Алексей Сёмин

ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ "ГУСТЛОВ"


30 января 1945 года экипаж подводной лодки "С -13" под командованием Александра Маринеско в невероятно сложных условиях потопил немецкий транспорт "Вильгельм Густлов", навеки оставшись на скрижалях истории. Подвиг моряков не будем сейчас пересказывать заново: многократно описан и поход легендарной лодки, и её командир, и её экипаж. В этой статье хотелось бы рассказать о самом лайнере, который был одним из редких судов, опередивших свое время и ставших своеобразным эталоном архитектуры пассажирских лайнеров на следующие десятилетия.

На стапелеВ 1933 году в Германии пришла к власти национал-социалистическая рабочая партия во главе с Адольфом Гитлером. Помимо сугубо партийных и политических задач необходимо было решить еще и массу внутренних проблем. Ведь к тому времени экономика Германии (впрочем, как и многих стран, затронутых первой мировой войной) находилась в глубочайшем кризисе: спад производства, повальная безработица, карточная система... Если коснуться только морского флота, то к 1932 году в Германии на приколе находилось около 450 судов общим тоннажом порядка 1,5 миллиона регистровых тонн, что составляло 37 % общего тоннажа Германии. Аналогичной была ситуация и в других странах Европейского континента и Америки.

В поисках выхода из кризиса нацистские пропагандисты задумали сыграть на извечной тяге людей к новому и неизведанному. В порядке эксперимента было решено организовать туристические (как сказали бы сегодня — круизные) рейсы, используя стоящие на приколе пассажирские суда. Этим нацисты "убивали" сразу нескольких "зайцев": загружали часть стоящего на приколе Присвоение названия при спускефлота, давали морякам работу, проявляли заботу о немцах и таким образом повышали престиж партии, что в конечном итоге позволяло влиять на умы людей и направлять "отстающих и неверующих" в нужное русло.

Уже в начале 1934 года первое из судов, стоящих на приколе, было зафрахтовано, а вскоре и приобретено для организации морских путешествий. Но даже имея деньги не всегда удавалось попасть в такое путешествие. Билеты распространялись через "Германский рабочий фронт", потенциальные пассажиры "просеивались" через партийные и идеологические сита с обязательным предоставлением характеристики, заполнением анкет, выяснением принадлежности к партии и доказательством благонадежности. Несмотря на подобный отбор, круизы приобретали все более широкую популярность, ведь для Церемония крещения нового лайнераподавляющего большинства пассажиров такое путешествие было встречей не только с морем, но и с новым миром — событие, о котором еще несколько лет назад они не могли и мечтать. Обыватели, в своей повседневной жизни едва ли выезжавшие в соседний город, теперь посещали норвежские фьорды, Неаполитанский залив, Канарские острова и Шпицберген. А деньги, которые пассажиры тратили на борту, естественно, возвращались в Германию.

Растущая популярность таких круизов побудила высшее руковод­ство Германии заказать новое судно, специально предназначенное только для туристических рейсов в отличие от привычных грузопассажирских судов того времени.

В мореКиль судна, имевшего пока только строительный номер 511, был заложен в 1936 году на гамбургской верфи Blohm+Voss. При спуске на воду 5 мая 1937 года большой двухвинтовой теплоход цвета слоновой кости получил название "Вильгельм Густлов" в честь лидера швейцарских нацистов. После того как еврейский юноша из Югославии Давид Франкфутер всадил в Густлова пять пуль, пропаганда Геббельса причислила этого соратника Гитлера к лику "святых мучеников" нацистского движения, дав ему право быть увековеченным в стали. Гитлер лично принял участие в крещении судна и на праздничном банкете поднял тост за величие и процветание Германии.

В мореСудно вступило в строй 16 марта 1938 года и было передано в оперативное управление одной из старейших немецких пароходных компаний Hamburg - Sud , штаб-квартира которой находилась в Гамбурге. Первый выход в море "Густлов" совершил в апреле 1938 года. Следующий рейс нацистские лидеры превратили в политический фарс. Лайнер зашел в порт Тилбери близ Лондона, принял на борт фашиствующих немцев, проживающих в Англии, и удалился в открытое море за пределы территориальных вод. Здесь пассажирам предоставили возможность участвовать в плебисците для одобрения захвата Австрии германскими войсками за месяц до этого.

В портуНа "Вильгельме Густлове", специально построенном для туристических рейсов, был продолжен успешный эксперимент по перевозке пассажиров единым классом. Еще в 1925 году, при переоборудовании грузопассажирских лайнеров серии "Монте" для туристических круизных рейсов, немцам пришла в голову идея повысить пассажировместимость путем стандартизации кают и упразднения четкого разделения пассажиров (а соответственно, и салонов, ресторанов и прочих помещений) на 1-й, 2-й и 3-й Бассейн на бортуклассы. Однако в полной мере реализовать эту идею удалось только на новопостроенном судне. Таким образом, "Вильгельм Густлов" был открыт для пассажиров, давая им полную свободу передвижения, в отличие от других пассажирских судов, где еще долгое время существовало четкое разделение на классы. Новшеством для такого крупного судна было и то, что все 1465 пассажиров размещались в "светлых" каютах. Конструкторы достигли этого путем придания каютам сложной ломаной конфигурации. Маленькая двухместная каюта, расположенная Праздник Нептуна на бортунепосредственно у борта, была как бы встроена в большую четырехместную каюту, расположенную ближе к диаметральной плоскости судна и имеющую узкий проход к иллюминатору. Кстати, подобную систему обустройства кают применяли на пассажирском флоте вплоть до 70-х годов, в том числе и на советских судах типа "Иван Франко". Еще одним удобством для пассажиров являлись большие открытые палубы без уродливых вентиляционных раструбов, грузовых стрел, лебедок и прочих палубных механизмов, обязательных для судов того времени. Кроме того, "Густлов" был чуть ли не первым в мире пассажирским судном, на котором экипаж размещался в тех же условиях, что и пассажиры. На борту были также обустроены личные апартаменты Гитлера.

"Германское бюро путешествий и отдыха" настояло на устройстве больших светлых салонов-театров, по вместимости равных 100% пассажировместимости судна, чтобы не использовать судовой ресторан для широких общественных мероприятий. На судне была церковь, танцплощадки, бассейны, гимнастический зал, кафе с зимним садом. "Густлов" оборудовали даже системой Прогулочная террасаискусственного климата. Над роскошными внутренними интерьерами потрудился профессор Вальдемар Бринкман из Мюнхена. Просторные верхние палубы, уставленные шезлонгами, использовались для спортивных и развлекательных мероприятий.

ТрубаПоскольку "Вильгельм Густлов" предназначался только для отдыха на море, большая скорость ему была не нужна. Поэтому энергетическая установка в 9500 л.с. давала возможность развивать скорость довольно скромную — всего 15,5 узла. Чтобы посещать небольшие живописные острова, проходить узкими проливами и фьордами, швартоваться и маневрировать в стесненных условиях акваторий портов, требовалась легкоманеврируемая машина. Для "Густлова" был выбран пропульсивный комплекс из четырех восьмицилиндровых двухтактных двигателей, попарно работающих на два гребных винта. Наличие на лайнере громадных размеров (195,00 х 23.50 х 14.50 м) всего лишь одной сравнительно небольшой трубы также было явлением нестандартным; традиционная судовая архитектура все еще не могла отказаться от многотрубности, особенно на Телеграфкрупных пассажирских теплоходах. Немецкие инженеры продвинули технический прогресс и в вопросе конструкции корпуса, который обычно является наиболее консервативным элементом судна: настил всех палуб и наружную обшивку было решено выполнить сварными. Только одно это позволило сэкономить почти 700 тонн стали, недостаток которой создавал проблемы для промышленности.

МаринескоПомимо этого, судно имело автопилот, весьма совершенную для того времени противопожарную систему и систему деления на отсеки, поэтому его, как и "Титаник", считали непотопляемым. Однако три торпеды, посланные экипажем Маринеско, попали в корпус этого гиганта и в очередной раз доказали миру, что непотопляемых судов не бывает.

Кстати говоря, "Вильгельм Густлов" был не единственным в своем роде судном в Германии. Чуть позднее, на другой германской верфи был построен его однотипный собрат — "Роберт Лей", погибший в Гамбурге во время бомбежек.

Остается только добавить, что после войны лайнер "Вильгельм Густлов" так и не был поднят со дна моря, но сама "атака века" навеки вошла в анналы морской истории. Ну что ж, подвигу — должное, герою — честь, а судну — внимание историков.


При оформлении статьи использованы редкие кадры документальной кинохроники из коллекции Алексея Сёмина

На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов