Россия глазами иностранных круизных туристов

 

Александр Соснин  

 

Какой иностранные пассажиры круизных судов видят Россию? Каковы их впечатления? На эту тему приходится слышать самые разные суждения. Кто-то утверждает, что иностранцы пребывают в полном восторге от нашей страны и людей, а кто-то удивляется, зачем они сюда едут, поскольку все равно ничего хорошего им здесь увидеть не удается. Где же истина?

Сразу оговоримся, что рассказать обо всех иностранных туристах, приезжающих в Россию, с их многообразными интересами и представлениями, невозможно. Поэтому мы рассмотрим наиболее типичные случаи, имея в виду, что у каждого правила бывают сотни исключений.

Иностранные круизные пассажиры, посещающие Россию, бывают речными и морскими. В первом случае они совершают круизы по российским внутренним водным путям, во втором чаще всего посещают Санкт-Петербург в рамках морского круиза по Северной Европе. Эти туристы не всегда имеют своей целью посмотреть именно Санкт-Петербург, а едут знакомиться с разными европейскими столицами. Но что отрадно, чаще всего Санкт-Петербург производит на них очень хорошее впечатление и превосходит все их ожидания, несмотря на откровенно обшарпанные фасады многих зданий. Конечно, это впечатление бывает не полным – во-первых, стоянка теплохода в Санкт-Петербурге ограничивается всего двумя днями, во-вторых, пассажиры морских лайнеров прибывают в Россию без визы, и, следовательно, имеют возможность выйти с теплохода только на специально организованные экскурсии. Гораздо больше возможностей для знакомства с Россией у пассажиров речных круизных теплоходов.

В речной круиз по России, как правило, едут пожилые туристы со стажем. Они бывали во многих странах, совершили немало круизов, и теперь решили посетить экзотическую страну, отправившись на экзотическом теплоходе по экзотической реке. Решение поехать в Россию часто является для иностранца смелым шагом, к которому надо себя готовить и который не всегда будет понят друзьями и коллегами. Сказывается и традиционное предубеждение, и мнение тех, кому в прошлом довелось в России побывать и столкнуться с особенностями местного сервиса и языковым барьером. Поэтому на этом этапе очень важной является работа западного оператора в содружестве с российскими коллегами. Они формируют круизный продукт в соответствии со вкусами и привычками клиента из той или иной страны. Не менее важной является работа агента, который продает клиенту круиз. Если потенциальный турист доверяет этим компаниям, то он вполне может решиться на такое необычное путешествие.

О том, какой маршрут выбрать, вопрос практически не стоит. Фактически для иностранцев существует единственный речной маршрут по России. Это линия Москва – Санкт-Петербург или Санкт-Петербург - Москва. Конечно, предлагаются и другие маршруты. Но круизов по ним очень мало, и они вполне удовлетворяют имеющийся невысокий спрос. Впрочем, интерес иностранцев к новым речным маршрутам по России понемногу растет.

В рекламе круизов акценты ставятся на посещение известных городов (Москва, Санкт-Петербург), необычную архитектуру дворцов и церквей, богатую историю страны. Потенциальные туристы информируются и о том, что весь тур от авиаперелетов до обслуживания на борту теплохода будет проходить в условиях, соответствующих существующим мировым стандартам, а также о том, что будет обеспечено обслуживание на их родном языке, как минимум в виде перевода. Речной круиз по России позиционируется не как развлекательный, а в первую очередь как познавательный, с экскурсиями, включенными в стоимость круиза (что не принято в мировой практике) и лекциями о России на борту.

Цены на речные круизы по России по мировым меркам невелики и начинаются от 800 долларов США за десятидневный круиз в стандартной двухместной каюте. Цена зависит от известности оператора, сервиса на борту, категории каюты, сезона и может достигать нескольких тысяч долларов. К этой сумме добавляются стоимость авиаперелета, российской визы и страховки.

Итак, иностранный гражданин решился на речной круиз по России. Что же он там увидит?

Перелет из своей страны в Москву или Санкт-Петербург группы иностранных туристов в основном осуществляют иностранными авиакомпаниями. У «Аэрофлота» за рубежом довольно плохая репутация (что не всегда справедливо), однако иногда низкие тарифы оказываются важнее, и иностранцы летят в Россию «Аэрофлотом». Кстати, в тех редких случаях, когда туристы пересаживаются в России на внутренние рейсы и летят, допустим, в Волгоград, «Аэрофлот», наоборот, становится лучшим выбором и «наименьшим злом», а остальные авиакомпании считаются недопустимо опасными. Для россиян это может показаться смешным, но переломить мнение иностранных гостей о старых русских самолетах и пьяных русских летчиках не так-то просто.

В аэропорту прилета туристы нередко отмечают большие очереди на паспортный и таможенный контроль. Это первое негативное впечатление, как правило, сглаживается четкой и профессиональной работой представителей российской круизной компании, встречающих гостей в аэропорту и доставляющих их на теплоход. Кстати, по дороге к речному вокзалу иностранцы получают первое представление о дорожном движении в России, в котором их удивляют непредсказуемость некоторых водителей и отсутствие разметки на дорогах.

Первое впечатление иностранцев о теплоходе бывает двоякое. Их часто разочаровывают размеры своей каюты. Те, кто переплачивает сотни долларов за путешествие в более просторном «полулюксе», никогда об этом не жалеют, хотя по размерам эти каюты обычно не дотягивают до «полулюксов» в понимании иностранца. Второе разочарование – размер санузла, который зарубежные гости сравнивают со шкафом, хотя быстро к нему привыкают и в дальнейшем не жалуются.

Сам теплоход кажется гостям необычно большим для реки и внешне им нравится. Иностранцев впечатляет то, что теплоходы могут стоять по два-три борт к борту, их маневренность, безупречная чистота. Однако интерьеры внутренних помещений, особенно тех, которые не обновлялись с момента постройки судна, не производят на иностранных туристов никакого впечатления. Напротив, они их называют безжизненными и неинтересными. Надо отдать должное российским судовладельцам – благодаря модернизации старых интерьеров на наших теплоходах остается все меньше.

По три-четыре дня в начале и конце круиза теплоход стоит в Москве и Санкт-Петербурге, и фактически служит для туристов гостиницей. Дни, проведенные в этих городах, оставляют у иностранцев самые яркие впечатления от всего круиза. В Москве они посещают Кремль, Оружейную палату, московский цирк, московское метро, осматривают столицу из окон автобусов во время обзорной экскурсии. Кстати, посещение московского цирка, безусловно, современного и предлагающего великолепные программы, не всегда нравится иностранцам. Дело в том, что во многих странах преобладает негативное отношение к дрессировке животных. И хотя цирк – это не только номера с животными, именно эта часть программы портит гостям все впечатление от посещения. Напротив, экскурсии в подземные дворцы, так иностранцы называют станции московского метрополитена, традиционно популярны, а большое количество народа на станциях рассматривается как часть программы, а не как помеха экскурсии. Стоит ли говорить, что редкий иностранец не фотографируется на Красной площади, до сих пор являющейся для многих чем-то заведомо закрытым, мрачным и недоступным. Миф о мрачности Красной площади рассеивается в головах иностранных гостей, как только они на нее попадают. В Санкт-Петербурге в обязательную программу, как правило, входит обзорная экскурсия по городу, а также посещение Эрмитажа, Исаакиевского собора, загородных дворцов в Петергофе и Пушкине, Петропавловской крепости, театра – Эрмитажного или Мариинского. Иностранные гости хорошо, иногда с восторгом, отзываются и об увиденном, и об уровне местных гидов.

Каждая круизная компания придумывает свои дополнения к программе. Например, это может быть экскурсия в Сергиев Посад, дающая гостям возможность помимо всего увидеть Подмосковье с его многочисленными дачами. Почти всегда в Москве и Санкт-Петербурге в программу входит и время для самостоятельного осмотра города. Те, кто отправляется на прогулку, отмечают, что в России блеск граничит с нищетой – это относится и к людям, и к зданиям, и к автомобилям.

Что бы не говорилось о привлекательности множества мест в России для иностранцев, никуда не денешься от фактора раскрученности той или иной достопримечательности за рубежом. Почему россияне в коротком круизе из Санкт-Петербурга хотят увидеть Валаам а, например, не Коневец? Потому что «Валаам» – это раскрученное слово. С иностранными туристами ситуация схожая. На маршруте Москва – Санкт-Петербург у них наиболее востребованы Кижи. Местный музей деревянного зодчества является обязательным пунктом посещения на этом маршруте. Случалось, что весной из-за сложной ледовой обстановки на Онежском озере теплоходы не могли попасть в Кижи, и для многих иностранцев это становилось большим разочарованием. Обычно теплоход также заходит в Углич, Ярославль, Горицы или Ирму, Мандроги или Свирьстрой. Бывают рейсы с заходами в Кострому, Петрозаводск, Валаам. Впрочем, Валаам не слишком популярен у иностранных туристов из-за больших расстояний, которые приходится преодолевать пешком: вспомним, что большинство туристов – это пожилые люди.

Иностранцы отмечают дружелюбие и открытость россиян. Они интересуются их жизнью, налогами, зарплатами, привычками, отношением к происходящим в стране переменам. На теплоходе проводятся лекции о российской истории, российской культуре, менталитете россиян, современной России. Эти лекции всегда пользуются большой популярностью. Лекционные занятия дополняются практическими: гости с удовольствием знакомятся с жизнью местных жителей по всему маршруту – и в городах, и в глубинке. Это удовольствие бывает смешано у них с некоторой радостью, что в этой жизни им не пришлось здесь жить. Если в Москве и Санкт-Петербурге речь идет просто о естественном различии культур, то в других местах иностранцы сталкиваются с настоящей бедностью россиян. Обмануть их трудно. Те, кто посещает Мандроги, понимают, что это не более чем аттракцион для туристов. Те же, кто совершает прогулку, например, по Свирьстрою, знают, что видят здесь настоящую и в чем-то безысходную жизнь российского поселка. Но вернемся на теплоход.

Для круизного пассажира важно хорошее питание на борту. Большинство иностранных туристов характеризуют качество еды на российских речных судах минимум как приемлемое, максимум как отличное, но чаще всего превзошедшее ожидания. Уровень сервиса в ресторане теплохода, как правило, не вызывает у иностранцев нареканий, хотя слабое владение обслуживающим персоналом английским языком создает некоторые трудности. На некоторых судах официантки общаются с туристами через переводчиков.

Поскольку мы заговорили об обслуживании, нельзя не упомянуть проводниц. Их работа и их доброе отношение к гостям оставляют у последних самые хорошие впечатления. Надо отметить, что стандарты работы проводников на судах во всем мире значительно отличаются от принятых у нас. К счастью, организаторы круизов это поняли, и иностранный турист никогда не будет разбужен стуком в дверь со словами: «У вас убрать?» Уборка производится в то время, когда турист находится в ресторане или на экскурсии. Утром, пока турист завтракает, его постель застилается, а вечером, наоборот, расстилается. Приходя с ужина, пассажир обнаруживает в каюте отпечатанную программу на следующий день и шоколадку на подушке. Здесь есть чему поучиться персоналу судов, обслуживающих россиян. Хотя, конечно, когда турист вместо ужина кипятит у себя в каюте суп, обеспечить уборку каюты и расстелить постель тоже непросто. Есть над чем задуматься и некоторым российским туристам. Но мы отвлеклись.

Из традиционных мероприятий на борту следует упомянуть чаепитие с русскими блинами с икрой, шоу талантов среди команды и пассажиров, капитанский коктейль, выступление фольклорного ансамбля. Вечерами в барах играет живая музыка. Вместе с уже упоминавшимися экскурсиями и лекциями это составляет необходимый и достаточный набор для того, чтобы иностранный турист был доволен круизной программой. Естественно, при условии, что все мероприятия проводятся на хорошем уровне и с высокой самоотдачей персонала. Кстати, цены в теплоходных барах в последнее время сравнялись с ценами на берегу и перестали удивлять иностранцев, которые раньше запасались российским пивом на берегу. Приемлемы они и для россиян, которые тоже бывают пассажирами этих рейсов.

С чем уезжают иностранцы из России? Понравилось ли им необычное путешествие? Недовольных бывает очень мало. Впрочем, тех, кто желает поехать по этому маршруту еще раз, тоже. Нет, конечно, существуют туристы, совершающие такие круизы по много раз. Но большинство иностранцев поставят в своей биографии галочку «был в России, был в круизе по Волге», покажут знакомым фотографии из поездки и настроятся на следующее путешествие – может быть, по Европе, а может быть, на экзотические острова. А иногда под настроение они будут с теплотой вспоминать о гостеприимной и непривычной стране с красивыми городами и добрыми людьми.

 

Санкт-Петербург, 30 августа 2003 года

 

 

При оформлении материала использованы фотографии с сайта Sealetter Cruise Magazine.

 

 

На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов