сезон в составе флота компании Holland America Line «Роттердам» провел на Аляске, выполняя недорогие недельные круизы из Ванкувера в Сьюард и обратно. 12 сентября 1997 года прославленный лайнер отправился в заключительный круиз по маршруту Ванкувер – Форт Лаудердейл через Панамский канал. На борту «Роттердама» собралось множество его давних поклонников, и всех волновала дальнейшая судьба судна. «Роттердам» не закончил карьеру. Он был продан в компанию Premier Cruises и переименован в «Рембрандт». Внешнее оформление судна, «черный низ, белый верх», было сохранено. Было сохранено и оформление большинства пассажирских помещений.

Под именем РЕМБРАНДТВ последующие годы «Рембрандт» успешно работал в составе флота компании Premier Cruises. Лайнер сохранил свой стиль и свою популярность, что не могло не радовать его многочисленных поклонников. Россияне тоже нередко бывали пассажирами парохода в интересных и недорогих круизах по Средиземному морю. Но к 2000 году планы компании Premier Cruises относительно «Рембрандта» изменились. Было объявлено, что он будет использоваться на коротких трех- и четырехдневных увеселительных круизах из Лос-Анджелеса, то есть на «пьяных рейсах». Более того, компания приняла решение унифицировать стиль парохода с остальными судами компании: переименовать его в Big Red Boat IV и перекрасить корпус судна в красный цвет. Эти намерения вызвали протесты поклонников лайнера со всего мира. Планам компании действительно не довелось сбыться, но по другой причине.

РЕМБРАНДТ в ожидании своей участи в порту Фрипорт, БагамыНочью 13 сентября 2000 года капитан «Рембрандта» получил приказание прервать круиз и следовать в канадский порт Галифакс в связи с банкротством компании Premier Cruises. В порту судно было арестовано, а пассажиры высажены на берег. Спустя некоторое время «Рембрандт» без пассажиров на борту вышел из Галифакса и отправился на Багамы, где ошвартовался в порту Фрипорта и стал ждать покупателей.

Серьезных желающих приобрести старый пароход не было: его будущее ограничивалось 2010 годом, после которого «Рембрандт» не сможет совершать круизы из-за несоответствия требованиям SOLAS. В 2001 году энтузиасты морского флота создали фонд по спасению парохода. Наряду с этим большой интерес к пароходу проявила администрация города Роттердама, откуда много лет назад «Роттердам» отправился в свой первый рейс. В конечном итоге эти усилия РЕМБРАНДТ в Гибралтареувенчались успехом, и весной 2003 года пароход был продан голландской компании для использования в качестве отеля, музея и конгресс-центра в Роттердаме.

17 июня 2004 года «Рембрандт» отправился в свой заключительный рейс через Атлантику – правда, не своим ходом, а на буксире. В Гибралтаре, куда пароход прибыл через три недели, приступили к ремонту парохода, в том числе к демонтажу асбестовых конструкций. Тем временем ситуация вокруг судна развивалась не лучшим образом: финансовые проблемы его владельцев привели сначала к остановке ремонтных работ, а затем и к банкротству судовладельца. Порт Роттердама начал переговоры с рядом потенциальных покупателей. Ожидается, что сделка по покупке парохода с одной из голландских компаний состоится в ближайшее время, ремонт парохода будет завершен и «Роттердам» наконец вернется в родной город, где его ждет долгая жизнь и судьба одной из главных городских достопримечательностей.

Технические характеристики парохода «Роттердам»:
Длина – 228 м
Ширина – 28 м
Водоизмещение – 37 783 грт
Скорость – 21,5 узлов
Пассажировместимость – 1466 человек

Использованы фотографии с сайтов simplonpc.co.uk, maritimematters.com, ssrotterdam.net и из архивов Александра Соснина и Vincenzo Miele

Санкт-Петербург, май 2005 года

 

На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов