Александр Соснин
ПАРОХОД "РОТТЕРДАМ": ЖИВАЯ ИСТОРИЯ
«Судно будущего… сегодня». Под таким рекламным лозунгом начал жизнь пароход «Роттердам», спущенный на воду в Роттердаме в присутствии королевы Нидерландов Джулианы 13 сентября 1958 года. Принадлежащему компании Holland America Line лайнеру изначально была уготована роль флагмана голландского судостроения и голландского пассажирского флота.
Спроектированный и построенный в Голландии, «Роттердам» был передовым для своего времени судном. Лайнер проектировался как двухцелевой. Главной его задачей было выполнение трансатлантических рейсов между Роттердамом и Нью-Йорком. Это предполагало движение судна с постоянной высокой скоростью в течение нескольких суток. В то же время «Роттердам» предназначался и для круизов, в которых бывает много длительных остановок, а скорость движения может часто меняться. Поэтому котлы «Роттердама» были спроектированы так, чтобы эффективно работать в разных режимах, в том числе и когда расход пара турбинами невысок.
Четыре котла и две группы паровых турбин были вынесены в корму. За счет этого была решена главная задача: рестораны удалось разместить в центральной части судна, причем на нижних палубах. При этом трубы парохода тоже оказались расположены в корме, что значительно снизило задымление открытых палуб. Правда, с расположением труб возникла проблема: вынесенные в корму, они нарушили бы пропорции судна и выглядели бы громоздко. Поэтому конструкторы сделали их узкими и высокими, выглядящими как две мачты, соединенные горизонтальной планкой. Со стороны может показаться, что у «Роттердама» вообще нет труб, но это, конечно, не так.
Для улучшения остойчивости судна верхние ярусы надстроек «Роттердама» были сооружены из алюминия. Использование алюминия значительно увеличивало строительную стоимость парохода, и дешевле было бы обойтись установкой балласта на днище. Но было и другое соображение – сделать судно легким и добиться меньшего расхода топлива.
Традиционно трансатлантические лайнеры имели трехклассную компоновку пассажирских помещений. Третий класс предназначался для бедных эмигрантов, собравшихся в Новый свет за лучшей жизнью. Однако после Второй мировой войны расслоение между слоями населения Европы стало понемногу уменьшаться, и в 1950-е годы необходимость в третьем классе исчезла. «Роттердам» проектировался как двухклассное судно. В те годы было принято располагать пассажирские помещения первого класса в носовой части парохода, а помещения туристского класса – ближе к кормовой части. Существовали и альтернативы такой компоновке, но на «Роттердаме» было применено принципиально новое решение: оба класса располагались на протяжении всего судна, от носа до кормы, только на разных палубах. Общественные помещения обоих классов находились на двух соседних палубах и были практически одинаковыми, только по-разному оформленными: помещения первого класса – в более спокойном стиле. Театр же занимал две палубы, поскольку был двухъярусным: пассажиры первого класса во время представлений сидели на балконе, а пассажиры туристского класса – в партере.
При использовании в качестве круизного судна «Роттердам» довольно быстро превращался в лайнер с одноклассной компоновкой помещений, чему способствовало горизонтальное расположение классов и похожее оформление ресторанов. Это сыграло положительную роль в судьбе судна.
3 сентября 1959 года «Роттердам» отправился в свой первый рейс по маршруту Роттердам – Нью-Йорк. Ставший сейчас классическим силуэт с двумя тонкими трубами вызвал ожесточенные споры в тогдашнем обществе любителей морского флота. Впрочем, очень быстро профиль «Роттердама» полюбили, как и сам лайнер, у которого появилось множество поклонников и постоянных пассажиров.
В 1960-е годы с развитием пассажирской авиации потребность в трансатлантических лайнерах стала сходить на нет. В 1971 году «Роттердам» совершил свой последний трансатлантический рейс, и после этого стал чисто круизным судном. В этом смысле «Роттердам» уникален. Большинство его собратьев в силу своей компоновки и конструктивных особенностей либо не смогли работать в качестве круизных судов, либо смогли, но только после серьезной реконструкции. «Роттердам» же дожил до наших дней практически в оригинальном виде, успешно проработав на круизном рынке более сорока лет!
«Роттердам» стал очень популярным круизным судном. Особенно он прославился своими ежегодными кругосветными плаваниями, во время одного из которых в 1976 году лайнер попал в сильнейший шторм и получил повреждения, причем крен судна в какой-то момент достиг 45 градусов.
В 1997 году вступили в силу новые требования международной конвенции о безопасности морских перевозок SOLAS. Новые требования SOLAS стали началом конца для многих старых пассажирских судов, остававшихся в работе.Чтобы привести «Роттердам» к новым требованиям, было необходимо вложить в судно около сорока миллионов долларов. Holland America Line, начавшая к тому времени активное строительство нового флота, объявила о продаже парохода.
Свой последний сезон в составе флота компании Holland America Line «Роттердам» провел на Аляске, выполняя недорогие недельные круизы из Ванкувера в Сьюард и обратно. 12 сентября 1997 года прославленный лайнер отправился в заключительный круиз по маршруту Ванкувер – Форт Лаудердейл через Панамский канал. На борту «Роттердама» собралось множество его давних поклонников, и всех волновала дальнейшая судьба судна. «Роттердам» не закончил карьеру. Он был продан в компанию Premier Cruises и переименован в «Рембрандт». Внешнее оформление судна, «черный низ, белый верх», было сохранено. Было сохранено и оформление большинства пассажирских помещений.
В последующие годы «Рембрандт» успешно работал в составе флота компании Premier Cruises. Лайнер сохранил свой стиль и свою популярность, что не могло не радовать его многочисленных поклонников. Россияне тоже нередко бывали пассажирами парохода в интересных и недорогих круизах по Средиземному морю. Но к 2000 году планы компании Premier Cruises относительно «Рембрандта» изменились. Было объявлено, что он будет использоваться на коротких трех- и четырехдневных увеселительных круизах из Лос-Анджелеса, то есть на «пьяных рейсах». Более того, компания приняла решение унифицировать стиль парохода с остальными судами компании: переименовать его в Big Red Boat IV и перекрасить корпус судна в красный цвет. Эти намерения вызвали протесты поклонников лайнера со всего мира. Планам компании действительно не довелось сбыться, но по другой причине.
Ночью 13 сентября 2000 года капитан «Рембрандта» получил приказание прервать круиз и следовать в канадский порт Галифакс в связи с банкротством компании Premier Cruises. В порту судно было арестовано, а пассажиры высажены на берег. Спустя некоторое время «Рембрандт» без пассажиров на борту вышел из Галифакса и отправился на Багамы, где ошвартовался в порту Фрипорта и стал ждать покупателей.
Серьезных желающих приобрести старый пароход не было: его будущее ограничивалось 2010 годом, после которого «Рембрандт» не сможет совершать круизы из-за несоответствия требованиям SOLAS. В 2001 году энтузиасты морского флота создали фонд по спасению парохода. Наряду с этим большой интерес к пароходу проявила администрация города Роттердама, откуда много лет назад «Роттердам» отправился в свой первый рейс. В конечном итоге эти усилия увенчались успехом, и весной 2003 года пароход был продан голландской компании для использования в качестве отеля, музея и конгресс-центра в Роттердаме.
17 июня 2004 года «Рембрандт» отправился в свой заключительный рейс через Атлантику – правда, не своим ходом, а на буксире. В Гибралтаре, куда пароход прибыл через три недели, приступили к ремонту парохода, в том числе к демонтажу асбестовых конструкций. Тем временем ситуация вокруг судна развивалась не лучшим образом: финансовые проблемы его владельцев привели сначала к остановке ремонтных работ, а затем и к банкротству судовладельца. Порт Роттердама начал переговоры с рядом потенциальных покупателей. Ожидается, что сделка по покупке парохода с одной из голландских компаний состоится в ближайшее время, ремонт парохода будет завершен и «Роттердам» наконец вернется в родной город, где его ждет долгая жизнь и судьба одной из главных городских достопримечательностей.
Технические характеристики парохода «Роттердам»:
Длина – 228 м
Ширина – 28 м
Водоизмещение – 37 783 грт
Скорость – 21,5 узлов
Пассажировместимость – 1466 человек
Использованы фотографии с сайтов simplonpc.co.uk, maritimematters.com, ssrotterdam.net и из архивов Александра Соснина и Vincenzo Miele
Санкт-Петербург, май 2005 года
Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов