Из архива Кузнецова Аркадия:

 

Павлов А.С. Лена - река труженица. - Якутск, 1994. - 80 с., ил

 

Глава 10

Сегодня - это тоже история 

(выдержки, с.71)

            ... Как стремительно все меняется! Когда я начал заниматься историей Ленского пароходства, то были живы очевидцы событий гражданской войны. Затем их не стало, но было кому рассказать о периоде конца 20-х годов. А теперь уже остается считанное число речников, принимавших участие в отечественной войне. Еще десять-пятнадцать лет и не у кого будет расспросить о 50-х годах...

            В 1972 году я поступил в Якутское речное училище в надежде стать за штурвал теплохода, а стал гидротехником. Две навигации в Янском техническом участке дали мне большой житейский и производственный опыт, навсегда привязали к профессии речника. Еще в училище я делал рисунки по заказу главного инженера пароходства, а после его окончания был приглашен для работы в КБ пароходства. В двух словах конечно, нельзя описать это уникальное подразделение, которое разрабатывало до трех проектов одновременно, имея в штате 17-20 человек и обеспечивало все судостроительные предприятия документацией, по которой непрерывно строились суда. Ни одно пароходство такого КБ создать не смогло, да ему и не дали бы, а вот на Лене было. И если даже брался готовый проект, то на Лене его приспосабливали к своим нуждам так, что от прототипа оставались рожки да ножки. Конечно, помогал немалый авторитет и энергия Дмитриева: говорят, что проект колесного теплохода “Механик Корзенников” Иван Александрович защищал в министерстве по одному моему рисунку - и ему поверили на слово!

            Утверждала проекты не какая-то центральная организация, а наша инспекция Регистра, даже при очень осторожном начальнике, Иване Гавриловиче Батурове. Первыми на Лене надстройку на речном теплоходе перенесли в нос, первыми изготовили винто-рулевой комплекс, способный работать на предельно малых глубинах, да еще и на заднем ходу, первыми построили составные теплоходы-толкачи, посмею сюда включить и автомобилевоз №1 в составе с пассажирским пароходом, главным конструктором которого я был... Потом многое из этого было выдано за свое центральными проектными организациями.

            В 1979 году я переориентировался на исторические поиски, открыл музей ЛОРП, где некоторое время был общественным директором. С приходом нового начальника пароходства Минеева был создан большой совет музея, были вложены приличные средства и музей стал подразделением управления ЛОРП.

             В период исторических поисков и во время работы в газете “Ленский водник” я имел возможность общаться с нашими ветеранами, руководителями предприятий, рабочими, капитанами, записывать их воспоминания, лишь малая часть которых приведена в этой книге. Не все, что накоплено и не обо всех рассказано, к сожалению...

 

 

Страницы 75-80:

 

СПИСОК ПАРОХОДОВ И КАТЕРОВ, РАБОТАВШИХ НА ЛЕНЕ,

ПОСТРОЕННЫХ ДО 1918 г.

В таблице дано много сокращений. Вначале указывается тип судна, материал корпуса, размеры: длина корпуса х ширина корпуса (полная ширина с выступающими частями) х высота борта х осадка порожняя (осадка полная), далее идет место постройки и характеристика механизмов. Мощность указана в индикаторных лошадиных силах (для пароходов) и в эффективных л.с. (для катеров).

1861

1.   "СВЯТОЙ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ" (И.С. Хаминов; Ленско-Витимское пароходство Сибирякова и Базанова; товарищество "Лензото") с 1920 - "КРАСНОСИБИРЕЦ"

буксиро-пассажирский, 2 колеса, железный, размеры: 58,1 х 5,33 (10,57) х 2,33 х 0,89 (0,96) метров. 4 переборки, палуба деревянная. Постройка: корпус, механизмы — 1858 г, Бельгия, з-д Д. Коккериль, сборка — Верхоленск, машина высокого давления, без охлаждения, с качающимися цилиндрами, наклонная, 320 и.л.с, 44 оборота, 2 пролетных котла (7 атм.), груз — 32 тонны, на буксире — 38 тыс. пудов, 270 пассажиров. Списан в 1934 г. в пароходстве "Лензолотофлот", в 1952 г. уложен в основание дамбы Алексеевского затона.

1866

2.   "ПЕРВЕНЕЦ"  (А.К.  Трапезников) с  1868  "ГОНЕЦ"  (бр. Трапезниковы, Ленско-Витимское  п-во Сибирякова и Базанова)

букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 56,3 х 6,02 (11) х 2,36 х 0,59 (0,81) м, 4 переборки, палуба деревянная. Корпус, механизмы — 1863 г, Бельгия, з-д Д. Коккериль, сборка — Жигалово, машина высокого давления, без охлаждения, 380 и.л.с, 3 пролетных котла (8 атм.), груз — 32 тонны, на буксире — 39 тыс. пудов, 200 пассажиров. Капремонт в 1881 г, в 1893 году взрыв котла у Олекминска, перестроен в сухогрузную баржу ("Гонец", с 1934 № 118), списана в 1939 г.

1868

3.  "СВЯТОЙ ИННОКЕНТИЙ" (Ленско-Витимское п-во Сибирякова-Базанова; Лензото) в 1920 № 234 с 1920 "КОММУНИСТ"

букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 61,6 х 6,61 (13,5) х 3,08 х 1,02 (1,3*3) м, 4 переборки, высота борта от миделя к оконечностям уменьшалась. Корпус — 1868 г, Тюмень, з-д Р. Гуллета, мех. — 1866 г, там же, сборка в затоне Виска на Витиме. Машина компаунд, наклонная, со скобой, инжекционный холодильник, 480 и.л.с, 33 оборота, 2 пролет, котла (6,5 атм.), груз - 32 тонны, на буксире — 60 тыс. пудов, 325 пассажиров. В 1904 капремонт, настроен салон, в 1936 г. снят. В 1951 г. перестроен в Алексеевске, с установкой механизмов от пр. 732. Списан в ЛРП в 1961 г. Проработал 93 навигации, лучший тип п/х для реки Витим.

1872

4.  "ГЕНЕРАЛ СИНЕЛЬНИКОВ" (Ленско-Витимское п-во Сибирякова-Базанова; Лензото) с 1920 "КРАС­НОАРМЕЕЦ"

пассажирский, 2 колеса, железный, размеры: 49,66 х 4,55 (10,85) х 2,2 х 0,6 (1,0) м, 4 переборки, палуба деревянная. Корпус, мех. — 1871/1872 г., Тюмень, з-д Р. Гуллета, сборка в Виске на Витиме. Машина высокого давления, 2 цилиндра, качающаяся, 160 и.л.с, 48 оборотов, 1 пролетный котел (6 атм), груз — 2,5 тонны, на буксире — 15 тыс. пудов (пассажирская баржа), 220 пассажиров. Капремонты в 1887 и 1901 г. Списан в "Лензолотофлоте" в 1945 г.

1874

5.   "КОНСТАНТИН" (А.К. Трапезников; Ленско-Витимское п-во СибиряковаБазанова: компания Тетерина и Кузнецова; А. Патушинский) с 1910 "АЛЕКСАНДР" (Лензото)

букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 27,1 х 4,97 (8,6) х 2,2 х 0,7 (0,91) м, 4 переборки, палуба деревянная. Корпус — 1874 г, затон Виска на Витиме, мех. — 1874 г, Тюмень, з-д Р. Гуллет. Машина высокого давления, 1 цилиндр, 110 и.л.с, 1 пролетный котел (8 атм.), груз — 16 т., на буксире 15 тыс. пудов, 62 пассажира (из них в первом классе 11 чел.). Строился инженером Ли. Разобран в 1913 г. в Жигалово.

1878

6.  "ЛЕНА" (А.М. Сибиряков, с 1880 - И.А. Шмотин; Алейников, с 1893 - А.И. Громова) в 1920 № 225; с 1920 "ЛЕНА"

букс, 1 винт, сталь, размеры: 25,9 х 4,95 х 2,59 х 0,5 (1,59) м, 4 переборки, корпус с седловатостыо, килевой. Корпус, мех. — 1878 г, Швеция, з-д Мотала. Машина компаунд, 72 и.л.с. (в 1906 г. в Гельсингфорсе новая, вертикальная, компаунд, с инжекционным холодильником, 140 и.л.с), 1 оборотный котел (8 атм.), груз — 24 т, на буксире — 30 тыс. пудов, 19 пассажиров.

23 тыс. рублей, прибыл по Севморпути с экспедицией А. Норденшельда. Работал в низовьях Лены с выходом в море Лаптевых. Участвовал в гражданской войне. В 1938 капремонт, корпус удлинен на 1,8 м., новая надстройка. Списан в БУПе в 1959 г. Разбит ледоходом в Жатае в 1968 г.

1880

7.  "ПИОНЕР" (И.А. Шмотин; С.И. Идельгин)

букс-пасс, 1 вин., железный, размеры: 20 х 4,6 х 0,8 х 0,6 м, 1 переборка. Корпус, мех. — 1877 г, Англия. Машина вертикальная, компаунд, 60 и.л.с, 1 оборотный котел. Груз — 16 т., 15 пассажиров. Доставлен на Лену через Обь — Ангару, куплен у "несостоятельного должника" Шмотина Идельгиным, но простоял без хода и в 1889 списан.

1881

8.  "НИКОЛАЙ" (С.С. Дмитриев) с 1920 "ПАРТИЗАН"

букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 36,29 х 4,3 (6,7) х 2,13 х 0,55 (0,89) м, 4 переборки. Корпус, мех. — 1881 г, Николаевский з-д Иркутской губернии, сборка — деревня Сурово. Машина высокого давления, 168 и.л.с, 1 пролетный котел (7 атм.), на буксире — 10 тыс. пудов, 80 пассажиров. Поврежден в 1919, списан в 1922 г, разобран в 1933 в Киренске.

9.  "МИХАИЛ" (И.А. Шмотин; И.И. Минеев) с 1900 "ПЕТР" (компания бр. Кузнецовых)

букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 28,7 х 3,7 (7,6) х 2,2 х 0,7 (0,9) м, 2 переборки. Корпус, мех. — 1881 г, Николаевский з-д, сборка в Жигалово. Машина компаунд, 72 и.л.с, 1 котел (8 атм), груз — 16 т., на буксире - 5 тыс. пудов, 76 пассажиров. Куплен за 25 тыс. руб. Имел низкую остойчивость. Списан в 1913 г.

1886

10.  "ИОАНН ПРЕДТЕЧА" (С.И. Идельгин) с 1887 "БОРЕЦ" (И.И. Минеев; Н.Е. Глотов)

букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 32 х 3,4 (8) х 1,52 х 0,7 (0,9) м, 2 переборки. Корпус, мех. — 1886 г., Николаевский з-д, сборка в Жигалово. Машина высокого давления, 72 и.л.с, 1 котел (8 атм.), на буксире 0,5 тыс. пудов. 56 пассажиров, экипаж — 14 чел. Имел низкую остойчивость. Списан в 1921 г., разобран в Воронцовке.

1889

11.  "ПЕРМЯК" (Н.Е. Глотов)

букс-пасс, 1 колесо, железный, размеры: 43,91 х 5,79 х 2,44 х 0,65 (0,95) м. Корпус — 1889 г., Николаевский з-д, механизмы — 1889 г., Екатеринбург, з-д Коробейникова, сборка — дер. БалахняКиренска). Машина компаунд, горизонтальная, 160 и.л.с, 1 пролетный котел (7 атм.), на буксире — 2 тыс. пудов, 200 пассажиров. Экипаж 20 чел. Первый с колесом Моргана (поворотные плицы). Куплен за 52 тыс. руб. Капремонт в 1905 г. Списан в 1924 г, разобран в Киренске.

1890

12.  "ЯКУТ" (Н.Е. Глотов)

букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 37,7 х 5,28 (10) х 2,13 х 0,62 (0,89) м. 4 переборки. Корпус, мех. — 1889 г., Николаевский з-д, сборка в Усть-Куте. Машина компаунд, с инжекц. холодильником, 100 и.л.с, 42 оборота. 1 пролетный котел (8 атм.), на буксире 1,5 тыс. пудов, 179 пассажиров, экипаж — 19 чел. Капремонт в 1908 г. Заменен котел (г. Сосновицы). Списан "Якпаром" в 1927 г. после затопления.

1891

13.  "БЫСТРЫЙ" (И.И. Минеев)

букс-пасс, 2 винта, железный, размеры: 25,62 х 2,83 (4,97 с обносами) х 1,42 х 0,8 м. Корпус — 1891 г., дер. Подымахино (около Усть-Кута), мех. — 1891 г., Москва, з-д Бромлей. Машины вертикальные, компаунд, системы "Тандем", 2 х 50 и.л.с 1 котел (7 атм.); на буксире — 2,5 тыс. пудов, 70 пассажиров. Списан в 1897 г.

14.  "ВИТИМ" (Н.Е. Глотов)

букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 43,29 х 5,69 (10) х 2,25 х 0,71 (0,89) м. 4 переборки, палуба — деревянная. Корпус, мех. — 1891 г., Николаевский з-д, сборка в Усть-Куте. Машина компаунд, наклонная, с инжекционным холодильником, 160 и.л.с, 47 оборотов, 1 пролетный котел (8 атм.), на буксире 15 тыс. пудов, 138 пассажиров. Экипаж — 20 чел. В 1911 капремонт (заменен котел, г. Сосновицы), электроосвещение с 1897 г, капремонт в 1948 г, списан БУП в 1958 г.

15.  "ОПЫТ" (И.И. Минеев и И.А. Шерлаимов; Н.Е. Глотов; М.С. Менделевич)

буксирный катер, 1 винт, дерево, беспалубный, размеры: 12,2 х 2 х 1,6 х 0,5 м. Корпус — 1891 г., дер. Подымахино, мех. — 1891 т., Москва, з-д Бромлей. Машина компаунд, 20 и.л.с. 1 котел. В 1898 г. отправлен на р. Н. Тунгуска.

1893

16.  "ГРОМОВ" (А.И. Громова) с 1920 "ДИКТАТОР" с 5 июня 1947 "АНГАРА"

буксиро-товаро-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 43 х 5,6 (10,8) х 2,26 х 0,67 (0,88) м. 6 переборок. Корпус, мех. — 1893 г., Тюмень, з-д Курбатова и Игнатова. Машина компаунд, со скобой, инжекционный холодильник, 160 и.л.с, 45 оборотов, 1 пролетный котел (9 атм.), груз — 10 т, на буксире — 20 тыс. пудов, 77 пассажиров. Куплен за 65 тыс. руб., в 1910 г. капремонт (новый котел из Сосновиц). Участвовал в гражданской войне — в 1922 г. вооружен 2 х 76 мм орудиями и пулеметами. Списан ЛРП в 1955 г.

1894

17.  "ПОЧТАРЬ" (Н.Е. Глотов)

буксиро-товаро-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 41,17 х 5,49 (8,7) х 2,44 х 0,75 (0,9) м. 4 переборки. Корпус, мех. — 1894 г., Николаевский з-д, сборка в Усть-Куте. Машина компаунд, 80 и.л.с, 1 котел. На буксире — 3 тыс. пудов, 170 пассажиров, экипаж 16 чел. Списан в 1921 г. Котел и механизмы использованы в Соленовских мастерских, корпус под брандвахту.

1895

18.  "РАБОТНИК" (Н.Е. Глотов)

буксиро-товаро-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 54,3 х 5,49 (9,35) х 2,74 х 0,89 (1,15) м. 4 переборки. Корпус, мех. — 1894/1895 г., Николаевский з-д, сборка корпуса в Усть-Куте, окончательная сборка в Киренске. Машина компаунд, 240 и.л.с, 2 котла. На буксире — 25 тыс. пудов, 255 пассажиров, экипаж 20 человек. Участвовал в гражданской войне — в 1922 г. вооружен 2 х 76 мм орудиями и пулеметами. Списан в 1923 г. после затопления и зимовки на реке Алдан. Корпус под плавпричал, разбит в 1946 г.

1896

19.  "АЛДАН" (Российское золотопромышленное о-во; с 1906 — Н.Е. Глотов)

букс-пасс, 1 колесо, сталь, размеры: 28,97 х 5,79 х 1,22 х 0,71 (0,9) м. Корпус сборный, на болтах. Корпус, мех. — 1895/1896 г., Шотландия, Глазго, з-д Аллей Маклеллан. Машина высокого давления, горизонтальная, 140 и.л.с. 1 локомотивный котел (9 атм.), на буксире 0,5 тыс. пудов, 21 пассажир, экипаж 8 чел. Колеса с неповоротными плицами. Списан в 1920 г.

20.  "ТАЙГА" (Российское золотопромышленное о-во; Н.Е. Глотов) в 1920 № 175 с 1920 "ТАЙГА"

букс-пасс, 2 колеса, сталь, размеры: 45,11 х5,94 (10,34) х 2,13 х0,82 (1,0) м. 4 переборки, палуба деревянная. Корпус, мех. — 1896 г., Глазго, з-д Аллей Маклеллан. Машина высокого давления, наклонная, 140 и.л.с, 42 оборота. 1 пролетный котел (9 атм.) 1910 г, Москва, з-д Кайзер. На буксире 2 тыс. пудов, 241 пассажир. Построен по типу п/х "Алдан", для розыска золота на Олекме. В 1909 г. Глотовым корпус надстроен, к нему пристыкованы новые нос и корма, а паровые машины установлены как наклонные, по бортам от котла. Списан в "Лензолотофлоте" в 1959 г.

1897

21.  "СЫНОК" (А.И.Громова) с марта 1933 "КИМ"

букс-пасс, 2 винта, сталь, размеры: 28,25 х 4,98 х 1,6 (выше идет деревянный борт — 2,64) х 0,8 (0,87) м. Без переборок. Корпус, мех. — 1896/1897 г., Финляндия, з-д Лиохтониели, сборка в Киренске. Машина компаунд, вертикальная, 72 и.л.с, 1 оборотный котел (8 атм.), груз — 16 т, на буксире 6 тыс. пудов, 32 пассажира. Куплен за 25 тыс. рублей, в 1921 г. принимал участие в экспедиции Н.И. Евгенова в бухту Тикси. Списан в 1938 г, использовался как учебная база Якутского речного техникума.

1898

22.  "СМЕЛЫЙ" (Пежемский; Менделевич; И.И. Силин; Нейман; компания Каца и Пастернака)

букс.-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 12,5 х 4 (6,2) х 2 х 0,7 м. 2 переборки. Корпус, мех. — 1898 г., Тюмень, з-д Курбатова и Игнатова, сборка в Киренске. Машина компаунд, наклонная, со скобой, 40 и.л.с, 1 пролетный котел. Заказан киренским городским головой. Совершил первый разведывательный рейс по р. Алдану в 1923 г. с грузом для Алданских приисков. Списан в 1925 г. Машина на новый п/х "Красный".

1899

23.  "ЗАПОРОЖЕЦ" (Российское золотопром. о-во) с 1904 "КАРОЛОНЕЦ" (Я.Д. Фризер) с 1919 "КООПЕ­РАТОР" (Киренский Ленсоюз)

букс-товаро-пасс, 1 колесо, сталь, размеры: 30,58 х 6,14 (6,4 с обносами) х 1,08 х 0,5 (0,71) м. 4 переборки. Корпус, мех. — 1896/1897 г., Глазго, з-д Аллей Маклеллан, сборка в Бодайбо. Машина высокого давления, горизонтальная, без охлаждения, 120 и.л.с, 40 оборотов, 1 пролетный котел (7 атм.), груз — 11,2 тонны, на буксире 12 тыс. пудов, 70 пассажиров. Освещение свечное. Куплен за 55 тыс. руб., доставлен через Читу — Романовское по Витиму. С 1920 г. не эксплуатировался, списан в 1927 г., корпус под брандвахту.

24.  "МИХАИЛ" (Коковин и Басов) с 1920 "СЕВЕРНЫЙ"

товаро-буксирный, 2 колеса, железный, размеры: 25,75 х 4,26 (7,12) х 1,41 х 0,65 (0,88) м. 4 переборки. Корпус, мех. — 1899 г., Англия, з-д Эдварде в Лондоне. Машина компаунд, наклонная, с инжекционным холодильником, 120 и.л.с, 47 оборотов. 1 локомотивный котел (7 атм.), груз — 8 тонн, на буксире — 10 тыс. пудов. Совершал торговые рейсы по Вилюю, списан ЛРП в 1942 г.

1900

25.  "ГРАФ ИГНАТЬЕВ" (Золотопромышленное о-во; товарищество Н.Н.К. Глотовых) в 1920 № 176, с 1920 "ЗВЕЗДОНОСЕЦ" с 1933 "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА"

букс.-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 49,54 х 5,48 (10,7) х 2,26 х 0,77 (1,0) м. 4 переборки, палуба деревянная. Корпус, мех. — 1899 г., Тюмень, з-д Пирсона и Гуллета, сборка в Усть-Куте. Машина наклонная, компаунд, со скобой, 200 и.л.с, 1 оборотный котел (8 атм.), груз — 17,6 тонн, на буксире — 2 тыс. пудов, 260 пассажиров. Списан в 1941 г. в "Лензолотофлоте", разобран в Киренске.

1902

26.  "ВЕРХОЛЕНЕЦ" (И.И. Минеев; Рефисов и Фризер)

букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 35,38 х 4,27 (8,54) х 1,95 х 0,53 (0,76) м. 1 переборка, палуба деревянная. Корпус — 1902 г., Тюмень, з-д Курбатова и Игнатова, мех. — 1902 г., Екатеринбург, з-д Ятес. Машина высокого давления, со скобой, 80 и.л.с., 50 оборотов, 1 оборотный котел (8,2 атм.), груз — 3,2 тонны, на буксире — 9 тыс. пудов, 6 пассажиров. В 1912 и 1925 г. менялись котлы, в 1950 г. капитально перестроен, списан "Лензолотофлотом" в 1955 г.

1903

27.  "ГРАФ СПЕРАНСКИЙ" (Т-во Н.Н.К. Глотовых) в 1920 № 232 с 1920 "ПРОЛЕТАРИЙ"

товаро-букс.-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 56,4 х 6,5 (14,1) х 2,74 х 1,05 (1,29) м. 7 переборок. Корпус, мех. — 1883 г., Николаевский з-д. Машина компаунд, наклонная, с качающимися цилиндрами, инжекционный холодильник, 360 и.л.с, 45 оборотов, 2 пролетных котла (8 атм.), груз — 30 тонн, на буксире — 18 тысяч пудов, 287 пассажиров, перевезен с Ангары в 1902 г., куплен у компании Ясинского — Глотова. В 1906 капремонт с заменой котлов, надстроен пассажирский салон, в 1951 снят, списан в "Лензолотофлоте" в 1961 г.

28.  "ВЕГА" (А.И. Громова)

служебный, 1 винт, дерево, размеры: 10 х 2 х 0,4 м. Беспалубный. Корпус, мех. — 1894 г, Норвегия, Христиания. Машина простого действия, вертикальная, 10 л.с, 1 котел. Приобретен у Русской полярной экспедиции в 1902. С 1922 г. передан Киренскому ФЗО. Списан в 1930 г.

1906

29.  "ТОВАРИЩ" (Мишарин и Шерлаимов)

букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 36,58 х 4,88 (9,8) х 1,98 х 0,65 (0,71) м. 4 переборки, палуба дерево-железо. Корпус, мех. — 1906 г., Екатеринбург, з-д Ятес. Машина компаунд, со скобой, инжекционный холодильник, 120 и.л.с, 50 оборотов, 1 оборотный котел (10 атм.), на буксире — 10 тыс. пудов, 100 пассажиров.

Куплен за 60 тысяч руб. В 1910 г. новый котел (з-д Фицнер и Гампер, Сосновицы). Носовое образование — ложкообразное. Списан "Лензолотофлотом" в 1954 г.

1907

30.  "НИКОЛАЙ II" (Кузнецов)

букс-пасс, 2 колеса, дерево, размеры: 40 х 5 (11) х 2 х 0,6 м. Корпус — 1907 г., Жигалово, маш — 1906 г., Екатеринбург, з-д Ятес, котел — 1904 г., Сормово. Машина компаунд, наклонная, 180 и.л.с. 1 пролетный котел. Конструкция корпуса слабая, списан в 1911 г.

1908

31.  "СЕВЕР" (М.С. Менделевич и С.М. Чепкасов; А. Кушнарев) с 1914 "ПОЛЯРНЫЙ" (наследники A.M. Кушнарева) с 1930 "КАЛЬВИН"

буксирный, 2 винта, сталь, размеры: 34,85 х 5,38 х 2,96 х 1,42 (1:85) м. 4 переборки, корпус с седловатостью, полукилевой. Корпус, мех. — 1896 г., Глазго, з-д Аллей Маклеллан. Машины компаунд, вертикальные, с поверхностным холодильником, 360 и.л.с., 260 оборотов, 2 пролетных котла (8 атм.)., груз — 40 тонн, на буксире —  30 тыс. пудов.

По другим данным, построен в 1889 г. Перевезен с озера Байкал, куплен у наследн. Немчинова, собран в Жигалово. Участвовал в гражданской войне. В 1914 и 1924 г. капремонт с заменой котлов. Списан ЛРП в 1948 г., котел на п/х "Витим".

32.  "СИЛЬНЫЙ" (М.С. Менделевич; Я.Ф. Санников)

катер, 1 винт, дерево, 10 х 2 х 1 х 0,3 м. Беспалубный. Корпус — 1908 г., Олекминск, мех. — 1891 г., Москва, з-д Бромлей. Машина компаунд, 19 л.с. 1 котел. Машина была куплена для мельницы. Списан в 1910 г., разобран в Булуне.

1909

33.  "СТАРИК" (И.И. и Л.И. Минеевы; Н.Е. Глотов)

пасс, 2 колеса, кровельное железо, размеры; 25,62 х 4,3 (7) х 1,5 х 0,35 (0,6) м. Корпус — 1908 г., Жигалово, машина — 1891 г., Москва, з-д Бромлей, котел — 1908 г., Екатеринбург, з-д Ятес. Машина компаунд, вертикальная, системы "тандем", 50 и.л.с, 1 котел (7 атм.) на буксире — баркас, 64 пассажира (из них 9 первым классом). Построен хозспособом. Соединение машины с валом — через цепь. Списан в 1921 г.

1910

34.  "БАРОН ГОРАЦИЙ ГИНЦБУРГ" (Лензолото) с 1920 "ЛЕВ ТРОЦКИЙ" с 1929 "БЛЮХЕР" с 1939 № 13

буксир, 2 колеса, гальванизированная сталь, размеры: 46,96 х 7,62 (16,1) х 2,13 х 0,5 (0,85) м. 6 переборок, палуба — дерево, сталь. Корпус, мех. — 1910 г., Англия, г. Чесвик, з-д Торникрофт, сборка в Жигалово. Машина тройного расширения с поверхностным холодильником, 400 и.л.с, 48 оборотов, 1 водотрубный котел (14 атм.), груз — 24 тонны, на буксире 50 тыс. пудов, 6 пассажиров во II классе. Мелкосидящий мощный буксир чрезвычайно облегченной конструкции. Лучший тип п/х для реки Алдан. Списан "Лензолотофлотом" в 1939 г., машина на п/х "Маршал Буденный".

35.  "КАРЛ ВИНБЕРГ" (Лензолото) с 1920 "ПОВСТАНЕЦ"

служебный, 2 колеса, сталь, размеры: 22,33 х 3 (5,7) х 1,4 х 0,3 (0,46) м. 2 переборки. Корпус, мех. — 1910 г., Швейцария, Цюрих, з-д Эшер-Висс. Машина компаунд, наклонная с инжекционным холодильником, 72 и.л.с, 75 оборотов, 2 водотрубных котла (15 атм.), на буксире — лодку или баркас. Экипаж 8 чел.

Куплен за 55 тыс. рублей. Освещение керосиновое. Списан "Лензолотофлотом" в 1947 г.

36.  "АКЕПСИМ КУШНАРЕВ" (н-ки A.M. Кушнарева) с 1920 "ПРОПАГАНДИСТ" товаро-буксиро-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 52,32 х 6,86 (13,6) х 2,28 х 0,7 (1,2) м. 6 переборок, палуба дерево. Корпус, мех. — 1910 г., Пермь, з-д Любимова, сборка в Жигалово. Машина компаунд, наклонная с инжекционным холодильником, 240 и.л.с, 44 оборота, 1 пролетный котел (10 атм.), груз — 90 т., на буксире —  50 тыс. пудов, 346 пассажиров. Куплен за 150 тыс. рублей. В 1953 г. капремонт. Списан ЛРП в 1962 г.

37.  "ДИРИЖАБЛЬ" (Я.Д. Фризер) с 1913 г. "КИРЕНСК" (МПС, Партия по исследованию Лены)

служебный, 2 колеса, железный, размеры: 36,27 х 5,5 (9,74) х 2,13 х 0,59 (0,67) м. Корпус, мех. — 1910/1911 г., Сормово. Машина компаунд, наклонная с инжекционным холодильником, 120 и.л.с, 54 оборота, 1 локомотивный котел (10 атм.) груз — 32 тонны, на буксире — 10 тыс. пудов, 206 пассажиров. Заказывался Писаревским, первый путейский пароход на Лене, в 1932 г. новый котел (Дальзавод), списан в 1959 г.

38.  "СОБОЛЬ" (А.И. Громова) с 1930 "ЛЕОНГАРД"

букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 46,64 х 6,1 (11,77) х 2,28 х 0,71 (0,9) м. 6 переборок. Корпус, мех. —  1910/1911 г., Н. Новгород, з-д Добровых и Набгольц. Машина компаунд, наклонная с инжекционным холодильником, 180 и.л.с, 50 оборотов, 1 пролетный котел (11 атм.), груз — 30 тонн, на буксире — 12 тыс. пудов, 80 пассажиров. Участвовал в гражданской войне (в 1922 г. вооружен 4 пулеметами). В 1933 г. переведен на Колыму, где с 1944 г. назывался "О.Кошевой", списан в 1952 г.

39.  "ЖЕЛАННЫЙ" (Д.М. Черток и с-я) с 1933 "ВОДНИК"

букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 35,16 х 5,31 (9,5) х 1,8 х 0,65 (0,8) м. Корпус, машина — 1911 г., Н. Новгород, котел — 1907 г., Екатеринбург, з-д Ятес, сборка в Тутуре. Машина компаунд, наклонная с инжекционным холодильником, 100 и.л.с, 1 пролетный котел (10 атм.), груз — 8 тонн, на буксире — 4 тыс пудов, 94 пассажира. Списан в БУПе в 1956 г.

1912

40.  "СТРЕКОЗА" (компания промышленности) с 1914 "ЧАЙКА" (Разгильдеев)

букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 22 х 2,94 (4,4) х 1,8 х 0,4 (0,57) м. Корпус — 1912 г., Жигалово, мех. — 1911 г. Машина компаунд, наклонная, 60 и.л.с. 1 котел. В 1919 г. пожар, в 1920 г. оборудован в баржу № 115, разбита в 1925 г.

41.  "ДОРОГОЙ" (Коптилин и Бутылкин) с 1933 "БУДЕННОВЕЦ"

буксир, 2 колеса, железный, размеры: 26,67 х 3,12 (6) х 1,68 х 0,56 м. 4 переборки. Корпус — 1912 г., Витим, мех. — 1911 г, мастерские технической школы. Машина компаунд, наклонная, с инжекционным холодильни­ком, 72 и.л.с, 50 оборотов, 1 оборотный котел (8 атм.), освещение свечное. В 1943 г. капремонт. Списан в БУПе в 1952 г.

42.  "ЕРМАК" (золотопромышленная компания)

служебный, 1 колесо, железный, размеры: 25 х 5 х 1,2 х 0,3 (0,5) м. Корпус, мех. — 1911 г. Машина горизонтальная, 80 и.л.с, 1 локомотивный котел. На букс — 0,4 тыс. пудов. Списан в 1919 г.

43.  "ОЛЕКМА" (золотопромышленная компания)

служебный, 1 колесо, железный, размеры: 25 х 5 х 1,2 х 0,3 (0,5) м. Корпус, мех. — 1911 г. Машина горизонтальная, 80 и.л.с, 1 локомотивный котел. На букс — 0,4 тыс. пудов. Заднеколесные однотипные пароходы облегченной конструкции для разведывательных рейсов по Олекме, во время гражданской войны брошены и обсохли на Чаре. Списан в 1919 г.

1913

44. "АЛЬФРЕД" (Лензолото) с 1920 "РЕВОЛЮЦИОННЫЙ"

букс.-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 47,25 х 7,63 (14) х 2,28 х 0,8 (0,9) м. 5 переборок. Корпус, мех. — 1912 г., Сормово. Машина тройного расширения, наклонная, с инжекционным холодильником, 240 и.л.с, 44 оборота, 1 пролетный котел (12 атм.), груз — 90 т (в грузовом трюме), на буксире — 30 тыс. пудов, 340 пассажиров. Самый комфортабельный пароход на Лене. Затонул 20 августа 1933 г. в Восточно-Сибирском море во время перегона на Колыму.

45.  "ТИХИЙ" (бр. Кузнецовы) с 1933 "РАБОЧИЙ" с 1948 "30 ЛЕТ ВЛКСМ"

буксир, 2 колеса, железный, 31,8 х 4,27 (9,27) х 1,98 х 0,45 (0,6) м. 2 переборки, палуба деревянная. Корпус —  1910 г., Тихое ПлесоЖигалово), машина — 1884 г., Швеция (капитально отремонтирована в 1910 г.), котел — 1913 г., Англия. Машина компаунд, наклонная, с инжекционным холодильником, 72 и.л.с, 49 оборотов, 1 локомотивный котел (10 атм.) Списан ЛРП в 1956 г.

46.  "АЛЕКСАНДР" (Лензолото) с 1920 "РЕСПУБЛИКАНЕЦ"

буксир, 2 колеса, железный, размеры: 39,66 х 5,5 (11) х 1,92 х 0,7 (0,8) м. 5 переборок. Корпус — 1914 г., Жигалово, машина — 1914 г., Иркутск, котел — 1904 г., Сормово. Машина компаунд, наклонная с инжекци­онным холодильником, 160 и.л.с, 43 оборота, 1 пролетный котел (8 атм.), на буксире — 10 тыс пудов. Участвовал в гражданской войне. В 1922 г. был вооружен 2 х 57 мм орудиями и 2 пулеметами. Списан в "Лензолотофлоте" в 1958 г.

47.  "ЗАПОРОЖЕЦ" (Г. Новокрещенов; Якутское земство)

катер, 1 винт, железный, размеры: ???

Корпус — 1914 г. Двигатель керосиновый, "Скрибе", 12 э.л.с. Приобретен земством для переправы в Якутске, сгорел и списан в 1923 г.

48.  название не установлено (А. Быбин)

катер, 1 винт, железный, размеры: ???

Корпус, мех. — 1914 г:, Двигатель керосиновый, 5 э.л.с, списан в 1919 г.

 

Кроме этого, до 1918 г. на Лену были завезены детали земснарядов и парохода, собранного в 1932 г. ("ТРУДОЛЮБИВЫЙ") и несколько моторных катеров с моторами "Буффало" по 14 э.л.с. (принадлежали МПС)

 

 

Павлов Александр Сергеевич

ЛЕНА — РЕКА ТРУЖЕНИЦА

Набор, макет и художественное оформление автора.

Сдано в набор 20.12.1993 г. Подписано в печать 16.05.1994 г. Формат 60 х 84/16. Тираж 3000 экз. Заказ №208

Отпечатано в НИПК "Сахаполиграфиздат". 647007 Якутск, ул. Кирова, 9