Александр Соснин
СТАРШИЙ БРАТ "ТИТАНИКА"
Как сложилась бы судьба печально знаменитого лайнера «Титаник», если бы в своем первом рейсе он не столкнулся с айсбергом и не затонул в Атлантическом океане? Ответа на этот вопрос нет. Но не многие вспоминают, что у «Титаника» были два однотипных собрата, один из которых, «Олимпик», и после гибели «Титаника» долго сохранял свою популярность.
В начале XX века британская компания «Кунард Лайн» построила ставшие знаменитыми лайнеры-скороходы «Лузитания» и «Мавритания». Эти суда были привлекательны для пассажиров не только высоким уровнем комфорта, но и тем, что они пересекали Атлантику за рекордно короткий срок. Это было важным преимуществом, благодаря которому компании «Кунард Лайн» удалось значительно укрепить свои позиции в борьбе со своим основным конкурентом, компанией «Уайт Стар Лайн». Руководство «Уайт Стар Лайн» сочло неразумным борьбу с «Кунардом» и набиравшими силу немецкими судоходными компаниями за время пересечения Атлантики. Дело в том, что на тот момент дальнейшее увеличение скорости трансатлантических лайнеров настолько повышало их эксплуатационные расходы, что делало их строительство бессмысленным. Однако проиграть конкурентную борьбу тоже было нельзя.
В конце 1907 года компанией «Уайт Стар Лайн» было принято решение о строительстве на верфи «Харленд энд Воллф» в Белфасте трех судов, уступающих в скорости скороходам «Кунарда», зато за счет увеличения ширины корпуса превосходящих их по пассажировместимости, грузоподъемности и комфорту. На лайнерах длиной 259 метров, шириной 28 метров и водоизмещением 52 тысячи тонн предусматривались места для 2566 пассажиров в каютах трех классов, причем пассажирам всех классов предоставлялись невиданные до этого удобства.
В 1908 и 1909 годах было начато строительство первых двух судов серии. Первое из них было названо «Олимпик», второе – «Титаник», причем оба судна строились рядом, в одном цехе. Строительство третьего судна было запланировано на более поздний срок. 20 октября 1910 года «Олимпик» был спущен на воду, 31 мая 1911 года, после завершения достроечных работ, он вышел на ходовые испытания, а 14 июня того же года отправился в свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк. Для «Олимпика» подобрали лучший командный состав в компании «Уайт Стар Лайн», настоящую элиту британского морского флота. Командовал лайнером капитан Эдвард Смит, который спустя некоторое время станет первым и последним капитаном «Титаника». Старшим помощником капитана был назначен Генри Уайльд, а первым помощником капитана – Уильям Мэрдок. Оба офицера вместе с капитаном Смитом в дальнейшем перейдут на «Титаник» и погибнут вместе с судном. Кстати, именно во время вахты Мэрдока произойдет роковая встреча «Титаника» с айсбергом. Но до этого момента оставался почти год. А пока первые плавания «Олимпика» по маршруту Саутгемптон – Нью-Йорк сопровождались широкой рекламной компанией по обе стороны океана. «Олимпик» стал бесспорным успехом компании «Уайт Стар Лайн», а пассажиры настолько полюбили новый лайнер, что вскоре начали периодически возникать проблемы с билетами в каюты первого класса.
Руководство «Уайт Стар Лайн» отнеслось к первым рейсам «Олимпика» с большой ответственностью. Именно в этих рейсах были приняты решения о ряде улучшений на еще строящемся «Титанике»: была слегка изменена планировка некоторых помещений, за счет уменьшения площади прогулочных палуб было увеличено количество пассажирских кают, появились каюты-апартаменты, всего две, а также создано кафе в парижском стиле, примыкавшее к ресторану. Наконец, первые рейсы показали, что часть прогулочной палубы лайнера недостаточно защищена от непогоды, поэтому на «Титанике» ее было решено сделать закрытой, с раздвижными окнами. В дальнейшем оба лайнера, «Титаник» и «Олимпик», визуально можно было различить именно по этой прогулочной палубе.
В пятом рейсе случилась авария. Утром 20 сентября 1911 года, на выходе из Саутгемптонского залива, «Олимпик» столкнулся с британским крейсером «Хок» и получил двенадцатиметровую пробоину в правом борту. Расследование показало, что «Хок» попал в зону внешнего гидродинамического давления, и перестал управляться. Большая степень вины, однако, лежала на капитане «Олимпика» Э. Дж. Смите, поскольку лайнер уклонился от курса и нарушил безопасное расстояние между судами. Едва начавшийся рейс был прерван, и «Олимпик» вернулся в Белфаст на верфь для ремонта. Ремонтные работы по «Олимпику» несколько задержали достройку и первый рейс «Титаника».
Наступил 1912 год. В феврале «Олимпик» прошел еще один небольшой ремонт в Белфасте – ему заменили гребной винт. Вскоре на лайнере сменился старший командный состав – капитан Смит и старшие офицеры были назначены на новый лайнер «Титаник». Планировалось, что после первого рейса «Титаника» Уильям Мэрдок пойдет на повышение и займет на «Титанике» место старшего помощника капитана, а Генри Уайльд вернется на «Олимпик». Командование «Олимпиком» принял известный капитан Герберт Хэддок.
Во время гибели «Титаника» в ночь на 15 апреля 1912 года «Олимпик» находился в очередном рейсе из Нью-Йорка в Саутгемптон. Получив информацию о бедствии, «Олимпик» поспешил на помощь к брату-близнецу, однако он находился на значительном расстоянии от места катастрофы, и спасшихся пассажиров подобрал лайнер «Карпатия». Капитан «Олимпика» предложил взять к себе на борт часть спасенных, однако от этой идеи было решено отказаться, поскольку возникли опасения, что появление копии «Титаника» вызовет ужас у находящихся в шоке людей. Несмотря на это, «Олимпик» попросили держаться в пределах видимости «Карпатии», поскольку мощности радиостанции «Карпатии» не хватало для того, чтобы связаться с берегом, а радиостанция на «Олимпике» имела достаточную для связи с берегом мощность. Списки спасенных передавались радисту «Олимпика», который немедленно отправлял их на береговую радиостанцию. Через некоторое время «Олимпик», на котором находились сотни спешащих в Европу пассажиров, продолжил плавание по своему маршруту.
Настроение на борту «Олимпика» как среди пассажиров, так и среди членов экипажа, было подавленным. У многих на «Титанике» погибли родственники, друзья или знакомые. К тому же сам факт гибели однотипного судна подействовал на всех крайне угнетающе. Судно погрузилось в траур, были отменены все развлекательные мероприятия. Прекратились даже традиционные для океанских лайнеров светские беседы в ресторанах, салонах и на палубах. В том же рейсе пассажиры и команда «Олимпика» провели сбор средств в помощь пострадавшим, и собрали значительную сумму.
24 апреля 1912 года «Олимпик» по расписанию должен был отправиться в очередной рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Но, поскольку на «Титанике» не хватило шлюпок, чтобы спасти всех людей, команда «Олимпика» отказалась выходить в море до тех пор, пока «Олимпик» не обеспечат необходимым количеством шлюпок. Часть экипажа покинула корабль в Саутгемптоне. Рейс был сорван.
Спустя месяц в Нью-Йорке на борт «Олимпика» прибыла американская комиссия по расследованию обстоятельств гибели «Титаника» и подробнейшим образом изучила однотипный лайнер. Капитану Хэддоку, на которого в последнее время свалилось столько проблем, пришлось проявлять чудеса дипломатии и удовлетворять все просьбы дотошной комиссии, в том числе спускать на воду шлюпки с матросами, имитируя условия последней ночи «Титаника».
В том же году «Олимпик» прибыл на верфь «Харленд энд Воллф», где в течение шести месяцев была проведена его дорогостоящая реконструкция: приподнято второе дно и увеличена высота водонепроницаемых переборок. Эти меры были приняты по результатам гибели «Титаника». Теперь «Олимпик» мог удержаться на плаву даже в случае затопления шести отсеков. Лишь 2 апреля 1913 года «Олимпик» вышел в первый после реконструкции рейс.
Следующий год в жизни лайнера и компании «Уайт Стар Лайн» был весьма успешным. Популярность «Олимпика» среди пассажиров продолжала возрастать, несмотря на то, что он был копией «Титаника». Лайнер заканчивал очередной трансатлантический рейс, когда началась Первая мировая война. Увеличив скорость, «Олимпик» прибыл в Нью-Йорк раньше расписания. Было принято решение оставить лайнер на трансатлантической линии, тем более что с началом войны появилось очень много желающих уехать из неспокойной Европы. В октябре «Олимпик» спас моряков военного корабля «Одейшиес», подорвавшегося на мине у берегов Ирландии. С сентября 1915 года «Олимпик» стал транспортным судном для перевозки войск под названием «T-2810». Судно было перекрашено в маскировочные цвета и оборудовано шестидюймовыми орудиями для защиты от подводных лодок. В апреле 1917 года «Олимпик» включили в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 тысяч военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим, а один раз невероятным маневром таранил и потопил подводную лодку.
Кстати, во время Первой мировой войны погиб младший брат «Олимпика» и «Титаника» - лайнер «Британник», третье и последнее судно серии. Сначала планировалось, что новый лайнер получит название «Гигантик», но после гибели «Титаника» было решено выбрать ему более скромное, и в то же время патриотичное имя «Британник». Он был заложен 30 нобяря 1911 года и должен был выйти в первое плавание летом 1914 года, но конструктивные доработки, которые потребовалось сделать после гибели «Титаника», задержали выход судна с верфи. Не отличаясь от своих старших братьев внешне, по комфорту для пассажиров «Британник» был лучшим из серии. На нем появилась еще одна парикмахерская, детская игровая комната, гимнастический зал для пассажиров второго класса, четвертый лифт. Было не забыто, что радисты «Титаника» из-за своей занятости не всегда успевали передавать на мостик радиограммы, связанные с навигационной обстановкой, поэтому на «Британнике» появилась пневматическая почта, связывавшая радиорубку и мостик. К сожалению, пассажиры не успели оценить достоинства нового лайнера. С началом войны он был переоборудован в судно-госпиталь, и уже в таком качестве вышел в свое первое плавание в конце 1915 года. 12 ноября 1916 года «Британник» подорвался на мине в проливе Кеа, недалеко от Греции. Несмотря на то, что лайнер тонул всего 55 минут, большинство людей, находившихся на борту, удалось спасти.
После окончания войны «Олимпик» вернулся к мирной работе на трансатлантической линии, а вскоре встал на очередную длительную реконструкцию, во время которой его двигатели были переведены с угля на мазут. Реконструкция продолжалась почти год, и только 25 июня 1920 года «Олимпик», первым из крупных трансатлантических лайнеров начавший использовать мазут в качестве топлива, вернулся к работе.
Двадцатые годы были звездным временем для «Олимпика». Забылась гибель однотипного «Титаника». Напротив, «Олимпик» завоевал репутацию чрезвычайно надежного судна. В эти годы жизнь лайнера текла ровно и размеренно, он регулярно пересекал Атлантический океан с пассажирами на борту, и пользовался большой популярностью. Но не обошлось без аварии. 22 мая 1924 года в Нью-Йорке «Олимпик» столкнулся с лайнером «Святой Георгий», после чего ему пришлось заменить значительную часть кормовой обшивки, что для лайнера такого размера представляло некоторую сложность.
В 1928 году была проведена модернизация пассажирских помещений лайнера. Но возраст начинал брать свое. Уже к 1930 году стали появляться механические проблемы и усталостные трещины в корпусе. Дошло до того, что в 1931 году судну был выдан сертификат годности к плаванию по состоянию корпуса всего на полгода. Правда, в дальнейшем он все-таки был продлен. Несмотря на это, «Уайт Стар Лайн» по праву гордилась своим лайнером и планировала строительство нового судна «Океаник» для работы в паре с «Олимпиком». Однако этому не суждено было сбыться.
В тридцатые годы мировой экономический кризис обернулся серьезными проблемами для судоходных компаний. Чтобы остаться на плаву, две британские компании, «Уайт Стар Лайн» и «Кунард Лайн», объединились. В 1934 году появилась новая компания «Кунард – Уайт Стар», которой был передан весь пассажирский флот двух компаний, в том числе «Олимпик». А вскоре после этого, 16 мая 1934 года, «Олимпик» в густом тумане налетел на плавучий маяк Нантакет у побережья Канады и потопил его вместе с семью членами экипажа. Все вокруг разом вспомнили про катастрофу однотипного «Титаника», и немедленно нашли в этих двух событиях много общего. Кроме того, продолжалось строительство нового лайнера «Куин Мэри», рядом с которым «Олимпику» места уже не было. В условиях продолжающегося мирового кризиса это решило судьбу лайнера.
Несмотря на то, что расписание трансатлантических рейсов «Олимпика» на лето 1935 года было официально опубликовано, уже в январе 1935 года было объявлено об отмене рейсов лайнера. Свой последний рейс «Олимпик» завершил 27 марта 1935 года, и остался ждать своей участи в Саутгемптоне. В сентябре того же года «Олимпик» был продан для разделки на металлолом.
11 октября 1935 года «Олимпик» тихо вышел из Саутгемптона, и вскоре прибыл в Шотландию для разделки. А месяцем позже в Лондоне состоялся аукцион, на котором в течение десяти дней распродавалось имущество с «Олимпика». До сих пор детали изысканной отделки лайнера можно увидеть в интерьерах некоторых английских отелей и ресторанов. Стенными панелями из ресторана «Олимпика» украшен ресторан круизного судна «Миллениум».
«Олимпик» остался в памяти пассажиров и моряков красивым, комфортабельным и надежным лайнером. За свою жизнь он пересек Атлантический океан более пятисот раз. О нем всегда вспоминали только добрым словом. «Олимпик» прожил свою жизнь достойно, и ушел достойно. И навсегда занял почетное место в истории трансатлантического судоходства.
Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов