Из архива Кузнецова Аркадия:
(выдержки, с.71)
... Как
стремительно все меняется! Когда я начал заниматься историей Ленского
пароходства, то были живы очевидцы событий гражданской войны. Затем их не
стало, но было кому рассказать о периоде конца 20-х годов. А теперь уже
остается считанное число речников, принимавших участие в отечественной войне.
Еще десять-пятнадцать лет и не у кого будет расспросить о 50-х годах...
В 1972 году
я поступил в Якутское речное училище в надежде стать за штурвал теплохода, а
стал гидротехником. Две навигации в Янском техническом участке дали мне большой
житейский и производственный опыт, навсегда привязали к профессии речника. Еще
в училище я делал рисунки по заказу главного инженера пароходства, а после его
окончания был приглашен для работы в КБ пароходства. В двух словах конечно,
нельзя описать это уникальное подразделение, которое разрабатывало до трех
проектов одновременно, имея в штате 17-20 человек и обеспечивало все
судостроительные предприятия документацией, по которой непрерывно строились
суда. Ни одно пароходство такого КБ создать не смогло, да ему и не дали бы, а
вот на Лене было. И если даже брался готовый проект, то на Лене его
приспосабливали к своим нуждам так, что от прототипа оставались рожки да ножки.
Конечно, помогал немалый авторитет и энергия Дмитриева: говорят, что проект
колесного теплохода “Механик Корзенников” Иван
Александрович защищал в министерстве по одному моему рисунку - и ему поверили
на слово!
Утверждала
проекты не какая-то центральная организация, а наша инспекция Регистра, даже
при очень осторожном начальнике, Иване Гавриловиче Батурове.
Первыми на Лене надстройку на речном теплоходе перенесли в нос, первыми
изготовили винто-рулевой комплекс, способный работать
на предельно малых глубинах, да еще и на заднем ходу, первыми построили
составные теплоходы-толкачи, посмею сюда включить и автомобилевоз
№1 в составе с пассажирским пароходом, главным конструктором которого я был...
Потом многое из этого было выдано за свое центральными проектными
организациями.
В 1979 году
я переориентировался на исторические поиски, открыл музей ЛОРП, где некоторое
время был общественным директором. С приходом нового начальника пароходства
Минеева был создан большой совет музея, были вложены приличные средства и музей
стал подразделением управления ЛОРП.
В период исторических поисков и во время
работы в газете “Ленский водник” я имел возможность общаться с нашими ветеранами,
руководителями предприятий, рабочими, капитанами, записывать их воспоминания,
лишь малая часть которых приведена в этой книге. Не все, что накоплено и не обо
всех рассказано, к сожалению...
Страницы 75-80:
СПИСОК ПАРОХОДОВ И
КАТЕРОВ, РАБОТАВШИХ НА ЛЕНЕ,
ПОСТРОЕННЫХ ДО 1918 г.
В таблице дано много сокращений. Вначале указывается тип судна,
материал корпуса, размеры: длина корпуса х ширина
корпуса (полная ширина с выступающими частями) х
высота борта х осадка порожняя (осадка полная), далее
идет место постройки и характеристика механизмов. Мощность указана в
индикаторных лошадиных силах (для пароходов) и в эффективных л.с. (для
катеров).
1861
1.
"СВЯТОЙ
ТИХОН ЗАДОНСКИЙ" (И.С. Хаминов; Ленско-Витимское пароходство Сибирякова
и Базанова; товарищество "Лензото")
с 1920 - "КРАСНОСИБИРЕЦ"
буксиро-пассажирский, 2 колеса, железный,
размеры: 58,1 х 5,33 (10,57) х
2,33 х 0,89 (0,96) метров. 4 переборки, палуба
деревянная. Постройка: корпус, механизмы — 1858 г, Бельгия, з-д
Д. Коккериль, сборка — Верхоленск,
машина высокого давления, без охлаждения, с качающимися цилиндрами, наклонная,
320 и.л.с, 44 оборота, 2 пролетных котла (7 атм.), груз — 32 тонны, на буксире
— 38 тыс. пудов, 270 пассажиров. Списан в 1934 г. в пароходстве "Лензолотофлот", в 1952 г. уложен в основание дамбы
Алексеевского затона.
1866
2. "ПЕРВЕНЕЦ" (А.К.
Трапезников) с 1868 "ГОНЕЦ" (бр. Трапезниковы, Ленско-Витимское п-во Сибирякова и Базанова)
букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 56,3 х
6,02 (11) х 2,36 х 0,59
(0,81) м, 4 переборки, палуба деревянная. Корпус, механизмы — 1863 г, Бельгия, з-д Д. Коккериль, сборка — Жигалово, машина высокого давления, без охлаждения, 380
и.л.с, 3 пролетных котла (8 атм.), груз — 32 тонны, на буксире — 39 тыс. пудов,
200 пассажиров. Капремонт в 1881 г, в 1893 году взрыв котла у Олекминска, перестроен в сухогрузную баржу ("Гонец",
с 1934 № 118), списана в 1939 г.
1868
3. "СВЯТОЙ
ИННОКЕНТИЙ" (Ленско-Витимское п-во Сибирякова-Базанова; Лензото) в 1920 № 234 с 1920 "КОММУНИСТ"
букс-пасс, 2 колеса, железный,
размеры: 61,6 х 6,61 (13,5) х
3,08 х 1,02 (1,3*3) м, 4 переборки, высота борта от
миделя к оконечностям уменьшалась. Корпус — 1868 г, Тюмень, з-д
Р. Гуллета, мех. — 1866 г, там же, сборка в затоне
Виска на Витиме. Машина компаунд, наклонная, со скобой, инжекционный
холодильник, 480 и.л.с, 33 оборота, 2 пролет, котла (6,5 атм.), груз - 32
тонны, на буксире — 60 тыс. пудов, 325 пассажиров. В 1904 капремонт, настроен
салон, в 1936 г. снят. В 1951 г. перестроен в Алексеевске,
с установкой механизмов от пр. 732. Списан в ЛРП в 1961 г. Проработал 93
навигации, лучший тип п/х
для реки Витим.
1872
4. "ГЕНЕРАЛ
СИНЕЛЬНИКОВ" (Ленско-Витимское п-во Сибирякова-Базанова; Лензото) с 1920 "КРАСНОАРМЕЕЦ"
пассажирский, 2 колеса, железный, размеры: 49,66 х 4,55 (10,85) х 2,2 х 0,6 (1,0) м, 4 переборки, палуба деревянная. Корпус, мех.
— 1871/1872 г., Тюмень, з-д Р. Гуллета,
сборка в Виске на Витиме. Машина высокого давления, 2 цилиндра, качающаяся, 160
и.л.с, 48 оборотов, 1 пролетный котел (6 атм), груз —
2,5 тонны, на буксире — 15 тыс. пудов (пассажирская баржа), 220 пассажиров.
Капремонты в 1887 и 1901 г. Списан в "Лензолотофлоте"
в 1945 г.
1874
5. "КОНСТАНТИН"
(А.К. Трапезников; Ленско-Витимское п-во Сибирякова — Базанова: компания Тетерина и Кузнецова; А. Патушинский) с 1910 "АЛЕКСАНДР" (Лензото)
букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 27,1 х
4,97 (8,6) х 2,2 х 0,7
(0,91) м, 4 переборки, палуба деревянная. Корпус — 1874 г, затон Виска на
Витиме, мех. — 1874 г, Тюмень, з-д Р. Гуллет. Машина высокого давления, 1 цилиндр, 110 и.л.с, 1
пролетный котел (8 атм.), груз — 16 т., на буксире 15 тыс. пудов, 62 пассажира
(из них в первом классе 11 чел.). Строился инженером Ли. Разобран в 1913 г. в Жигалово.
1878
6. "ЛЕНА"
(А.М. Сибиряков, с 1880 - И.А. Шмотин; Алейников, с
1893 - А.И. Громова) в 1920 № 225; с 1920 "ЛЕНА"
букс, 1 винт, сталь, размеры: 25,9 х
4,95 х 2,59 х 0,5 (1,59) м,
4 переборки, корпус с седловатостыо, килевой. Корпус,
мех. — 1878 г, Швеция, з-д Мотала. Машина компаунд,
72 и.л.с. (в 1906 г. в Гельсингфорсе новая,
вертикальная, компаунд, с инжекционным холодильником, 140 и.л.с), 1 оборотный
котел (8 атм.), груз — 24 т, на буксире — 30 тыс. пудов, 19 пассажиров.
23 тыс. рублей, прибыл по Севморпути с
экспедицией А. Норденшельда. Работал в низовьях Лены
с выходом в море Лаптевых. Участвовал в гражданской войне. В 1938 капремонт,
корпус удлинен на 1,8 м., новая надстройка. Списан в БУПе
в 1959 г. Разбит ледоходом в Жатае в 1968 г.
1880
7. "ПИОНЕР"
(И.А. Шмотин; С.И. Идельгин)
букс-пасс, 1 вин., железный, размеры: 20 х
4,6 х 0,8 х 0,6 м, 1
переборка. Корпус, мех. — 1877 г, Англия. Машина вертикальная, компаунд, 60
и.л.с, 1 оборотный котел. Груз — 16 т., 15 пассажиров. Доставлен на Лену через
Обь — Ангару, куплен у "несостоятельного должника" Шмотина Идельгиным, но простоял
без хода и в 1889 списан.
1881
8. "НИКОЛАЙ"
(С.С. Дмитриев) с 1920 "ПАРТИЗАН"
букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 36,29 х
4,3 (6,7) х 2,13 х 0,55
(0,89) м, 4 переборки. Корпус, мех. — 1881 г, Николаевский з-д
Иркутской губернии, сборка — деревня Сурово. Машина высокого давления, 168
и.л.с, 1 пролетный котел (7 атм.), на буксире — 10 тыс. пудов, 80 пассажиров.
Поврежден в 1919, списан в 1922 г, разобран в 1933 в Киренске.
9. "МИХАИЛ"
(И.А. Шмотин; И.И. Минеев) с 1900 "ПЕТР"
(компания бр. Кузнецовых)
букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 28,7 х
3,7 (7,6) х 2,2 х 0,7 (0,9)
м, 2 переборки. Корпус, мех. — 1881 г, Николаевский з-д,
сборка в Жигалово. Машина компаунд, 72 и.л.с, 1 котел
(8 атм), груз — 16 т., на буксире - 5 тыс. пудов, 76
пассажиров. Куплен за 25 тыс. руб. Имел низкую остойчивость. Списан в 1913 г.
1886
10. "ИОАНН ПРЕДТЕЧА"
(С.И. Идельгин) с 1887 "БОРЕЦ" (И.И.
Минеев; Н.Е. Глотов)
букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 32 х
3,4 (8) х 1,52 х 0,7 (0,9)
м, 2 переборки. Корпус, мех. — 1886 г., Николаевский з-д,
сборка в Жигалово. Машина высокого давления, 72
и.л.с, 1 котел (8 атм.), на буксире 0,5 тыс. пудов. 56 пассажиров, экипаж — 14
чел. Имел низкую остойчивость. Списан в 1921 г., разобран в Воронцовке.
1889
11. "ПЕРМЯК"
(Н.Е. Глотов)
букс-пасс, 1 колесо, железный, размеры: 43,91 х
5,79 х 2,44 х 0,65 (0,95)
м. Корпус — 1889 г., Николаевский з-д, механизмы —
1889 г., Екатеринбург, з-д Коробейникова,
сборка — дер. Балахня (у Киренска).
Машина компаунд, горизонтальная, 160 и.л.с, 1 пролетный котел (7 атм.), на
буксире — 2 тыс. пудов, 200 пассажиров. Экипаж 20 чел. Первый с колесом Моргана
(поворотные плицы). Куплен за 52 тыс. руб. Капремонт в 1905 г. Списан в 1924 г,
разобран в Киренске.
1890
12. "ЯКУТ"
(Н.Е. Глотов)
букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 37,7 х
5,28 (10) х 2,13 х 0,62
(0,89) м. 4 переборки. Корпус, мех. — 1889 г., Николаевский з-д,
сборка в Усть-Куте. Машина компаунд, с инжекц. холодильником, 100 и.л.с, 42 оборота. 1 пролетный
котел (8 атм.), на буксире 1,5 тыс. пудов, 179 пассажиров, экипаж — 19 чел.
Капремонт в 1908 г. Заменен котел (г. Сосновицы).
Списан "Якпаром" в 1927 г. после
затопления.
1891
13. "БЫСТРЫЙ"
(И.И. Минеев)
букс-пасс,
2 винта, железный, размеры: 25,62 х 2,83 (4,97 с
обносами) х 1,42 х 0,8 м.
Корпус — 1891 г., дер. Подымахино (около Усть-Кута), мех. — 1891 г., Москва, з-д
Бромлей. Машины вертикальные, компаунд, системы
"Тандем", 2 х 50 и.л.с 1 котел (7 атм.); на
буксире — 2,5 тыс. пудов, 70 пассажиров. Списан в 1897 г.
14. "ВИТИМ"
(Н.Е. Глотов)
букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 43,29 х
5,69 (10) х 2,25 х 0,71
(0,89) м. 4 переборки, палуба — деревянная. Корпус, мех. — 1891 г.,
Николаевский з-д, сборка в Усть-Куте.
Машина компаунд, наклонная, с инжекционным холодильником, 160 и.л.с, 47
оборотов, 1 пролетный котел (8 атм.), на буксире 15 тыс. пудов, 138 пассажиров.
Экипаж — 20 чел. В 1911 капремонт (заменен котел, г. Сосновицы),
электроосвещение с 1897 г, капремонт в 1948 г, списан БУП в 1958 г.
15. "ОПЫТ"
(И.И. Минеев и И.А. Шерлаимов; Н.Е. Глотов; М.С.
Менделевич)
буксирный катер, 1 винт, дерево, беспалубный, размеры: 12,2 х 2 х 1,6 х
0,5 м. Корпус — 1891 г., дер. Подымахино, мех. — 1891
т., Москва, з-д Бромлей.
Машина компаунд, 20 и.л.с. 1 котел. В 1898 г. отправлен на р. Н. Тунгуска.
1893
16. "ГРОМОВ"
(А.И. Громова) с 1920 "ДИКТАТОР" с 5 июня 1947 "АНГАРА"
буксиро-товаро-пасс, 2 колеса, железный,
размеры: 43 х 5,6 (10,8) х
2,26 х 0,67 (0,88) м. 6 переборок. Корпус, мех. —
1893 г., Тюмень, з-д Курбатова и Игнатова. Машина
компаунд, со скобой, инжекционный холодильник, 160 и.л.с, 45 оборотов, 1
пролетный котел (9 атм.), груз — 10 т, на буксире — 20 тыс. пудов, 77
пассажиров. Куплен за 65 тыс. руб., в 1910 г. капремонт (новый котел из Сосновиц). Участвовал в гражданской войне — в 1922 г.
вооружен 2 х 76 мм орудиями и пулеметами. Списан ЛРП
в 1955 г.
1894
17. "ПОЧТАРЬ"
(Н.Е. Глотов)
буксиро-товаро-пасс, 2 колеса, железный,
размеры: 41,17 х 5,49 (8,7) х
2,44 х 0,75 (0,9) м. 4 переборки. Корпус, мех. — 1894
г., Николаевский з-д, сборка в Усть-Куте.
Машина компаунд, 80 и.л.с, 1 котел. На буксире — 3 тыс. пудов, 170 пассажиров,
экипаж 16 чел. Списан в 1921 г. Котел и механизмы использованы в Соленовских мастерских, корпус под брандвахту.
1895
18. "РАБОТНИК"
(Н.Е. Глотов)
буксиро-товаро-пасс, 2 колеса, железный,
размеры: 54,3 х 5,49 (9,35) х
2,74 х 0,89 (1,15) м. 4 переборки. Корпус, мех. —
1894/1895 г., Николаевский з-д, сборка корпуса в Усть-Куте, окончательная сборка в Киренске.
Машина компаунд, 240 и.л.с, 2 котла. На буксире — 25 тыс. пудов, 255 пассажиров,
экипаж 20 человек. Участвовал в гражданской войне — в 1922 г. вооружен 2 х 76 мм орудиями и пулеметами. Списан в 1923 г. после
затопления и зимовки на реке Алдан. Корпус под плавпричал,
разбит в 1946 г.
1896
19. "АЛДАН"
(Российское золотопромышленное о-во; с 1906 — Н.Е. Глотов)
букс-пасс, 1 колесо, сталь, размеры: 28,97 х
5,79 х 1,22 х 0,71 (0,9) м.
Корпус сборный, на болтах. Корпус, мех. — 1895/1896 г., Шотландия, Глазго, з-д Аллей Маклеллан. Машина
высокого давления, горизонтальная, 140 и.л.с. 1 локомотивный котел (9 атм.), на
буксире 0,5 тыс. пудов, 21 пассажир, экипаж 8 чел. Колеса с неповоротными
плицами. Списан в 1920 г.
20. "ТАЙГА"
(Российское золотопромышленное о-во; Н.Е. Глотов) в 1920 № 175 с 1920
"ТАЙГА"
букс-пасс, 2 колеса, сталь, размеры: 45,11 х5,94 (10,34) х 2,13 х0,82 (1,0) м. 4 переборки, палуба деревянная.
Корпус, мех. — 1896 г., Глазго, з-д Аллей Маклеллан. Машина высокого давления, наклонная, 140 и.л.с,
42 оборота. 1 пролетный котел (9 атм.) 1910 г, Москва, з-д
Кайзер. На буксире 2 тыс. пудов, 241 пассажир. Построен по типу п/х "Алдан", для
розыска золота на Олекме. В 1909 г. Глотовым корпус надстроен, к нему пристыкованы
новые нос и корма, а паровые машины установлены как наклонные, по бортам от
котла. Списан в "Лензолотофлоте" в 1959 г.
1897
21. "СЫНОК"
(А.И.Громова) с марта 1933 "КИМ"
букс-пасс, 2 винта, сталь, размеры: 28,25 х
4,98 х 1,6 (выше идет деревянный борт — 2,64) х 0,8 (0,87) м. Без переборок. Корпус, мех. — 1896/1897 г.,
Финляндия, з-д Лиохтониели,
сборка в Киренске. Машина компаунд, вертикальная, 72
и.л.с, 1 оборотный котел (8 атм.), груз — 16 т, на буксире 6 тыс. пудов, 32
пассажира. Куплен за 25 тыс. рублей, в 1921 г. принимал участие в экспедиции
Н.И. Евгенова в бухту Тикси. Списан в 1938 г, использовался как учебная база
Якутского речного техникума.
1898
22. "СМЕЛЫЙ"
(Пежемский; Менделевич; И.И. Силин; Нейман; компания Каца и Пастернака)
букс.-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 12,5 х 4 (6,2) х 2 х
0,7 м. 2 переборки. Корпус, мех. — 1898 г., Тюмень, з-д
Курбатова и Игнатова, сборка в Киренске. Машина
компаунд, наклонная, со скобой, 40 и.л.с, 1 пролетный котел. Заказан киренским
городским головой. Совершил первый разведывательный рейс по р. Алдану в 1923 г.
с грузом для Алданских приисков. Списан в 1925 г.
Машина на новый п/х
"Красный".
1899
23. "ЗАПОРОЖЕЦ"
(Российское золотопром. о-во) с 1904 "КАРОЛОНЕЦ"
(Я.Д. Фризер) с 1919 "КООПЕРАТОР"
(Киренский Ленсоюз)
букс-товаро-пасс, 1 колесо, сталь,
размеры: 30,58 х 6,14 (6,4 с обносами) х 1,08 х 0,5 (0,71) м. 4 переборки.
Корпус, мех. — 1896/1897 г., Глазго, з-д Аллей Маклеллан, сборка в Бодайбо. Машина высокого давления,
горизонтальная, без охлаждения, 120 и.л.с, 40 оборотов, 1 пролетный котел (7
атм.), груз — 11,2 тонны, на буксире 12 тыс. пудов, 70 пассажиров. Освещение
свечное. Куплен за 55 тыс. руб., доставлен через Читу — Романовское по Витиму.
С 1920 г. не эксплуатировался, списан в 1927 г., корпус под брандвахту.
24. "МИХАИЛ"
(Коковин и Басов) с 1920 "СЕВЕРНЫЙ"
товаро-буксирный, 2 колеса, железный,
размеры: 25,75 х 4,26 (7,12) х
1,41 х 0,65 (0,88) м. 4 переборки. Корпус, мех. —
1899 г., Англия, з-д Эдварде в Лондоне. Машина
компаунд, наклонная, с инжекционным холодильником, 120 и.л.с, 47 оборотов. 1
локомотивный котел (7 атм.), груз — 8 тонн, на буксире — 10 тыс. пудов.
Совершал торговые рейсы по Вилюю, списан ЛРП в 1942 г.
1900
25. "ГРАФ ИГНАТЬЕВ"
(Золотопромышленное о-во; товарищество Н.Н.К. Глотовых)
в 1920 № 176, с 1920 "ЗВЕЗДОНОСЕЦ" с 1933 "КРАСНАЯ
ЗВЕЗДА"
букс.-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 49,54 х 5,48 (10,7) х 2,26 х 0,77 (1,0) м. 4 переборки, палуба деревянная. Корпус,
мех. — 1899 г., Тюмень, з-д Пирсона и Гуллета, сборка в Усть-Куте.
Машина наклонная, компаунд, со скобой, 200 и.л.с, 1 оборотный котел (8 атм.),
груз — 17,6 тонн, на буксире — 2 тыс. пудов, 260 пассажиров. Списан в 1941 г. в
"Лензолотофлоте", разобран в Киренске.
1902
26. "ВЕРХОЛЕНЕЦ"
(И.И. Минеев; Рефисов и Фризер)
букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 35,38 х
4,27 (8,54) х 1,95 х 0,53
(0,76) м. 1 переборка, палуба деревянная. Корпус — 1902 г., Тюмень, з-д Курбатова и Игнатова, мех. — 1902 г., Екатеринбург, з-д Ятес. Машина высокого
давления, со скобой, 80 и.л.с., 50 оборотов, 1 оборотный котел (8,2 атм.), груз
— 3,2 тонны, на буксире — 9 тыс. пудов, 6 пассажиров. В 1912 и 1925 г. менялись
котлы, в 1950 г. капитально перестроен, списан "Лензолотофлотом"
в 1955 г.
1903
27. "ГРАФ
СПЕРАНСКИЙ" (Т-во Н.Н.К. Глотовых)
в 1920 № 232 с 1920 "ПРОЛЕТАРИЙ"
товаро-букс.-пасс, 2 колеса, железный,
размеры: 56,4 х 6,5 (14,1) х
2,74 х 1,05 (1,29) м. 7 переборок. Корпус, мех. —
1883 г., Николаевский з-д. Машина компаунд,
наклонная, с качающимися цилиндрами, инжекционный холодильник, 360 и.л.с, 45
оборотов, 2 пролетных котла (8 атм.), груз — 30 тонн, на буксире — 18 тысяч
пудов, 287 пассажиров, перевезен с Ангары в 1902 г., куплен у компании
Ясинского — Глотова. В 1906 капремонт с заменой
котлов, надстроен пассажирский салон, в 1951 снят, списан в "Лензолотофлоте" в 1961 г.
28. "ВЕГА"
(А.И. Громова)
служебный, 1 винт, дерево, размеры: 10 х
2 х 0,4 м. Беспалубный. Корпус, мех. — 1894 г,
Норвегия, Христиания. Машина простого действия, вертикальная, 10 л.с, 1 котел.
Приобретен у Русской полярной экспедиции в 1902. С 1922 г. передан Киренскому
ФЗО. Списан в 1930 г.
1906
29. "ТОВАРИЩ"
(Мишарин и Шерлаимов)
букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 36,58 х
4,88 (9,8) х 1,98 х 0,65
(0,71) м. 4 переборки, палуба дерево-железо. Корпус, мех. — 1906 г.,
Екатеринбург, з-д Ятес.
Машина компаунд, со скобой, инжекционный холодильник, 120 и.л.с, 50 оборотов, 1
оборотный котел (10 атм.), на буксире — 10 тыс. пудов, 100 пассажиров.
Куплен за 60 тысяч руб. В 1910 г. новый котел (з-д
Фицнер и Гампер, Сосновицы). Носовое образование — ложкообразное.
Списан "Лензолотофлотом" в 1954 г.
1907
30. "НИКОЛАЙ II"
(Кузнецов)
букс-пасс,
2 колеса, дерево, размеры: 40 х 5 (11) х 2 х 0,6 м. Корпус — 1907 г., Жигалово, маш — 1906 г.,
Екатеринбург, з-д Ятес,
котел — 1904 г., Сормово. Машина компаунд, наклонная, 180 и.л.с. 1 пролетный
котел. Конструкция корпуса слабая, списан в 1911 г.
1908
31. "СЕВЕР"
(М.С. Менделевич и С.М. Чепкасов; А. Кушнарев) с 1914
"ПОЛЯРНЫЙ" (наследники A.M.
Кушнарева) с 1930 "КАЛЬВИН"
буксирный, 2 винта, сталь, размеры: 34,85 х
5,38 х 2,96 х 1,42 (1:85)
м. 4 переборки, корпус с седловатостью, полукилевой.
Корпус, мех. — 1896 г., Глазго, з-д Аллей Маклеллан. Машины компаунд, вертикальные, с поверхностным
холодильником, 360 и.л.с., 260 оборотов, 2 пролетных котла (8 атм.)., груз — 40
тонн, на буксире — 30 тыс. пудов.
По другим данным, построен в 1889 г. Перевезен с озера Байкал,
куплен у наследн. Немчинова, собран в Жигалово. Участвовал в гражданской войне. В 1914 и 1924 г.
капремонт с заменой котлов. Списан ЛРП в 1948 г., котел на п/х "Витим".
32. "СИЛЬНЫЙ"
(М.С. Менделевич; Я.Ф. Санников)
катер, 1 винт, дерево, 10 х 2 х 1 х
0,3 м. Беспалубный. Корпус — 1908 г., Олекминск, мех.
— 1891 г., Москва, з-д Бромлей.
Машина компаунд, 19 л.с. 1 котел. Машина была куплена для мельницы. Списан в
1910 г., разобран в Булуне.
1909
33. "СТАРИК"
(И.И. и Л.И. Минеевы; Н.Е. Глотов)
пасс, 2 колеса, кровельное железо, размеры; 25,62 х 4,3 (7) х 1,5 х 0,35 (0,6) м. Корпус — 1908 г., Жигалово,
машина — 1891 г., Москва, з-д Бромлей,
котел — 1908 г., Екатеринбург, з-д Ятес. Машина компаунд, вертикальная, системы
"тандем", 50 и.л.с, 1 котел (7 атм.) на буксире — баркас, 64
пассажира (из них 9 первым классом). Построен хозспособом.
Соединение машины с валом — через цепь. Списан в 1921 г.
1910
34. "БАРОН ГОРАЦИЙ
ГИНЦБУРГ" (Лензолото) с 1920 "ЛЕВ
ТРОЦКИЙ" с 1929 "БЛЮХЕР" с 1939 № 13
буксир, 2 колеса, гальванизированная сталь, размеры: 46,96 х 7,62 (16,1) х 2,13 х 0,5 (0,85) м. 6 переборок, палуба — дерево, сталь.
Корпус, мех. — 1910 г., Англия, г. Чесвик, з-д Торникрофт, сборка в Жигалово. Машина тройного расширения с поверхностным
холодильником, 400 и.л.с, 48 оборотов, 1 водотрубный котел (14 атм.), груз — 24
тонны, на буксире 50 тыс. пудов, 6 пассажиров во II классе. Мелкосидящий
мощный буксир чрезвычайно облегченной конструкции. Лучший тип п/х для реки Алдан. Списан "Лензолотофлотом" в 1939 г., машина на п/х "Маршал Буденный".
35. "КАРЛ ВИНБЕРГ"
(Лензолото) с 1920 "ПОВСТАНЕЦ"
служебный, 2 колеса, сталь, размеры: 22,33 х
3 (5,7) х 1,4 х 0,3 (0,46)
м. 2 переборки. Корпус, мех. — 1910 г., Швейцария, Цюрих, з-д
Эшер-Висс. Машина компаунд, наклонная с инжекционным
холодильником, 72 и.л.с, 75 оборотов, 2 водотрубных котла (15 атм.), на буксире
— лодку или баркас. Экипаж 8 чел.
Куплен за 55 тыс. рублей. Освещение керосиновое. Списан "Лензолотофлотом" в 1947 г.
36. "АКЕПСИМ
КУШНАРЕВ" (н-ки A.M.
Кушнарева) с 1920 "ПРОПАГАНДИСТ" товаро-буксиро-пасс,
2 колеса, железный, размеры: 52,32 х 6,86 (13,6) х 2,28 х 0,7 (1,2) м. 6
переборок, палуба дерево. Корпус, мех. — 1910 г., Пермь, з-д
Любимова, сборка в Жигалово. Машина компаунд,
наклонная с инжекционным холодильником, 240 и.л.с, 44 оборота, 1 пролетный
котел (10 атм.), груз — 90 т., на буксире —
50 тыс. пудов, 346 пассажиров. Куплен за 150 тыс. рублей. В 1953 г.
капремонт. Списан ЛРП в 1962 г.
37. "ДИРИЖАБЛЬ"
(Я.Д. Фризер) с 1913 г. "КИРЕНСК"
(МПС, Партия по исследованию Лены)
служебный, 2 колеса, железный, размеры: 36,27 х
5,5 (9,74) х 2,13 х 0,59
(0,67) м. Корпус, мех. — 1910/1911 г., Сормово. Машина компаунд, наклонная с
инжекционным холодильником, 120 и.л.с, 54 оборота, 1 локомотивный котел (10
атм.) груз — 32 тонны, на буксире — 10 тыс. пудов, 206 пассажиров. Заказывался
Писаревским, первый путейский пароход на Лене, в 1932 г. новый котел (Дальзавод), списан в 1959 г.
38. "СОБОЛЬ"
(А.И. Громова) с 1930 "ЛЕОНГАРД"
букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 46,64 х
6,1 (11,77) х 2,28 х 0,71
(0,9) м. 6 переборок. Корпус, мех. —
1910/1911 г., Н. Новгород, з-д Добровых и Набгольц. Машина компаунд, наклонная с инжекционным
холодильником, 180 и.л.с, 50 оборотов, 1 пролетный котел (11 атм.), груз — 30
тонн, на буксире — 12 тыс. пудов, 80 пассажиров. Участвовал в гражданской войне
(в 1922 г. вооружен 4 пулеметами). В 1933 г. переведен на Колыму, где с 1944 г.
назывался "О.Кошевой", списан в 1952 г.
39. "ЖЕЛАННЫЙ"
(Д.М. Черток и с-я) с 1933 "ВОДНИК"
букс-пасс,
2 колеса, железный, размеры: 35,16 х 5,31 (9,5) х 1,8 х 0,65 (0,8) м. Корпус,
машина — 1911 г., Н. Новгород, котел — 1907 г., Екатеринбург, з-д Ятес, сборка в Тутуре. Машина компаунд, наклонная с инжекционным
холодильником, 100 и.л.с, 1 пролетный котел (10 атм.), груз — 8 тонн, на
буксире — 4 тыс пудов, 94 пассажира. Списан в БУПе в 1956 г.
1912
40. "СТРЕКОЗА"
(компания промышленности) с 1914 "ЧАЙКА" (Разгильдеев)
букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 22 х
2,94 (4,4) х 1,8 х 0,4
(0,57) м. Корпус — 1912 г., Жигалово, мех. — 1911 г.
Машина компаунд, наклонная, 60 и.л.с. 1 котел. В 1919 г. пожар, в 1920 г.
оборудован в баржу № 115, разбита в 1925 г.
41. "ДОРОГОЙ"
(Коптилин и Бутылкин) с
1933 "БУДЕННОВЕЦ"
буксир, 2 колеса, железный, размеры: 26,67 х
3,12 (6) х 1,68 х 0,56 м. 4
переборки. Корпус — 1912 г., Витим, мех. — 1911 г, мастерские технической
школы. Машина компаунд, наклонная, с инжекционным холодильником, 72 и.л.с, 50
оборотов, 1 оборотный котел (8 атм.), освещение свечное. В 1943 г. капремонт.
Списан в БУПе в 1952 г.
42. "ЕРМАК"
(золотопромышленная компания)
служебный, 1 колесо, железный, размеры: 25 х
5 х 1,2 х 0,3 (0,5) м.
Корпус, мех. — 1911 г. Машина горизонтальная, 80 и.л.с, 1 локомотивный котел.
На букс — 0,4 тыс. пудов. Списан в 1919 г.
43. "ОЛЕКМА"
(золотопромышленная компания)
служебный, 1 колесо, железный, размеры: 25 х
5 х 1,2 х 0,3 (0,5) м.
Корпус, мех. — 1911 г. Машина горизонтальная, 80 и.л.с, 1 локомотивный котел.
На букс — 0,4 тыс. пудов. Заднеколесные однотипные пароходы облегченной конструкции
для разведывательных рейсов по Олекме, во время
гражданской войны брошены и обсохли на Чаре. Списан в 1919 г.
1913
44. "АЛЬФРЕД" (Лензолото)
с 1920 "РЕВОЛЮЦИОННЫЙ"
букс.-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 47,25 х 7,63 (14) х 2,28 х 0,8 (0,9) м. 5 переборок. Корпус, мех. — 1912 г.,
Сормово. Машина тройного расширения, наклонная, с инжекционным холодильником,
240 и.л.с, 44 оборота, 1 пролетный котел (12 атм.), груз — 90 т (в грузовом
трюме), на буксире — 30 тыс. пудов, 340 пассажиров. Самый комфортабельный
пароход на Лене. Затонул 20 августа 1933 г. в Восточно-Сибирском море во время
перегона на Колыму.
45. "ТИХИЙ"
(бр. Кузнецовы) с 1933 "РАБОЧИЙ" с
1948 "30 ЛЕТ ВЛКСМ"
буксир, 2 колеса, железный, 31,8 х 4,27
(9,27) х 1,98 х 0,45 (0,6)
м. 2 переборки, палуба деревянная. Корпус —
1910 г., Тихое Плесо (у Жигалово),
машина — 1884 г., Швеция (капитально отремонтирована в 1910 г.), котел — 1913
г., Англия. Машина компаунд, наклонная, с инжекционным холодильником, 72 и.л.с,
49 оборотов, 1 локомотивный котел (10 атм.) Списан ЛРП в 1956 г.
46. "АЛЕКСАНДР"
(Лензолото) с 1920 "РЕСПУБЛИКАНЕЦ"
буксир, 2 колеса, железный, размеры: 39,66 х
5,5 (11) х 1,92 х 0,7 (0,8)
м. 5 переборок. Корпус — 1914 г., Жигалово, машина —
1914 г., Иркутск, котел — 1904 г., Сормово. Машина компаунд, наклонная с
инжекционным холодильником, 160 и.л.с, 43 оборота, 1 пролетный котел (8 атм.),
на буксире — 10 тыс пудов. Участвовал в гражданской
войне. В 1922 г. был вооружен 2 х 57 мм орудиями и 2
пулеметами. Списан в "Лензолотофлоте" в
1958 г.
47. "ЗАПОРОЖЕЦ"
(Г. Новокрещенов; Якутское земство)
катер,
1 винт, железный, размеры: ???
Корпус — 1914 г. Двигатель керосиновый, "Скрибе",
12 э.л.с. Приобретен земством для переправы в
Якутске, сгорел и списан в 1923 г.
48. название не
установлено (А. Быбин)
катер,
1 винт, железный, размеры: ???
Корпус, мех. — 1914 г:,
Двигатель керосиновый, 5 э.л.с, списан в 1919 г.
Кроме этого, до 1918 г. на Лену были завезены детали
земснарядов и парохода, собранного в 1932 г. ("ТРУДОЛЮБИВЫЙ")
и несколько моторных катеров с моторами "Буффало"
по 14 э.л.с. (принадлежали МПС)
Павлов Александр Сергеевич
Набор, макет и художественное оформление автора.
Сдано в набор 20.12.1993 г. Подписано в печать
16.05.1994 г. Формат 60 х 84/16. Тираж 3000 экз.
Заказ №208
Отпечатано в НИПК "Сахаполиграфиздат".
647007 Якутск, ул. Кирова, 9