Июль 2003 года
Начну с того, что с летним
отпуском я смог определиться только к началу июля, когда путевки на
интересующие меня рейсы уже были распроданы. Ехать по знакомым волжским
маршрутам не хотелось, и я выбрал круиз по Колыме.
И вот – долгожданный день
отлета. Жена очень волновалась, ведь ей еще не приходилось ездить так далеко. Я
же находился в предвкушении отдыха.
Из Москвы до Магадана мы
летели на Ил-62 без посадок. В Магадане остановились на одну ночь в гостинице
«Магадан», где забронировали места заранее. Магадан нам понравился. Это
небольшой симпатичный город, по которому мы с удовольствием погуляли вечером.
На следующий день нам
предстояло лететь в Зырянку. В аэропорту нас ждал самолет Ан-24. С нами летели
другие туристы, отправляющиеся в круиз по Колыме. Взлетели с задержкой –
сначала кого-то ждали, потом возникли какие-то проблемы. В Зырянку прилетели
ровно в 16.00. К пристани нас доставили на двух ПАЗиках.
Двухпалубный теплоход
«Капитан Миловзоров» уже нас ждал. Он сначала показался мне слишком маленьким,
но я быстро привык. Как я узнал, раньше этот теплоход назывался «40 лет ВЛКСМ»
и работал на Лене. Потом после нескольких лет бездействия его купила одна
магаданская компания и перебросила на Колыму. Теплоход получил новое название
«Капитан Миловзоров» в честь известного капитана, водившего в 20-е и 30-е годы
суда по северным рекам. Говорят, судну потребовался серьезный ремонт, прежде
чем оно смогло снова перевозить пассажиров. Приятно удивила сохранившаяся
деревянная отделка в коридорах и салонах, а также отличное состояние деревянных
палуб.
Наша каюта располагалась в
носовой части второй палубы. Она оказалась небольшой, но уютной «двухместкой» с
умывальником. Когда мы покупали путевки, нам предложили поселиться на главной
палубе в каюте со всеми удобствами, но это стоило на 200 долларов с человека
дороже, и мы предпочли более скромный вариант.
Из информационного
проспекта, висевшего в вестибюле теплохода, мы узнали, что в Зырянке добывается
каменный уголь, а также имеются судоремонтная база, завод стройматериалов и
мясо-молочный комбинат. Работает краеведческий музей. Перед ужином мы
прогулялись по поселку, но он не произвел на нас особого впечатления. Кстати,
сам поселок назван в честь первооткрывателя Колымы Дмитрия Зыряна.
Ужина мы ждали с
нетерпением, потому что сильно проголодались за день. В 19.00 пассажиры
собрались в небольшом ресторане теплохода. И еда, и обслуживание нам очень
понравились, и надо сказать, что дальнейшее впечатление от ресторана с каждым
днем только улучшалось. Не желая больше гулять по поселку, мы легли спать, тем
более что очень устали за день.
Наутро, позавтракав, я вышел
на палубу и обнаружил, что к теплоходу привезли еще одну группу туристов. Пока
они размещались по каютам, я узнал, что в этом рейсе на борту находятся 75
пассажиров.
В 11.00 теплоход под
«Прощание Славянки» отошел от пристани Зырянка. Развернувшись, он пошел вниз по
Колыме. Почти все пассажиры были на палубе. Погода стояла по-летнему теплая.
Через час нас пригласили на
встречу с администрацией теплохода. Встреча проходила в конференц-зале
теплохода, оборудованном на нижней палубе. Там нас встречали: капитан
Грушинский Алексей Сергеевич, директор круиза, она же культоранизатор Куницына
Ольга Павловна, судовой медик Рассамахин Илья Ильич, методист Василевский
Андрей Юрьевич. Мы узнали, что теплоход совершает такие круизы только второй
год, а до этого ремонтировался в Зырянке и использовался как общежитие в Сеймчане.
Помимо круизов, теплоход раз в год совершает рейсы с пассажирами по маршруту
Сеймчан – Среднеколымск. В прошлом году в Сеймчане, куда из Магадана можно
добраться на автобусе, начинались и
заканчивались все круизы «Капитана Миловзорова», но сейчас из-за низкой воды
теплоход отправляется из Зырянки. И это на самом деле обидно, потому что многие
достопримечательности Колымы находятся как раз между Зырянкой и Сеймчаном.
Капитан произвел впечатление
серьезного человека, много знающего про Колыму и речной флот. В дальнейшем он
всегда охотно отвечал на любые вопросы пассажиров и запросто пускал желающих в
ходовую рубку. Судовой медик Илья Ильич на собрании изрядно нас повеселил, в
комических тонах описав последствия неумеренного употребления спиртных напитков
на борту, хотя, как впоследствии выяснилось, и сам был большим любителем этого
дела.
После собрания и обеда
состоялась лекция на открытой верхней палубе. Андрей Юрьевич очень интересно
рассказал о Колыме, об истории освоения этой реки и об ее сегодняшнем дне.
Потом мы пошли знакомиться с теплоходом.
Как я и говорил, многие
внутренние помещения «Капитана Миловзорова» отделаны деревом, что придает судну
особый уют. В носовой части второй палубы находится небольшой, со вкусом
обставленный салон с пианино и библиотекой. В кормовой части – бар с выходом
прямо на открытую кормовую площадку, где вечерами проводились дискотеки. На
главной палубе в кормовой части – ресторан со стильной мебелью и картинами на
стенах, посвященными Колыме. В носовой части главной палубы – бильярдный салон.
На нижней палубе оборудован конференц-зал, отделанный, в отличие от остальных
помещений, в современном стиле и оснащенный неплохой аппаратурой для проведения
презентаций и тому подобных мероприятий. Наконец, на открытой верхней палубе –
место для приема солнечных ванн и для лекций в хорошую погоду. Во время лекций
над палубой натягивался тент, чтобы на туристов не летел дым из трубы.
А после ужина нас ждал вечер
знакомств, который замечательно провела Ольга Павловна. Туристы действительно
быстро перезнакомились между собой. Поздно вечером состоялась дискотека.
Наутро мы подошли к
Среднеколымску. Было прохладно, капал мелкий дождь. Однако к началу экскурсии
погода наладилась. Местный экскурсовод провел нас по городу, стоящему на вечной
мерзлоте и основанному еще в 1643 году. Будучи во все времена традиционным
местом ссылки, Среднеколымск был известен еще в прошлые века. Здесь отбывали
ссылку многие декабристы. Интересен герб Среднеколымска – на нем изображен
мамонт на фоне реки Колымы. Во время экскурсии мы посетили местный
краеведческий музей с довольно богатой экспозицией. Вообще, несмотря на
традиционный вид северных городов (дома на сваях, ощущение заброшенности),
Среднеколымск нам понравился.
После обеда мы купили на
пристани сувениры из мамонтовой кости, а вскоре наш теплоход продолжил свой
путь на север. Берега Колымы здесь низкие, местность болотистая, лесистая – и
никакого жилья. Вечером состоялась лекция Андрея Юрьевича о судьбе ссыльных
декабристов и их жен. В связи с хорошей погодой местом ее проведения снова была
выбрана открытая верхняя палуба. Во время лекции мы, по-моему, впервые
встретили какое-то грузовое судно. На Колыме корабль является большой
редкостью. Вечером успешно прошла традиционная дискотека.
Утром, после завтрака,
состоялась экскурсия в ходовую рубку. Алексей Сергеевич очень обстоятельно
рассказал о работе навигационного оборудования теплохода и об особенностях
судовождения на Колыме. Как раз во время экскурсии мы увидели из рубки оленя,
вышедшего к реке! Все, конечно, бросились на левый борт его фотографировать.
На берегах нижней Колымы
местами лежат глыбы льда. При этом на палубе было довольно тепло. В течение
первой половины дня мы прошли без остановок заброшенные поселки Ермолово,
Нижнеколымск и во время обеда прибыли в поселок Черский, самую северную точку
нашего путешествия. Поселок назван в честь знаменитого землепроходца, а раньше
назывался Нижние Кресты. Здесь у нас состоялась экскурсия в Нижнеколымский
музей истории и культуры народов Севера Якутии. Черский довольно эффектно
выглядит с реки. Он застроен многоэтажными жилыми домами, стоящими на сваях.
Но самое интересное ждало
нас на следующий день. Утром нас посадили на автобусы и повезли на берег
Восточно-Сибирского моря. По пути экскурсовод очень интересно рассказывала нам
о тундре и укладе местных жителей. Через несколько часов мы прибыли в поселок
Амбарчик, к развалинам одного из самых мрачных лагерей ГУЛАГа. Здесь находился
пересыльный пункт колымских лагерей. Затем нам показали действующую полярную
станцию, а потом мы отъехали от поселка, и прямо в тундре для нас был
организован пикник с шашлыками и, конечно, спиртными напитками. Как говорится,
усталые, но довольные, вечером мы вернулись на теплоход.
В тот же вечер «Капитан
Миловзоров» отправился из Черского в обратный путь. После ужина жизнь на борту
замерла – все очень устали.
На следующее утро теплоход
подошел к селу Колымскому. Оно расположено как раз около устья реки Омолон.
Село считается столицей западных чукчей. На пристани теплоход встречал
настоящий чукотский национальный ансамбль – впечатление потрясающее! Затем нас
ждала экскурсия в краеведческий музей и к могиле Черского. У нас осталось еще
немного времени побродить по поселку. В 12.00 теплоход продолжил свой рейс.
Тем временем погода начала
портиться, стал накрапывать дождь, поднялся ветер, похолодало. Поэтому
послеобеденная лекция Андрея Юрьевича о жизни и быте чукчей прошла в
конференц-зале на нижней палубе теплохода. А вечером там же Ольга Павловна
провела конкурс «Алло, мы ищем таланты». Участвовали все, тем более что снаружи
шел проливной дождь.
Утро выдалось солнечным,
теплым. Теплоход шел вдоль живописной холмистой местности, народ активно
фотографировал окружающие виды. Первая половина дня прошла в расслабленном
наблюдении за пейзажами. После обеда состоялась зеленая стоянка – теплоход
бросил якорь и туристов доставили на берег на шлюпках. Все разбрелись по
берегу, а наиболее смелые даже купались. Мы не рискнули – вода в Колыме
достаточно холодная, а течение быстрое. Но и без купания мы отлично провели
время, и было очень жаль, что стоянка длилась всего два часа.
Следующий день был
заключительным днем нашего плавания. Мы наслаждались последними минутами на
реке. Перед обедом Илья Ильич пригласил желающих в салон, где великолепно
исполнил несколько русских романсов. А в конце к нему присоединился сам Алексей
Сергеевич, ненадолго спустившийся из рубки. Дамы были тронуты до слез. В
завершение мы все вместе исполнили «Подмосковные вечера» и пошли на обед. А
после обеда были приглашены на палубу бросить монетки в Колыму, чтобы еще раз
сюда вернуться. Круиз заканчивался – уже показался вдали поселок Зырянка.
В Зырянке для нас была
организована автобусная экскурсия на угольный разрез, который находится от
поселка в часе езды по весьма живописной местности. После возвращения мы
посетили краеведческий музей и вернулись на теплоход, где нас ждал прощальный
ужин. Собрались все – и капитан, и Илья Ильич, и Ольга Павловна с Андреем
Юрьевичем. Тосты шли один за одним, а празднование (из администрации на него
остался только Илья Ильич) длилось до самого утра.
Стоит ли говорить, что утром
вставать было очень тяжело. Но пришлось – нас уже ждали знакомые ПАЗики, на
которых мы, попрощавшись с теплоходом, доехали до аэропорта. Из Зырянки на Ан-24
мы без приключений долетели до Магадана, а там, переночевав в гостинице
«Магадан», снова сели в самолет и через восемь часов были в Москве. Закончилось
еще одно путешествие, пожалуй, одно из самых интересных в моей жизни. Надеюсь
скоро снова побывать на Колыме.
Кстати, недавно я узнал, что
в 2004 году «Капитан Миловзоров» будет совершать 11-дневные круизы по маршруту
Сеймчан – Черский – Сеймчан с заходом в устье реки Омолон. Признаюсь, мы с
женой загорелись идеей совершить такой круиз в этом году. Будем рады, если к
нам присоединятся другие любители отдыха на воде.