Теплоход "Т.Г. Шевченко" завершил первый уникальный рейс из Болгарии, Румынии и Украины в Санкт-Петербург

 

Александр Соснин беседует с президентом судоходной компании "Укрречфлот" Николаем Антоновичем Славовым, капитаном теплохода "Т.Г. Шевченко" Анатолием Ивановичем Котом, начальником пассажирской службы Укрречфлота Александром Валентиновичем Красовским и директором по безопасности судоходной компании "Укрречфлот" Валерием Павловичем Гиренко.

 

 

Николай Антонович Славов, президент судоходной компании "Укрречфлот":

 

Рейс теплохода "Т.Г. Шевченко" завершен. Он приурочен к 300-летию Санкт-Петербурга. Рейс осуществлен судоходной компанией "Укрречфлот" и российской туристической компанией "Ортодокс" при поддержке правительств Украины и России. Наши туристы побывали в Болгарии, Румынии, Ялте, Ростове-на-Дону, Волгограде, Саратове, Самаре, Казани, Нижнем Новгороде, Костроме, Ярославле, Санкт-Петербурге. По общему мнению, круиз прошел хорошо. Экипаж теплохода показал высокую квалификацию, и мы надеемся, что эта круизная линия получит дальнейшее развитие.

 

На долю компании "Укрречфлот" приходится 56% общего грузооборота, выполняемого судами под украинским флагом. За счет кредитов Евробанка компания строит флот и является одной из наиболее благополучных в Украине. В состав компании входят судостроительные заводы, порты.

 

Компания "Укрречфлот" на сто процентов приватизирована. Мы имеем богатый опыт реформирования государственной собственности в частные компании. Пришлось выходить на международный рынок, чтобы провести котировку акций. Была проделана большая работа по повышению материальной заинтересованности трудящихся. Расширилась география работы наших судов.

 

Грузовой флот "Укрречфлота" работает на порты тридцати пяти стран. Это Придунайские страны, страны Средиземного моря, Прибалтийские страны, Франция, Германия, Великобритания. Недавно наш сухогруз совершил уникальный рейс - доставил груз из Великобритании непосредственно в Киев.

 

Из пассажирского флота "Укрречфлоту" принадлежат теплоходы 302 проекта "Т.Г. Шевченко", "Генерал Лавриненков", "Маршал Кошевой" и другие.

 

Этот необычный рейс "Т.Г. Шевченко" - не последний в этом году?

 

Есть решение правительства России осуществить два круговых рейса в этом году. Сейчас мы завершили первый рейс. Но мы считаем, что этого мало. Если говорить о перспективе, то мы подготовлены для того, чтобы работать на этой линии регулярно. Хотелось бы, чтобы эта туристическая линия работала и совершенствовалась еще многие годы. Это будет выгодно и для Украины, и для России. Мне кажется, что мы сделаем очень большую ошибку, если на этом эксперименте закончим нашу работу. Я уверен, что эта линия через три-четыре года будет иметь очень большой успех.

 

Кто является пассажирами первого рейса?

 

В этом рейсе на борту теплохода 240 пассажиров, преимущественно из Германии. Туристы очень довольны. Во всяком случае, серьезных замечаний с их стороны нет. Хотя, конечно, в процессе круиза выяснились вопросы, над которыми мы должны поработать.

 

Экипаж теплохода украинский, не работавший ранее на Волге. Брали ли вы лоцманов?

 

Мы взяли двух лоцманов. Несмотря на то, что экипаж "Т.Г. Шевченко" высококвалифицирован, это первый рейс, и мы должны были взять лоцманов для полной безопасности. Нам повезло - лоцманы оказались очень хорошими специалистами, они помогали нам на всем пути следования от Ростова до Санкт-Петербурга. Рейс прошел без единого происшествия.

 

Экипажи встречных судов не интересовались необычным для российских вод теплоходом?

 

Да, наш теплоход вызывал интерес. Ведь в истории судоходства еще не зафиксировано такого случая, чтобы судно взяло на борт пассажиров в Болгарии, Румынии, потом прошло Черное, Азовское моря, сложную систему внутренних водных путей России и пришло в Санкт-Петербург. Это действительно большое событие для судоходства. Мы гордимся тем, что наша компания "Укрречфлот" и фирма «Ортодокс» стали первооткрывателями этого маршрута.

 

Теплоход шел под флагом Украины?

 

Да, нам разрешили осуществить два круговых рейса под флагом Украины по внутренним водным путям России в порядке эксперимента. Мы надеемся, что правительства России и Украины вернутся к этому вопросу, и, учитывая положительные результаты первого рейса, примут решение о работе на этой линии на постоянной основе.

 

Планируете ли вы предлагать такие круизы в России и Украине?

 

Почему нет? Уже в этом рейсе находятся несколько российских туристов. Конечно, мы планируем предлагать эти круизы россиянам и украинцам. Я также считаю разумным, если есть такая возможность, делать подсадку туристов в промежуточных портах.

 

Почему для этого круиза был выбран теплоход "Т.Г. Шевченко"?

 

"Т.Г. Шевченко" является наиболее подготовленным для такого круиза судном. И с точки зрения технического состояния теплохода, и с точки зрения комплектации экипажа - здесь работают лучшие наши кадры.

 

 

Анатолий Иванович Кот, капитан теплохода "Т.Г. Шевченко":

 

Теплоход "Т.Г. Шевченко" оборудован по всем требованиям международной конвенции для пассажирских судов, работающих на международных круизных линиях. Компания "Укрречфлот" вложила в дооборудование судна немалые средства. В течение двух лет мы выполняли круизы в болгарский порт Несебр, а на третий год начали заходить в румынский порт Констанца. Такая подготовка теперь позволила нам совершить круиз до Санкт-Петербурга через Черное море, Керченский пролив, Азовское море... Что касается реки Дон, Волго-Донского канала и рек Волга, Шексна, Свирь, то, конечно, все они имеют свои особенности. Но мы имеем опыт плавания на реках. Нам помогали два опытных лоцмана, которых мы взяли в Ростове. Это капитаны, которые имеют лоцманские права на весь участок от Ростова до Санкт-Петербурга. И этот первый рейс мы выполнили успешно.

 

Чем отличается "Т.Г. Шевченко" от других судов 302 проекта?

 

Теплоход «Т.Г. Шевченко» оснащен навигационным оборудованием, позволяющим работать в морских условиях. Теплоход более комфортабельный. На нем десять кают "люкс", шесть кают "полулюкс". Дизайн ресторанов, баров, мебель соответствуют современным требованиям. На борту имеются две сауны, причем одна из них с бассейном, тренажерный зал, солярий. Так что отличия есть. А габариты этого судна те же самые, что и других теплоходов 302 проекта.

 

Расскажите об организации штурманской службы на украинских речных судах.

 

Организация штурманской службы соответствует международному стандарту. Капитан не расписан по конкретному времени несения вахты, но он находится на мостике, когда это нужно. Такая форма наилучшим образом обеспечивает безопасность судна. Самостоятельные вахты несут старший помощник капитана, первый штурман и второй штурман. Ну а капитан находится на мостике по необходимости. Конечно, штурманы у нас высококвалифицированные, но люди есть люди, и на некоторых участках присутствие капитана обязательно. Вот я вам приведу такой пример. Волго-Донской канал имеет протяженность более ста километров. Там сплошные узкости, расхождения с крупнотоннажными танкерами и так далее. Капитан отстоял свою вахту и пошел отдыхать, а на вахте остался штурман, не имеющий достаточного опыта. Кто ему подскажет, как поступить в сложной ситуации? Ведь у капитана всегда большой опыт судовождения. Поэтому я, как судоводитель, считаю, что организация несения вахт, которая принята у нас, обеспечивает большую безопасность плавания.

 

Кстати, на некоторых российских судах 302 проекта организация вахт такая же. И я думаю, что со временем на эту форму перейдут все суда на Волге.

 

Как Вам показалась Волга по сравнению с Днепром с точки зрения судоводителя?

 

Вы знаете, простых рек не бывает. Реки отличаются по своим судоходным условиям, по техническому оснащению. На Днепре, к сожалению, не все в порядке с содержанием водных путей. Здесь есть свои проблемы, и их, кстати, помогает решать и наша компания. На Волге мне понравилось. Эта река содержится в порядке, на ней имеется освещаемая береговая и плавучая обстановка, работают створные знаки, работает диспетчерская служба, от которой всегда можно получить четкую информацию. Все поддерживается на хорошем уровне.

 

Что для Вас было самым интересным в этом рейсе?

 

Для меня прежде всего интересно соединение системой рек и каналов Черного моря с Балтийским. Увидеть это все, пройти по всей этой системе для меня, как для судоводителя, было очень интересно.

 

 

Валерий Павлович Гиренко, директор по безопасности судоходной компании "Укрречфлот"

 

Судоходная компания "Укрречфлот" получила статус национального перевозчика Украины. "Укрречфлот" первым сертифицировал компанию и свои суда по Международному кодексу управления безопасностью. Этот кодекс обязателен для всех судов, которые совершают международные рейсы. Все суда, совершающие международные рейсы, у нас сертифицированы.

 

В прошлом году мы сертифицировали компанию также по международному стандарту качества ИСО 9002. Сейчас весь мир, который стремится к прогрессу, сертифицирует свои предприятия, подразделения, суда по этому стандарту, потому что это открывает дорогу на мировой рынок. И теплоход "Т.Г. Шевченко" тоже состоит в системе управления качеством. В этом году мы работаем над переходом на более жесткий стандарт ИСО 9001, который вступает в силу 15 декабря 2003 года.

 

 

Санкт-Петербург, 15 июня 2003 года

 

 

Благодарим круизную компанию «Ортодокс» и генерального директора туристической компании «Инфофлот» Александра Сахарова за помощь в подготовке встречи.

Использованы фотографии с сайта Алексея Яблонского «Российские речные суда».

 

 

На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов