Александр Сахаров, генеральный директор туристической компании "ИНФОФЛОТ":
МЫ НЕ СТОИМ ЗА ЦЕНОЙ, КОГДА РЕЧЬ ИДЕТ О КАЧЕСТВЕ ТУРПРОДУКТА


В навигацию 2004 года туристическая компания «Инфофлот» выводит на московский рынок речных круизов теплоход «Василий Чапаев». Рассказывает генеральный директор компании «Инфофлот» Александр Сахаров:

Работая на рынке речных круизов, мы постоянно ищем возможности для дальнейшего развития нашей компании. Одним из путей развития стало решение самим создать туристический продукт, организовав круизы из Москвы на теплоходе. В Москве сейчас самый большой рынок речных круизов, и на нем пока есть возможность представить новый продукт.

Мы достаточно долго искали партнеров, с которыми мы могли бы успешно работать, просмотрели ряд судов, провели достаточно много переговоров, и в итоге остановились на теплоходе Бельского речного пароходства «Василий Чапаев». Остановились мы на этом теплоходе по многим причинам. Он модернизирован и имеет, на наш взгляд, оптимальное соотношение кают с удобствами и без удобств. На теплоходе 170 мест, более трети всех мест – в каютах с удобствами, все остальные места – в каютах с умывальниками.

Переговоры велись долго и со многими судовладельцами. Даже фирмам с большим стажем работы на рынке фрахта речных судов получить теплоход во фрахт бывает достаточно сложно, а нам – тем более. Бельское пароходство поставило нам очень жесткие условия – как по оплате (полная предоплата до выхода судна из затона), так и по штрафным санкциям в случае отказа от выполнения условий договора. Мы пошли на эти условия. На данный момент, когда до выхода теплохода остается целый месяц, мы оплатили фрахт теплохода почти полностью, тогда как обычными условиями работы судовладельца с фрахтователем является поэтапная выплата большей части суммы по договору в течение навигации.

Договор фрахта был заключен между Бельским речным пароходством и компанией «Интеграл», которая является подконтрольной нашим инвесторам. Компания «Интеграл» имеет операторскую лицензию и является оператором по круизам теплохода «Василий Чапаев». Некоторые сотрудники «Интеграла» работают одновременно в компании «Инфофлот», которая является генеральным агентом по продаже путевок на теплоход «Василий Чапаев» и участвует в создании туристического продукта. С самого начала работы над проектом мы активно привлекаем консультантов, имеющих большой опыт работы в эксплуатации судов, в создании туристического продукта и в смежных областях.

Расскажите подробнее о теплоходе «Василий Чапаев» и о тех людях, которые будут на нем работать.

«Василий Чапаев» - это двухпалубный теплоход 305 проекта, прошедший частичную модернизацию. Как я уже сказал, на теплоходе имеется оптимальное соотношение кают со всеми удобствами и с умывальниками. К услугам пассажиров – два ресторана, бар, музыкальный салон, караоке, конференц-зал, танцплощадка, сауна, бильярд, настольный теннис, пункт проката. Пассажировместимость теплохода – 170 человек, правда, часть кают займет дирекция круиза и культбригада. Мы считаем, что такая вместимость теплохода для нас оптимальна. «Василий Чапаев» имеет малую осадку, которая позволяет ему делать остановки, например, в Калязине.

Капитан теплохода Рафаэль Радикович Назаров – очень опытный специалист. Он начинал еще на колесных пароходах, а «Чапаевым» командует уже двенадцать лет. Директором ресторана у нас будет один из лучших директоров в Бельском пароходстве, так что за качество питания мы не волнуемся, хотя и уделяем этому вопросу большое внимание. Директор круиза – человек с очень большим опытом и как директор круиза, и как методист. У нас директор круиза будет совмещать две эти должности. Чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания туристов, на теплоходе будет работать и помощник директора круиза, тоже человек с опытом работы на круизных судах. Что касается развлекательной программы, то ее на борту «Чапаева» будут обеспечивать люди, работавшие ранее в развлекательной сфере как на других теплоходах, так и на берегу. На отдельные рейсы мы планируем дополнительно привлекать артистов. На теплоходе будет организована работа с детьми, и, конечно, музыкальное сопровождение.

На теплоходах 305 проекта эту работу чаще всего делают один-два человека. Насколько целесообразен ваш подход?

Мы считаем, что нет смысла пытаться экономить на штате круизной компании на борту. Туристы в настоящее время стали весьма искушенными, и мы не стоим за ценой, когда речь идет о качестве турпродукта.

Какие маршруты будут предложены туристам?

«Василий Чапаев» будет ходить из Москвы по Волге. Продолжительность рейсов теплохода будет варьироваться от трех до девяти дней. Это позволяет нам что-то предложить как туристам, отправляющимся в круиз на выходные дни, так и тем, кто желает совершить на теплоходе более длительное путешествие. В этом году мы пока не делаем более длительные круизы, хотя в наших планах они, конечно, есть.

А что планируется нового по сравнению с традиционными маршрутами из Москвы?

С одной стороны, мы будем выполнять стандартные круизы из Москвы, но, как люди, любящие новации, мы стараемся всячески разнообразить круизную программу, включая в нее разные «изюминки». В частности, в некоторых рейсах у нас запланированы автобусные экскурсии из Ярославля в Ростов Великий, что на московском рынке делается впервые. Из Череповца запланированы экскурсии в Вологду, что для Москвы также является новинкой. В шести рейсах «Чапаева» предусмотрены заходы в Калязин с посещением туристами знаменитой затопленной колокольни – эту программу нам обеспечит туристическое бюро Калязина, предоставляющее для этих целей небольшой теплоход. Мы объявили о таких рейсах первыми, хотя, как мы знаем, в этом году в Калязин будут заходить и некоторые другие суда. Во многих рейсах наш теплоход будет посещать малые города России – Тутаев, Кинешму, Рыбинск, Городец, Мышкин, Плес.

Кое-что новое мы придумали и для рейсов выходного дня. За три дня от Москвы далеко не уйдешь, не дальше чем в Углич или Тверь. В нашем случае это осталось неизменным, но в большинстве таких рейсов мы предлагаем еще одну остановку – Сосенки и дополнительную ночь на борту. Теплоход прибывает в Москву в понедельник утром, и, позавтракав на борту, туристы могут отправиться прямо на работу, заряженные положительной энергией на всю рабочую неделю.

Теплоход базируется в Уфе, а это обычно означает, что две недели уйдут на холостые перегонные рейсы теплохода в Москву и обратно…

Для нас не существует перегонных рейсов. В первом рейсе, Казань – Москва, мы делаем корпоративное мероприятие достаточно серьезного уровня, теплоход загружается полностью. А в заключительном рейсе, Москва – Казань, мы проводим на борту «Василия Чапаева» конференцию любителей речного флота. В прошлом году такое мероприятие проходило на теплоходе транспортной линии «Иван Кулибин», где мы выкупили часть мест, а сейчас у нас появилась возможность выделить под такое мероприятие целый теплоход. Конференцию организуют наши партнеры, интернет-портал «Инфофлот», а мы будем всячески им содействовать. Этот рейс уже стал для нас хитом сезона. Несмотря на то, что до него еще далеко, свободных мест на этот рейс становится все меньше. В этом году в конференции, помимо любителей и ветеранов флота, примут участие и профессионалы, в том числе туристические компании. Сейчас от туристических компаний начинают поступать заявки на участие, некоторые уже выкупили места для своих сотрудников.

В этом году на московский рынок речных круизов придут как минимум семь новых теплоходов. Не тесновато ли будет всем вместе?

Появление новых судов на московском рынке - это нормальный процесс. В последние годы существовала некоторая нехватка флота в Москве. Хотя уверенности в том, что в этом году рынок сможет «переварить» такое количество теплоходов, нет. Однако мы по этому поводу чувствуем себя спокойно, и настроены на долгую стабильную работу.

Но, наверное, и туристы, и агенты с некоторой опаской относятся к новым игрокам на круизном рынке? Все опасаются, что если новые операторы не смогут рентабельно работать в условиях высокой конкуренции, то некоторые рейсы попросту не состоятся?

Наш проект – инвестиционный, и перед нами даже не стоит задача отработать в этом году с прибылью. Для нас сейчас важнее показать товар лицом, дать возможность людям понять, что компания «Инфофлот» предлагает туристам, что такое теплоход «Василий Чапаев». Поэтому коммерческая сторона на данном этапе не является важной. Наши инвесторы тоже настроены не на получение быстрой прибыли, а на долгую работу. Так что цены на путевки у нас в эту навигацию ниже, чем в среднем по рынку, и работать мы будем при любой загрузке теплохода. От этих факторов мы мало зависим, и сосредоточимся исключительно на создании качественного туристического продукта.

Мы ощущаем то пристальное внимание, с которым за нами следят. Нас это не огорчает, а скорее радует. Интернет-форум наших коллег, портала «Инфофлот» – это единственный на сегодня серьезный речной форум в России, его посещают очень многие, и мы отдаем себе отчет, что будем постоянно находиться на острие внимания. И позитивные отзывы, и какая-то критика будут неизбежно публиковаться и на форуме, и на речном сайте портала. В этом плане «Василий Чапаев» попадает в несколько необычное положение по сравнению с другими судами. Однако мы к этому готовы, и нас это не пугает.

Как компания, широко представленная в интернете, для продвижения теплохода «Василий Чапаев» мы используем сайт нашей компании. На нем имеется система бронирования кают на теплоходе, которая позволяет любому человеку прямо не отходя от компьютера выбрать свободную каюту на интересующий рейс и забронировать ее. Это очень удобно для наших туристов.

А как у «Инфофлота» складываются отношения с другими операторами по речным круизам?

Мы находимся в тесном контакте с другими операторами, работая с ними как их агенты. Помимо «Василия Чапаева», мы активно предлагаем другие теплоходы, и я считаю это нормальным подходом. Отношения со всеми у нас прекрасные, особенно с такими компаниями, как «Волга-флот-тур», «Агидель-круиз», «Турфлот», да и с другими. С компанией «Турфлот» у нас в этом году будет прямая конкуренция, поскольку они являются операторами по подобным «Чапаеву» судам, работающим маршрутах той же продолжительности. Однако это не мешает нам не только сохранять очень хорошие отношения, но и предлагать нашим клиентам круизы на их теплоходах. Безусловно, рынок речных круизов становится все более цивилизованным. А сейчас мы наладили добрые контакты еще и со многими агентствами в Москве и других городах, которые продают круизы на «Чапаеве».

Ну и последний вопрос. Насколько сложно работать в Москве с точки зрения разного рода согласований?

В Москве существует свой порядок согласования графиков движения судов. Не всегда есть возможность у судов проходить по каналу имени Москвы в то время, в которое бы хотелось. Но мы эти вопросы, конечно, проработали заранее, и еще в декабре мы имели на руках готовые графики движения теплохода. Со всеми портами захода мы заключили договоры на обслуживание теплохода на весь период навигации. Бельское пароходство, со своей стороны, обеспечивает полное соответствие теплохода и экипажа для работы в московском бассейне. Многие вопросы, относящиеся к компетенции пароходства, касающиеся санитарного состояния теплохода, дипломов экипажа и так далее, мы все же обсудили с пароходством с привлечением опытных специалистов в этих областях и убедились, что проблем не будет. Так что если говорить про организационную составляющую, то здесь мы тоже полностью готовы к работе. Времени на подготовку у нас было достаточно.

Беседовал Кирилл Честнов

Санкт-Петербург, 4 мая 2004 года

На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов