БЕСЕДЫ НА "ТУРГЕНЕВЕ"

 

Александр Соснин  

 

Волжский трехпалубный теплоход «И.С. Тургенев», хорошо знакомый нижегородцам, с этого года совершает круизы из Санкт-Петербурга. Компания, фрахтующая "Тургенева", Санкт-Петербургский филиал "Волга-флот тура", отмечает в этом году свое пятилетие.

В один из июньских дней я отправился на «Тургеневе» в четырехдневный рейс в Кижи и Валаам.

Туристов, заходящих на борт теплохода, встречают радушные хозяйки корабля – директор круиза Альбина Николаевна Коблик и методист Лия Матвеевна Ключева. Гости без задержек и суеты размещаются в каютах, и в 19.00 звучит команда: «Отдать швартовы!»

Нева. Эта река традиционно ассоциируется с Санкт-Петербургом. По ней начинают свой путь теплоходы, отправляющиеся из этого города. Как правило, путь от речного вокзала до Ладожского озера занимает три часа. За это время туристы знакомятся с теплоходом, любуются близко проплывающими невскими берегами и встречными судами.

Берега Невы давно обжиты, на них расположены многочисленные населенные пункты – деревни, поселки и города. Движение судов по реке тоже весьма интенсивное. А на «Тургеневе» тоже никто не скучает - в кинозале теплохода Альбина Николаевна проводит вечер знакомств. Кстати, Альбина Николаевна вместе с Лией Матвеевной – это, можно сказать, душа теплохода. Они создают на борту добрую домашнюю обстановку, которой зачастую так не хватает на коротких рейсах из Санкт-Петербурга. Пора и нам познакомиться с Альбиной Николаевной в дружеской беседе.

Я начинала работать культорганизатором и музыкальным работником в 1974 году на дизель-электроходе «Советский Союз». Это, конечно, необыкновенный корабль. Его помещения отделаны настоящей карельской березой. Работала я с династией капитанов Белодворцевых – сначала с Андреем Ивановичем, затем с его сыном Борисом Андреевичем. На «Советском Союзе» я работала лет десять, а затем была директором круиза на теплоходах «Комарно», «Михаил Кутузов», «Александр Суворов», «Рылеев» и других. Сейчас уже второй год работаю на «И.С. Тургеневе». Здесь я не только директор круиза, но и культорганизатор, и музыкальный работник, ведь я владею инструментом и эта работа мне знакома. Туристам нравится.

Могу похвастаться: однажды я была на всесоюзном семинаре в Баку, куда со всего Советского Союза съехались культорганизаторы. Кто приехал поучиться, кто приехал погулять, кто опыта набраться. И мне единственной дали первое место.

Мне приходилось работать буквально на всех маршрутах. Особенно запомнился маршрут по есенинским местам на Оке на двухпалубном теплоходе «Юрий Завадский». Маршрут, конечно, был просто невероятный. Извилистая река, красивые места, особенно на родине Сергея Есенина в селе Константиново. Там мы делали импровизированный костюмированный концерт прямо на берегу. На наши концерты всегда приходили сотрудники местного музея. Туристы сидят, а рядом пасутся коровы. Смотришь в даль – ну полная романтика.

Крепость Орешек – украшение маршрута. Величественное сооружение стоит на месте, где Нева вытекает из Ладожского озера. В 1702 году русское войско под командованием Б.П. Шереметьева взяло крепость, почти сто лет находившуюся в руках шведов, штурмом. В дальнейшем в крепости располагалась тюрьма. Трудно поверить, но средневековый Орешек в последний раз использовался по прямому назначению в годы Великой Отечественной войны, причем не был взят.

Ладога – озеро своенравное. Но в хорошую погоду оно радует туристов необозримой гладью водной поверхности и красивыми закатами. «Тургенев» идет по просторам Ладоги, сопровождаемый многочисленными чайками. Белая ночь не дает уйти с палубы. Рейсы из Санкт-Петербурга хороши всегда, но в июне, в сезон белых ночей – особенно, вне зависимости от маршрута. Рассказывает Альбина Николаевна:

В этом году мы ходим в рейсы из Санкт-Петербурга. Это короткие рейсы на Валаам, в Кижи. На Валааме у нас в первой половине дня или экскурсия в скиты, или посещение монастыря, во второй – наоборот. В Мандрогах – обед на берегу с шашлыками, на свежем воздухе. Нас встречают артисты, играют, поют. Это просто здорово. Туристы, конечно, в восторге.

Есть у нас и девятидневные рейсы до Плеса. Путевки на эти рейсы туристы берут особенно хорошо, потому что на этом маршруте они посещают множество интересных мест на Северо-западе России и на Волге.

Ходим мы и на Соловки. Два таких рейса «Тургенев» сделает в эту навигацию. Мы пойдем по Беломоро-Балтийскому каналу – там очень красивые места, удивительные маленькие шлюзы, которые сделаны в скалах. Туристы всегда очень довольны природой на этом маршруте.

Работать здесь, на Севере, мне очень нравится. Люблю я здесь работать. Тяжело ли экипажу? Да пусть отдохнут немного от Нижнего Новгорода! Ничего страшного, три месяца – разве это много? Семьи на теплоходе работают вместе, а кто не семейный – почему бы не посмотреть на такую красоту, на белые ночи. У нас ведь этого нет.

Второй день путешествия проходит по реке Свирь. Это быстрая, узкая и каменистая река. Она сложна для судоводителей, зато любима туристами. Приятно видеть буквально в двух десятках метров от теплохода берега, каменистные гряды, рыбаков. Встречные суда буквально прижимаются друг к другу.

Несмотря на быстрое течение и «горный» характер Свири, вода в ней в теплое время года хорошо прогревается, и в реке вполне можно купаться. С борта теплохода этого, конечно, делать не следует, а вот во время остановок – пожалуйста. Впрочем, пока теплоход идет по Свири, для туристов, особенно тех, кто путешествует на теплоходе впервые, предлагается другой интересный «аттракцион» - шлюзование теплохода. Первый заход «Тургенева» в шлюз собирает на палубах множество народа.

Кстати, «И.С. Тургенев» - классический трехпалубный теплоход, не новый, но очаровывающий своих пассажиров ностальгическим уютом. И команда, и дирекция круиза делают все, чтобы пассажиры на борту не ощущали недостаток удобств. И у них это хорошо получается. Альбина Николаевна говорит:

Многим нравятся именно такие теплоходы, как наш «Тургенев». Вся элита из Нижнего Новгорода старается попасть в наши «люксы». Они всегда заняты, какая бы цена ни была.

Команда на «Тургеневе» вся из Нижнего Новгорода, ресторан тоже. Дирекция круиза – это четыре человека: я, методист и два ди-джея, которые ведут дискотеки. На других судах иногда и артистов везут, а мы справляемся вдвоем – я и методист. Я провожу вечера отдыха, где мы с туристами и поем, и пляшем, игровые вечера. Так что скучать народу мы не даем. Наш методист, Лия Матвеевна Ключева, работает на теплоходах уже много лет. Она дает полную путевую информацию, проводит радиовикторины, беседы, иногда даже без трансляции – выходит на палубу и разговаривает с туристами.

В эту навигацию на «Тургеневе» оборудовали новую, очень красивую каюту «люкс», сделали два бара. Бары у нас замечательные, красивые – люди заходят и радуются. Есть у нас сауна – с удовольствием люди ходят, им нравится. В этом году приобрели хорошее караоке, а в барах установили музыкальные центры. В длинных рейсах в кинозале мы показываем кинофильмы. Мне очень нравится, что в этом году на теплоходе много новинок. Дай Бог, чтобы у нас все было хорошо.

Каждый рейс мы проводим экскурсию в рулевую рубку. Я вчера подхожу к нашему капитану и говорю: «Александр Яковлевич, у меня к вам подарок большой». Он говорит: «Какой?» - «Экскурсия в рулевую рубку!» – «Обрадовала!». Когда туристы приходят, он всегда растает и с удовольствием проводит экскурсию. Три, четыре группы, хоть пять – он проведет все экскурсии. Бесплатно, конечно.

Что такое Мандроги? Речные путешественники прошлых лет, пожалуй, и не поймут, о чем идет речь. Не было раньше такой стоянки на Свири. Но в 1996 году в красивом и экологически чистом месте на берегу реки началось строительство русской национальной деревни. И теперь редкий рейс туристического теплохода по Свири обходится без остановки в Мандрогах. Здесь туристы осматривают ремесленную слободу, дегустируют русские напитки в музее водки, гуляют по деревне, изобилующей домами, построенными в традиционно русском стиле, посещают лосиный питомник. А изюминкой пребывания в этом удивительном месте является пикник под открытым небом. Под русскую фольклорную группу да под хорошие горячительные напитки шашлык с многочисленными закусками идет ох как хорошо. А чего стоят пироги с брусникой, подаваемые к чаю!

Мандроги посещают теплоходы, которые следуют в Санкт-Петербург или из Санкт-Петербурга. Конечно, иностранцы любят это место. Но не только они. Разве российскому туристу не понравится отдохнуть на природе с шашлыком, а потом пойти поиграть в волейбол, искупаться или погулять по деревне? Поэтому многим пришелся по душе этот островок русской экзотики посреди речного путешествия. Кстати, некоторые туристы бывают на одних и тех же маршрутах, одних и тех же теплоходах по много раз. Это подтверждает и Альбина Николаевна:

У нас в круизах туристы часто повторяются, и даже те, кто жалуется, на следующий год обязательно снова садятся на наш теплоход. Стало быть, им нравится отдыхать с нами. Может быть, нескромно так говорить, но многие спрашивают, где работает Альбина Николаевна, и берут путевки именно на эти теплоходы. Это приятно.

В данный момент на нашем «Тургеневе» отдыхают туристы из Санкт-Петербурга, Москвы, других городов. Приезжают даже туристы из Нижнего Новгорода. Мы послезавтра уходим из Санкт-Петербурга на Соловки, а из Нижнего Новгорода туда тоже ходит теплоход. Но некоторые наши нижегородцы сказали: «А мы хотим именно с вами». Завтра они приедут в Санкт-Петербург на поезде и поедут с нами на Соловки.

Можно сравнить, конечно, как раньше отдыхали, и как отдыхают сейчас. Раньше посадка была намного больше, но народ бывал немножко неуправляемый. Были люди со всего Советского Союза. Многие могли позволить себе хорошо выпить. Раньше мы даже иногда выступали по трансляции, чтобы люди вели себя достойно, а сейчас этого не приходится делать. Народ отдыхает культурно. Туристы могут спокойно посидеть в барах, потанцевать, принять участие во всех мероприятиях. Нам стало работать намного спокойнее.

С экскурсиями у нас сейчас проблем нет. В последние годы мы ходили и по Каме, и по Волге, и по Дону, - везде нас встречали нормально. Конечно, мы заранее договаривались. Перед каждым городом звонишь, и они говорят: «Вас встречают». Сейчас работать здорово. А в советское время нас иногда подводила Москва. Например, могли прислать автобусы на один меньше. А это значит, что сорок человек остаются не у дел.

Онежское озеро – второе по величине в Европе после Ладожского. Достопримечательностями озера являются многочисленные живописные острова, особенно в северной его части. «Тургенев» заходит в озеро вечером и идет по нему всю ночь, а ранним утром уже следует по Онежским шхерам, приближаясь к острову Кижи. Это очень красивые места, однако в столь ранний час лишь несколько туристов стоят на палубе, любуясь природой. Лия Матвеевна предупреждает всех, кто не торопится просыпаться, что они пропускают редкие и красивые утренние виды островов. Впрочем, сегодня же днем теплоход снова пойдет по этим местам, и тогда на палубе соберутся почти все пассажиры.

Вечером в салоне теплохода Альбиной Николаевной организовано пение под караоке. Надо сказать, что она сама хорошо поет, и можно прийти просто ее послушать. Но желающих петь находится много, и вечер затягивается. Мероприятие проходит с полным успехом, и на следующий день туристы единодушно требуют его повторения.

«И.С. Тургенев» - волжский теплоход. Раньше на коротких рейсах из Санкт-Петербурга «чужие» теплоходы не работали, только свои, петербургские. Два года назад эту традицию нарушил теплоход «Рылеев», пришедший с Волги в Санкт-Петербург и вставший на популярные рейсы в Кижи и на Валаам. Директором круиза на «Рылееве» работала наша Альбина Николаевна:

Мы были конкурентами, и нам было очень и очень тяжело. Только один или два раза нас поставили у речного вокзала Санкт-Петербурга. В основном мы стояли в Уткиной Заводи. Но мы и этому были рады. Раза три или четыре «Рылеев» стоял на рейде, куда туристов доставляли катером. Продукты доставляли на теплоход с берега на мотоботе. Это было страшное дело. Нас один раз ложно минировали – хотели нам сорвать рейс. Вызвали МЧС, пожарников, собачку какую-то маленькую привели… У нас собака лучше была на теплоходе (смеется). Конечно, ничего не нашли.

Вся навигация была очень тяжелая. Но мы выдержали. Когда поехали домой, буквально все – и команда, и ресторан, - плакали от радости, что наконец уезжаем. А когда приехали в наш Нижний Новгород, нас встречали с оркестром. На берегу все думали, что иностранцев везут. А это мы из ссылки возвращались.

Сейчас, конечно, таких проблем нет. «Тургенев» - желанный гость в Санкт-Петербурге.

Кижи – это музей-заповедник деревянного зодчества Карелии. На острове собраны многочисленные деревянные постройки, заботливо перевезенные сюда из разных деревень заонежья. Церкви, жилые дома, бани, амбары, мельницы, кузницы – все построено без единого гвоздя. Количество этих уникальных сооружений делает музей-заповедник не имеющим себе равных на Севере России. Не удивительно, что Кижи обязательно посещают теплоходы, следующие через Онежское озеро.

Днем «Тургенев» следует по Онежскому озеру, а вечером заходит в Свирь. В кинозале теплохода полным ходом идет веселье – конкурс «А ну-ка парни, а ну-ка девушки». Альбина Николаевна заводит даже тех, кто раньше не любил подобные мероприятия. На ужине туристы активно обсуждают прошедший конкурс. А погода тем временем стоит очень хорошая. Вечерняя Свирь радует пассажиров «Тургенева» своей спокойной красотой.

На некоторых теплоходах пассажиры не видят директора круиза, а если и знают его в лицо, то стесняются обратиться к нему со своими вопросами, просьбами, пожеланиями. На «Тургеневе» все наоборот. Альбина Николаевна чаще всего находится среди пассажиров, и они знают, что к радушной хозяйке теплохода всегда можно подойти со своими вопросами – она ничего не оставит без внимания.

Туристу многое не видно из того, что делает директор круиза. Я на месте в каюте почти не сижу. Я или в рубке, или на кухне – смотрю, как готовят… Я подписываю меню, согласовываю его с директором ресторана. На «Тургеневе» кормят хорошо, вкусно, красиво. Но если что-то не так, что-то не нравится, туристы в первую очередь идут именно ко мне.

Я вам расскажу, какой у меня режим дня на «Тургеневе». Я ложусь спать где-то в час ночи. Встаю рано, где-то в половину шестого. Принимаю душ, затем иду в рубку, узнаю, как идем, не опаздываем ли. Спускаюсь из рубки и иду на кухню. А там уже, глядишь, и подъем, а там встреча с туристами, завтрак, прибытие в город, экскурсии, и все прочее… И так каждый день.

Отдаю себя этой работе полностью. Я очень люблю свою работу, потому что люблю людей. Это самое главное. Если не любишь людей, нечего на эту работу идти. Надо всегда быть в контакте с людьми. Я никогда не закрываюсь и не прячусь, какие бы ни были пожелания, вопросы, даже жалобы. Они редко бывают, но бывают, конечно. Моя дверь всегда открыта, люди ко мне заходят, и любой вопрос мы всегда решаем, на каком бы маршруте мы ни находились.

Чтобы попасть на Валаам, теплоход делает семичасовой переход по открытому Ладожскому озеру. Бывают здесь и шторма, но чаще всего погода хорошая, а озеро спокойное. В этом рейсе Ладога нас тоже не подводит, и «Тургенев» быстро бежит по гладкой поверхности озера. После обеда на горизонте появляется Валаам.

Удивительно, но Валаам, поражающий гостей красотой своей природы, имеет очень маленький слой естественных земель. Однако за столетия существования здесь монастыря на Валааме появились цветущие сады. В этом заслуга монахов, которые по мере своих сил благоустраивали остров.

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь имеет многовековую историю со множеством «белых пятен». До наших дней дошли многочисленные скиты в разных частях острова и сам монастырь, отреставрированный и во всей красе встречающий путешественников, прибывающих в Монастырскую бухту. Валаам – это настоящее украшение маршрута, недаром люди со всей России специально едут в Санкт-Петербург, чтобы оттуда отправиться на Валаам на теплоходе.

Вечером на «Тургеневе» - прощальный ужин с праздничным меню и, конечно, красным вином. Что и говорить, на «Тургеневе» всегда кормят вкусно, но в этот вечер повара и официанты превзошли самих себя. Альбина Николаевна говорит прощальные слова пассажирам, собравшимся в ресторане. К ней подходят, чтобы тепло поблагодарить за круиз, а иногда и поинтересоваться расписанием «Тургенева» на этот год. Некоторые туристы во время рейса решили поехать на понравившимся им теплоходе еще в один круиз, и уже уточняют детали – маршруты и расписание «Тургенева». Альбина Николаевна вспоминает:

В свое время меня не любили многие культорганизаторы с других теплоходов. А почему? А потому что у нас такая традиция была – когда мы отходили от городов, то прощались и с городом, и с туристами соседнего теплохода песней. Когда подходил «Советский Союз», они знали, что наши туристы всех перепоют. И вот они злились на меня за это. А я им говорила: «Зря вы со мной связались! Все равно перепоем!» И так было всегда.

За время моей работы случалось много разных историй с пассажирами. Взять хотя бы такую. Однажды на «Рылееве» туристка потеряла дочь. Теплоходу уже надо отходить, а ребенка нет. Искали мы ее повсюду. А дело было на зеленой стоянке. Не дай Бог ребенок пошел один купаться, произошел несчастный случай. Переволновались все. А оказалось, что девочка в каюте прижалась к стенке на кровати и спала, а мама ее не увидела. Потом мы долго смеялись, и мама тоже, хотя на самом деле все сильно перепугались.

Один мужчина хорошо выпил. Наутро меня будят: «Альбина Николаевна, там турист с ножом». Стоят мужчины, боятся к нему подойти. Ну я, как смелый человек, подхожу и слышу: «Альбина Николаевна, видите, змея ползет?» - «Конечно, вижу». Хотя никакой змеи нет. Я говорю: «Ты мне, пожалуйста, отдай нож» - «А зачем?» - «Да вот мне надо колбасу порезать». А он весь в крови. Отдал мне нож и говорит: «Мне кого-нибудь из обкома партии вызовите» - «Запросто вызову». Пошла в рубку и говорю: «Пожалуйста, вызывайте «скорую». Мы подходим к Саратову, и нас уже ждет бригада скорой помощи. Он говорит: «Альбина Николаевна, я же просил вас пригласить кого-нибудь из обкома партии, а вы кого прислали?» Я говорю: «Извини, пожалуйста, так обком партии распорядился».

Много случаев было и веселых, и грустных. Даже умирали на борту. А умирали от чего? Много принимали спиртного. Я хорошо запомнила на «Советском Союзе» туристов из каюты 329. Стоит мужчина, а другой лежит на полу. «Вставай, говорит, пойдем на завтрак». А он уже холодный.

Был еще такой случай. На четвертый день рейса подходит ко мне турист и плачет. Я спрашиваю: «Что случилось, почему вы плачете?» – «Есть хочу!» Я говорю: «Сейчас будет обед, и вас покормят». А он мне отвечает: «Что, разве здесь еще и кормят?» Похоже на анекдот, но это было на самом деле.

Время прибытия в Санкт-Петербург у туристических теплоходов традиционное – семь часов утра. «Тургенев» медленно разворачивается и подходит к причалу. Начинается высадка пассажиров.

Мне не раз приходилось наблюдать, как ранним утром в Санкт-Петербурге толпа хмурых пассажиров равнодушно покидает теплоход. На «Тургеневе» и здесь все по-другому. В центральном вестибюле гостей провожают радушные хозяйки, Альбина Николаевна и Лия Матвеевна. Пассажиры подходят к ним, чтобы поблагодарить за замечательный круиз и выразить надежду на скорое возвращение на гостеприимный теплоход. Как здесь не вспомнить слова Альбины Николаевны:

Главное в нашей работе – это любить людей. Когда туристы уходят с теплохода, они говорят: «Спасибо, нам здесь понравилось». Для нас это самая высшая оценка. Нам больше ничего не надо. Я говорю это от чистого сердца и ни грамма не преувеличиваю.

Я хочу, чтобы туристы нас не забывали. Приглашаю всех отдыхать на нашем теплоходе. У нас хорошо, и будет хорошо. Этого мы всегда придерживаемся.

 

Санкт-Петербург - Мандроги - Кижи - Валаам - Санкт-Петербург, 23-27 июня 2003 года

 

 

При оформлении материала использованы фотографии из собственной коллекции, а также фотография Павла Кривцова с сайта http://www.valaam.ru.

  

На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов