Дэвид МакКахан
ОТЗЫВ О ПУТЕШЕСТВИИ ПО РОССИЙСКИМ РЕКАМ
Перевод с английского А. Соснина, в сокращении
От редакции: данный рассказ не является художественным произведением. Это отзыв американского туриста с большим опытом путешествий. Этот отзыв поможет нам взглянуть на речные круизы по России глазами иностранца.
Наш круиз на теплоходе «Лев Толстой» по маршруту Москва - Санкт-Петербург продолжался с 9 по 21 августа. Теплоход был арендован компанией Uniworld. Расписание его движения:
Четверг, 9 августа: Посадка на теплоход «Лев Толстой» на Северном речном вокзале Москвы
Пятница, 10 августа: Утром – обзорная экскурсия по городу, днем – свободное время, вечером – посещение московского цирка
Суббота, 11 августа: Утром – посещение Кремля, днем – свободное время, вечером – русское фольклорное шоу
Воскресенье, 12 августа: Свободное время, отправление из Москвы в 17.30
Понедельник, 13 августа: Углич, экскурсия
Вторник, 14 августа: Ярославль, экскурсия
Среда, 15 августа: Горицы, экскурсия
Четверг, 16 августа: Онежское озеро, Кижи, экскурсия в Кижах
Пятница, 17 августа: круиз по Свири и посещение Свирьстроя
Суббота, 18 августа: Прибытие в Санкт-Петербург в 8.00, утром – обзорная экскурсия, днем – экскурсия в Пушкин
Воскресенье, 19 августа: утром – экскурсия в Эрмитаж, днем – свободное время, вечером – посещение балета
Понедельник, 20 августа: Свободное время
Вторник, 21 августа: Высадка с теплохода
В Москву
После окончания круиза на теплоходе Crown Princess и пяти дней, проведенных в Копенгагене, мы были готовы продолжить наше путешествие в Москву. Оставив часть багажа и некоторые драгоценности в отеле, мы поехали в аэропорт.
Из Копенгагена в Москву добрались без проблем. Нас предупредили, что прохождение через паспортный контроль в Москве – это длительный процесс, но у нас он занял всего 25 минут. Правда, еще час пришлось ожидать багаж. Путешествие по России начиналось: следующие двенадцать дней своей жизни мы доверили компании Uniworld и персоналу теплохода «Лев Толстой».
Главная оговорка
Парето сформулировал правило 80-20. Например, восемьдесят процентов проблем в любой группе людей вызывают двадцать процентов ее участников. Вероятно, Парето имел в виду теплоход «Лев Толстой». На его борту находились 158 пассажиров, в основном американцы, три пары из Австралии, несколько англичан и канадцев. Большинство пассажиров теплохода оказались милыми и приятными людьми, с некоторым опытом путешествий. К сожалению, на борту были и такие, кто вел себя во многих ситуациях просто ужасно. Я говорю о двадцати процентах пассажиров. К счастью, мы вовремя поняли, каких людей надо избегать, и в большинстве случаев нам это удавалось. Хотя на небольшом теплоходе это не всегда просто.
Был ли это круиз?
Несколько лет назад я участвовал в интернет-форумах, посвященных круизам, и некоторые их завсегдатаи всегда возмущались, когда кто-нибудь называл путешествие по реке круизом. Что ж, в течение двенадцати дней речное судно было нашим домом, мы путешествовали на нем по воде, а на стоянках ходили на экскурсии. Если не хотите, можете не называть это круизом.
Uniworld приложил много сил для того, чтобы подготовить нас к тому, что Россия – это другой мир. Нас попросили отнестись к происходящему с гибкостью и пониманием.
Наш корабль в Москве
Путь из аэропорта на Северный речной вокзал занял примерно полчаса. Северный речной вокзал расположен в 45 минутах езды от центра города, рядом с Ленинградским шоссе (да-да, оно до сих пор называется именно так).
Взгляните на план палуб любого российского речного судна, и у вас возникнет впечатление, что все помещения на этих судах нарезаны резаком для печенья – очень маленького печенья. Стандартные каюты крошечные. Видимо, мы были наделены даром предвидения, потому что выбрали большую каюту. Она оказалась замечательной. В нашем распоряжении была гостиная с диваном и двумя мягкими креслами и спальня с большой кроватью. Для нас – более чем удобно. Но поскольку таких кают на теплоходе всего шесть, почти все остальные пассажиры жили в шкафчиках для инвентаря. Возможно, это частично объясняет их неприглядное поведение во время круиза.
Мы прочитали немало отзывов о круизах по России. Авторы многих из них подробно описывают совмещенные санузлы, в которых отводится единое пространство для душа и туалета, как в некоторых американских поездах. Uniworld с гордостью сообщает, что на «Льве Толстом» душевые кабинки отделены, и это сущая правда. А вот то, о чем вам никто не говорит: туалеты на теплоходе приспособлены к приему фекалий, и более ничего. Вообще ничего. Нас строго предупредили, чтобы мы не бросали туалетную бумагу в унитазы. Платой за нарушение этого правила, как нам сказали, является выход из строя системы канализации на всем корабле на четыре часа. Туалетную бумагу полагалось класть в небольшое мусорное ведро с качающейся крышкой. Мы были снабжены освежителем воздуха, и нам было обещано, что ведра будут опустошаться регулярно.
Питание
Чем меньше говорить о питании на судне, тем лучше. На завтраки давали свежие фрукты, кашу, йогурт, разные сорта хлеба. В дополнение к перечисленному – ветчину, салями и сыры в ассортименте. Каждое утро предлагалось также горячее блюдо от шеф-повара. Например, в меню могло быть сказано: «Омлет ИЛИ венские сосиски» (выделено мной). Одна из наших официанток широко раскрыла глаза и переспросила «И то, и другое?» после того, как мы пожелали и того, и другого. Такое расточительство. Кстати, размер порции в тарелке с обоими блюдами едва дотягивает до половины стандартной американской порции. О качестве и вкусе еды давайте лучше не будем.
На обед предлагались четыре весьма посредственных блюда. Некоторые «интересные» вещи были приготовлены из овощей, в том числе редьки, огурцов и лука. Супы были несколько необычными, но неплохими. Вторые блюда готовились, как правило, из свинины или рыбы – это были продукты, которые я вряд ли захотел бы купить в магазине. Десерты были стандартными и безвкусными. Ужин являл собой повторение обеда, но с еще одним блюдом. Шеф-повар теплохода – австриец, проживший в Москве десять лет. Он очень гордился своими творениями, и его можно было часто видеть в ресторане. Мы же полагаем, что компании Uniworld следует брать с пассажиров на пятьдесят долларов больше и за счет этого значительно улучшить питание. Они предпочли этого не делать. Впрочем, мы приехали в Россию не для того, чтобы поесть, не так ли?
Одна пассажирка приняла близко к сердцу предложение компании Uniworld взять с собой легкие закуски. Ее завтрак чаще всего состоял из крекеров с арахисовым маслом, взятыми из дома, и кока-колой из бара. Где-то в середине круиза мы стали делать за завтраком бутерброды с ветчиной, салями и сыром для того, чтобы съесть их за обедом. Мы покупали «Диет-Пепси» и «Диет-Севен-Ап» в киосках на берегу, и держали их в холодильнике в нашей каюте. Так мы отлично обедали с йогуртами и сдобой.
В киосках на берегу мы покупали не только упомянутые напитки, но и пиво. «Балтика» производит восемь сортов пива. Я обнаружил, что на берегу я могу купить бутылку пива за эквивалент пятидесяти центов, тогда как в баре на корабле бутылка пива того же сорта стоит три доллара. Пиво после обеда способствует хорошему сну.
Встреча с администрацией круиза
Администрацию круиза составляли молодые женщины с хорошим знанием английского языка. Говорили, что многие из них – это школьные учительницы в летнем отпуске. Но, если принять во внимание продолжительность круизного сезона, это представляется сомнительным. Директор круиза оказалась профессиональной, знающей и заботливой. Она представила членов своей команды и дала нам хорошее представление о том, чего ожидать. Ей пришлось также сообщить нам, что прачечной самообслуживания на борту (как указано в брошюре) нет.
Наши планы относительно Москвы
Перед отправлением из дома мы договорились с частным гидом из Москвы об индивидуальных экскурсиях. Первая из них должна была состояться во второй день после обеда. Марина сообщила нам по электронной почте, что гид Мария встретит нас в пятницу в 14.30 на корабле и проведет для нас экскурсию в московское метро. На теплоход мы должны были вернуться в 18.30. Марина дала мне электронный адрес и телефон Марии, а также свой телефон и предложила перезвонить после прибытия на борт «Льва Толстого», чтобы подтвердить, что экскурсии состоятся. Я ответил Марине (копия Марии), что постараюсь позвонить, но не могу гарантировать, что мне это удастся. Как же я был прав!
После окончания встречи с администрацией я подошел к директору круиза и сообщил ей, что мне надо позвонить Марии. Она ответила, что я могу воспользоваться ее мобильным телефоном (единственным работающем на судне телефоном. Впрочем, она не очень этого хотела, и я ее вполне понимаю и не испытываю никакого недовольства), или пойти в здание речного вокзала и позвонить оттуда. Все же она неохотно согласилась набрать для меня номер Марии со своего телефона. Мы пробовали звонить Марии несколько раз, и получили ряд различных результатов. Телефон либо не отвечал, либо звучали различные сообщения, одно из которых гласило, что телефон выключен или находится вне зоны действия сети. Что интересно, все сообщения звучали на английском языке.
На следующее утро мы возобновили свои попытки, и получили те же результаты. В конце концов я дозвонился до Марии, и, очевидно, разбудил ее. Я представился, на что она повесила трубку, не особо интересуясь, кто ей позвонил. Я перезвонил и не получил ответа. Тогда директор круиза набрала номер Марии и передала мне телефон. На том конце мне сообщили, что Марии нет дома, и повесили трубку.
После обзорной экскурсии по Москве и обеда я спустился к трапу и стал оптимистически ждать Марию. В 15.00 стало ясно, что она не придет. Мы зашли в здание речного вокзала, купили телефонную карточку и попробовали снова ей позвонить. В здании речного вокзала стояли телефонные автоматы двух систем, а наша карточка подходила только к одной из них. Точнее, должна была подходить, но почему-то не подошла. На теплоходе нам предложили дойти до станции метро, где имеются телефоны-автоматы. Мы дошли до метро, где обнаружили, что наша карточка не подходит ни к одному из имеющихся там автоматов. Какой-то пожилой человек порекомендовал нам пройти внутрь станции и воспользоваться одним из имеющихся там телефонов. Я поблагодарил его, купил жетон и спустился в метро. Мои тщательные поиски не привели к обнаружению там телефонов. Пришлось возвращаться на речной вокзал.
Вы уже наверняка удивляетесь: «К чему было нужно такое беспокойство?» А дело в том, что мы договорились с Мариной/Марией на две экскурсии – кроме несостоявшейся экскурсии планировалась еще одна – на машине в Загорск. У нас еще был шанс успеть записаться на экскурсию в Загорск, предлагаемую на теплоходе за дополнительную плату.
На речном вокзале нас снова ждала неудача с телефонной системой. На теплоходе директор круиза позвонила еще раз, на этот раз дозвонилась до кого-то и спросила, может ли она поговорить с Марией. Ответ был «Нет, не можете», после чего раздались короткие гудки. Мы договорились, что директор круиза отправит Марине и Марии электронное письмо с отказом от всех запланированных экскурсий. Она тут же записала нас на экскурсию в Загорск, которая стоила вполне разумно.
Когда я вернулся домой, я послал Марине письмо, в котором поинтересовался причинами столь причудливого приема, который мы получили. Думаю, что вы не удивитесь, если я скажу, что ответа я так и не получил. Я не буду публиковать здесь сайт Марины, но если вам интересно, пишите.
Экскурсия по Москве и прочее
Экскурсия по Москве прошла замечательно. Каждый гид благодарил нас за отличную погоду, которую мы привели с собой, и рассказывал о том, как дождливо было в Москве неделю назад и как нетипична такая хорошая погода для августа. Мы сияли.
В пятницу утром наши автобусы пробирались в центр Москвы в час пик. Вот это да! Я был абсолютно не готов увидеть здесь такое количество автомобилей, движущихся как минимум по четырем полосам в каждом направлении. Имеющиеся у меня открытки изображали Россию советского периода, когда частных автомобилей было совсем немного. Поразительное различие. Мы заметили, что парковка на Тверской улице не разрешена. Очевидно, это не относится к тротуарам, куда люди заезжали, выходили из машин, запирали их и уходили.
Наши гиды были компетентны, приятны и стремились понравиться. В стране, где средняя заработная плата составляет 100 долларов США, а пенсия независимо от профессии – 40 долларов в месяц, эти дамы нашли в лице нас, туристов, дойных коров. Рекомендованный размер чаевых составлял два доллара гиду с человека за экскурсию продолжительностью полдня, плюс один доллар водителю. Даже если учесть, что среди нас нашлись некоторые скряги, наши гиды заработали неплохие деньги.
Какая экскурсия обходится без посещения магазина? Остановки в магазинах позволяют организаторам туров сделать прибавку к своим доходам, а туристам – посетить чистые туалеты. Кстати, когда несколько лет назад мы были на Украине, то отметили, что в мужских туалетах сидений, как правило, нет, а в женских их очень мало. В Москве мы наблюдали то же самое. Наш гид Ольга пояснила: «Мы, русские, любим делать это на улице, в кустах, на свежем воздухе. Сиденья нам не нужны».
Вечером мы отлично провели время в Московском цирке.
Кремль и Арбат
Дорожное движение было относительно слабым – суббота. Мы присоединились к исключительно большой группе людей, ждущих, когда откроется вход в Кремль. День был жарким и влажным. Надо отдать должное нашему гиду Татьяне, экскурсия прошла хорошо. После экскурсии мы пошли самостоятельно гулять по Арбату, знаменитой пешеходной улице Москвы. Затем сделали обязательную остановку в «Макдоналдсе», и, наконец, спустились в метро, чтобы вернуться на корабль. Метро оказалось хорошо организованным, шумным и набитым людьми. Красота станций терялась в этой толпе. А самые несчастные, неприветливые и недружелюбные люди, которых я когда-либо встречал, оказались продавщицами жетонов при входе в метро.
Станции метро выполняют и роль торговых зон. Кроме магазинов и киосков там можно увидеть отдельных продавцов, в том числе пожилых дам, продающих цветы. В одном из магазинов мы купили букет, который затем украсил нашу каюту.
Сергиев Посад или Загорск
Главной целью нашей поездки было знакомство с сельской местностью в окрестностях Москвы. Монастырь находится в часе езды от корабля, и мы наслаждались поездкой. В этот воскресный день можно было увидеть множество местных жителей, которые тоже наслаждались – выходным днем. А вот погода подвела – тучи в небе уверенно обещали дождь.
Первое, с чем мы столкнулись на пути из автобуса к монастырю, было большое количество старых женщин, просящих милостыню. Конечно, встречались и мужчины-инвалиды (их военная форма, очевидно, была призвана показать их невинными жертвами войны в Афганистане или Чечне), и дети-калеки, но старые женщины тронули меня больше всего. Многие из них продавали букеты полевых цветов.
Когда нас собрали на внутреннем дворе монастыря, где наш гид обеспечивал билетами всех, желающих производить съемку, некоторые люди из нашей группы как всегда показали, какими «очаровательными» людьми они являются. К одной паре, путешествующей с дочерью и зятем, подошла старая женщина. Картонная чашка в ее руках не оставляла никаких сомнений в намерениях этой женщины. Мужчина нарочито громко сказал ей: «К сожалению, я не говорю на вашем языке и не понимаю, чего вы хотите». Его попутчики шумно рассмеялись, одобряя такой «умный» поступок. Задумайтесь хотя бы на мгновение: разве не достаточно того, каким путем эта женщина вынуждена зарабатывать на пропитание? Неужели надо еще и оскорблять ее? Господи, и мы еще удивляемся, почему нас, американцев, нигде не любят.
Мы вернулись из Загорска днем, а в 17.30, точно по расписанию, отправились в плавание. В первый шлюз на нашем пути теплоход вошел в 21.30, было достаточно светло, и мы могли наблюдать процесс шлюзования. Впереди у нас было где-то девятнадцать шлюзов и 1400 километров пути. Наш друг, который уже бывал в таком круизе, в свое время одолжил нам книгу Ховарда Шерноффа «Россия по реке». Это бесценный путеводитель по нашему маршруту, который можно использовать независимо от направления движения теплохода. Из Санкт-Петербурга в Москву читайте сверху вниз, из Москвы в Санкт-Петербург – снизу вверх. До круиза мы безуспешно пытались достать себе такой путеводитель. К нашей радости, компания Uniworld прислала нам его вместе с другими необходимыми для путешествия документами. Используя эту книгу, мы могли проследить буквально каждый километр нашего путешествия.
Углич
По расписанию мы должны были прибыть в Углич в 16.00, отправиться в 19.00. Фактически мы прибыли в 15.10, а отправились в 18.00. Не так и принципиально. В Угличе у нас была пешеходная экскурсия. После выхода на берег нас разбили на шесть групп, каждую из которых возглавил местный гид. К моменту нашего прибытия дождь уже прошел. Мы посетили две церкви и особняк, сделали кое-какие покупки, а затем вернулись на теплоход. В одной из церквей для нас пел мужской вокальный квартет. Супруга сказала мне, что это, вероятно, не монахи, а профессиональные музыканты. Они оказались весьма хороши и с успехом продавали свои кассеты и компакт-диски.
Пока моя супруга рассматривала иконы, я вышел на улицу посидеть на ступеньках и посмотреть на людей. Ко мне подошли две русские пары, и мой новый знакомый Виктор сел рядом и обнял меня. Он дружелюбно болтал и чуть не свалил меня на землю запахом перегара, в то время как остальные трое безуспешно пытались оттащить его от меня. Когда одна из туристок с нашего теплохода вышла из церкви, он настоял, чтобы она сфотографировала нас вместе. Это односторонне общение продолжалось еще некоторое время, пока друзья Виктора все же не смогли его увести.
Никаких общественных туалетов вблизи не наблюдалось, и я спросил у одного из гидов о том, где найти туалет. Она решила проводить меня, но я попросил ее не беспокоиться, а только указать путь. «Нет, позвольте мне показать вам, иначе вам будет трудно найти». Она проводила меня до двери. В этом туалете тоже не было сидений. А уникальность этого туалета состояла в том, что унитазы были утоплены в пол, а не возвышались над ним, как обычно. К тому же в нем было грязно.
Ярославль
По расписанию мы должны были прибыть в Ярославль в 9.00, отправиться в 14.00. Фактически мы прибыли в 8.00, а отправились в 13.00. Экскурсия была вполне стандартной – мы проехали через город (несколько раз, и возникло ощущение, что мы нарезаем круги, чтобы убить время), посетили несколько церквей, и сделали обязательную остановку для покупки сувениров, где для нас играл русский ансамбль.
Горицы
Это порт, из которого начинаются экскурсии в Кирилло-Белозерский монастырь. «Лев Толстой» прибыл в Горицы на полчаса раньше расписания, в 10.30, но отправился вовремя – в 14.00. Как и на других остановках в пути, мы пришвартовались к таким же теплоходам, как наш. Некоторые из них были повернуты в ту же сторону, что и «Лев Толстой», другие – в противоположном направлении. Чтобы попасть на берег, мы проходили через другие корабли и отметили, что наш теплоход выглядит чище и свежее, чем другие суда. Вахтенные на каждом теплоходе помогали людям ориентироваться, а также следили, чтобы на борт не проникали посторонние.
Итак, мы посетили еще один монастырь. Вероятно, было вложено много денег, чтобы сделать здесь музей. Стены просто сверкали чистотой. После посещения музея часть группы разбрелась по монастырю, а я вышел наружу посидеть на скамейке и поболтать со своими попутчиками. Один из них сказал мне, что поехал на экскурсию в Загорск с той же целью, что и я – посмотреть, как выглядит сельская местность. Он, вероятно, любил выпить, потому что в разговоре упомянул акриловый алфавит. Потом исправился и идентифицировал этот алфавит как кириллицу.
В этот же день я записался на массаж к судовому доктору. Этот доктор обладал всеми необходимыми сертификатами, и, видимо тоже обнаружил дойных коров, которые эти суда поставляют в достаточном количестве. Его расценки: десять долларов за получасовой массаж, двадцать долларов – за часовой. Ему немного не доставало врачебного такта. Он впустил меня, ничего не спросил о том, какой именно массаж я хочу получить и нет ли у меня каких-нибудь пожеланий. Он сказал мне раздеваться, и что он сейчас вернется. Он отсутствовал достаточно долго для того, чтобы я успел снять свою рубашку и шорты. Наконец, он возвратился. «Я Дэвид», – сказал я ему. – «Хорошо, ложитесь», - ответил он. Он сделал мне умеренный массаж, а через 50 минут предложил мне сесть и вышел из комнаты. Я понял, что массаж закончен. Так и оказалось. Доктор вернулся, взял свои двадцать долларов плюс чаевые, и я вышел от него бодрым и свежим.
Онежское озеро и остров Кижи
Когда я проснулся на следующий день, то почувствовал боль в спине. Очевидно, доктор нанес мне вред. Мы с ним не встретились до тех пор, пока наша группа не вернулась с прогулки по острову Кижи, куда наш теплоход прибыл в 16.00, на час раньше срока. Была организована пешеходная экскурсия, поскольку никаких транспортных средств для перевозки людей на острове нет. Я не смог пройти и километра и выбыл, после чего гулял вокруг магазинов и ждал свою супругу, которая осталась на экскурсии. На борту я пошел к доктору, рядом с которым находилась женщина из администрации круиза, выполнявшая роль переводчика для туристки, повредившей палец. Она спросила меня, нуждаюсь ли я в ее услугах переводчика, и я сказал, что да и объяснил ей свою проблему. Доктор послушал перевод и ответил, что он предполагал возникновение таких проблем, и сейчас он все исправит. То, что он сделал, было по существу повторением вчерашнего массажа. Забегая вперед, скажу, что мои проблемы исчезли до нашего прибытия в Санкт-Петербург.
Возможно, вы обратили внимание, что я почти не останавливаюсь здесь на тех достопримечательностях, которые мы посетили. Все это вы сможете прочитать в любом путеводителе. Я же стараюсь рассказать о «человеческой стороне» нашего путешествия.
Река Свирь и Свирьстрой
Небольшой поселок Свирьстрой, расположенный на реке Свирь, – всего лишь повод организовать торговлю. Здесь нет монастырей и не проводятся экскурсии – это просто стоянка для отдыха. Мы должны были прибыть сюда в 13.00 и отправиться в 16.00, фактически мы прибыли в 11.00, а отправились точно по расписанию. Планировалось, что команда организует для нас пикник с шашлыками на берегу. Но погода не позволила это сделать. Мы прошлись по паре улиц. Интересно было увидеть трубы парового отопления домов, проложенные по земле.
Реки и озера
В течение круиза мы пересекли два самых больших озера в Европе – Ладожское и Онежское. Местами не было видно берегов. Во время нашего плавания озера были совершенно спокойными, но нам сказали, что так бывает не всегда. Остальное время мы плыли по рекам довольно близко к берегу, любовались великолепными пейзажами, интересными (и разными) шлюзами, водохранилищами. В чем-то пейзажи напомнили мне Британскую Колумбию, но без гор.
Санкт-Петербург
Мы прибыли в Санкт-Петербург утром солнечного субботнего дня. В первой половине дня мы поехали на обзорную экскурсию по городу. Вторую половину дня мы оставили свободной, чтобы прогуляться до ближайшей станции метро и пройтись по магазинам. Как и в Москве, станция была окружена торговой зоной.
Небольшой комментарий относительно киосков, которые мы видели в Москве и Санкт-Петербурге: каждый дюйм их площади закрыт образцами разнообразной продаваемой продукции. Но при этом выставленного продукта часто не оказывалось в продаже. Например, в одном киоске я увидел интересующий меня сорт пива "Балтика" и попросил четыре бутылки. Ответ был "Нет". Что он означал – что такого сорта нет в продаже или что нет четырех бутылок? Мне следовало изменить свой запрос, уменьшив количество бутылок или попробовать купить пиво в другом месте?
Мы наслаждались свободным вечером и с удовольствием наблюдали за людьми.
Эрмитаж
В последний момент в программе маршрута были сделаны перестановки, в результате которых мы потеряли один свободный день в Санкт-Петербурге. Теперь в воскресенье у нас предполагалось свободное утро и дневная экскурсия в Эрмитаж. Для нас такие перестановки были не очень желательны, поскольку по первоначальному плану после утренней экскурсии по Эрмитажу мы планировали оставить группу и провести в Эрмитаже целый день.
Наш гид в Эрмитаже была, как и другие гиды, очень хороша. Несмотря на обилие народа, она показала нам самое основное, используя свое хорошее знание расположения комнат и передвижения других групп. Обычно мы не фотографируем в музеях. Я по привычке оставил фотоаппарат на корабле и пожалел об этом. Кадры могли получиться отличные.
Продавцы около выхода хорошо знали свое дело. Про все продаваемые картины они говорили «Это моя работа», даже если это было неправдой. В одном случае я понял, что это действительно работа самого продавца, потому что он обнаружил хорошее знание предмета в разговоре с парой из Мексики (на итальянском и испанском языках, не больше не меньше!). Кстати, мы купили несколько картин в Ярославле и в Москве, на Арбате. Продавцы утверждали, что это их работы, трудно сказать, так ли это, но это и не важно – мы купили хорошие картины, и нам они нравятся.
Тем же вечером для нас был организован балет «Жизель» в Эрмитажном театре. Зал этого театра вмещает до трехсот человек, а нас было всего сто шестьдесят, так что мы все расположились удобно и близко к сцене. Театр был создан Екатериной Великой, и я с интересом представлял в нем веселящихся губернаторов и разных сановников. Мои раздумья были прерваны человеком с нашего теплохода, сидевшим сзади меня. Он засвистел на весь зал и поднял обе руки, подзывая женщину, продававшую программки. Потом он пытался торговаться с ней о цене.
Пушкин
Настал последний полный день нашего пребывания в России. Утром мы отправились в великолепный Екатерининский дворец в Пушкине. Погода в этот день стояла прекрасная, и мы с удовольствием наблюдали из окна автобуса окрестности Санкт-Петербурга, в том числе знак, отмечающий рубеж, до которого смогли дойти осаждавшие Ленинград нацисты. В Пушкине мы были далеко не одни. Сюда приехало множество групп с морских судов, совершающих круизы с заходом в Санкт-Петербург. Моя супруга решила принять участие в экскурсии целиком, тогда как я через некоторое время воспользовался возможностью погулять по парку, понаблюдать за людьми, да и просто расслабиться после долгого времени, проведенного на ногах. Самым популярным местом был мужской туалет. В женский туалет образовалась очередь, и бабушка, берущая деньги на входе, посылала часть женщин в свободные кабинки мужского туалета. Было ощущение конца света. Мужчины утешали своих потрясенных жен, женщины хихикали, а у людей, стоящих снаружи, это была единственная тема для разговора.
Вторую половину дня мы провели с гидом Катериной и водителем Сергеем. Экскурсия прошла по намеченному нами плану. Сначала мы посетили Александро-Невскую лавру. На территории монастыря находятся несколько могил, в том числе могила нашего любимого композитора Чайковского. Потом мы детально и неторопливо осмотрели Храм Спаса на Крови. Время позволило нам нанести визит и в музей железнодорожного транспорта. А вот Артиллерийским музеем нам, к сожалению, удалось полюбоваться лишь снаружи – в этот день он был закрыт. Мы прекрасно провели вторую половину дня с двумя опытными и знающими людьми. Один эпизод несколько омрачил наше впечатление. Около монастыря мы увидели милиционера, который сначала кричал на подвыпившего мужчину, а потом ударил его дубинкой по колену и оттолкнул от себя. Не понаслышке знаю, насколько удар по колену может быть болезненным. Как оправдать такое поведение?
Чаевые
Система чаевых в нашем круизе отличалось от принятой на морских лайнерах. Как нам сообщила компания Uniworld , чаевые в размере девять долларов с человека в день будут поделены между всеми членами круиза, включая штат ресторана, кухонный штат, проводниц, команду теплохода и дирекцию круиза. Нас предупредили, что это не относится к услугам бара, прачечной, салона красоты и массажиста. Как мы слышали, чаевые надо анонимно класть в специальный ящик. Это было неслыханно – анонимные чаевые!
К счастью, нас снабдили конвертами, на которых попросили проставить номер нашей каюты. Мы последовали рекомендациям компании Uniworld относительно специального ящика, но также отдельно заплатили нашим проводницам, официанткам и винным стюардам. Проводницам и официанткам мы вручили также памятные сувениры, которые привезли из дома.
Процесс высадки с теплохода
Доставку из аэропорта на теплоход в Москве компания Uniworld организовала безупречно. То же можно сказать про доставку с теплохода в аэропорт в Санкт-Петербурге. Процедура высадки была описана в печатных инструкциях, о ней также было сообщено по громкоговорящей связи. Нас попросили собраться в двух салонах теплохода. Чтобы мы не скучали, туда же пригласили лектора, профессора Георгия, бывшего профессора Московского Государственного Университета и публициста. Лекции этого профессора очень хороши и освещают то, что происходит в России и в мире в целом. Мы попросили профессора прокомментировать инцидент с милиционером и подвыпившим человеком. Он ответил, что это еще раз доказывает верность неписанного российского правила – всегда держаться подальше от милиции. Он рассказал нам об их подготовке, маленькой зарплате, других причинах не любить людей, и это многое нам объяснило.
В Пулково-2 нас доставили достаточно быстро, так же быстро мы прошли регистрацию и другие формальности. У нас были билеты на самолет авиакомпании SAS до Копенгагена с пересадкой в Стокгольме. Меня уверили, что 35-минутная стыковка в Стокгольме не доставит нам никаких проблем. Уже находясь в Пулково-2 мы обнаружили, что имеется прямой рейс в Копенгаген, вылетающий раньше нашего в Стокгольм – впрочем, ничего поделать уже было нельзя. Наш самолет прибыл с опозданием, и отправился, соответственно, тоже. В Стокгольме у нас оставалось всего пятнадцать минут на пересадку. Сначала мы подумали, что этого вполне достаточно. Но кто же знал, что нам придется проходить еще и паспортный контроль! Нашим взорам предстали три кабинки – две для владельцев паспортов не из Шенгена, одна – для владельцев паспортов из Шенгена. Что такое Шенген? Очевидно, наши паспорта были не из Шенгена, иначе бы мы об этом знали. Но, поскольку времени не оставалось, а к паспортному контролю для Шенгена не было очереди, мы подошли туда и протянули наши американские паспорта. Их взяли, проштамповали и пропустили без проблем. На самолет до Копенгагена мы успели, а наш багаж – нет.
Дома я навел справки, и оказалось, что Шенген – это маленький город в Люксембурге, в котором представители стран Европейского Союза договорились о свободном перемещении внутри своих границ.
Закончилась наша поездка. Из нее было особенно приятно вернуться домой, поскольку слишком много неприятных попутчиков в ней нам встретилось. Понравились ли нам новые места, которые мы посетили? Да, разумеется! Стоило ли туда ехать? Конечно! Но мы не рвемся назад.
Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов