АЛЕКСЕЙ СЁМИН (syomin@izmail.uptel.net | г.Измаил, Украина) "ОЧАРОВАННЫЕ ВРЕМЕНЕМ" |
![]() |
Опубликовано 05.11.2003 | Сегодня - - | ||||
Не секрет, что за последнее десятилетие пассажирское круизное судоходство на европейских реках, в том числе и на Дунае, существенно оживилось. Десятки современнейших пассажирских судов вошли в строй, оставляя мало шансов на успех владельцам старого флота. Однако одновременно, несмотря на подобный прогресс в сфере пассажирского судостроения, туроператорами отмечается устойчивое возрастание интереса к старинным колесным пароходам, обладающим неповторимой романтикой прошлого и тем самым привлекающих свою категорию пассажиров. По подсчетам американского исторического издания “Steamboat Bill”, на сегодняшний день в мире насчитывается около 370 судов, оснащенных действующими паровыми двигателями: от крошечных буксирных катеров в портах Северной Европы до огромных, многопалубных автомобильно-пассажирских паромов на озере Мичиган в США, до сих пор обслуживающих регулярную линию и в качестве основного топлива использующих каменный уголь (!). Но наибольшим интересом в сфере туристического бизнеса пользуются именно колесные пароходы. Причем интерес этот настолько велик, что за последние годы в Европе был восстановлен целый ряд десятилетиями бездействовавших и даже затонувших ранее пароходов.
В 1995 году австрийское правительство было вынуждено закрыть ДДСГ и объявить распродажу имущества компании. «Шёнбрунн» был продан Австрийскому обществу истории железных дорог за символическую сумму – один шиллинг (плюс двадцать грошей – государственный сбор от продажи). После солидной реновации, которая продлилась гораздо дольше чем рассчитывали, в октябре 2000 года «Шёнбрунн» вышел на ходовые испытания с тем, чтобы весной 2001 года приступить к регулярным круизным перевозкам. Однако отсутствие данных о круизах на «Шенбрунне» позволяет предположить, что у судовладельцев опять что-то не сложилось. Зимой 2003 года это судно стояло у набережной Будапешта. Помимо «Шёнбрунна» на Дунае существует еще целая «флотилия» паровых колесных раритетов имеющих, правда, совершенно разный уровень технического состояния.
Счастливо
сложилась судьба австрийского парохода
“Johann Strauss”
(«Иоганн Штраус») (1912 г.п.) и
Настоящим патриархом среди судов этого класса, является румынский двухтрубный пароход “Tudor Vladimirescu” («Тудор Владимиреску»). Год постройки этого судна по одним источникам – 1854, по другим – 1874 (эта дата выбита на памятной доске на лобовой переборке судна, в честь его столетия). Но даже если взять за основу вторую дату рождения – то 129 лет – это все равно уж очень солидный возраст. Построенный изначально как обычный буксир для австрийской компании ДДСГ, пароход позже был переоборудован в пассажирский и назван «Виндобона» (Римское название г. Вена). После войны, пароход как трофей вошел в состав советско-румынского пароходства «Совромтранс» и позднее румынами был переименован. Последние несколько лет судно находилось на приколе в Галаце. По последним данным, румынам удалось найти средства для его капитального ремонта и вполне возможно, что в следующем году пароход можно будет увидеть на ходу.
Еще один сохранившийся на Дунае пароход - это
болгарский колесный пароход "Radetzky" ("Радецкий")
[на фото] . Э
Сильно отклоняясь от темы, специально для российских коллег- энтузиастов речного флота, хочется рассказать о том, что сербский городок Кладово находящийся у порога Железных ворот (933 км) в середине 90-х годов стал своеобразным «камнем преткновения» для известного всем украинского пассажирского судна пр. 302 «Т.Г. Шевченко» (впрочем, как и для всех остальных днепровских судов пр. 301/302). Выполняя экспериментальный круизный рейс «Киев-Белград» судно, с трудом, преодолевая бесконечные перекаты, никак не могло подняться выше этого городка, не дойдя до Белграда всего каких-то 237 километров.
Наконец
нашла своего хозяина бывшая румынская королевская паровая
яхта «Libertatea» («Либертатя», <Cвобода>)
[на фото]. В этом плане хотелось бы немного рассказать об известных всем речникам «чижиках-пыжиках» - колесных пароходах типа «Иосиф Сталин» (проекта 737), имеющих также отношение и к Дунаю.
После
Великой Отечественной войны Советский Союз испытывал огромный дефицит
пассажирского флота. Оставшихся после войны судов крайне нехватало, особенно
в тех районах, где сухопутное сообщение затруднено. Требовались дешевые в
постройке и неприхотливые в эксплуатации и техобслуживании суда, поскольку
страна еще не вышла из послевоенного кризиса и не могла обеспечить должный
уровень обслуживания флота, особенно в азиатской части СССР. Учитывая эти
условия, конструкторское бюро завода «Ленинская кузница» в Киеве, согласно
решению Всесоюзного инженерно-технического общества судостроения, создало
проект колесного грузопассажирского парохода мощностью 450 индикаторных
лошадиных сил - №737. Следует сказать, что этот поистине «народный» проект
уже изначально был концептуально устаревшим, так как еще в дореволюционной
России уже строились дизельно-винтовые суда. Но советская машиностроительная
промышленность еще не встала на ноги после войны, а обмелевшие участки рек
ограничивали применение гребного винта. Пять судов было построено в Киеве
Заканчивая этот, надеюсь, интересный рассказ, хотелось бы сказать, что помимо пассажирских колесных пароходов, на Дунае сохранилось несколько колесных паровых буксиров, в том числе и в Украинском Дунайском пароходстве – но об этом как-нибудь в следующий раз. Как видно на примере более развитых европейских государств, восстановление старых судов хоть и дает впоследствии толчок к привлечению туристов, но стоит довольно дорого, и вполне возможно, что напечатанные к этому рассказу фотографии вскоре будут единственной возможностью увидеть эти пароходы и вспомнить о них. |
Измаил, октябрь 2003 © Алексей Сёмин Использованы фотографии из коллекции автора. |
|
![]() |
Предыдущая публикация: |
Следующая публикация: |
![]() |
Краткий отчет и впечатления от Первой Всероссийской конференции любителей речного флота |
|||
Газета "Флот и Круизы". Вестник "Инфофлота". Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов Пишите нам: sosnin@integral.spb.su Designed by EgopbI4 |
|||
|